СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Формирование читательской грамотности у учащихся начальных классов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Стаья описывающая опыт формирование читательской грамотности в начальной школе.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Формирование читательской грамотности у учащихся начальных классов"»

ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ГБОУ «Балтийский берег»



«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда, наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словами» так говорил В.А.Сухомлинский.

Огромная роль в воспитании, образовании, развитии школьников отводится чтению. Однако в России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения, современная ситуация характеризуется отсутствием у детей и их родителей интереса к книге. Дети предпочитают книге телевидение, видеопродукцию, компьютер и, как результат, школьники не любят и не хотят читать.

Проблема чтения находится в настоящее время в зоне пристального внимания, активно предпринимаются меры с целью противодействия снижению интереса к чтению, исходя из понимания его роли для развития общества. В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования второго поколения в качестве приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования».

Словосочетание «читательская грамотность» говорит о способности школьника понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Основная работа по формированию читательской грамотности в начальной школе проходит на уроках литературного чтения, которые в нашей школе проходят в рамках УМК «Перспектива» и «Начальная школа XXIвека» (учебник «Литературное чтение»/ [Сост. Л.Ф. Климанова. В.Г. Горецкий. Л.А. Виноградская], учебник «Литературное чтение»/[Сост. Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова ]. Каждый из наших учителей начальных классов, опираясь на свой опыт и на приемы формирования читательской грамотности, занимался поиском эффективных и рациональных способов обучения чтению. В итоге сложилась система, которая направлена на повышение мотивации к чтению, активизацию познавательного процесса. Она включает в себя использование:

  • Технологии критического мышления, где идет развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений). Здесь мы используем следующие приемы работы:

  1. «Чтение с остановками» - материалом для его проведения служит повествовательный текст. В начале урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета.

  2. «Работа с вопросником» применяем при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.

  3. «Знаю. Узнал, хочу узнать» - используем на этапе объяснения нового материала или на этапе закрепления. Например, при изучении творчества И.А.Крылова дети самостоятельно записывают в таблицу, что знали о Крылове и его произведениях, что узнали нового, какие его басни читали и что хотели бы узнать. Работа с этим приемом чаще всего выходит за рамки одного урока. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.

  4. «Мозговой штурм» - позволяет активизировать ребят, помочь разрешить проблему, формирует нестандартное мышление. Здесь ученики не боятся ответить правильно или неправильно. Они могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.

  5. «Уголки» можно использовать на уроках литературного чтения при составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод.

  6. «Написание творческих работ» - хорошо зарекомендовал себя на этапе

закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития.

  1. «Логическая цепочка» используется после прочтения текста учащимися. Предлагаем построить события в логической последовательности. Это помогает при подготовке большого текста к пересказу.

  2. «Тонкие и толстые вопросы» Дети учатся различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы. Например: толстые – Дайте несколько объяснений, почему…?, Предположите, что будет, если…?, Почему вы так считаете…?. Тонкие – Верно ли…?, Как звали…?, Было ли…?

  • Технология проблемного обучения - основана на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явления. Так же для проблемных ситуаций используем кроссворды, которые помогают определить тему урока или автора, а также выяснить уровень понимания произведения.

  • Проектная технология, которая развивает у ребят умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Целью проектной деятельности является создание творческого продукта.

  • Игровая технология. Здесь происходит получение и обмен информацией, формируются навыки общения и взаимодействия. Включение в урок игровых моментов делает обучение более интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает процесс преодоления трудностей в обучении.

  1. «Мим – театр» - изобразить мимикой и жестами одного из героев произведения, класс отгадывает.

  2. «Древо мудрости»- сначала быстро, но внимательно дети читают текст. Затем каждый пишет записку, в которой задается вопрос по тексту и крепит ее к нарисованному дереву (на доске). Далее по очереди каждый подходит к дереву, “срывает” записку и отвечает на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ. Прежде, чем срывать с дерева листочки-вопросы, дети еще раз прочитывают заданный текст. В конце определяются лучшие знатоки.

  • Информационно-коммуникационная технология. Это работа с разными источниками информации. Поскольку в школе основным информационным источником была и остается учебная книга, необходимо обучить детей определенным информационно-библиографическим умениям. Сюда входят умения:

1) ориентироваться в учебной книге;

2) работать с текстом (обращать внимание на выделения, определять основную мысль, группировать материал на главный и второстепенный, чтобы в итоге увеличить скорость работы с объемным текстом);

3) выполнять задания к тексту (отвечать на вопросы, использовать иллюстрации, таблицы и схемы).

Развитие информационно-поисковых умений необходимо для работы с толковыми и орфографическими словарями, энциклопедической и справочной литературой. Активно используются возможности мультимедийной презентации (программа Power Point).

Но читательская грамотность формируется не только на уроках литературного чтения. В развитии интереса к чтению, повышении мотивации и воспитании грамотного читателя большую роль играет система внеклассной работы школы по данному направлению. Она включает в себя работу кружков, плановую внеурочную работу в классах и параллелях, проведение традиционных общешкольных мероприятий, направленных на пропаганду книги, развитие читательского интереса у школьников. Массовая внеурочная работа начинается с Праздника Азбуки в первых классах, а в следующих классах проходят литературные праздники, игры, викторины, посвященные творчеству детских писателей. Дети любят такие праздники, т.к. в конкурсах, в выставках рисунков по прочитанным книгам, драматических инсценировках они проявляют свои способности, раскрывают творческий потенциал. Любимой формой работы стало для детей создание рисованных «диафильмов» по прочитанным произведениям. Здесь проявляются творческие способности каждого. При этом авторы диафильмов демонстрируют умение проследить за ходом событий произведения, воспроизвести текст. Это мотивирует учащихся на внимательное, вдумчивое чтение не только программных произведений, но и значительно расширяет их читательский кругозор.

Нужно помнить, что любовь к книгам не возникает на пустом месте, а идет именно из семьи. Своевременный и тесный контакт с родителями учащихся позволяет обрести в их лице необходимых и надежных помощников, углубляющих у детей любовь к книгам и самостоятельному чтению. Ведь единство книжного окружения и книжных интересов детей и родителей – основное формирование ребенка – читателя в семье, поэтому мы максимально используем воспитательный потенциал семьи, устанавливаем контакты с родителями, оказываем им необходимую помощь. Хорошую литературу, общение с книгой можно назвать современным «духовным лекарством» для всех кто заботится о духовном здоровье будущих поколений. Взаимодействие семьи и школы в приобщении к чтению формирует духовно-нравственную культуру младшего школьника  и помогает решать проблему нечитающих детей. Поэтому мы организовали родителей и детей вести с первого класса «Читательский дневник». Правильно организованная, продуманная  работа с «Читательским дневником» активизирует читательскую деятельность детей. Он является источником взаимодействия родителей и детей в домашнем чтении, в возрождении традиций семейного чтения. Совместное чтение и обсуждение книг очень сближает родителей с детьми, нас с ребятами. Постепенно, мы наблюдаем за тем, как меняются их рассуждения, становятся более продуманными и серьезными. Дети учатся оценивать поступки героев и свои, делают свой первый нравственный выбор. Проявление заинтересованности со стороны родителей является важным фактором в совместной читательской деятельности. Поэтому родителям помогаем найти ответ на вопросы «Что читать детям? Как читать? Зачем читать? Почему надо читать?». С 1 класса проводим тематические беседы, просмотр документальных фильмов. К каждому тематическому собранию готовим выставку книг, которые полезно прочитать родителям и детям. Многие книги для таких выставок приносят дети и родители из домашних библиотек. В конце каждого года ребята делают мини-проекты (обобщают и представляют накопленный материал в виде различных творческих работ – серий иллюстраций, книжек – раскладушек, мультимедийных работ). Подводятся итоги, вручаются дипломы, призы, при этом каждый ученик поощрён в выполнении. Участие детей и родителей во внеурочных формах работы с детской книгой – это показатель уровня формирования духовно-нравственной культуры, формирования у учащихся читательской самостоятельности, их литературного развития. Общению юных читателей с книгой помогает сотрудничество с детской библиотекой. Тематические беседы, встречи с интересными людьми, выставки книг, игры-путешествия, конкурсы рисунков, творческие конкурсы (Мама, папа, я – интеллектуальная семья). Помогают развивать творческую мыслительную активность читателя и интерес к чтению. Родителям выдаются методические рекомендации по организации семейного чтения, рекомендательный список литературы. В школьной медиатеке по желанию родителей проходят обзоры образовательных Интернет-ресурсов, направленных на поддержку детского чтения и пропаганду книг. Материалы в помощь родителям опубликованы на сайте школы.

Доказано, что читатели, в отличие от нечитателей, способны мыслить в категории проблем, имеют большой объём памяти и активное творческое воображение, лучше владеют речью. Читающие дети – залог успешности нации в будущем.

Все вышеперечисленные методики, кропотливая, но интересная работа по их материалам, позволяет надеяться, что уровень формирования типа правильной читательской грамотности успешно реализуется в нашем образовательном учреждении.

Пусть наши совместные старания, силы, труд, направленные на воспитание у детей интереса к чтению, дадут добрые всходы. Пусть каждый ученик нашего класса будет уметь,  и любить читать. Пусть каждый день будет связан с увлекательным путешествием в мир книг, чтение станет для детей самой сильной страстью и принесет им счастье!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!