СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Мотивация персонала образовательной организации"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье описана проблема мотивации персонала образовательной организации. 

Просмотр содержимого документа
«Статья "Мотивация персонала образовательной организации"»

Протас Светлана Васильевна,

студентка гр.422-УОЗ,

СГУ им.Питирима Сорокина.


Мотивация персонала образовательной организации.


Повышение мотивации сотрудников является одной из самых сложных задач менеджмента. Для того, чтобы понять систему мотивации сотрудника, руководитель должен знать о потребностях подчинённых. Потребность – это нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования. Потребности бывают трёх видов: биологические, социальные, духовные. В данном случае речь идёт о социальных потребностях (потребность в общении с другими людьми, в общественном признании, в уважении, в самореализации и др.). Для удовлетворения своих потребностей нужны мотивы. Далее нам следует разобраться с понятиями «мотив» и «мотивация».

Мотив – это обобщение материальных предметов, которые представляют ценность для человека и определяют вектор его деятельности (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн). Без мотива не может существовать мотивация.

Мотивация – это деятельность, имеющая целью активизировать трудовой коллектив и каждого работающего в организации и побудить их эффективно трудиться для выполнения целей, сформулированных в планах1. Так же под мотивацией понимается процесс сознательного выбора человеком поведения, под влиянием внешних (стимулы) и внутренних (мотивы) факторов.

Часто в трудовой организации мы слышим о стимулировании работников. Является ли мотивирование и стимулирование одним и тем же явлением? Стимулирование – это один из методов мотивирования. При этом, как уже доказано исследователями, чем выше уровень личностного развития образовательной организации, тем реже используется метод стимулирования, потому что сотрудники, работающие в учебном заведении, самостоятельно нацелены на результат, на личностный рост, на повышение престижа заведения. Они не ждут в качестве компенсации за выполненное задание денежного вознаграждения, а участвуют в нем для того, чтобы повысить свой профессиональный уровень.

Система мотивации и стимулирования в образовательной организации должна содержать комплекс мероприятий, учитывающий потребности педагогических работников. При составлении Положения о мотивации и стимулировании сотрудников администрация учебного заведения должна учитывать ряд требований:

- критерии стимулирования должны быть понятны каждому работнику;

- применять принцип постепенности (не поощрять резко завышенным вознаграждением);

- размер вознаграждения должен соответствовать личному вкладу в общий результат;

- вознаграждение должно быть значимым для каждого конкретного сотрудника;

- промежуток между результатом деятельности и вознаграждением должен быть минимальным. 2

Мотивацию сотрудников можно разделить на материальную и нематериальную.

К основным формам материальной мотивации можно отнести следующие:

1) материальную компенсацию труда (заработную плату, выплаты из стимулирующей части фонда оплаты труда образовательного учреждения и т.д.);

2) денежное вознаграждение (премия).

Нематериальная мотивация выражается в таких способах, как:

1) общественное признание отдельной личности (ценные подарки, благодарности, грамоты и др.);

2) личное признание руководства (выражение благодарности, поздравление с днем рождения и т.д.).

Далеко не все педагоги замотивированы только материальными вознаграждениями. Профессия преподавателя – творческая, дающая возможность раскрыть свой профессиональный потенциал, реализовать себя, поэтому заинтересованные личности будут стремиться получать нематериальные награды и признания.

Далеко не все педагоги замотивированы только материальными вознаграждениями. Профессия преподавателя – творческая, дающая возможность раскрыть свой профессиональный потенциал, реализовать себя, поэтому заинтересованные личности будут стремиться получать нематериальные награды и признания.

Таким образом, вышеизложенное можно подтвердить ст.191 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ (ред. от 28.06.2021), в которой сказано, что работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).

Сложно не заметить, что в примерах, перечисленных в Трудовом кодексе, практически все относятся к способам нематериальным.

Мотивация персонала в психологии менеджмента – процесс побуждения работников для достижения максимальных целей образовательной организации. Некоторые исследователи подразделяют педагогов на группы в зависимости от их целей, стажа работы в учебном заведении. Так, Лепешова Е. в статье «Мотивация труда в образовательном учреждении: общие подходы» выделяет пять групп преподавателей с различным соотношением мотивационных доминант в зависимости от стажа их работы. Для более детального рассмотрения групп педагогов, я занесла их в таблицу 1.

Таблица 1

Группа

Название группы

Характеристика группы

Стаж работы в ОУ

I

Педагоги с доминированием внутренней мотивации

Характерно стремление к творческому росту, активность в инновационной деятельности, желание иметь интересную работу.

От 2х до 10 лет, а также после 15 лет.

II

Педагоги с доминированием внутренней и внешней положительной мотивации

Характерно стремление к достижению различных успехов в своей профессиональной деятельности, желание добиться признания, ориентация на саморазвитие

Представители данной группы равномерно распределены в различных стажевых группах

III

Педагоги с доминированием внешней положительной мотивации

Характерна ориентация на внешние оценки своей деятельности

Менее 5 лет, от 10 до 20 лет

IV

Педагоги с ведущими внешними положительными и отрицательными мотивами

Характерна ориентация на внешние оценки своей работы, потребности в гарантиях и безопасности со стороны руководства, стремление избегать дисциплинарных взысканий и критики

Свыше 20 лет

V

Педагоги с доминирующими внешними отрицательными мотивами

Характерно отрицательное отношение к различным изменениям и новациям в педагогике. Обращают внимание на условия труда в образовательном учреждении, на психологический климат в коллективе. Потребность в признании.

Более 20 лет; работающие пенсионеры.


Исходя из приведённой таблицы, следует, что мотивация для каждой группы педагогов должна быть разной. Например, преподавателям первой группы руководство образовательной организацией может предоставить новый кабинет, оборудованный более современной техникой; выделить проектор, новый компьютер, которые сделают работу учителя более разнообразной и интересной. Педагоги второй группы будут замотивированы, если им объявить благодарность в официальном приказе, наградить грамотой. Педагоги третьей группы будут удовлетворены разного вида поощрениями, это может быть и премия, и памятный сувенир, и благодарственное письмо. Четвертая группа сотрудников отличается заботой о своей безопасности, о наличии гарантий, поэтому лучшая мотивация для них – страхование жизни за счёт организации, предоставление путёвки в санаторий для них или же их детей, бесплатный проездной на общественный транспорт. Одна из самых сложных групп учителей – это пятая. Им важно общественное признание – упоминание, похвальба на педагогических советах, совещаниях; благодарственное письмо; улучшение условий труда – выделение дополнительных материалов для кабинета, усовершенствование техники и т.д.

Мною разработаны и систематизированы в Таблицу 2 способы мотивации каждой из групп сотрудников.

Таблица 2

Группа

Способ мотивации

I

Предоставление современной техники (новый компьютер, проектор, интерактивная доска); возможность повышения квалификации за счёт организации; возможность участия в республиканских/всероссийских мероприятиях с выездом за счёт организации; упоминание на общих собраниях о заслугах данного педагога; возможность получения дополнительного заработка (платные дополнительные образовательные услуги)

II

Официальная благодарность, почётная грамота; возможность профессиональной переподготовки, стажировки; отправление на курсы повышения квалификации; возможность работать на совмещении

III

Объявление благодарности в официальном приказе; отметка сотрудника лучшим в данный период времени; премирование; письменная благодарность с занесением в трудовую книжку

IV

Премирование; предоставление возможных социальных льгот (путёвки в санаторий, питание, проездной на общественный транспорт); страхование жизни и здоровья сотрудника; предоставление отгулов или дополнительных дней отпуска

V

Возможность работы в более престижных классах; рациональное распределение педагогической нагрузки; возможность корректировать расписание; благодарность; памятные подарки


Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что использование приёмов мотивации и стимулирования должно быть комплексным. Материальные способы мотивации эффективно работают только в начале профессионального пути сотрудника, нематериальные же способы нацелены на самореализацию сотрудника, на повышение его личностного роста.







1 Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика: учеб. / З.П.Румянцева. –М.: ИНФА-М, 2006. – 304с.

2 Мартынов Р. Р. Разработка мероприятий по совершенствованию системы мотивации и стимулирования в организации// Студенческий форум. 2018. № 15 (36). С. 32–36.