СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему «Формирование функциональной грамотности в начальной школе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему «Формирование функциональной грамотности в начальной школе»»

«Формирование функциональной грамотности в начальной школе»

Общество ставит перед учителем начальной школы задачу обеспечить условия для развития целостной личности младшего школьника. Средством решения этой задачи выступает учебная деятельность, организуемая по поводу различного учебного материала. Такое определение приоритетности целей и задач начального звена школы обусловлено, прежде всего учетом психологических закономерностей развития на этом этапе. Задачи школы на начальном этапе обучения традиционно считалось обучение школьников умениям считать, писать, читать. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию.

Учителю необходимо научить ученика ориентироваться в потоке информации, обучить его способами мыслительной деятельности.

Исходя из этого, начальная школа ориентирована на достижение элементарной грамотности как ведущего уровня образованности ученика младшего школьного возраста, она закладывает основы в виде отдельных навыков и способностей функциональной грамотности и социальной компетентности. В связи с этим уровень элементарной грамотности включает сформированность опорных умений устной и письменной речи, счета, социального взаимодействия (навыки общения, умение осуществлять совместную деятельность, вести себя в обществе и т. д.).

.

Но образование, ориентированное на развитие личности, достигает цели в той степени, в какой в учебном процессе востребована личность школьника. Т.е. в какой мере учебный процесс позволяет ему: проживать ситуации выбора, постановки целей задания, урока; возможности сформулировать свой, авторский, вопрос; побуждает выделять из жизненной ситуации те задачи, которые ему важно или интересно решить; критически относиться к предлагаемым нормам жизни, способу решения той или иной задачи; приобретать опыт при достижении целей; осуществлять нравственный выбор поступка; аргументировано изменять свою точку зрения; оценивать события урока и т. д.

Исходя из вышесказанного, что же удалось сделать для того чтобы наши ученики, приобретали элементарные навыки функциональной грамотности.

Я думаю, что в образовательном процессе они могут быть приобретены учениками, если соблюдены следующие условия:

- обучение носит деятельностный характер:

- учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности за результаты деятельности:

- представляется возможность, для приобретения опыта достижения цели:

- правила оценивания отличаются чёткостью и понятны всем участникам учебного процесса:

- используются личностно-ориентированные технологии.

На уроках используются различные формы работы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Примеры технологий для младших школьников:

  • Технология проектной деятельности.

  • Здоровьесберегающие технологии.

  • Технологииразвивающего обучения: написание четверостиший, ролевая игра.

  • Технология критического мышления, на основе построения проблемной ситуации: работа над деформированным текстом, способствует на развитие сообразительности, творческого чутья.

  • Уровневая дифференциация обучения, использование которой вносит определённые изменения в стиле взаимодействия с учеником. Раздаточный и тестовый материал составляется по уровням.

  • Информационные и коммуникативные технологии. Интернет, средствамультимедиа, библиотека.

Начальная школа –это только начало большой и кропотливой работы над навыками функциональной грамотности.

Существуют логические приёмы формирования функциональной грамотности на уроках в начальной школе

1. Уровень – знание. Составить список, выделить, рассказать, показать, назвать.

2. Уровень – понимание. Описать объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому.

3. Уровень – использование. Применить, проиллюстрировать, решить.

4. Уровень – анализ. Проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия

5. Уровень – синтез. Создать, придумать дизайн, разработать, составить план.

6. Уровень – оценка. Представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать.

В современном понимании функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующий связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью. Эта особенность функциональной грамотности четко просматривается в ее определении как умении решать жизненные задачи в различных сферах деятельности на основе прикладных знаний, необходимых всем в быстроменяющемся обществе. В условиях общеобразовательной школы она служит основой подготовки к социальной, культурной, политической и экономической деятельности, а также самообразованию на протяжении всей жизни.

Функциональная грамотность выступает непременным условием успешной адаптации старших школьников к окружающей среде. В современных условиях она является гарантией выживания человека и атрибутом непрерывного образования. В уровне функциональной грамотности просматривается социальный аспект, характеризующий зависимость способности молодых людей применять прикладные знания и умения от материального положения семьи, ее социального статуса. Вместе с тем вызывает тревогу снижение уровня грамотности выпускников вне зависимости от типа школы, в которой они учились. Недооценка уровня функциональной грамотности молодых людей как одного из показателей их готовности к взрослой жизни, надежда на «доучивание» в последующей деятельности усложняет процесс социализации и снижает значение школы как ее института.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!