СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статьи НПК, журналы

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматривается интегрированный подход в практико-ориентированном обучении для формирования профессиональных компетенций будущего технолога. Авторы статьи показывают, что интегрированный подход в практико-ориентированном обучении – это один из наиболее эффективных способов  подготовки высококвалифицированных специалистов, который приводит к формуле успеха, позволяющий состоятся в профессии,  способствующий карьерному росту.

Просмотр содержимого документа
«Статьи НПК, журналы»

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО ТЕХНОЛОГА

Дуракова Т.Е., преподаватель экономических дисциплин,

ГПОАУ Амурский колледж сервиса и торговли

отделение №4, г. Белогорск

Сметана Н.А., преподаватель технологических дисциплин

ГПОАУ Амурский колледж сервиса и торговли

отделение №4, г. Белогорск


В статье рассматривается интегрированный подход в практико-ориентированном обучении для формирования профессиональных компетенций будущего технолога. Авторы статьи показывают, что интегрированный подход в практико-ориентированном обучении – это один из наиболее эффективных способов подготовки высококвалифицированных специалистов, который приводит к формуле успеха, позволяющий состоятся в профессии, способствующий карьерному росту.



Ключевые слова: интегрированный подход, практико-ориентированное обучение, решения профессиональных ситуационных задач, имитация деятельности, выполнение курсовых и дипломных работ, опытно-экспериментальная работа.


Качественные изменения, происходящие в среднем профессиональном образовании, направлены на соответствие требованиям регионального рынка труда, который требует подготовки конкурентоспособного и практико-ориентированного специалиста, способного быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям производственного процесса.

Цель исследовательской работы заключается в применении интегрированного подхода практико-ориентированного обучения для формирования профессиональных компетенций будущего технолога.

Для выполнения цели были поставлены задачи:

– теоретическое изучение активных методов в практико-ориентированном обучении;

– использование активных методов в процессе обучения для формирования профессиональных компетенций.

Предметом исследовательской работы является использование активных методов обучения интегрированного подхода в практико-ориентированном обучении для формирования профессиональных компетенций.

Объект – процесс подготовки будущих техников-технологов.

Интегрированный подход в практико-ориентированном обучении делает акцент на подготовку студентов к будущей карьере, нахождении своего места в жизни.

В  практико-ориентированной  образовательной среде используется несколько подходов, в том числе использование профессионально-ориентированных технологий обучения (авторы Т. Дмитриенко, П. Образцов) и методик моделирования фрагментов будущей профессиональной деятельности на основе использования возможностей контекстного (профессионально направленного) изучения профессиональных модулей [1]. Изучение, которых направлено на приобретение кроме знаний, умений, навыков – опыта практической деятельности с целью достижения профессионально и социально значимых компетентностей. Это обеспечивает вовлечение студентов в работу и их активность, сравнимую с активностью преподавателя.

Чтобы подготовить современного технолога, нужно обеспечить его таким комплексом умений и знаний, который помог бы ему успешно трудоустроиться после окончания учебного заведения.

Работодатель нанимает многогранно-развитых молодых специалистов, обладающих следующими качествами: профессиональная компетентность; коммуникативная компетентность; позитивное отношение к своей профессии; владение методами технологического расчета и экономического анализа; творческий подход к решению профессиональных задач; активная жизненная позиция; адекватность к своим возможностям.

Для формирования этих качеств преподаватели объединяют знания, умения и навыки в практико-ориентированном обучении при интегрированном подходе. Цель интегрированного подхода: помочь студенту добывать и применять полученные знания и умения в самостоятельном решении проблем, адаптироваться в современных условиях.

В рамках реализации интегрированного подхода при изучении профессиональных модулей преподаватели технологических и экономических дисциплин создают такую обстановку на уроке, которая погружает студентов в профессиональную среду, соотносит их представления о профессии с требованиями, предъявляемыми реальным производством, а также способствует развитию использования теоретических знаний и умений полученных на лабораторно-практических занятиях на практике, выполнению определенных профессиональных функций, позволяет студентам упражняться в профессиональной деятельности[2].

Рассмотрим применяемые активные методы интегрированного подхода в практико-ориентированном обучении.

Решения профессиональных ситуационных задач. При изучении модуля ПМ.02 Производство цельномолочных продуктов, жидких и пастообразных продуктов детского питания, студентам дается задание сделать анализ выхода цельномолочных продуктов с учетом производственных потерь. Эти данные затем используются на общепрофессиональной дисциплине «Основы экономики, менеджмента и маркетинга», где по результатам технологического анализа делается экономический расчет по себестоимости готового продукта. На данном этапе обучения закладываются основы для выполнения профессиональных задач с целью использования их при выполнении опытно-экспериментальной работы, при написании курсовых и дипломных работ, как практического значения, так и исследовательского характера. Это способствует формированию профессиональных навыков и компетенций: контролировать качество сырья, вести технологические процессы, вести технологические расчеты по выработке готовой продукции, участвовать в планировании основных показателей производства, вести утвержденную учетно-отчетную документацию.

Имитация деятельности. Данный метод используется на примере деловой игры. При выполнении лабораторной работы «Выработка питьевого молока» студенты разбиваются на рабочие бригады, где назначаются бригадир, лаборант, рабочий. Каждая бригада ведет технологический процесс по выработке питьевого молока, но для полноценного имитирования производственных условий бригаде дается задание, кроме технологических расчетов, оформить сопроводительную документацию (ОП «Основы экономики, менеджмента и маркетинга»), в которой они заполняют необходимые реквизиты на поступившее сырье и рапорт по выходу готовой продукции.

Урок «Расчет сырья и готовой продукции с учетом производственных потерь и заполнением первичной документации» проводится с целью:

– закрепить ранее полученные умения и навыки на практических

работах по МДК 02.01. Технология производства цельномолочных

продуктов, жидких и пастообразных продуктов детского питания и

ОП 10 Основы экономики, менеджмента и маркетинга;

– способствовать формированию общих и профессиональных компетенций; развивать умение работать в коллективе; развивать умения работы с информационными технологиями; развивать умение анализировать полученный результат;

– прививать интерес к избранной специальности; воспитывать ответственное отношение за выполненную работу в коллективе; воспитывать умения принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Профессиональные конкурсы: «Лучший мастер-учетчик», «Технолог года» проводятся с целью:

– выявить уровень освоения общих и профессиональных компетенций, а также закрепить ранее полученные умения и практические навыки по МДК 04.01. Технология производства различных видов сыра и продуктов из молочной сыворотки, МДК 02.01 Технология производства цельномолочных продуктов, жидких и пастообразных продуктов детского питания и МДК 05.01 Управление структурным подразделением;

– развивать умения работы с информационными технологиями;

– развивать умение анализировать полученный результат;

– учитывать количество и качество поступающего в цех переработки сырья (молока);

– распределять сырье по видам производства продукции в зависимости от его качества;

– рассчитывать количество закваски, сычужного фермента и хлорида кальция;

– контролировать соблюдение требований к технологическому процессу в соответствии с нормативной и технологической документацией;

– вести производственный учет в структурном подразделении[3].

Применение имитаций деятельности в интегрированной технологии способствуют повышению знаний выпускников, развивают интерес к будущей специальности, готовят их к использованию исследовательских и творческих навыков, позволяют выявить сформированные как общие, так и профессиональные компетенции.

Выполнение курсовых и дипломных работ. При написании курсовой работы, а далее и при выполнении выпускной квалификационной работы студенты приобретают профессиональные умения, углубляют, обобщают и систематизируют знания по профессиональным модулям. При выполнении практической части студенты используют материал, полученный ими на производственной практике. Темы курсовых работ по ПМ.02 Технология производства цельномолочных продуктов и ПМ.05 Организация работы структурного подразделения взаимоувязываются. Например: «Технология производства творога из вторичного сырья на ГМК», «Материально-техническое обеспечение цеха по производству творога из вторичного сырья ГМК».

Выпускные квалифицированные работы, студенты специальности Технология молока и молочных продуктов, выполняют по двум направлениям - технологическая часть обосновывается экономическими расчетами. Например, Технология производства творога из вторичного сырья ГМК с экономически обоснованием. В результате этого согласовывается задания на ВКР, которое состоит из трех частей – технико-экономическое обоснование, технологической и экономической частей [3].

Использование информационных технологий. Система «Техэксперт: Пищевая промышленность», Консультант Плюс, пакет прикладных программ Microsoft Office, Microsoft Visio и др. используется при выполнении лабораторных и практических работ. Технологам выдается задание: сделать заключение по полученным результатам исследования качества готовой продукции на соответствие с ГОСТом («Техэксперт: Пищевая промышленность»), а при расчете себестоимости готовой продукции используется пакет программ Microsoft Office.

Опытно-экспериментальная работа ведется на предметных кружках «Технолог» и «Бизнес-планирование». Здесь обучающиеся занимаются разработкой новых технологий, опытно-экспериментальной выработкой продукции, исследованием качественных показателей, потребительского рынка, расчетом экономических показателей по разделам бизнес-плана, определением экономической эффективности внедрения новых технологий в производство. Студенты по специальности 19.02.07. Технология молока и молочных продуктов, предлагают свои опытно-экспериментальные результаты по выработке молочных продуктов с добавлением растительных компонентов и других ингредиентов с экономическим обоснованием, которое доказывает реальное снижение затрат и цены на производство по сравнению с торговым ассортиментом молочных продуктов. Разрабатываются темы исследовательских работ: «Выработка и исследование качества напитков функционального назначения из соевого молока с добавлением растительных компонентов (тыквенного сока и сиропа из топинамбура) с экономическим обоснованием»; «Выработка и исследование качества кисломолочных напитков из молочной сыворотки на основе пробиотической закваски с добавлением растительных компонентов (яблочного пектина и тыквенного сока) с экономическим обоснованием»; «Выработка и исследование качества функциональных йогуртов с растительными компонентами (тыквенного пюре и сиропа из топинамбура) с экономическим обоснованием»; «Выработка и исследование качества термостатной «Биоряженки», обогащенной коллагеном, с добавлением чернослива и кураги с экономическим обоснованием»; «Выработка творога, обогащенного изолятом соевого белка. Выявление влияния изолята соевого белка на качество сгустка, полученного кислотным и кислотно-сычужным способом с экономическим обоснованием»; «Выработка и исследование качества кислосливочного масла обогащенного пробиотической закваской с добавлением растительных компонентов с экономическим обоснованием».

Используемый нами интегрированный подход в практико-ориентированном обучении повышает мотивацию у студентов технологов в получении выбранной специальности, что подтверждает мониторинг качества выполнения курсовых и дипломных работ на четвертом курсе.

Важное значение имеет работа в практико-ориентированном обучении – взаимосвязь с социальными партнерами. Традиционно выполняются опытно-экспериментальные работы согласованные с работодателями ИП Мельниченко Д.В. и ОАО «Молочный Благовещенский комбинат» по выработке новых видов продукции с целью расширения ассортимента на данных предприятии.

Таким образом, интегрированный подход в практико-ориентированном обучении позволяет выпускникам-технологам по окончании колледжа при желании и возможности воплотить в жизнь свои инновационные идеи в предпринимательстве при открытии малого бизнеса, так как наши студенты, владеют навыками производства молочных продуктов и умениями составлять бизнес-план. С целью расширения своих возможностей в области научно-исследовательской работы, выпускники поступают в Дальневосточный государственный аграрный университет.

Пример успешного использования в своей работе интегрированного подхода в формировании профессиональных компетенций высококвалифицированного специалиста является карьерный рост недавнего выпускника, который приходит на производство на позицию лаборанта, мастера или младшего технолога, затем, последовательно, проходит следующие ступени: технолог, старший технолог, главный технолог. Вершина карьерной лестницы – заведующий производством. Каждый год, в рамках профессиональной ориентации, проводится форум «Формула успеха» для студентов старших курсов. На который приглашаются выпускники колледжа, работающие специалистами на ИП Мельниченко Д.В. и ОАО «Молочный Благовещенский комбинат», с целью повышения мотивации в правильности выбранной специальности.

Следовательно, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что интегрированный подход в практико-ориентированном обучении – это один из наиболее эффективных способов подготовки высококвалифицированных специалистов, который приводит к формуле успеха, позволяющий состоятся в профессии, способствующий карьерному росту.



БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Киричек К.А. Формы использования информационных технологий в системе среднего профессионального образования (инновационный педагогический проект) // Интернет-журнал «Эйдос». – 2014. – 21 октября. http://www.eidos.ru/journal/2009/1021-4.htm. – В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос», e-mail: [email protected].

  2. Мартынова М. В. Интегрированное обучение. Педагогические технологии. Типы и формы интегрированных уроков. Методические рекомендации. — URL: http://ido.tsu.ru/ss/?unit=199&page=594.

  3. Методическая разработка проведения по проведению открытого внеклассного мероприятия по теме «Расчет сырья и готовой продукции с учетом производственных потерь и заполнением первичной документации» – URL: https://multiurok.ru/id31998930/