СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Стили семейного воспитания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Стили семейного воспитания»

Детско - родительский клуб «Семейная Академия»

Детско - родительский клуб

«Семейная Академия»

«Стили семейного воспитания»

«Стили семейного воспитания»

 Стиль семейного воспитания - это  способ отношений родителей к ребёнку, применение ими определенных приемов и методов воздействия на ребенка, выражающиеся в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия с ребёнком. Любая дисгармония в семье приводит к неблагоприятным последствиям  в развитии личности ребенка, к проблемам в его поведении.

Стиль семейного воспитания - это  способ отношений родителей к ребёнку, применение ими определенных приемов и методов воздействия на ребенка, выражающиеся в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия с ребёнком. Любая дисгармония в семье приводит к неблагоприятным последствиям  в развитии личности ребенка, к проблемам в его поведении.

Тест.  Стили воспитания.    1.Часто ли ваш ребенок заставляет вас переживать из-за своего плохого поведения? А.  Да, часто. Б.  Нет, изредка. В.  Никогда.  2.Использует ли ваш ребенок физическую силу, оскорбления во время ссоры с другими детьми? А.  Да, часто. Б.  Бывает, но в крайних ситуациях. В.  Не знаю о таких ситуациях.  3.Как ваш ребенок реагирует на замечания взрослых? А.  Никак не реагирует. Б.  Старается исправить ситуацию. В.  Агрессивно.

Тест. Стили воспитания.

1.Часто ли ваш ребенок заставляет вас переживать из-за своего плохого поведения?

А.  Да, часто.

Б.  Нет, изредка.

В.  Никогда.

2.Использует ли ваш ребенок физическую силу, оскорбления во время ссоры с другими детьми?

А.  Да, часто.

Б.  Бывает, но в крайних ситуациях.

В.  Не знаю о таких ситуациях.

3.Как ваш ребенок реагирует на замечания взрослых?

А.  Никак не реагирует.

Б.  Старается исправить ситуацию.

В.  Агрессивно.

 4. Умеет ли ваш ребенок сопереживать животным, сказочным персонажам? А.  Да. Б.  Отчасти. В.  Нет.  5. Под влиянием каких воспитательных мер ваш ребенок изменяет свое поведение? А.  Угрозы физического наказания. Б.  Беседы о плохом поведении. В.  Обещание подарков за хорошее поведение.  6. Какие методы воспитания из перечисленных ниже вы считаете самыми эффективными? А.  Физическое наказание. Б.  Воспитание на положительных примерах. В.  Лишение развлечений и подарков.  7. Выберите утверждение, с которым вы согласны: А.  Ребенок никогда не должен забывать, что взрослые старше, умнее его. Б.  Насильственные методы воспитания усиливают нежелательные проявления поведения ребенка, вызывают чувство протеста. В.  Негативные реакции надо подавлять для его же пользы .

4. Умеет ли ваш ребенок сопереживать животным, сказочным персонажам?

А.  Да.

Б.  Отчасти.

В.  Нет.

5. Под влиянием каких воспитательных мер ваш ребенок изменяет свое поведение?

А.  Угрозы физического наказания.

Б.  Беседы о плохом поведении.

В.  Обещание подарков за хорошее поведение.

6. Какие методы воспитания из перечисленных ниже вы считаете самыми эффективными?

А.  Физическое наказание.

Б.  Воспитание на положительных примерах.

В.  Лишение развлечений и подарков.

7. Выберите утверждение, с которым вы согласны:

А.  Ребенок никогда не должен забывать, что взрослые старше, умнее его.

Б.  Насильственные методы воспитания усиливают нежелательные проявления поведения ребенка, вызывают чувство протеста.

В.  Негативные реакции надо подавлять для его же пользы .

 От 6 до 10 баллов – в семье преобладает авторитарный тип воспитания, который характеризуется жесткой родительской позицией, применением непедагогических методов воспитания. От 11 до 17 баллов – в семье преобладает демократический тип воспитания, который характеризуется предоставлением ребенку разумной свободы действий, реализацией личностно-ориентированной модели воспитания. От 18 до 21 балла – в семье преобладает либерально – попустительский тип воспитания, который характеризуется отсутствием в действиях родителей системы воспитательных воздействий, воспитанием от случая к случаю.

От 6 до 10 баллов – в семье преобладает авторитарный тип воспитания, который характеризуется жесткой родительской позицией, применением непедагогических методов воспитания.

От 11 до 17 баллов – в семье преобладает демократический тип воспитания, который характеризуется предоставлением ребенку разумной свободы действий, реализацией личностно-ориентированной модели воспитания.

От 18 до 21 балла – в семье преобладает либерально – попустительский тип воспитания, который характеризуется отсутствием в действиях родителей системы воспитательных воздействий, воспитанием от случая к случаю.

 Характеристика стилей семейного воспитания    В психологии принято выделять 6 основных видов стилей семейного воспитания:   авторитарный; попустительский; демократический; хаотичный; отчужденный; гиперопека.   Каждый из названных стилей имеет свои особенности и по-разному отражается на психике и личностном развитии ребёнка.  

Характеристика стилей семейного воспитания   В психологии принято выделять 6 основных видов стилей семейного воспитания:

  •   авторитарный;
  • попустительский;
  • демократический;
  • хаотичный;
  • отчужденный;
  • гиперопека. Каждый из названных стилей имеет свои особенности и по-разному отражается на психике и личностном развитии ребёнка.

 

Авторитарный стиль воспитания  При авторитарном стиле воспитания родители подавляют инициативу ребенка, жестко руководят и контролируют его действия и поступки. Воспитывая, используют физические наказания за малейшие проступки, принуждения, окрики, запреты.    Влияние авторитарного стиля  воспитания на характер ребенка   При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания исчезает, поведение ребёнка может стать потенциально антиобщественным.   Влияние авторитарного стиля воспитания на адаптацию детей в обществе  Дети из семей с авторитарным стилем воспитания имеют низкую самооценку. Они не могут быть инициаторами какой-нибудь положительной деятельности. Вдобавок к этому особенность спонтанного действия и неуравновешенность делает таких детей по мере их взросления опасными для общества.

Авторитарный стиль воспитания

При авторитарном стиле воспитания родители подавляют инициативу ребенка, жестко руководят и контролируют его действия и поступки. Воспитывая, используют физические наказания за малейшие проступки, принуждения, окрики, запреты.

Влияние авторитарного стиля воспитания на характер ребенка При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания исчезает, поведение ребёнка может стать потенциально антиобщественным. Влияние авторитарного стиля воспитания на адаптацию детей в обществе Дети из семей с авторитарным стилем воспитания имеют низкую самооценку. Они не могут быть инициаторами какой-нибудь положительной деятельности. Вдобавок к этому особенность спонтанного действия и неуравновешенность делает таких детей по мере их взросления опасными для общества.

  Попустительский стиль семейного воспитания       Родители с самого раннего возраста предоставляют ребенку полную бесконтрольную свободу действий. Взрослые в таких семьях очень часто заняты собой, своими делами. Их мало волнует душевное состояние ребенка, они безразличны к его потребностям и запросам. А иногда просто не считают нужным обращать на их внимание. Влияние попустительского стиля воспитания на характер ребенка Младшие школьники из таких семей не любят ни умственный, ни физический труд. Во время урока они очень быстро устают и стараются под любыми предлогами увильнуть от работы. Часто такие учащиеся недобросовестно относятся к поручениям учителя и к различным обязанностям. Они могут проявлять самоуверенность, граничащую с хамством.  Влияние попустительского стиля воспитания на адаптацию в обществе  Неудовлетворенные психологические потребности приводят детей к тому, что они становятся “уязвимыми и неспособными противостоять ежедневным проблемам, что мешает ребенку в полной мере участвовать в жизни общества”.

Попустительский стиль семейного воспитания

Родители с самого раннего возраста предоставляют ребенку полную бесконтрольную свободу действий. Взрослые в таких семьях очень часто заняты собой, своими делами. Их мало волнует душевное состояние ребенка, они безразличны к его потребностям и запросам. А иногда просто не считают нужным обращать на их внимание.

Влияние попустительского стиля воспитания на характер ребенка

Младшие школьники из таких семей не любят ни умственный, ни физический труд. Во время урока они очень быстро устают и стараются под любыми предлогами увильнуть от работы. Часто такие учащиеся недобросовестно относятся к поручениям учителя и к различным обязанностям. Они могут проявлять самоуверенность, граничащую с хамством.

Влияние попустительского стиля воспитания на адаптацию в обществе Неудовлетворенные психологические потребности приводят детей к тому, что они становятся “уязвимыми и неспособными противостоять ежедневным проблемам, что мешает ребенку в полной мере участвовать в жизни общества”.

 Демократический стиль воспитания  Для демократического стиля воспитания характерны теплые отношения между родителями и детьми, умеренные дисциплинарные требования и надежды на будущее детей, а также частое общение. Демократические родители заботливы и внимательны, они создают в доме атмосферу полную любви и обеспечивают эмоциональную поддержку своим детям. Влияние демократического стиля воспитания на характер ребенка  По данным исследований, дети демократичных родителей занимают первое место по уровню самоуважения, способности приспосабливаться к обществу и интересу. Влияние демократического стиля воспитания на адаптацию в обществе  Дети из семей с демократическим стилем воспитания, как правило, хорошо учатся, умеют строить отношения со сверстниками, не подвержены негативному влиянию со стороны других.

Демократический стиль воспитания

Для демократического стиля воспитания характерны теплые отношения между родителями и детьми, умеренные дисциплинарные требования и надежды на будущее детей, а также частое общение. Демократические родители заботливы и внимательны, они создают в доме атмосферу полную любви и обеспечивают эмоциональную поддержку своим детям.

Влияние демократического стиля воспитания на характер ребенка По данным исследований, дети демократичных родителей занимают первое место по уровню самоуважения, способности приспосабливаться к обществу и интересу.

Влияние демократического стиля воспитания на адаптацию в обществе Дети из семей с демократическим стилем воспитания, как правило, хорошо учатся, умеют строить отношения со сверстниками, не подвержены негативному влиянию со стороны других.

 Опекающий стиль воспитания (гиперопека)     Стремление постоянно быть около ребенка, решать за него все возникающие проблемы. Родители бдительно следят за поведением ребенка, ограничивают его самостоятельное поведение, тревожатся, что с ним может что-то произойти. Влияние гиперопекающего стиля воспитания на характер ребенка  Несмотря на внешнюю заботу, опекающий стиль воспитания приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости у ребенка, с другой — к формированию у него тревожности, беспомощности, запаздыванию социальной зрелости. Влияние гиперопекающего стиля воспитания на адаптацию в обществе  Последствием гиперопеки может стать формирование зависимости от чужого, в том числе и негативного влияния других людей.

Опекающий стиль воспитания (гиперопека)

Стремление постоянно быть около ребенка, решать за него все возникающие проблемы. Родители бдительно следят за поведением ребенка, ограничивают его самостоятельное поведение, тревожатся, что с ним может что-то произойти.

Влияние гиперопекающего стиля воспитания на характер ребенка

Несмотря на внешнюю заботу, опекающий стиль воспитания приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости у ребенка, с другой — к формированию у него тревожности, беспомощности, запаздыванию социальной зрелости.

Влияние гиперопекающего стиля воспитания на адаптацию в обществе Последствием гиперопеки может стать формирование зависимости от чужого, в том числе и негативного влияния других людей.

Отчужденный стиль семейного воспитания  При отчужденном стиле семейного воспитания отношения подразумевают глубокое безразличие родителей к личности ребенка. Родители «не замечают», ребенка, не заинтересованы его развитием и духовным внутренним миром. Активно избегая общения с ним, держат его от себя на расстоянии. Дети предоставлены сами себе.    Каким вырастит ребенок при отчужденном стиле семейного воспитания  Подобное безразличное отношение родителей делает ребенка одиноким и глубоко несчастным, неуверенным в себе. У него пропадает желание общаться, может сформироваться агрессивность к людям.  

Отчужденный стиль семейного воспитания При отчужденном стиле семейного воспитания отношения подразумевают глубокое безразличие родителей к личности ребенка. Родители «не замечают», ребенка, не заинтересованы его развитием и духовным внутренним миром. Активно избегая общения с ним, держат его от себя на расстоянии. Дети предоставлены сами себе. 

Каким вырастит ребенок при отчужденном стиле

семейного воспитания 

Подобное безразличное отношение родителей делает ребенка одиноким и глубоко несчастным, неуверенным в себе. У него пропадает желание общаться, может сформироваться агрессивность к людям.  

Хаотический стиль воспитания (непоследовательное руководство)  Это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями, или между родителями и бабушками, дедушками.  Влияние хаотического стиля воспитания на характер ребенка  Под влиянием хаотического стиля воспитания ребенок будет пренебрегать мнением родителей. Влияние хаотического стиля воспитания на адаптацию в обществе  Дети из семей с хаотическим стилем воспитания узнаваемы по отсутствию самоконтроля, тревожности и импульсивности.

Хаотический стиль воспитания (непоследовательное руководство) Это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями, или между родителями и бабушками, дедушками. 

Влияние хаотического стиля воспитания на характер ребенка Под влиянием хаотического стиля воспитания ребенок будет пренебрегать мнением родителей.

Влияние хаотического стиля воспитания на адаптацию в обществе Дети из семей с хаотическим стилем воспитания узнаваемы по отсутствию самоконтроля, тревожности и импульсивности.

Спасибо за внимания!

Спасибо за внимания!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!