Исследовательский – творческий проект «Музыка в семье»
Чевдарь Анна Игоревна,
музыкальный руководитель
МБДОУ детский сад № 4, с. Уйское Укрепление
Музыка, музыка
В ней будто солнечный свет.
Музыка, вечная музыка
Незримый божественный след.
Музыка, эта музыка
Вечная, светлая музыка.
Музыка ты душа моя»
Юрий Энтин.
Семья – это коллектив, объединяющий людей разных поколений, где старшее поколение передает своим детям и внукам накопленный жизненный опыт, делится своими увлечениями и творческими интересами.
Что значит для нас музыка? Никто на этот вопрос однозначно ответить не может. Для одного - это просто мелодия, для другого – музыкальная поэзия, а третий и вовсе не знает. Музыка всегда олицетворяла жизнь россиян, во все времена слушалась с удовольствием, в любой ситуации музыка была помощником, инструментом решения или определения проблем. Можно отметить много примеров, где в определенной ситуации музыка играла не маловажную роль.
Например, в период грусти, страха, счастья, при рождении ребенка, и т.д.
- В период грусти, нам более предпочтительна музыка спокойная, лирическая, минорная, инструментальная, классическая.
- В момент страха, можно применить музыку, как в слушании, так и самостоятельном исполнении.
- В период счастья более характерна веселая, задорная, в том числе танцевальная музыка.
- Исполнение песен – колыбельных для детей перед сном и для более спокойного сна.
Музыка, в той или иной мере сопровождает человека в течение всей жизни, и определенных ее ситуациях.
Если говорить о музыкальном воспитании детей, нужно помнить, что семья является первой и наиболее важной ступенью вхождения ребенка в жизнь, в мир музыки.
Семья существует, воспроизводя определенные традиции, которые передаются из поколения в поколения, но адаптируясь к условиям современной жизни, они постоянно изменяются.
Музыкальное воспитание и развитие ребенка в семье зависит от тех предпосылок и условий, которые определяются и врожденными музыкальными задатками, и образом жизни семьи, ее традициями, отношением к музыке и музыкальной деятельности, общей культурой. Соблюдение музыкальных традиций – это путь к единению семьи.
В семье, серьезно занимающейся музыкальным воспитанием, ребенок постоянно находится в музыкальной среде и с первых дней жизни получает разнообразные и ценные впечатления, на основе которых развиваются музыкальные способности, формируется его музыкальная культура.
Однако, в настоящее время музыка постепенно уходит из семьи, как фактор воспитания, что связано с несогласованностью семейного и дошкольного музыкального воспитания, пассивной позицией определенной части родителей и низким уровнем их педагогической культуры, недооценкой музыки как действенного вида искусства в духовном становлении личности ребенка. Этому также в немалой степени способствовало интенсивное развитие в средствах массовой коммуникации развлекательной индустрии, в которой музыка преподносится чаще в форме фонового рекламного, развлекательного направления.
Некоторые родители музыкально и педагогически неграмотны, хотя именно они закладывают основы мировоззрения музыкально-эстетических вкусов, интересов и потребностей своих детей.
Известны слова Г. Нейгауза: «Хорошие родители важнее хороших педагогов», т.е. самые лучшие педагоги будут бессильны, если родители равнодушны к музыке и музыкальному воспитанию своих детей.
В семье музыкальное воспитание может выступать как необходимый фактор сплочения детей и родителей.
В детском саду, на музыкальных занятиях мы слушаем музыку, но этого оказывается недостаточно, а помочь нам в этом могут только — родители.
Но в некоторых семьях мало обеспокоены музыкальным воспитанием детей, даже с очень хорошими задатками, так как родители не видят в этом практической пользы. К музыке у них отношение лишь как к средству развлечения. В настоящее время назрела необходимость переосмыслить роль родителей в выполнении воспитательной функции, германизировать стиль общения детей и родителей, сблизить их музыкальные интересы. Для решения этой проблемы, с целью поиска новых форм сотрудничества музыкального руководителя с родителями, повышения качества музыкального воспитания детей, на базе МБДОУ детский сад №4 с. Ейское Укрепления был разработан и реализован краткосрочный исследовательский – творческий проект, который был назван «Музыка в семье», проект длился 2 недели.
Участником проекта стали 9 семей (дети старшего дошкольного возраста), так как в связи с ограничениями связанными с эпидемиологической обстановкой, личное общение с родителями было ограничено, взаимосвязь проводилась через мессенджер WHATSAPP.
Для проведения исследования были поставлены определенные задачи, такие как:
Расширить знания детей об предпочтениях в музыке членов семьи;
Приобщать детей к музыкальному искусству, развивая их музыкально-художественную деятельность через совместную музыкальную, творческую и игровую, продуктивную деятельность.
Вовлекать родителей в воспитательный - образовательный процесс, активизируя участие в различных мероприятиях ДОУ.
Познакомиться с фотоархивами и разместить их в своей презентации.
Проанализировать полученную информацию и составить заключение.
Для работы над проектом были выбраны методы и формы (индивидуальные беседы с родителями, консультации, буклеты, анкетирование, совместный досуг, и т.д.)
Исследовательский – творческий проект «Музыка в семье», стоял из трех этапов:
I этап
Предварительный
мониторинг знаний детей, анкетирование родителей, изучение литературы, подготовка материала и т. д.
II этап Основной
1. видео-стих о музыке
2. видео интервью (ребенок берет у членов семьи о предпочтениях в жанре)
3. рассказ-видео ребёнка "Что я знаю о музыке"
4. рисунок "любимый музыкальный инструмент
5. видео "поем вместе"
6. презентация "музыка в нашей семье!"
III этап
Заключительный
Хочется сказать одно, что все мы хотим видеть наших детей здоровыми, умными, добрыми. И неудивительно, что музыкальному воспитанию, которое способно оказать большое облагораживающее воздействие на подрастающего человека, в нашей стране уделяется большое внимание. Важным звеном в этой системе – является музыкальное воспитание в семье.
Взаимодействие музыкального руководителя с родителями, побуждает к творческому сотрудничеству, устраняет отчуждённость, вселяет уверенность и решает многие вопросы музыкального воспитания дошкольников. Повышается компетентность родителей в вопросах музыкального воспитания, а так же повышается уровень доверия родителей к ДОУ. Происходит осознание родителями своей роли полноправного участника образовательного процесса, понимание своей значимости в гармоничном развитии и воспитании ребенка.
Литература:
1. Арсеньева М.С, Наумова С.И, «Мы вместе! Семья как партнёр и активный субъект дошкольного образовательного учреждения», образовательный проект,
2. Рабская Е.В. «Современные формы работы с родителями по музыкальному воспитанию в условиях внедрения ФГОС», образовательный проект.
3. Шулятьев Ю.А. «Инновационные подходы взаимодействия музыкального руководителя с родителями ДОУ», образовательный проект