СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Работа с понятиями на уроках обществознания"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья предназначена для учителей обществознания. Может быть использована при подготовке к урокам, семинарам, педагогическим советам. 

Просмотр содержимого документа
«Статья "Работа с понятиями на уроках обществознания"»

Кокотчикова Татьяна Дмитриевна,

учитель обществознания

муниципального казённого

общеобразовательного учреждения

«Новобатуринская средняя

общеобразовательная школа»



Работа с понятиями на уроках обществознания

Одной из важнейших составляющих преподавания любого предмета является работа над понятиями, поскольку без их знания и осмысления невозможно говорить о результативности усвоения учебного процесса. Понятия в курсе обществознания – основной кирпичик обществоведческого знания и его важнейшая содержательная единица.

Учитывая требования к результатам обучения и освоения содержания курса   обществознания во ФГОС педагогам необходимо создать условия для достижения учащимися предметных, метапредметных и личностных результатов. Умение работать с понятиями является одним из важных метапредметных умений для обучающиеся.

На государственной итоговой аттестации по обществознанию работе с понятиями уделено большое внимание. Специалистами Высшей школы экономики подсчитано, что для успешной сдачи экзамена, ученик должен владеть 1650 обществоведческими терминами на высоком уровне. Согласно Спецификации контрольно-измерительных материалов, многие задания ОГЭ и ЕГЭ проверяют умения определять существенные признаки ключевых обществоведческих понятий, умения анализировать, обобщать, систематизировать и классифицировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи и закономерности, умение применять правильно раскрытое в смысловом отношении теоретическое положение в заданном контексте.

Статистика показывает, что самые слабые умения на ГИА по обществознанию выпускники демонстрируют как раз при выполнении этих заданий. По данным аналитических материалов, предоставленных ФИПИ, с такими заданиями справляются только 40,9% выпускников, из числа сдающих обществознание.

Плохое усвоение понятий напоминает о себе на каждом уроке: обучающиеся не понимая рассказ и объяснения учителя, теряют интерес к предмету в целом, прекращают активно работать на уроке, не могут быстро ориентироваться в тексте параграфа и т.д.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что проблема качественного овладения понятийным аппаратом актуальна и требует решений, которые зависят от каждого педагога – а именно, применение таких приемов в работе с понятиями, которые приводили бы к их пониманию и осмыслению, а не к механическому заучиванию, поэтому целесообразно рассмотреть формы и приёмы работы, дающие возможность более эффективно формировать понятийный аппарат обучающихся чтобы добиться успеха при изучении обществознания.

На уроках можно использовать следующий алгоритм запоминания определения понятий:

Этап 1. Читаем определение и выделяем слово-определитель: то слово, которое определяет понятие.
Например, семья – это кровнородственное объединение людей на основе материальных, духовных, нравственных и биологических связей. В этом определении слово-определитель – кровнородственное, так как если его убрать, смысл определения теряется: семья – это объединение людей на основе материальных, духовных, нравственных и биологических связей.

Этап 2. Запоминание понятия и слова-определителя. Достаточно будет написать их три раза на листе бумаги и повторить никуда не подсматривая. Если спустя 2 часа после такой работы вы повторите определение, не пользуясь ничем, – вы его запомнили.

Этап 3. Надо зафиксировать в памяти уточняющую часть определения с помощью конкретных примеров. Так в определении понятия «семья» материальные связи – это, например, отец дает денежные средства на покрытие расходов семьи; духовные связи – это родители воспитывают своего ребенка в духе православия; нравственные связи – это мать объясняет ребенку, почему обманывать плохо и прочее.

Теперь, чтобы вспомнить нужное определение необходимо всего лишь вспомнить понятие и слово-определитель, и логически продолжить его, используя уточняющую часть определения.
Проработав таким образом около десяти определений, можно гораздо быстрее усвоить их, просто выделяя и запоминая слова-определители.

Кроме того, при работе с определениями важно научить школьников выделять основные признаки изучаемого понятия, дробить длинные фразы на смысловые части, упрощать длинные и непонятные определения, т.к. бесполезно пытаться выучить определение, смысл которого не понятен. Для успешного запоминания следует дополнять теорию учебника конкретными примерами из социальной жизни, так как на конкретных примерах легче и эффективнее усваивать теоретический материал.

Существуют разнообразные приемы работы с понятиями на уроках обществознания, рассмотрим некоторые из них.

  1. «Корзина идей». Учащимся (индивидуально или по группам) предлагается сформулировать определение какого-либо понятия по теме урока. Учитель или учащийся фиксирует все поступающие предложения на доске, затем происходит их обсуждение и формулирование обобщенного определения.

  2. Составление определения из предложенного учащимся набора слов. Школьникам необходимо правильно составить предложение – определение и назвать понятие. Например, набор слов: Кто-либо, путь, процедура, голосование, избрание; понятие – выборы.

  3. Вставить в определение пропущенные слова. В зависимости от уровня подготовки ученикам можно предложить набор слов, из которых они будут выбирать нужные (слов может быть больше, чем требуется для выполнения задания).

  4. «Четвертый лишний». Обучающимся необходимо исключить одно слово из четырех, самостоятельно определив основание, по которому объединены остальные три.

  5. «Продолжи ряд». Прочитав два-три слова, ученик угадывает принцип (основание), по которому они подобраны, и демонстрирует свое понимание подбором подходящего слова.

  6. Школьникам необходимо составить предложение с изучаемым понятием или составить рассказ с определенным количеством понятий.

7. Учитель предлагает найти среди предложенных фраз с проверяемыми понятиями неверные и зачеркнуть их, либо маркировать разными цветами.

8. Составление и разгадывание кроссворда (одно слово по вертикали, остальные – по горизонтали отходят от него параллельно друг другу) или чайнворда (последняя буква первого слова есть первая буква второго).

9. Текст с пропусками понятий (варианты: список избыточный, надо отобрать подходящие слова, или слова даются в именительном падеже, и их при необходимости надо склонять, менять окончание, пр.)

10. Распределение понятий: обучающимся дается список понятий, которые необходимо распределить по группам.

11. «Ассоциативное мышление». Учащиеся называют 2-3 ассоциации к изучаемому понятию. Например, при введении понятия «монархия» учащиеся обычно называют: король, Англия, наследство, тиран, принцесса Диана, решает все сам.

12. «Узнавание» терминов, в которых пропущены отдельные буквы: уклонение избирателей от участия в голосовании на выборах - а…с…нтеизм.

13. Работа с логическими схемами. Из предложенных слов и сочетаний слов ученикам необходимо составить схему, отражающую соотношение между представленными понятиями.

Денежно-кредитная, государственные расходы, налогообложение, установление, политика, экономические средства, регулирование, бюджетная, установление, политика, норма обязательных резервов, государственное регулирование экономики, учетная ставка процента, денежная эмиссия.

14. Обобщение признаков, видовых понятий. Обучающимся предложено подобрать обобщающее понятие к определенному ряду терминов. Например: телевидение, радио, газеты, интернет (СМИ).15. Определение понятия по рисунку, символу, коллажу.

Понятие «власть»

Представленные выше приемы формируют не только умение запоминать, определять понятия, учат формулировать суждения, обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, делать выводы, а также организуют активную учебно-познавательную деятельность обучающихся, что приводит к осознанному усвоению и применению обществоведческих понятий не только в рамках учебного предмета, но и в повседневной жизни.















Список литературы

  1. Белянкова Е.И., Щуринова И.А. Формирование базовых понятий на уроках истории и обществознания: междисциплинарный подход. // Обучение и воспитание: методики и практика, 2016, с. 94-99.

  2. Боголюбов Л. Н. Обществознание. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2020 г.

  3. Боголюбов Л. Н. Обществознание. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2021 г.

  4. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2021 года. Режим доступа https://fipi.ru/ege/analiticheskie-i-metodicheskie-materialy 25.11.2021 г.

  5. Поселенов А.В. Приёмы работы над усвоением содержания понятий на уроках обществознания. / Инновационная наука, 2021 г., с 114-117.

  6. Стожок Е. В. Термин, понятие и значение. / Омский научный вестник, 2011 г., 79-81.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!