Международный Узгенский институт технологии и образования имени академика Б.Мурзубраимова ОшТУ
Утверждаю
Директор, доцент Зулпуев З.Б
“____” ______________ 202___ г.
Система менеджмента качества
Стратегический план развития
на 2022-2027 гг.
Адрес: 723600, Кыргызская Республика
Ошская область, город Узген, улица Манаса, б-н.
Тел.: (03233) 5-31-89, 5-30-34 Факс: (03233) 5-31-47
www.oshtu.kg, e-mail: [email protected]
Директор Зулпуев З.Б., к.т.н., доцент
Узген — 2022
Введение
Стремительно меняющиеся внешние условия предъявляют новые требования к системе образования республики. Образование сегодня становится одним из важнейших показателей и приоритетных направлений общественного развития в мире. Формирование человеческого капитала и реализация человеческого потенциала на пользу личности и общества подразумевают особую ответственность образовательных учреждений, ориентированной на достижение результатов и удовлетворение запросов общества и рынка труда. Система образования Кыргызской Республики должна соответствовать не только современным требованиям, опираться на лучшие традиции отечественного образования и международного опыта, быть гибкой и открытой, но и опережать социально-экономические тенденции развития общества. Необходимость опережающего развития системы образования является основой концепции обучающегося сообщества, которая принята ведущими странами мира и позволяет поддерживать высокий уровень развития. Для Кыргызстана развитие человеческого потенциала может стать основой для регионального лидерства и обеспечить конкурентоспособность страны на региональном и глобальном уровне.
Ступень профессионального образования должна обеспечивать подготовку специалиста высокой квалификации, отвечающего требованиям внутреннего, регионального и мирового рынков труда и готового систематически, в разных формах повышать свою квалификацию. Система образования должна обеспечивать конкурентоспособность и экономическое процветание страны, способствовать повышению стоимости и качества человеческого капитала.
Государственная политика в области образования направлена на формирование человеческого капитала, создание новой модели образования, что ставит перед колледжем новые цели и задачи. Все преобразования в системе средне-профессионального образования являются реальным вкладом в реализацию стратегии обеспечения конкурентоспособности Кыргызстана на региональном и глобальном уровне.
Основная цель среднего профессионального образования — обеспечение экономики страны квалифицированными техническими кадрами для приоритетных направлений экономики республики. Для того, чтобы полностью соответствовать современным требованиям, средне- профессиональные образовательные организации должны быть предельно открытыми и гибкими как для работодателей, так и всего населения, быстро реагируя на запросы сегодняшнего дня и обновляя свою деятельность.
В сфере среднего профессионального образования необходима реализация следующих мер:
профессиональная ориентация молодежи, направленная на изменение отношения общества к востребованным рабочим профессиям, техническим направлениям подготовки, сложным наукоемким специальностям;
усиление инклюзии в системе профессионального образования для социализации детей с ограниченным и возможностями здоровья, детей из семей в трудной жизненной ситуации и детей-сирот;
повышение качества профессионального образования и обновление его содержания на основе профессиональных стандартов;
усиление взаимодействия с объединениями работодателей и обеспечение для них стимулирующих факторов при формировании содержания образования, баз стажировок и практик, результатов обучения;
развитие центров передового опыта как площадок для передачи современных знаний, передового опыта и инноваций для учащихся, преподавателей и администраторов организаций профессионального образования;
развитие системы независимой оценки качества профессионального образования, включая оценку и сертификацию выпускников на основе Национальной рамки квалификаций, валидацию и проведение независимой аккредитации;
развитие международной интеграции профессионального образования, в том числе и для обеспечения роста его экспорта, включая участие в международных профессиональных соревнованиях;
оптимизация системы среднего профессионального образования, что позволит сделать систему более мобильной, отвечающей запросам рынка труда и потребителей, эффективнее использовать финансовые ресурсы и предусмотреть преемственность между двумя уровнями;
переход от финансирования профессионального образования, основанного на затратах, к нормативному бюджетному финансированию.
МУИТО ОшТУ стремится к удовлетворению потребностей работодателей в компетентных специалистах, обладающих способностью продуктивно осуществлять трудовую деятельность, адаптироваться к изменяющимся условиям рынка, на высоком уровне продолжить получение высшего профессионального образования.
1. Нормативно-правовая основа деятельности
Деятельность институтаа осуществляется в соответствии с Законом Кыргызской Республики «Об образовании», Положением об образовательной организации среднего профессионального образования Кыргызской Республики, Указом Президента Кыргызской «О мерах по повышению потенциала и конкурентоспособности образовательных организаций высшего профессионального образования Кыргызской Республики», Постановлением Кабинета министров Кыргызской Республики от 30 июня 2022 года № 355 «Об утверждении нормативных правовых актов в сфере высшего и среднего профессионального образования Кыргызской Республики», Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 28 марта 2018 года № 160 «Об утверждении актов, регулирующих деятельность образовательных организаций среднего профессионального образования Кыргызской Республики», Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 4 июля 2012 года №470 «Об утверждении актов, регулирующих деятельность образовательных организаций среднего профессионального образования Кыргызской Республики», Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 28 марта 2018 года №160 (Приложение 1. Перечень специальностей среднего профессионального образования Кыргызской Республики), Приказом Министерства образования и науки Кыргызской Республики от 10 мая 2022 года № 863/1 «Об утверждении государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования» и др. нормативными актами Министерства образования и науки Кыргызской Республики и локальными документами ОшТУ.
2. Текущее состояние МУИТО ОшТУ
МУИТО ОшТУ осуществляет подготовку специалистов среднего звена в сфере энергетики, информационных технологий, образования, правоведения, финансов и экономики.
Образовательный процесс соответствует законодательству Кыргызской Республики, является единым целенаправленным процессом обучения и воспитания, в интересах личности, семьи, общества и государства. Обучение проходит по учебным планам, разработанным на основании Государственных образовательных стандартов Кыргызской Республики по специальностям среднего профессионального образования, утвержденным Министерством образования и науки Кыргызской Республики. CПO занимается подготовкой по 7 специальностям среднего профессионального образования. Формы обучения: дневная и заочная. Контингент студент на начало 2022-2023 учебного года составляет около 1200 студентов.
Качество подготовки специалистов, обеспечивается высоким уровнем кадрового состава педагогических работников, в т.ч. производственников и опытных преподавателей. Педагогическую деятельность осуществляют: 1 доктор и 6 кандидаты наук, преподаватели и старшие преподаватели, имеющие достаточный стаж работы в сфере образования и по специальностям СПО. Преподаватели проводят занятия с использованием современных технологий обучения.
Для обеспечения конкурентоспособности образовательных услуг и укрепления кадрового потенциала CПO придерживается политики постоянного повышения качества подготовки педагогических кадров посредством овладения ими новыми научными знаниями и современными инновационными методами обучения. Особое значение придается применению инновационных технологий: интерактивным занятиям, проектному обучению и компьютерным технологиям, практикуются проблемные лекции, семинары-диспуты, учебные дискуссии, дидактические игры, имитационные тренинги, игровое проектирование, презентации и др.
Для достижения высокого качества подготовки, соответствующим показателей деятельности учебного процесса утверждены принципы академической честности и этики, объективности.
Образовательный процесс осуществляется в двух учебных корпусах в лекционных, компьютерных классах, лабораторных помещениях, имеются спортивные площадки, актовый зал, столовые, буфеты. В целом, площадь учебных помещений, специальных лабораторий и кабинетов, спортивных залов соответствует требованиям, предъявляемым к учебным помещениям ГОС CПO. Показатели состояния аудиторного фонда и обеспеченности оборудованием соответствуют нормативным требованиям и условиям качества предоставляемых образовательных услуг.
Студенты имеют возможность пользоваться компьютерными и информационно- библиотечными ресурсами. Все это позволяет улучшать качество организации учебного процесса и формированию у обучающихся соответствующих компетенций.
Значительное внимание уделяется воспитательной работе - развитию активной жизненной позиции и вовлечению студентов в общественную жизнь института. Студенты участвуют в организации и проведении мероприятий, направленных на формирование социально значимых компетенций, тренингах, конкурсах, праздниках. Активно работает орган студенческого самоуправления.
Приобретаемые при обучении знания, умения, навыки, ценностные и духовно-нравственные ориентиры, обеспечивают возможности выполнения профессиональной деятельности и карьерного роста. Мотивируют к продолжению обучения в высших профессиональных образовательных учреждениях, в частности, по всем бакалаврским программам ОшТУ.
Структура управления колледжа представлена традиционными органами — руководство (директор, зам. директора, зав. отделениями), Педагогический Совет, ПЦK.
3. Стратегические направления деятельности |
№ | Ожидаемые результаты | 2022- 2023 | 2023- 2024 | 2024- 2025 | 2025- 2026 | 2026- 2027 |
| Стратегическая цель 1. Качественная реализация образовательных программ путем применения ориентированного обучения и активного вовлечения студентов в учебно-воспитательный процесс |
1. | Организационное, кадровое, методическое, финансовое и др. планирование | + | + | + | + | + |
2. | Четкая организация учебного процесса, позволяющая обеспечить высокий уровень качества подготовки | + | + | + | + | + |
3. | Мероприятия по улучшению материально-технической базы (аудитории, оборудование, учебная и методическая литература) для качественной реализации ОП CПO | + | + | + | + | + |
4. | Подбор компетентных преподавателей, имеющих соответственное образование, квалификацию и опыт, для преподавания по дисциплинам ОП CПO | | | | | |
5. | Разработка и дальнейшее совершенствование учебно-методического оснащения образовательных программ (рабочие программы, силлабусы, методические указания к практическим, лабораторным занятиям, практикам, фонды оценочных средств и др.) | | | | | |
6. | Применение в образовательном процессе современных технологий обучения | | | | | |
7. | Вовлечение студентов в учебно-воспитательный процесс для достижения запланированных результатов обучения | | | | | |
| Стратегическая цель 2. Предоставление образовательных услуг в соответствии с ГОС С ПО KP системой оценки качества образования | | | | | |
8. | Проектирование и реализация образовательных программ в соответствии с требованиями ГОС CПO и запросов рынка труда, работодателей и других стейкхолдеров | ++ | | ++ | | + |
9. | Разработка, утверждение и корректировка учебных планов в соответствии с запросами стейкхолдеров | | + | | | + |
10. | Разработка целей и результатов обучения по ОП, дальнейшая корректировка на основе выявления ожиданий и запросов стейкхолдеров | | + | | | |
11. | Мониторинг и анализ условий реализации ОП требованиям качества | + | + | + | | + |
12. | Разработка учебно-методической документации, в соответствии с требованиями аккредитации | + | + | + | | + |
13. | Подготовка отчетов по самооценке программ, в т.ч.: | | | | | |
14. | Образовательные программы специальностей | | | | | |
15. | Обсуждение отчетов по самооценке на Учёном Совете института и разработка мер по улучшению качества образовательного процесса и соответствию требованиям аккредитации | | | | | |
16. | Стратегическая цель 3. Формирование высокопрофессиональной, нравственно-зрелой, социально активной личности специалиста, способного к творчеству и самореализации в изменяющемся мире |
17. | Формирование мировоззрение, убеждений, интересов, склонностей, образующих адекватную мотивационно-ценностную систему студента | ++ | | ++ | | + |
18. | Формирование современных профессиональных, информационных, социальных компетенций, способствующих успешной социализации выпускников | + | | | | |
19. | Формирование умений и навыков, позволяющих выпускникам органично включиться в трудовую деятельность | + | | + | | |
20. | Формирование и развитие творческого начала каждого студента, вовлечение в деятельность, позволяющей определиться и само реализоваться в избранной профессиональной сфере | + | | + | | |
4. Текущие задачи
| Задачи | Ожидаемый результат | Ответственные | Сроки реализации | Прим |
1. | Организационное, кадровое, методическое, финансовое и др. планирование | Подготовка и утверждение планов по всем видам работ | Директор, зам. директора | Сентябрь 2022 – июнь 2023 | |
2. | Четкая организация учебного процесса, позволяющая обеспечить высокий уровень качества подготовки | График учебного процесса, академический календарь, расписание, распределение функций | Директор, зам. директора по УP и ГЯ и ПО | В течение года | |
3. | Создание и улучшение материально-технической базы (аудитории, оборудование, учебная и методическая литература) для качественной реализации ОП | Закрепление помещений, учет оборудования, закуп необходимой учебной литературы, издание собственной учебно-методической литературы | Директор, зам. директора | В течение года | |
4. | Подбор компетентных преподавателей, имеющих, соответственное образование, квалификацию и опыт, для преподавания по дисциплинам ОП | Подбор преподавателей | Директор, зам. директора по УР | Август-сентябрь каждого года | |
5. | Разработка и дальнейшее совершенствование учебно-методического оснащения образовательных программ (рабочие программы, силлабусы, методические указания к практическим, лабораторным занятиям, практикам, фонды оценочных средств и др.) | Учебно-методическое оснащение ОП, отвечающее требованиям независимой аккредитации, запросам стейкхолдеров | зам. директора по ГЯ и ПО, зав.отделениями, преподаватели | В течение года | |
6. | Применение в образовательном процессе СПО и Временных технологий обучения | Качественное преподавание | зав.отделениями, преподаватели | В течение года | |
7. | Вовлечение студентов в учебно-воспитательный процесс для достижения запланированных результатов обучения | Достижение запланированных результатов обучения | зав отделениями, преподаватели, кураторы, студенты | В течение года | |
8 | Разработка и утверждение учебных планов в соответствии с ГОС CПO | Разработка и утверждение PУП | Директор, зам. директора по УP, ГЯ и ПО | По мере необходимости | 8 |
9. | Совершенствование учебных планов в соответствии с запросами стейкхолдеров | Изменение PYП согласно ожиданиям и запросам стейкхолдеров | Директор, зам. директора по УP, ГЯ и ПО | каждые 2-3 года | 9. |
10. | Разработка модели выпускника, целей и результатов обучения по каждой ОП, дальнейшая корректировка на основе вы явления ожиданий и запросов стейкхолдероа | Модель выпускника, цели и результаты обучения по ОП на основе обсуждения со стейкхолдерами | зам.директора по УP, ГЯ и ПО, зав.отделениями | каждые 2-3 года или по мере необходимости | |
”
10. | Разработка модели выпускника, целей и результатов обучения по каждой ОП, дальнейшая корректировка на основе вы явления ожиданий и запросов стейкхолдероа | Модель выпускника, цели и результаты обучения по ОП на основе обсуждения со стейкхолдерами | зам.директора по УP, ГЯ и ПО, зав.отделениями | каждые 2-3 года или по мере необходимости |
11. | Мониторинг и анализ условий реализации ОП требованиям качества | Информация для анализа и принятия мер по улучшению | зам.директора по УP, ГЯ и ПО, зав.отделениями | В течение года |
12. | Разработка учебно-методической документации, в соответствии с требованиями аккредитации | Доказательная база | зам.директора по УP, ГЯ и ПО, зав.отделениями | В течение года |
13. | Подготовка отчета по самооценке ОП | Отчет по самооценке | зам.директора по УP, ГЯ и ПО | По графику |
14. | Обсуждение отчетов по самооценке на Совете и разработка мер по улучшению качества образовательного процесса и соответствию требованиям аккредитации | Информирование ППC о состоянии ОП, недостатках и путях их решения | Директор, зам. директора по УP, ГЯ и ПО | По графику |
15. | Формирование мировоззрения, убеждений, интересов, склонностей, образующих адекватную мотивационно-ценностную систему студента | Высокомотивированная и гармонично развитая личность, с общественно-приемлемой системой ценностей и интересов | Директор, зам. директора по ГЯ и ПО, кураторы, преподаватели | В течение года |
16. | Формирование современных профессиональных, информационных, социальных компетенций, способствующих успешной социализации | Выпускник, способный быстро и успешно адаптироваться на рынке труда | Директор, зам. директора по ПО, кураторы, преподаватели | В течение года |
17. | Формирование умений и навыков, позволяющих выпускникам органично включиться в трудовую деятельность | Высокопрофессиональный, способный производительно выполнять требуемые трудовые функции, проектировать собственную профессиональную траекторию, прогнозировать результаты собственной деятельности. | Директор, зам. директора по ПО, преподаватели, руководители практик | В течение года |