Воспитатель: Сафонова Наталья Викторовна.
КОУ ВО «Землянская школа – интернат для обучающихся с ОВЗ»
Аннотация : профилактика конфликтов в вспомогательной (коррекционной) школе, где обучаются дети с ОВЗ.
Ключевые слова: девиантное поведение, психопрофилактическая работа, дифференцированный подход, факторы риска ,задача коллектива.
Тема: Профилактика конфликтов в школьном коллективе.
Вопросы обучения ,воспитания и развития ребёнка имеют очень важное значение .Школьная пора- это не только время получения ребенком знаний. Это важный период становления его личности, характера. И, как правило, это время часто сопровождается конфликтными ситуациями. В последнее время проблема девиантного поведения детей с ограниченными возможностями здоровья находится в центре внимания учителей, социальных педагогов, психологов, медиков, правоохранительных органов. В целях предупреждения отклоняющегося поведения используются различные методы психопрофи-
лактической работы: информирование, групповые дискуссии, тренинговые упражнения, ролевые игры, моделирование эффективного социального поведения, психотерапевтические методики. Поиск эффективности мер профилактики девиантного поведения предполагает определение факторов, причин отклоняющегося поведения детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, а также роли образовательных организаций в решении задач предупреждения отклонений в поведении.
Можно выделить основные факторы, обусловливающие девиантное поведение несовершеннолетних:
- биологические факторы выражаются в существование неблагоприятных физиологических или анатомических особенностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию;
- психологические факторы, выражаются в наличие у ребенка психопатологии или акцентуации (чрезмерное усиление) отдельных черт характера. Эти отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающих неадекватные реакции подростка;
- социально- педагогические факторы выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, приводящих к отклонениям в ранней социализации ребенка, в школьной неуспешности ребенка с разрывом связей со школой (педагогическая запущенность);
- социально-экономические факторы заключаются в социальном неравенстве; расслоении общества на богатых и бедных;
- морально-этические факторы выражаются в разрушении духовные ценностей, падении нравов.
Таким образом, в происхождении девиантного поведения основную роль играют дефекты правового и нравственного воспитания, несовершенство процесса формирования личности, отрицательное влияние семьи и ближайшего окружения. Именно в семье ребенок с ограниченными возможностями здоровья получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения, учится как себя вести в сложившейся ситуации. Основной причиной появления «трудных» детей является неспособность родителей эффективно воспитывать своих детей из-за недостатка знаний о том, как заниматься их воспитанием, чрезмерная занятость родителей, недостаток контроля с их стороны, частые конфликты в семье, авторитарное воспита-
ние.
Межличностные конфликты оказывают отрицательное влияние на все стороны жизнедеятельности школы. Конфликты между учениками отрицательно влияют как на самих конфликтующих, так и на весь класс. В классе, где сложился неблагоприятный социально-психологический климат, дети плохо усваивают программный материал, простая обида может, в конечном счете, привести к проявлению жестокости в отношении своих противников и т.д. Огромное значение в профилактике и разрешении конфликтов в школе имеет создание педагогических условий. По определению педагогические условия – это совокупность мер, направлен-
ных на повышение эффективности педагогической деятельности . При выборе педагогических условий предупреждения конфликтных ситуаций во взаимодействии педагогов и учеников можно использовать следующие методы и приёмы.
Первая группа методов и приемов педагогического воздействия – обращение и самообращение к сознанию. К ним относятся: пример, разъяснение, снятие напряжения в отношениях.
Вторая группа – обращение к чувствам: совести, справедливости, стыду и страху, самолюбию, любви, состраданию.
Третья группа – обращение к воле и поступку, в качестве которых может выступать: требование, внушение, поощрение и наказание.
Данные методы способствуют сплочению детского коллектива, налаживанию отношений и предупреждению конфликтных ситуаций .
Особенности конфликтов в коррекционной школе определяются в основном спецификой интеллектуального и речевого развития детей. Дети с интеллектуальной недостаточностью испытывают трудности в общении. Одна из причин – низкий уровень развития речи. Речь у такого ребёнка появляется значительно позже, и характеризуется специфическим недоразвитием всех её компонентов. Нарушения речевого высказывания способствуют возникновению речевого негативизма, замкнутости. Развитие речи неразрывно связано с развитием мышления. Дети с нарушением познавательной деятельности затрудняются анализировать ситуации общения, использовать речевой опыт в той или иной ситуации. Также ещё одной из причин нарушений в общении у детей является недоразвитие эмоционально-волевой сферы. Эмоции детей с интеллектуальной недостаточностью отличаются нестабильностью и резкими перепадами в настроении. Эмоциональная сфера ребёнка развита слабо, а оценка ситуаций неадекватна, что влияет на общение с детьми и педагогами.
Очень важно начать работу по созданию благоприятной атмосферы в
классе с самых первых дней пребывания детей в школе, то есть в период адаптации. Необходимо учить навыкам учебного сотрудничества. Прово-дить занятия в доступной форме, в которых ребёнок познаёт и изучает самого себя, объяснять , что такое эмоции, стресс, чувства; как научиться находить причину и следствия событий; как правильно принимать реше-
ние. Для ребёнка с интеллектуальной недостаточностью, в силу эмоционально-волевых нарушений, достаточно трудно как включиться,
так и функционировать в разных коллективах. Такому ребёнку тяжело самостоятельно выстраивать свои отношения с окружающими его людь-
ми. Он иногда не понимает, кто из учащихся является ему другом, а кто недругом. Одна из задач специальной (коррекционной) общеобразователь-
ной школы VIII вида – научить ребёнка выстраивать межличностные отношения внутри коллектива (класса), воспитать в нём личностные качества, необходимые для успешного функционирования его в коллекти-
ве. Всё это необходимо для социальной адаптации учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
Формирование эмоций – одно из важнейших условий становления личности человека. Развитию эмоциональной сферы способствует семья,
вся жизнь, которая окружает ребенка и постоянно воздействует на него, и особенно – школьное обучение. Проявления эмоций зависят от принадлежности детей к различным клиническим группам. Так, для одних учеников характерны вялые, заторможенные, стереотипные эмоциональные реакции. Дети как бы безразличны к воздействующим на них раздражите-лям. У других школьников реакции чрезмерно бурные, по своей силе не соответствующие вызвавшим их причинам, в ряде случаев – неадекватные.
У третьих не прослеживаются грубые нарушения эмоциональной сферы, хотя в отдельных случаях наблюдаются отклонения и не всегда объясни-
мые поступки. Однако всем детям, принадлежащим любой клинической группе, свойственна эмоциональная незрелость, недостаточная дифференцированность и нестабильность чувств, ограниченность диапазо-на переживаний, крайний характер проявления радости, огорчения, веселья.
Коллектив является мощным фактором воспитания личности как нормально развивающихся детей, так и детей с интеллектуальными нарушениями.
По отношению к личности таких детей коллектив является:
-средством духовного обогащения;
-фактором его нравственно- психического развития, воспитания положительных личностных качеств;
-средством, активизирующим, корригирующим его психическую деятельность;
-средой, способствующей самовыражению и самоутверждению личности.
Разрешение конфликта – это непростой процесс для педагога, так как каждая ситуация в общении зависит от её участников, их особенностей характера, уровня развития. Школа без конфликтов — явление практически невозможное; решать их все равно придется.
Своевременная диагностика и профилактика конфликтов в классных коллективах необходима. Профилактика конфликтов будет способствовать повышению качества учебного процесса. Конфликты оказывают заметное отрицательное влияние на психическое состояние и настроение затянутых в конфликт учащихся. Стресс, возникающий в ходе конфликтов, может быть причиной многих серьезных заболеваний.
Но если конфликт произошёл, то наиболее правильными ,с точки зрения психологов, являются следующие действия педагога:
-переключить внимание с напряжённой темы на любую другую.
- педагог поочередно приглашает к себе враждующих, просит изложить суть и причины столкновения, уточняет факты и принимает решение;
- если это не помогает ,то нужно развести конфликтующих по разным классам.
Если, несмотря на указанные меры, конфликт не утихает, педагог прибегает к наказаниям в отношении конфликтующих (от критических замечаний до административных взыска
Этапы разрешения конфликта:
1.Создать атмосферу сотрудничества.
2.Стремиться к ясности отношений и общения.
3.Добиться соглашения.
Приёмы ,необходимые для предотвращения конфликтов.
-не отвечайте агрессией на агрессию.
-не оскорбляйте и не унижайте ни словом ,ни жестом ,ни взглядом.
-дайте возможность высказаться.
-не делайте скоропалительных выводов.
-предложите обсудить ситуацию в спокойной обстановке.
Список литературы:
1.Васильев В.В. Психологические эффекты для развития личности. Учебно-методическое пособие / Васильев В.В. – В.: Издательство им. Болховитинова Е.А., 2006 . – 64 с.
2.Васильев В.В Психологические эффекты с добрыми намерениями. Учебно-методическое пособие / Васильев В.В., Кондратова Ю.В., Аверченко Л.В. – Воронеж ,2009 . – 68 с.
3.Врачинская Т.В. Конфликт в педагогическом взаимодействии в отечественной педагогике XIX – середины - XX веков : дис . д-ра пед наук - Калининград, 2011.
4.Ковалёва И.В. Профилактика агрессивного поведения детей раннего возраста. Коррекционная программа / Ковалёва И.В. - М.: Айрис Пресс, 2008.