СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Как избежать конфликтов в семье"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья  как избежать конфликтов

Просмотр содержимого документа
«Статья "Как избежать конфликтов в семье"»


Воспитатель: Сафонова Наталья Викторовна.

КОУ ВО «Землянская школа – интернат для обучающихся с ОВЗ»



Аннотация : профилактика конфликтов в вспомогательной (коррекционной) школе, где обучаются дети с ОВЗ.



Ключевые слова: девиантное поведение, психопрофилактическая работа, дифференцированный подход, факторы риска ,задача коллектива.



Тема: Профилактика конфликтов в школьном коллективе.





Вопросы обучения ,воспитания и развития ребёнка имеют очень важное значение .Школьная пора- это не только время получения ребенком знаний. Это важный период становления его личности, характера. И, как правило, это время часто сопровождается конфликтными ситуациями. В последнее время проблема девиантного поведения детей с ограниченными возможностями здоровья находится в центре внимания учителей, социальных педагогов, психологов, медиков, правоохранительных органов. В целях предупреждения отклоняющегося поведения используются различные методы психопрофи-

лактической работы: информирование, групповые дискуссии, тренинговые упражнения, ролевые игры, моделирование эффективного социального поведения, психотерапевтические методики. Поиск эффективности мер профилактики девиантного поведения предполагает определение факторов, причин отклоняющегося поведения детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, а также роли образовательных организаций в решении задач предупреждения отклонений в поведении.

Можно выделить основные факторы, обусловливающие девиантное поведение несовершеннолетних:

- биологические факторы выражаются в существование неблагоприятных физиологических или анатомических особенностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию;

- психологические факторы, выражаются в наличие у ребенка психопатологии или акцентуации (чрезмерное усиление) отдельных черт характера. Эти отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающих неадекватные реакции подростка;

- социально- педагогические факторы выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, приводящих к отклонениям в ранней социализации ребенка, в школьной неуспешности ребенка с разрывом связей со школой (педагогическая запущенность);

- социально-экономические факторы заключаются в социальном неравенстве; расслоении общества на богатых и бедных;

- морально-этические факторы выражаются в разрушении духовные ценностей, падении нравов.

Таким образом, в происхождении девиантного поведения основную роль играют дефекты правового и нравственного воспитания, несовершенство процесса формирования личности, отрицательное влияние семьи и ближайшего окружения. Именно в семье ребенок с ограниченными возможностями здоровья получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения, учится как себя вести в сложившейся ситуации. Основной причиной появления «трудных» детей является неспособность родителей эффективно воспитывать своих детей из-за недостатка знаний о том, как заниматься их воспитанием, чрезмерная занятость родителей, недостаток контроля с их стороны, частые конфликты в семье, авторитарное воспита-

ние.

Межличностные конфликты оказывают отрицательное влияние на все стороны жизнедеятельности школы. Конфликты между учениками отрицательно влияют как на самих конфликтующих, так и на весь класс. В классе, где сложился неблагоприятный социально-психологический климат, дети плохо усваивают программный материал, простая обида может, в конечном счете, привести к проявлению жестокости в отношении своих противников и т.д. Огромное значение в профилактике и разрешении конфликтов в школе имеет создание педагогических условий. По определению педагогические условия – это совокупность мер, направлен-

ных на повышение эффективности педагогической деятельности . При выборе педагогических условий предупреждения конфликтных ситуаций во взаимодействии педагогов и учеников можно использовать следующие методы и приёмы.

Первая группа методов и приемов педагогического воздействия – обращение и самообращение к сознанию. К ним относятся: пример, разъяснение, снятие напряжения в отношениях.

Вторая группа – обращение к чувствам: совести, справедливости, стыду и страху, самолюбию, любви, состраданию.

Третья группа – обращение к воле и поступку, в качестве которых может выступать: требование, внушение, поощрение и наказание.

Данные методы способствуют сплочению детского коллектива, налаживанию отношений и предупреждению конфликтных ситуаций .

Особенности конфликтов в коррекционной школе определяются в основном спецификой интеллектуального и речевого развития детей. Дети с интеллектуальной недостаточностью испытывают трудности в общении. Одна из причин – низкий уровень развития речи. Речь у такого ребёнка появляется значительно позже, и характеризуется специфическим недоразвитием всех её компонентов. Нарушения речевого высказывания способствуют возникновению речевого негативизма, замкнутости. Развитие речи неразрывно связано с развитием мышления. Дети с нарушением познавательной деятельности затрудняются анализировать ситуации общения, использовать речевой опыт в той или иной ситуации. Также ещё одной из причин нарушений в общении у детей является недоразвитие эмоционально-волевой сферы. Эмоции детей с интеллектуальной недостаточностью отличаются нестабильностью и резкими перепадами в настроении. Эмоциональная сфера ребёнка развита слабо, а оценка ситуаций неадекватна, что влияет на общение с детьми и педагогами.

Очень важно начать работу по созданию благоприятной атмосферы в

классе с самых первых дней пребывания детей в школе, то есть в период адаптации. Необходимо учить навыкам учебного сотрудничества. Прово-дить занятия в доступной форме, в которых ребёнок познаёт и изучает самого себя, объяснять , что такое эмоции, стресс, чувства; как научиться находить причину и следствия событий; как правильно принимать реше-

ние. Для ребёнка с интеллектуальной недостаточностью, в силу эмоционально-волевых нарушений, достаточно трудно как включиться,

так и функционировать в разных коллективах. Такому ребёнку тяжело самостоятельно выстраивать свои отношения с окружающими его людь-

ми. Он иногда не понимает, кто из учащихся является ему другом, а кто недругом. Одна из задач специальной (коррекционной) общеобразователь-

ной школы VIII вида – научить ребёнка выстраивать межличностные отношения внутри коллектива (класса), воспитать в нём личностные качества, необходимые для успешного функционирования его в коллекти-

ве. Всё это необходимо для социальной адаптации учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

Формирование эмоций – одно из важнейших условий становления личности человека. Развитию эмоциональной сферы способствует семья,

вся жизнь, которая окружает ребенка и постоянно воздействует на него, и особенно – школьное обучение. Проявления эмоций зависят от принадлежности детей к различным клиническим группам. Так, для одних учеников характерны вялые, заторможенные, стереотипные эмоциональные реакции. Дети как бы безразличны к воздействующим на них раздражите-лям. У других школьников реакции чрезмерно бурные, по своей силе не соответствующие вызвавшим их причинам, в ряде случаев – неадекватные.

У третьих не прослеживаются грубые нарушения эмоциональной сферы, хотя в отдельных случаях наблюдаются отклонения и не всегда объясни-

мые поступки. Однако всем детям, принадлежащим любой клинической группе, свойственна эмоциональная незрелость, недостаточная дифференцированность и нестабильность чувств, ограниченность диапазо-на переживаний, крайний характер проявления радости, огорчения, веселья.

Коллектив является мощным фактором воспитания личности как нормально развивающихся детей, так и детей с интеллектуальными нарушениями.

По отношению к личности таких детей коллектив является:

-средством духовного обогащения;

-фактором его нравственно- психического развития, воспитания положительных личностных качеств;

-средством, активизирующим, корригирующим его психическую деятельность;

-средой, способствующей самовыражению и самоутверждению личности.

Разрешение конфликта – это непростой процесс для педагога, так как каждая ситуация в общении зависит от её участников, их особенностей характера, уровня развития. Школа без конфликтов — явление практически невозможное; решать их все равно придется.

Своевременная диагностика и профилактика конфликтов в классных коллективах необходима. Профилактика конфликтов будет способствовать повышению качества учебного процесса. Конфликты оказывают заметное отрицательное влияние на психическое состояние и настроение затянутых в конфликт учащихся. Стресс, возникающий в ходе конфликтов, может быть причиной многих серьезных заболеваний.

Но если конфликт произошёл, то наиболее правильными ,с точки зрения психологов, являются следующие действия педагога:

-переключить внимание с напряжённой темы на любую другую.

- педагог поочередно приглашает к себе враждующих, просит изложить суть и причины столкновения, уточняет факты и принимает решение;

- если это не помогает ,то нужно развести конфликтующих по разным классам.

Если, несмотря на указанные меры, конфликт не утихает, педагог прибегает к наказаниям в отношении конфликтующих (от критических замечаний до административных взыска

Этапы разрешения конфликта:

1.Создать атмосферу сотрудничества.

2.Стремиться к ясности отношений и общения.

3.Добиться соглашения.

Приёмы ,необходимые для предотвращения конфликтов.

-не отвечайте агрессией на агрессию.

-не оскорбляйте и не унижайте ни словом ,ни жестом ,ни взглядом.

-дайте возможность высказаться.

-не делайте скоропалительных выводов.

-предложите обсудить ситуацию в спокойной обстановке.







Список литературы:



1.Васильев В.В. Психологические эффекты для развития личности. Учебно-методическое пособие / Васильев В.В. – В.: Издательство им. Болховитинова Е.А., 2006 . – 64 с.



2.Васильев В.В Психологические эффекты с добрыми намерениями. Учебно-методическое пособие / Васильев В.В., Кондратова Ю.В., Аверченко Л.В. – Воронеж ,2009 . – 68 с.



3.Врачинская Т.В. Конфликт в педагогическом взаимодействии в отечественной педагогике XIX – середины - XX веков : дис . д-ра пед наук - Калининград, 2011.



4.Ковалёва И.В. Профилактика агрессивного поведения детей раннего возраста. Коррекционная программа / Ковалёва И.В. - М.: Айрис Пресс, 2008.