ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ГРАМОТНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Семёнова Е.Ф.
Красноярское государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Красноярский педагогический колледж №1 имени М. Горького»
В представленной статье раскрываются определения понятий «коммуникативная грамотность» и «коммуникация». Приводятся аргументы развития коммуникативных навыков, связанных с формированием коммуникативной грамотности, основанные на опыте учителя и диагностиках, проводимые на базе школы с обучающимися 2 класса. В завершении статьи автор советует разработки по преодолению сложившихся затруднений учеников с помощью ситуативных ролевых игр.
Ключевые слова: коммуникативная грамотность, коммуникация
Введение
Живя в век цифровых технологий, даже самые юные ученики с легкостью владеют современными гаджетами: они могут найти ответы в интернете на интересующие их вопросы, они научились играть в онлайн-игры современного уровня, кто-то даже может разбираться в устройствах лучше, чем взрослый. Во время интервью, учитель выделяет, на его взгляд, серьезную проблему учеников. «Дети, живущие в интернете, совершенно не умеют правильно разговаривать друг с другом: строить содержательный диалог, точно задавать вопросы, они с трудом коммуницируют в коллективах (классах), парная работа вызывает затруднения на уроке - они не могут договориться друг с другом, боятся высказать своё мнение; перемены проходят в гаджетах.» А ведь именно с начальных классов коммуникативные навыки преобразовываются, первоначальные сведения об общении появляются у учеников еще в дошкольном периоде.
Начальная школа закладывает фундамент для существования сложных коммуникативных навыков, которые в дальнейшем перерастут в что-то большее. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС НОО) учителям, независимо от класса, нужно работать над развитием разных уровней коммуникативных результатов у обучающихся. Безусловно, коммуникативная грамотность у учеников является вытекающим процессом любых знаний коммуникативного характера. Но уже сейчас в школах, в Министерстве просвещения и в Совете по науке и образованию говорят об необходимости формирования коммуникативной грамотности. Как же формировать у учащихся коммуникативную грамотность, если коммуникация учеников в классе на совершенного разных уровнях?
Для современного общества понятие «коммуникативная грамотность» является новым и малознакомым, так как грамотность ассоциируется со знаниями орфографии и пунктуации. Первоначально, коммуникативная грамотность была включена функциональную грамотность. Термин «функциональная грамотность» впервые был предложен и введен в научный и практический оборот ЮНЕСКО в 1957 году. Тогда, 60 лет назад, функциональная грамотность понималась как совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем. [1] Со временем ЮНЕСКО включила в функциональную грамотность такие отдельные, уже, грамотности как: читательская\письменная, математическая, коммуникативная, естественно-научная. Сейчас этот список имеет 12 пунктов. Мы рассмотрим подробнее коммуникативную грамотность, которая тесно связана с коммуникацией.
В широком смысле коммуникативная грамотность – «это знание правил общения, умение соотнести их с конкретной ситуацией (коммуникативным локусом). Она включает культуру речи, языковую и речевую грамотность, знания о педагогике и психологии общения, знания о логике и этике общения» [Педагогический терминологический словарь]. Я придерживаюсь краткого, но емкого определения данного понятия, которое дал И. А. Стернин: «коммуникативная грамотность – это умение вести общение эффективно и бесконфликтно». То есть, ученики в различных жизненных ситуациях должны уметь вести содержательное и этичное общение с различным количеством лиц, с целью обмена информации.
В разные периоды времени огромное количество людей занимались изучением коммуникативных способностей, к примеру отечественные психологи С.Л. Рубинштейн и Л.М. Митина, но ряды исследований навыков коммуникаций младших школьников провели Л.С. Выготский, В.А. Сухомлинский, Г.А. Цукерман и другие. Все эти люди в качестве основных средств формирования коммуникативных умений младших школьников использовали коммуникативные игры, беседы, игровые задания.
Я считаю, что для формирования коммуникативной грамотности у обучающихся начальной школы, которые находятся на разных уровнях владения коммуникативными навыками, нужно использовать ролевые игры. Моя дальнейшая работа будет производиться в муниципальной автономной общеобразовательной средней школе № 154 города Красноярска во 2 «А» классе.
Для определения уровня сформированности коммуникативной грамотности я использовала 3 различные коммуникативные диагностики:
«Дорога к дому». Автор А.Г. Лидерс. С помощью этой диагностики был выявлен уровень сформированности навыка передачи информации и его отображения. Работа проводилась парно.
С помощью диагностики «Я в классе» была изучена позиция в классе каждого ученика. Индивидуальная работа.
«Групповой портрет» - задание, с помощью которого я изучила навык группового взаимодействия учеников в ситуации.
В результате проведения диагностик из 24 диагностируемых только 38% (9) учеников класса показали во всех диагностиках третий (высокий) уровень, 58% (14) преимущественно второй (средний) и только 4% (1) первый (низкий) уровень сформированности коммуникативной грамотности.
Анализируя полученные данные, сложнее всего проводилась работа в группе. Задание включало в себя единовременную работу всех участников по созданию общей картины с портретами. Ученики не могли прийти к общему мнению, выполняли задачи, которые не соответствуют их роли и не были довольны общим итоговым продуктом.
Формирование коммуникативной грамотности происходит путем усложнения процессов развития коммутативных навыков учеников начальной школы. Главная особенность данного вида грамотности исходит от важности умения использовать свои знания в различных ситуациях, независимо от того, какое это пространство: образовательное или бытовое. После проведения диагностик, были разработаны ситуативные ролевые игры (с учетом положения каждого ученика в классе (диагностика №2)) для обучающихся, которые будут использованы как занятия- тренинги. На этих занятиях ученики смогут применять свои базовые коммуникативные навыки в различных ситуациях, попробуют на себе непривычные роли и соответствующие им действия.
Игра №1 «Ау-ау!»
Цель. Развивать внимательное отношение друг к другу, помочь преодолеть барьер в общении.
Ход игры. Ребёнок стоит в кругу с завязанными глазами, он потерялся в лесу. Дети водят хоровод, проговаривая слова «Петя (Маша), ты сейчас в лесу, мы поем тебе АУ! Ну-ка, глазки открывай поскорей, кто тебя позвал, узнай побыстрей. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» - и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.
Игра №2 «Возьми игрушку»
Цель. Развивать навыки общения, умения просить.
Ход игры. Дети становятся в круг, в центр складывают игрушки. Ведущий произносит «Возьми, пожалуйста... (машинку, куклы, пирамидку и т.д.)». Кто не нашел необходимой игрушки - водит.
Игра №3 «Не поделили игрушку»
Цель. Учить детей благополучно выходить из конфликтных ситуаций, находить компромиссное решение.
Ход игры. Педагог сообщает, что сегодня к ним прилетел Карлсон и оставил много игрушек. Педагог достает из сумки новые игрушки, они все разные. Педагог предлагает детям разобрать их, а сам наблюдает за ними со стороны. Если В группе складывается конфликтная ситуация из-за игрушек, педагог успокаивает детей и предлагает разобраться всем вместе в сложившийся ситуации. Рассматриваются все варианты ситуаций и выбирается правильная.
Таким образом, работая над усложнением процессов развития коммуникативных навыков с помощью модельных ситуаций, формируется коммуникативная грамотность у обучающихся.
Список литературы
Рудик Г.А., Жайтапова А.А., Стог С.Г. Функциональная грамотность – императив времени. Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. Редакция выпуска 2020. № 1. Т. 12. С. 263-269.
Андриенко Е. В. Социальная психология : Учеб. пособие для пед. вузов / Е.В. Андриенко ; Под ред. В.А. Сластенина. - М. : Академия, 2019.
Дорожкин Ю.Н. Основы теории коммуникации. — Уфа, редакция 2018.