СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

стаья о оценочной деятельности на уроках биологии с разноуровневыми заданиями.

Просмотр содержимого документа
«Статья "ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ"»

ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ


Н.А. Ключкина,

учитель биологии

МБОУ г. Иркутска СОШ №80


«…Оценка – это тот узел, тот перекресток, на котором встречаются все участники школьной жизни: дети, их родители, учителя, администрация…».

И. Улановская, Г. Цукерман, Е. Юдина.

Образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, форм, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся. Ст. 15, п. 3 Закона РФ «Об образовании». Изучая содержание ряда книг серии «Стандарты второго поколения» издательства «Просвещение», понимаешь, что в школе должны вводиться новые формы организации учебного процесса и новые требования к системе оценки достижения планируемых результатов. Вместо воспроизведения знаний мы теперь будем оценивать разные направления деятельности ученика, то есть то, что ему реально нужно в жизни в ходе решения различных практических задач. Прежде всего, изменился инструментарий – формы и методы оценки. Помимо привычных предметных контрольных работ, теперь необходимо проводить, метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий - задач, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий. Совершенно новым для массовой школы является вводимая ФГОС диагностика результатов личностного развития. Она может проводиться в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения и т.д.).

Оценивание является постоянным процессом. Оценивание может быть только критериальным. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка. Оценивать можно только то, чему учат. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включились в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке. В оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса. В частности, при выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности.

Функции оценивания:

  • Проинформировать (обратная связь со всеми участниками процесса);

  • Стимулировать (повысить самооценку, вызвать интерес);

  • Сравнить (с собой, с другими);

  • Научить оценивать себя.

Эти функции оценивания я использую на своих уроках по биология в 6 классах. Например, на уроке по теме «Корень – якорь, насос и хранилище» в начале урока после определения цели, я предлагаю разноуровневые задания, кроссворд, тестовые задания разной сложности. Это связано с тем, что восприятия информации у ребят разное, а также и знания, это конечно ещё поможет вспомнить изученный материал прошлого урока. И так первую оценочную деятельность провожу я, как учитель, это позволяет мне увеличить накапляемость оценок каждого ученика, так как по программе урок один час в неделю. Ведь оценивать можно только то, чему учат. И выяснить, что было не понятно при выполнении задания, и какие трудности возникали при ответе. Все эти усилия, как было экспериментально доказано, позволят заметно снизить показатели уровня тревожности в ситуациях «предъявления себя», «отношений с учителями», «боязни успеха». Заметно возрастает сознательное отношение учеников к целям обучения и к самой учебной системы оценки. Задаются вопросы: что было трудным? В чём требуется помощь?

Затем я предлагаю перейти к открытию новых знаний.

Например: Новая тема. Давайте обратим внимание на экран. Что вы видите?

.

Правильно насос и якорь. Как же эти предметы интересно можно связать с биологией. Чтобы ответить на этот вопрос нужно вспомнить:

1. Как впитывают вод мхи и водоросли, травы и деревья?

2. Как прикрепляются к грунту водоросли, травы, деревья, мхи?

Вместе формулируем тему урока. Корень – якорь, насос и хранилище. Я предлагаю, что бы усвоить новые знания нужно познакомиться с видами корней, типами корневых систем, функциями, а также их сравнением в строении, чтобы различать между собой корневые системы.

Освоение знаний начинается с функции корня.

Почему корень можно сравнить с якорем и насосом?

А) Закрепление в почве

Б) Накопление запаса питательных веществ

В) Проведение воды и минеральных веществ

Как тогда может быть устроен корень, чтобы воспринимать эти функции? Следующим этапом оценивания идёт алгоритм заполнения таблицы, приобретая навыки и привычку к взаимооценке. Вместо воспроизведения знаний мы теперь будем оценивать разные направления деятельности ученика, то есть то, что ему реально нужно в жизни в ходе решения различных практических задач.

Зоны корня

функции

Зона проведения


Зона ветвления


Зона всасывания


Зона растяжения


Зона деления


Корневой чехлик



После заполнения таблицы, учащиеся обменялись работами для взаипроверки. После взаимопроверки задаются вопросы что было трудным? В чём требуется помощь? Аргументированный ответ после взаимопроверки учащегося на вопросы дает мне возможность контролировать адекватность оценивания работ своих одноклассников. И делается совместный вывод. Что корневыми волосками корень всавает воду.

Вода попадает в цитоплазму корневых волосков и от клетки к клетке переходит в сосуды. По сосудам корня вода под давлением поступает в стебель.

Вывод: Корень растений выполняет роль - якоря и насоса.

РЕФЛЕКСИЯ. Я задаю наводящие вопросы, которые помогут мне вместе с детьми оценить достигли ли мы цели поставленной в начале урока ребятами на уроке. Что было интересного на уроке?

Учитывая новые технологии оценивания учебных успехов, мне как учителю позволяет определять, как ученик овладевает умениями по использованию знаний – то есть насколько обучение соответствует современным целям образования.

Для самостоятельного оценивание предлагается заключительный, тем самым это позволяет развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки, сравнивая с правильными ответами выведенными на экран. Это как раз и будет самооценкой. И напрашивается вопрос чему учились? И что повторяли?

Я использовала на своём уроке три вида оценивания:

А) оценка учителем.

Б) взаимооценка.

В) самооценка.

Что позволяет на сегодняшний день мне, учитывая требования ФГОС, мотивировать ученика на успех, избавляя его от страха перед школьным контролем и оцениванием, при этом создавая комфортную обстановку, а так же при всём это сберечь психологическое здоровье детей.