СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 10.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

СТАТЬЯ "ВНИМАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье описывается процесс внимания младших школьников на уроке как главная составляющая успешности ребёнка в учебной деятельности. Описываютя приёмы развития внимания на уроке.

Просмотр содержимого документа
«СТАТЬЯ "ВНИМАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"»

2


О внимании младших школьников.

Младший школьник – своеобразный носитель нераскрытых до конца резервов детского развития. До поступления ребенка в школу они были скрыты в ребёнке, находились в зачаточном состоянии. Развитие детей в период поступления в школу и в период последующий предполагает формирование не только психологических качеств, познавательных процессов, умственного развития, но и анатомо-физиологических структур организма. Имеется в виду рост и вес, мозг и нервная система, кости, мышцы и т.д.

Попробуем ответить на вопрос: «Существует  ли зависимость   между   уровнем развития    внимания    младшего    школьника    и    успешностью    его обучения». Или по-другому: «Если у ученика младшего школьного возраста преобладает  низкий     уровень     развития     устойчивости,     объема, переключения внимания, то значит ли, что у данного ученика будут определенные проблемы в обучении». Проблемы могут быть в трудности усвоения материала - как наглядного, так и устного и письменного, что повлечет за собой неуспеваемость, отставание в обучении, непрочность и недолговременное усвоения материала.

Внимание - целенаправленное сосредоточение сознания на каком-либо объекте или деятельности. Младший школьный возраст жизни занимает возрастной диапазон от 6—7до 10—11 лет (I—IV классы школы). В 7-летнем возрасте возникает такая структура переживаний, когда ребенок начинает понимать, что значит «я радуюсь», «я огорчен», «я сердит», «я добрый», «я злой», т. е. у него возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях. С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начи­нается перестройка всех его познавательных процессов, приобретение ими качеств, свойственных взрослым людям, так как дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психо­логических   качеств.   Общими  характеристиками   всех   познавательных процессов ребенка должны стать их произвольность, продуктивность и устойчивость.

Для использования имеющихся у ребенка резервов, необходимо решить предварительно две важные задачи.

  • Первая из них состоит в том, чтобы как можно быстрее адаптировать детей к работе в школе и дома, научить их учиться, не тратя лишних физических усилий, быть внимательными, усидчивыми.

  • Вторая задача состоит в необходимости психологического выравнивания учащихся с точки зрения их готовности к обучению. Многие дети приходят в школу не только не подготовленными к новой для них социально-психологической роли, но и со значительными индивидуальными различиями в мотивации, знаниях, умениях и навыках, что делает учение для одних слишком легким, неинтересным делом, для других - чрезвычайно трудным (и вследствие этого также неинтересным).

Еще одна проблема состоит в том, что углубленная и продуктивная умственная работа требует от детей усидчивости, сдерживания эмоций и регуляции естественной двигательной активности, сосредоточения и поддерживания внимания на учебных задачах, а это в начальных классах умеют делать далеко не все дети. Многие из них быстро утомляются, устают.

Особую трудность для детей 6—7-летнего возраста, начинающих обучаться в школе, представляет регуляция поведения. Ребенок должен сидеть па месте во время урока, не разговаривать, не ходить по классу, не бегать по школе во время перемен. В других ситуациях, напротив, от него требуется проявление необычной, довольно сложной и тонкой двигательной активности, как, например, при обучении рисованию и письму. Многим первоклассникам явно не хватает силы воли для того, чтобы постоянно удерживать себя в определенном состоянии, управлять собой в течение длительного периода времени.

В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются далее основные характеристики познавательных процессов: восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь.

В этом возрасте важно, чтобы младший школьник был обеспечен достаточным количеством развивающих игр в школе и дома и имел время для занятий ими. Игра в этом возрасте продолжает занимать второе место после учебной деятельности как ведущей и существенно влиять на развитие детей.

У младших школьников развивается внимание. Реакция на все новое, яркое, необычное очень сильна в этом возрасте. Младший школьник не может еще управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Даже сосредотачивая внимание младшие школьники не замечают главного, существенного. Это объясняется особенностями их мышления. Наглядный образный характер мыслительной деятельности приводит к тому, что учащиеся все свое внимание направляют на отдельные, бросающиеся в глаза предметы или их признаки. Возникающее в сознании младших школьников образы, представления, вызывают сильные переживания, которые оказывают тормозящее влияние на мыслительную деятельность. Поэтому если суть предмета не находится на поверхности, если она замаскирована, то младшие школьники на первых порах и не замечают ее.

С развитием и совершенствованием мышления младшие школьники все в большей степени становятся способными сосредотачивать свое внимание на главном, основном, существенном. Внимание младшего школьника тесно связано с мыслительной деятельностью - учащиеся младшего школьного возраста не могут сосредотачивать свое внимание на том, что им не понятно. Они быстро отвлекаются и начинают заниматься своим делом. Необходимо излагать материал просто и доступно. Развивать волевое усилие, а вместе с ним и произвольное внимание.

Произвольное внимание формируется у ребенка при его общении со взрослыми. На ранних фазах развития функция произвольного внимания разделена между двумя людьми: взрослым и ребенком. Первый выделяет объект среды, указывая на него и называя слова, ребенок отвечает на этот сигнал, прослеживая жест, схватывая предмет или повторяя слова. Так данный предмет выделяется для ребенка из внешнего поля. В последствие младшие школьники начинают ставить цели самостоятельно.

Большое значение развитию произвольного внимания школьников придавал К.Д Ушинский. Он выступал против того, чтобы весь учебный процесс в начальных классах был на интересе и занимательности: "Конечно, сделав занимательным свой урок, вы можете не бояться наскучить детям, но помните, что не все может быть занимательным в ученье, а непременно есть и скучные вещи, и должны быть. Приучите же ребенка делать не только, что занимает, но и то, что не занимает, делать ради удовольствия исполнять свои обязанности"

Развитие произвольного внимания тесно связано с развитием ответственности у младших школьников за усвоение знаний. Учащиеся младшего школьного возраста с ответственным отношением к учению умеют заставить себя внимательно выполнять любое задание, как интересное, так и неинтересное. Младший школьник без чувства ответственности внимательно работает только с интересным материалом.

На протяжении младшего школьного возраста развивается и после произвольное внимание. Огромную роль начинает играть преобладающий очаг возбуждения. Младший школьник быстро реагирует на то, что его интересует, что связано с его потребностями. Если ребенок увлекается чтением книги, после произвольное его внимание будет очень устойчивым, что связано с возникновением стойкого очага возбуждения в коре головного мозга.

После произвольное внимание детей основано на интересе, т.е. на том отношении к какому-то предмету, к своей деятельности, к поставленной задаче, которое выражается в желании узнать что-то новое, раскрыть явление более глубоко и разносторонне.

После произвольным оно называется потому, что возникает на основе произвольного внимания, после него.

К числу этих особенностей внимания относится его объем, т.е. то количество объектов, которые человек может одновременно "схватить" с одинаковой ясностью. У младшего школьника объем внимания значительно уже, чем у взрослых. Поэтому, если ученику приходится сразу ознакомиться с двумя новыми буквами или цифровыми знаками и т.д., он путает эти объекты.

Широта охвата объектов в значительной степени зависит от знания объектов и от связи их друг с другом. Объем внимания зависит и от связей, которые образовались в мозгу в прошлом опыте человека, в особенности, если они возникли в результате восприятия материала, близкого в каком-либо отношении к тому, что воспринимается в данный момент. Благодаря этому старые и новые связи легко объединяются в единую систему, обеспечивающую большой объем внимания. Так, ученик, имеющий некоторое представление о принесенном на урок предмете, скорее обратит внимание на все его детали, чем тот, кто видит этот предмет первый раз. Таким образом, чем шире у младшего школьника объем внимания, тем он больше схватывает из того, что ему объясняется и показывается на уроке, тем больше проявляет он наблюдательность.

Одно из важных свойств внимания - концентрация. Это свойство характеризует силу сосредоточения человека и определяется той силой нового раздражителя, которая необходима для погашения прежней доминанты и создания новой.

Устойчивость внимания с физиологической точки зрения зависит от способности нервных клеток длительно находиться в деятельном состоянии.

Как сосредоточенность, так и устойчивость зависят от особенностей объектов, на которые они направлены, от характера деятельности и от индивидуальных особенностей человека.

Неустойчивость внимания часто возникает при действии посторонних высших раздражителей, отличающихся интенсивностью, вызывающих интерес, эмоции. Поэтому для большей концентрации и устойчивости внимания важным моментом является активность в трудовой или учебной деятельности. Плохо концентрируемое неустойчивое внимание проявляется в рассеянности. Быть рассеянным - значит не уметь надолго сосредоточиться легко на чем-то одном, значит легко и часто отвлекаться от выполняемого дела.

К свойствам внимания относится также отвлекаемость и колебания. Эти свойства проявляются непроизвольно, вопреки нашему желанию. Отвлечение во время работы необходимо преодолевать. Одновременное выполнение различных действий требует особого свойства, так называемого распределения внимания, позволяющего направлять его на разные объекты деятельности.

Внимание в значительной степени зависит от уровня развития основных процессов высшей нервной деятельности. Эти процессы меняются с возрастом, следовательно, и внимание претерпевает изменения. Одни и те же внешние раздражители совершенно по-разному воспринимаются человеком и вызывают у него различные реакции в зависимости от его возраста.
Что характерно для их высшей нервной деятельности младшего школьника?

Процессы возбуждения и торможения в коре полушарий сменяются у младших школьников довольно быстро. Поэтому внимание ребенка младшего школьного возраста отличается легкой переключаемостью и отвлечением, что мешает ему сосредоточиться на одном объекте. Такая повышенная чувствительность нервной системы в этом возрасте обуславливает наличие у младшего школьника довольно сильного рефлекса на все новое. Слишком много этого нового в окружающем мире, чтобы младший школьник не старался обратить внимание на внешние раздражители, которые на него действуют.

Обучение младшего школьника в школе, процесс приобретения знаний - все это способствует быстрому росту непроизвольного внимания, развивающегося у них главным образом на почве возникающих интересов, и в частности интереса к учебным занятиям. Непроизвольное внимание в большей степени зависит от впечатляемости материала, от его наглядности и конкретности, от воздействия на эмоциональную сферу ребенка. Хотя у младшего школьника наиболее развито внимание непроизвольное, однако, первые годы учения - главный период формирования и произвольного внимания.

Произвольное внимание имеет большое значение в учебной работе младшего школьника, хотя умение управлять сосредоточенностью своего сознания у ребенка этого возраста, еще недостаточно развито. Однако наличие многообразных ученических обязанностей, требования учителя, влияние детского коллектива, вся обстановка школьной жизни способствуют развитию этого вида внимания.

Рекомендации учителю по организации процесса обучения.

Организационные       приемы,       способствующие поддержанию и развитию внимания учащихся на уроке.

1.   Надо добиться полнейшей тишины и переключить  внимание учащихся с того, чем они занимались во время перемены, на работу по данному предмету.

2.   На уроке учитель дает четкие и ясные установки относительно того, чем учащиеся будут заниматься.

3.   Для поддержания устойчивости внимания младших школьников на уроке большое значение имеет оптимальный темп работы.

4.   Темп   речи   учителя   должен   быть   средним.   Каждое   слово необходимо произносить ясно и отчетливо.

5.   Исключительно важную роль    для  поддержания привлечения детей    играет    тон    речи    учителя,    ее    яркость,    живость    и эмоциональная насыщенность.

6.   Устойчивость   внимания   младших   школьников   зависит   и   от объема    заданной    работы.    Чрезмерная    нагрузка    утомляет учащихся, и они невольно отвлекаются. Незначительная нагрузка также нарушает устойчивость внимания.

7.   Во      время      объяснения      нового      материала      необходимо разнообразить работу младших школьников.  Они должны не только   слушать,   но   и   записывать,   не   только   слушать   и записывать, и произносить то, что услышали и написали.

8.   Большое    значение    для    привлечения    внимания    во    время объяснения   нового   материала   имеет   правильное   применение различных, наглядных пособий.

9.   Для     воспитания     положительной     привычки     всегда    быть внимательным немаловажное значение имеет организованный конец урока.

10.Создание игровой атмосферы на уроке развивает познавательный процесс и активность младших школьников, снимает усталость, позволяет удержать внимание.

11. Чтобы воспитывать непроизвольное внимание, надо развивать у младших школьников непосредственный интерес к учению. Он зависит, прежде всего, от содержания учебного материала.

12.Занимательность преподавания, наглядные пособия, опыты, экскурсии — все это повышает развитие непроизвольного внимания.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!