СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Стили речи. Публицистический стиль

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Стили речи. Публицистический стиль»

Публицистический стиль 7 класс

Публицистический стиль

7 класс

-О каком понятии идёт речь?  -Какие слова помогли догадаться? ………………………… (от греч. stylos — палочка для письма) — это система  речевых средств, исторически сложившихся и социально закрепленных, которые используются при общении в зависимости от сферы направленности общения или сферы профессиональной деятельности.

-О каком понятии идёт речь? -Какие слова помогли догадаться?

………………………… (от греч. stylos — палочка для письма) — это система  речевых средств, исторически сложившихся и социально закрепленных, которые используются при общении в зависимости от сферы направленности общения или сферы профессиональной деятельности.

О каком стиле идет речь? Речевая ситуация Задачи речи Сфера применения Общение, обмен впечатлениями, мыслями Общие стилевые черты Беседа в кругу близких людей, в неофициальной обстановке, дружеские письма, послания Языковые средства Непринужденность, эмоциональность, конкретность, простота речи  1) Употребление слов разговорного стиля  (жадничать, прихворнуть, кладовка),  фразеологизмов  (дело в шляпе, ветер в голове, уши вянут); 2) широкое использование обращений, вводных слов, диалога, неполных, вопросительных, восклицательных предложений

О каком стиле идет речь?

Речевая ситуация

Задачи речи

Сфера применения

Общение, обмен впечатлениями, мыслями

Общие стилевые черты

Беседа в кругу близких людей, в неофициальной обстановке, дружеские письма, послания

Языковые средства

Непринужденность, эмоциональность, конкретность, простота речи

1) Употребление слов разговорного стиля  (жадничать, прихворнуть, кладовка),  фразеологизмов  (дело в шляпе, ветер в голове, уши вянут);

2) широкое использование обращений, вводных слов, диалога, неполных, вопросительных, восклицательных предложений

Речевая ситуация Задачи речи Сфера применения Сообщение, передача научной информации Общие стилевые черты 1) В устной речи – уроки, лекции, доклады; Языковые средства 2) в письменной речи – учебники, словари, энциклопедии, научная и научно-популярная литература Точность, последовательность, логичность, лаконичность, объективность, неэмоциональность  1) Употребление слов в прямом значении, использование терминов различных областей науки; 2) использование вводных слов  (во-первых, во-вторых, следовательно, очевидно, вероятно),  сложноподчиненных предложений с подчинительными союзами  потому что, так как, если, вследствие того что; 3) иллюстрирование утверждений примерами, цифрами, цитатами

Речевая ситуация

Задачи речи

Сфера применения

Сообщение, передача научной информации

Общие стилевые черты

1) В устной речи – уроки, лекции, доклады;

Языковые средства

2) в письменной речи – учебники, словари, энциклопедии, научная и научно-популярная литература

Точность, последовательность, логичность, лаконичность, объективность, неэмоциональность

1) Употребление слов в прямом значении, использование терминов различных областей науки;

2) использование вводных слов  (во-первых, во-вторых, следовательно, очевидно, вероятно),  сложноподчиненных предложений с подчинительными союзами  потому что, так как, если, вследствие того что;

3) иллюстрирование утверждений примерами, цифрами, цитатами

Речевая ситуация Задачи речи Сфера применения Сообщение, передача деловой информации, сведений, имеющих практическое значение Общие стилевые черты В официальных, законодательных документах, в различных деловых бумагах (указах, приказах, справках, расписках, объявлениях, инструкциях) Языковые средства Готовые языковые формулы, однозначность, информативная четкость, форма инструкции, отсутствие эмоциональности  1) Использование языковых клише, штампов ( электропоезд,  а не  электричка, принять решение,  а не  решить ), деловой фразеологии  (поставить на голосование, провести мероприятия, обратиться с ходатайством); 2) употребление форм повелительного наклонения, сложных предложений, предложений с одним главным членом – сказуемым

Речевая ситуация

Задачи речи

Сфера применения

Сообщение, передача деловой информации, сведений, имеющих практическое значение

Общие стилевые черты

В официальных, законодательных документах, в различных деловых бумагах (указах, приказах, справках, расписках, объявлениях, инструкциях)

Языковые средства

Готовые языковые формулы, однозначность, информативная четкость, форма инструкции, отсутствие эмоциональности

1) Использование языковых клише, штампов ( электропоезд,  а не  электричка, принять решение,  а не  решить ), деловой фразеологии  (поставить на голосование, провести мероприятия, обратиться с ходатайством);

2) употребление форм повелительного наклонения, сложных предложений, предложений с одним главным членом – сказуемым

Речевая ситуация Задачи речи Сфера применения Воздействие на читателей или слушателей с помощью созданных картин и образов Общие стилевые черты Произведения устного народного творчества, произведения художественной литературы Языковые средства Образность, эмоциональность, субъективность  1) Богатство и разнообразие лексики, широкое использование средств художественной выразительности (эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений и т.д.); 2) использование всех возможностей синтаксиса

Речевая ситуация

Задачи речи

Сфера применения

Воздействие на читателей или слушателей с помощью созданных картин и образов

Общие стилевые черты

Произведения устного народного творчества, произведения художественной литературы

Языковые средства

Образность, эмоциональность, субъективность

1) Богатство и разнообразие лексики, широкое использование средств художественной выразительности (эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений и т.д.);

2) использование всех возможностей синтаксиса

Публицистический стиль (от лат. Publicus – «общественный») Речевая ситуация Задачи речи Сфера применения Воздействие на читателей или слушателей Общие стилевые черты 1) В устной речи – выступления на собраниях, митингах; в передачах радио и телевидения; Языковые средства 2) в письменной речи – в газетах, журналах Злободневность, информативность, конкретность, лаконичность, эмоциональность, экспрессивность, оценочность; четко выраженное авторское отношение к проблеме  1) Совмещение в одном тексте книжных и разговорных слов; употребление общественно значимых понятий:  свобода, демократия, родина, патриотизм, прогресс, экология, культура;  использование экспрессивно-оценочных слов и выражений; 2) широкое использование побудительных, вопросительных, восклицательных предложений, прямых обращений к собеседнику, использование элементов поэтического синтаксиса – риторических вопросов, экспрессивных повторов; ряды однородных членов без союзов или с повторяющимися союзами; параллельный способ связи предложений, обратный порядок слов

Публицистический стиль (от лат. Publicus – «общественный»)

Речевая ситуация

Задачи речи

Сфера применения

Воздействие на читателей или слушателей

Общие стилевые черты

1) В устной речи – выступления на собраниях, митингах; в передачах радио и телевидения;

Языковые средства

2) в письменной речи – в газетах, журналах

Злободневность, информативность, конкретность, лаконичность, эмоциональность, экспрессивность, оценочность; четко выраженное авторское отношение к проблеме

1) Совмещение в одном тексте книжных и разговорных слов; употребление общественно значимых понятий:  свобода, демократия, родина, патриотизм, прогресс, экология, культура;  использование экспрессивно-оценочных слов и выражений;

2) широкое использование побудительных, вопросительных, восклицательных предложений, прямых обращений к собеседнику, использование элементов поэтического синтаксиса – риторических вопросов, экспрессивных повторов; ряды однородных членов без союзов или с повторяющимися союзами; параллельный способ связи предложений, обратный порядок слов

Жанры публицистики Соедините номера правого и левого столбцов, выбрав правильное определение жанров публицистических текстов: жанр определение Эссе сообщение о каком-то событии, факте и его анализ с ярко выраженной авторской оценкой. Называются реальные имена и фамилии героев, места события, описывается реальная обстановка, указывается время действия, используются изобразительные средства Репортаж беседа в форме вопросов ответов с каким-нибудь лицом Интервью краткое описание жизненных событий, обычно социально значимых Статья живой рассказ очевидца (участника какого-либо интересного события), сообщение с места событий Очерк прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному  вопросу

Жанры публицистики

Соедините номера правого и левого столбцов, выбрав правильное определение жанров публицистических текстов:

жанр

определение

Эссе

сообщение о каком-то событии, факте и его анализ с ярко выраженной авторской оценкой. Называются реальные имена и фамилии героев, места события, описывается реальная обстановка, указывается время действия, используются изобразительные средства

Репортаж

беседа в форме вопросов ответов с каким-нибудь лицом

Интервью

краткое описание жизненных событий, обычно социально значимых

Статья

живой рассказ очевидца (участника какого-либо интересного события), сообщение с места событий

Очерк

прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному  вопросу

Практическая работа Достаньте из своего рюкзака или кармана любую вещь и попробуйте описать ее в двух разных стилях: например, художественном и публицистическом или официально-деловом и научном. Используйте двойной лист бумаги. Нарисуйте в центре то, о чем собираетесь писать. Покажите друг другу ваши тексты и поправьте, если необходимо.

Практическая работа

Достаньте из своего рюкзака или кармана любую вещь и попробуйте описать ее в двух разных стилях: например, художественном и публицистическом или официально-деловом и научном.

Используйте двойной лист бумаги. Нарисуйте в центре то, о чем собираетесь писать.

Покажите друг другу ваши тексты и поправьте, если необходимо.