Характеристика учебного диалога
Диалог - вид речи (чаще всего устной), для которой характерны поочередные высказывания двух или нескольких собеседников. Устное диалогическое вещание осуществляется при условии непосредственного контакта собеседников, каждый из которых поочередно то слушает / воспринимает, то говорит. Поэтому, чтобы научиться диалогу, необходимо в совершенстве овладеть такими видами речевой деятельности, как аудирование и говорение.
Диалогическая устная речь предполагает понимание собеседниками реальной ситуации общения, зрительное восприятие собеседниками друг друга (мимики, жестов), восприятие интонационного оформления речи. Сориентировавшись в ситуации общения, каждый из собеседников планирует свое высказывание (планирование происходит во внутренней речи).
Диалогическая речь является цепью реплик, которые рождаются в процессе общения двух или нескольких лиц. Различают реплику-стимул, которая побуждает собеседника к ответу или действию, и реплику-реакцию, которая звучит в ответ. Сохраняя во внутренней речи начало разговора (содержание предыдущих реплик), каждый из собеседников во внутренней речи планирует «смысловые сгустки» следующей реплики.
Планируя реплики, следует прежде определить цель (мотив) общения, его содержание (основной тезис) и логично «продвигаться» к достижению этой цели. Поскольку реплики составляют единое целое, в методике обучения языку диалог рассматривают как вид связной речи (текст).
Методика обучения диалогу разработана недостаточно, поэтому диалогические умения формируются преимущественно в бытовом общении. Важными для диалога являются невербальные средства общения: мимика, жесты, интонация. В письменной форме диалогическая речь используется в художественных произведениях как средство воспроизведения речи и характеристики персонажей. Реплики собеседников связаны по смыслу (единой темой), большинство из них взаимообусловлены и связаны структурно, так, с точки зрения синтаксиса, они образуют такие структурно-грамматические объединения, как диалогические единства.
Для диалога характерны такие признаки: грамматическая неполнота предложений, использование простых синтаксических конструкций, различных предложений по цели высказывания, обращений и вводных слов, междометий и частиц и тому подобное.
Диалог - форма общения, в которой человек воспринимается как партнер с правом на собственные позиции, мнения, интересы. Диалог даѐт возможность самовыражения для каждого из партнеров общения. Ученики - активные участники процесса обучения. В классе атмосфера понимания, сопереживания.
Диалог в обучении или учебный диалог - это своеобразная форма общения между участниками педагогического процесса в условиях учебной ситуации, во время которой происходит информационно-смысловой обмен между партнерами и регулируются их отношения (Л.В.Зазулина).
Основные функции учебного диалога (Зазулина Л.В.):
Исследования показывают, что учебный диалог реализуется при следующих психолого-педагогических условиях: если вопросы, вынесенные преподавателем для обсуждения, отобраны с учетом готовности учащихся к диалогу и степени сформированности у них толерантности как черты личности, опыта диалогического общения, адекватной реакции на неожиданные и неоднозначные суждения.
Учебный процесс включает элементы театрализации, воплощение художественных образов в динамическое действо игровых ситуаций художественно-ролевого типа.
Проблемное диалогическое общение является целостной системой знаний, вопросов, ситуаций, предусматривающих последовательное восхождение к все большей самостоятельности учащихся.
Учитель, согласно принятой им моделью диалога, систематически диагностирует готовность к нему учеников, степень их самовыражения, используя наблюдения, создание предусмотренных ситуаций и другие методы исследования.
Учитель отказывается от оценки личности ученика как «плохого» или «хорошего». Утверждение чужого Я, независимо от взглядов, характера, - таков главный принцип диалога, который дает педагогу возможность достичь своей цели не прямо, а опосредованно.
Организуя диалог, учитель пытается принимать во внимание роль субъективной активности ученика.
условиях диалога успешно функционирует механизм интериоризации. Учитель ставит проблемы перед школьниками. Он не навязывает свой взгляд, а идет от учеников, их личных попыток решения, помогает ученику выразить перед другими свои мысли, пусть даже ошибочные и странные. Важной его задачей является создание атмосферы открытости, уверенности учащихся в себе, что повышает творческую активность, инициативность, самостоятельность.
системе "ученик-ученик" педагог должен заботиться о том, чтобы диалог не превратился в монолог. Тогда ученик выражает свою позицию, не учитывая позиции одноклассников. Диалогизация здесь заключается, с одной стороны, в росте уровня определенности в высказывании учащимся своей позиции, а с другой - в учете позиции другого школьника.
Диалогизацию учебного процесса в школе необходимо начинать со структурирования учебного материала, выделяя его узловые точки и связи, организуя совместное обсуждение исходных понятий, проблемных ситуаций. Диалог является психологической основной проблемного обучения. Постановка контрастных вопросов, альтернативные аргументации, которые расширяют семантические границы индивидуального опыта школьников, - это атмосфера проблемного поиска. Учитель должен ориентироваться на обратную связь, что помогает регулировать и доказывать сложность и уровень "проблемности" учебного процесса. А для этого надо постоянно иметь эту связь.
Задача педагога - культивировать нормы, когда школьники при ответе одноклассника всегда должны помнить поставленный вопрос, а также воспроизводить с ответом его позицию. Таким образом, ученик самостоятельно должен показать содержательную позицию ровесника, отличную от собственной. Воспроизвести позицию другого он может двумя способами: во-первых, просто повторить, во-вторых, учесть, что ровесник мог сказать и знать, что он сказать не смог, сказал и не знал. При этом следует требовать высказываться о позиции одноклассника, даже если она была неправильной, странной, парадоксальной, доброжелательно, не обижая никого.