ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Н.А. Ключкина,
учитель биологии
МБОУ г. Иркутска СОШ №80
«…Оценка – это тот узел, тот перекресток, на котором встречаются все участники школьной жизни: дети, их родители, учителя, администрация…».
И. Улановская, Г. Цукерман, Е. Юдина.
Образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, форм, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся. Ст. 15, п. 3 Закона РФ «Об образовании». Изучая содержание ряда книг серии «Стандарты второго поколения» издательства «Просвещение», понимаешь, что в школе должны вводиться новые формы организации учебного процесса и новые требования к системе оценки достижения планируемых результатов. Вместо воспроизведения знаний мы теперь будем оценивать разные направления деятельности ученика, то есть то, что ему реально нужно в жизни в ходе решения различных практических задач. Прежде всего, изменился инструментарий – формы и методы оценки. Помимо привычных предметных контрольных работ, теперь необходимо проводить, метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий - задач, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий. Совершенно новым для массовой школы является вводимая ФГОС диагностика результатов личностного развития. Она может проводиться в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения и т.д.).
Оценивание является постоянным процессом. Оценивание может быть только критериальным. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка. Оценивать можно только то, чему учат. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включились в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке. В оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса. В частности, при выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности.
Функции оценивания:
Проинформировать (обратная связь со всеми участниками процесса);
Стимулировать (повысить самооценку, вызвать интерес);
Сравнить (с собой, с другими);
Научить оценивать себя.
Эти функции оценивания я использую на своих уроках по биология в 6 классах. Например, на уроке по теме «Корень – якорь, насос и хранилище» в начале урока после определения цели, я предлагаю разноуровневые задания, кроссворд, тестовые задания разной сложности. Это связано с тем, что восприятия информации у ребят разное, а также и знания, это конечно ещё поможет вспомнить изученный материал прошлого урока. И так первую оценочную деятельность провожу я, как учитель, это позволяет мне увеличить накапляемость оценок каждого ученика, так как по программе урок один час в неделю. Ведь оценивать можно только то, чему учат. И выяснить, что было не понятно при выполнении задания, и какие трудности возникали при ответе. Все эти усилия, как было экспериментально доказано, позволят заметно снизить показатели уровня тревожности в ситуациях «предъявления себя», «отношений с учителями», «боязни успеха». Заметно возрастает сознательное отношение учеников к целям обучения и к самой учебной системы оценки. Задаются вопросы: что было трудным? В чём требуется помощь?
Затем я предлагаю перейти к открытию новых знаний.
Например: Новая тема. Давайте обратим внимание на экран. Что вы видите?
.

Правильно насос и якорь. Как же эти предметы интересно можно связать с биологией. Чтобы ответить на этот вопрос нужно вспомнить:
1. Как впитывают вод мхи и водоросли, травы и деревья?
2. Как прикрепляются к грунту водоросли, травы, деревья, мхи?
Вместе формулируем тему урока. Корень – якорь, насос и хранилище. Я предлагаю, что бы усвоить новые знания нужно познакомиться с видами корней, типами корневых систем, функциями, а также их сравнением в строении, чтобы различать между собой корневые системы.

Освоение знаний начинается с функции корня.
Почему корень можно сравнить с якорем и насосом?
А) Закрепление в почве
Б) Накопление запаса питательных веществ
В) Проведение воды и минеральных веществ
Как тогда может быть устроен корень, чтобы воспринимать эти функции? Следующим этапом оценивания идёт алгоритм заполнения таблицы, приобретая навыки и привычку к взаимооценке. Вместо воспроизведения знаний мы теперь будем оценивать разные направления деятельности ученика, то есть то, что ему реально нужно в жизни в ходе решения различных практических задач.
Зоны корня | функции |
Зона проведения | |
Зона ветвления | |
Зона всасывания | |
Зона растяжения | |
Зона деления | |
Корневой чехлик | |
После заполнения таблицы, учащиеся обменялись работами для взаипроверки. После взаимопроверки задаются вопросы что было трудным? В чём требуется помощь? Аргументированный ответ после взаимопроверки учащегося на вопросы дает мне возможность контролировать адекватность оценивания работ своих одноклассников. И делается совместный вывод. Что корневыми волосками корень всавает воду.


Вода попадает в цитоплазму корневых волосков и от клетки к клетке переходит в сосуды. По сосудам корня вода под давлением поступает в стебель.
Вывод: Корень растений выполняет роль - якоря и насоса.

РЕФЛЕКСИЯ. Я задаю наводящие вопросы, которые помогут мне вместе с детьми оценить достигли ли мы цели поставленной в начале урока ребятами на уроке. Что было интересного на уроке?
Учитывая новые технологии оценивания учебных успехов, мне как учителю позволяет определять, как ученик овладевает умениями по использованию знаний – то есть насколько обучение соответствует современным целям образования.
Для самостоятельного оценивание предлагается заключительный, тем самым это позволяет развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки, сравнивая с правильными ответами выведенными на экран. Это как раз и будет самооценкой. И напрашивается вопрос чему учились? И что повторяли?
Я использовала на своём уроке три вида оценивания:
А) оценка учителем.
Б) взаимооценка.
В) самооценка.
Что позволяет на сегодняшний день мне, учитывая требования ФГОС, мотивировать ученика на успех, избавляя его от страха перед школьным контролем и оцениванием, при этом создавая комфортную обстановку, а так же при всём это сберечь психологическое здоровье детей.