I. Организационный этап (1 мин.);
II. Актуализация знаний (10 мин.);
III. Открытие нового знания (10 мин.);
VI. Этап рефлексии и обобщения (2 мин.);
VII. Задавание домашнего задания (1 мин.);
Этапы урока: | Деятельность учителя: | Деятельность учащихся: | Формируемые УУД |
I. Организационный этап Цель этапа: подготовить обучающихся к работе на уроке. | Приветствие обучающихся, проверка готовности к уроку. | Дети готовятся к уроку, приветствуют учителя. | Регулятивные: самоконтроль; Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками. |
II. Актуализация знаний Цель этапа: создать условия для усвоения информации обучающимися, создав при этом проблемную ситуацию. Подготовка к восприятию новой темы | Что такое причастие?(приведите примеры) Признаки каких частей речи совмещает в себе причастие? Какие глагольные признаки есть у причастия? Какие признаки прилагательного есть у причастия? Какие причастия называются действительными? Какие причастия называются страдательными? Какие суффиксы у действительных причастий?(образуйте с ними слова) Что называется причастным оборотом? Какие знаки препинания ставятся при причастном обороте? | Предполагаемые ответы: Причастие - самостоятельная часть речи, обозначающая проявляющийся во времени признак предмета по действию, отвечающая на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие? Глагола и прилагательного. Причастие, как глагол, бывает совершенного и несовершенного вида, настоящего и прошедшего времени, возвратными и невозвратными Как прилагательное, причастие, изменяется по падежам, по числам, по родам. Действительные причастия обозначают признак того предмета, который сам производит действия (растущий). Страдательные причастия обозначают признак того предмета, который испытывает на себе действие со стороны другого предмета (утомленный). -ющ-, -ущ-, -ащ-, -ящ- - ДПНВ -вш-, -ш- - ДППВ Причастный оборот – это причастие с зависимым словом. Если определяемое слово стоит перед причастным оборотом, то причастный оборот выделяется запятыми. Если причастный оборот перед определяемым словом, то запятые не ставим | Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции; работают по плану Коммуникативные: взаимодействие с учителем; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка; Познавательные: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей; Личностные: нравственно-этическая ориентация; понимание потребности в образовании и самообразование; Регулятивные: контроль и самоконтроль. Познавательные: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий |
III. Открытие нового знания Цель этапа: Формулирование темы урока 1. Работа с учебником. 2. Беседа | Вы уже прекрасно знаете, что причастия бывают действительными и страдательными. С действительными вы уже познакомились на прошлом уроке. С какими мы знакомиться сегодня? - Правильно, ребята, мы познакомимся с образованием страдательных причастий настоящего времени(слайд 2). Откройте, пожалуйста, учебник на стр. 52.Давайте разберем правило. Сначала учитель читает правило. - Страдательные причастия настоящего времени образуются от основы настоящего времени переходных глаголов несовершенного вида при помощи суффиксов - ем -, -ом - - от глаголов 1 спряжения; - им - - от глаг. 2 спр. (слайд 3) - Давайте вспомним спряжение глагола (слайд 4) | Предполагаемый ответ: - Страдательными причастиями Открывают учебник, разбирают правило вместе с учителем. После прочтения учителем, читает – ученик. Затем по памяти один из учеников рассказывает всему классу. На - ить – 2 спряжение + 7 глаголов на - еть: смотреть, видеть, ненавидеть, терпеть, обидеть, вертеть, зависеть. 4 глагола на - ать: гнать, держать, дышать, слышать. Все остальные: на - еть, - ать, - оть, - уть и др. + брить, стелить – 1 спряжение | Регулятивные: самоконтроль, самооценивание; Коммуникативные: взаимодействие с учителем; взаимоконтроль; соблюдение правил речевого поведения; умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; |
IV.Первичное закрепление знаний. Цель этапа: создать условие для усвоения новой темы 1. Работа с учебником. 2. Беседа | А теперь мы проверим, как хорошо вы усвоили тему нашего урока. (открываем тетрадки и записывает число и тему урока) (слайд 5,6) Образуйте страд. причастия наст. вр. от глаголов: переводить, решать, возводить, сооружать, оберегать, видеть, ранить, прерывать, прикрывать, различать, уважать, изучать, рекомендовать, освещать, нарушать, читать, кричать. | К доске выходит ученик и образовывает причастия настоящего времени от данных глаголов, остальные записывают в тетрадь. Переводить-переводимый прикрывать-прикрываемый решать-решаемый различать-различаемый возводить-возводимый уважать-уважаемый сооружать-сооружаемый изучать-изучаемый оберегать-оберегаемый рекомендовать-рекомендуемый видеть-видимый освещать-освещаемый ранить-ранимый нарушать-нарушаемый прерывать-прерываемый читать-читаемый кричать От глагола кричать страдательное причастие настоящего времени не образуется(слайд 7) Записывают под диктовку учителя глаголы, от которых СПНВ не образуется. | Регулятивные: самоконтроль; Коммуникативные: взаимодействие с учителем. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; развитие умения извлечь главное. |
-Запомните ещё несколько глаголов, от которых СПНВ не образуется: Есть, быть, петь, жевать, кричать, жать, бить, держать, косить, мести, писать, резать, шить. (слайд8) Запишем их в тетрадь - Иначе образуется причастие движимый от глагола двигать (1 спр.) |
V.Контроль сформированных знаний, умений, навыков Цель этапа: проверить уровень усвоения знаний. 1.Самостоятельная работа | Открываем упр. 119, стр. 53 и выполняем его вместе. Необходимо раскрыть скобки, образовывая словосочетания «причастие + существительное» и записать их. Суффиксы страдательных причастий выделить. Человек, свою, преодолевающий, успешно, многого, лень, может добиться. -Посмотрим, что у вас получилось: -Ваше любимое задание «дробь». В числителе у нас будет число 8 , а в знаменателе -Е- или -И- -Проверим что получилось. У вас есть карточки с заданием, подпишите их. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы, объясните их написание. Расставьте запятые, обозначьте границы причастного оборота: 1. В з..л..том поле ржи т..ряет(?)ся д..рога едва улов..мая в..глядом. 2. Т..жёлые к..лосья спелой ржи пригиба..мые ветром л..жат(?)ся на землю. 3. Ш..л..стит ржаное море колебл..мое ветром. 4. Вд..ли виднеет(?)ся поч(?)ти невид..мый лес. 5. М..гучие сосны согр..ва..мые со..нцем тянут(?)ся к небу. -Сдайте, пожалуйста, карточки на проверку. | Один ученик выходит к доске. Остальные пишут в тетрадях. Один ученик читает, что получилось. Выполняют задания в карточках. Один ученик озвучивает, что у него получилось. ОсвещаЕмая(1 спр.) виИмый(2спр.) слышИмый(2 спр.) уважаЕмый(1 спр.) замечаЕмый(1 спр.) терпИмый(2спр.) переводИмый(2 спр.) склоняЕмый(1 спр.) | Регулятивные: самоконтроль; Коммуникативные: взаимодействие с учителем. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; развитие умения извлечь главное. |
VI. Этап рефлексии и обобщения Цель этапа: подведение итога, оценивание своей работы на уроке, создание условий для совершенствования коммуникативных умений. Обобщающее слово учителя Рефлексивные обощающие выводы обучающихся по содержанию урока и усвоению нового материала Выставление оценок | Итак, давайте обобщим все знания, которые мы сегодня получили. Ответьте, пожалуйста, на вопросы. -Какие суффиксы имеют страдательные причастия настоящего времени? -Какой алгоритм определения суффикса страдательного причастия мы сегодня с вами выявили? | -ем-(-ом-), -им- -определить начальную форму глагола от которого образовано причастие; - определить его спряжение; -если причастие образовано от глагола I спряжение, то пишется суффикс - ем-(-ом-), если от глагола II спряжения, то суффикс -им-. | Регулятивные: контролируют учебные действия, осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. |
VII. Задавание домашнего задания Цель этапа: продолжение работы по закреплению изученного материала дома, формирование самостоятельности в учебно-познавательной деятельности. | | Записывает домашнее задание в дневники. Упр. 121, стр. 54. Учитель дает инструктаж по выполнению домашнего задания. Нужно будет заменить действительное причастие страдательными и записать получившиеся выражение. Например, Ученики, выполняющие упражнения – упражнения, выполняемые(выполнять Iспрь) учениками. | Записывают домашнее задание в дневник. Задают вопросы при необходимости. | Регулятивные: планируют свою деятельность в соответствии с инструктажем Коммуникативные: взаимодействие с учителем |