СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Строение тела человека

Нажмите, чтобы узнать подробности

интересный урок по окружающему миру с экспериментами.

Просмотр содержимого документа
«Строение тела человека»

Тема урока: Строение тела человека.


Тип урока: усвоение новых знаний


Цели урока: 


Ввести понятие «внешнее» и «внутреннее» строение тела человека, познакомить с частями и внутренними органами человека, дать первоначальное представление о работе внутренних органов.


Развивать устойчивость внимания, долговременную память, словесно-логическое мышление на основе работы с компьютерной презентацией, со схемами на доске, при выполнении заданий в рабочей тетради, повышать познавательную активность.


Прогнозируемые предметные результаты:

уч-ся узнают, какие части тела человека относятся к внешнему, а какие к внутреннему;

научатся определять на своём теле места расположения внутренних органов.


Метапредметные результаты:


Регулятивные: преобразование  практической задачи в познавательную, самостоятельное адекватное оценивание  правильности выполнения своих действия.


Познавательные: развивать способность анализировать полученную информацию, выделять существенные  и несущественные признаки, проводить группировку, делать правильные выводы.


Коммуникативные: отрабатывать умение строить речевые высказывания в устной форме, формулировать   собственное мнение,  уметь договариваться и приходить к общему мнению и решению в совместной деятельности.


Личностные результаты: формировать учебно-познавательный  интерес  к предмету,  способность к самооценке, воспитывать стремление заботиться о своем здоровье.


Оборудование: интерактивная доска, учебник, тетрадь.


Ход урока:


I. Самоопределение к деятельности.


- Ребята, здравствуйте ! Сегодня у нас необычный урок окружающего мира, нас ждёт интересная работа. Мы с учениками нашего класса организовали научную лабораторию, где я являюсь её руководителем, а ваши одноклассники её младшими научными сотрудниками. Мы проделали очень кропотливую работу по изучению данной темы. И сейчас результаты нашего исследования мы представим вам. Познакомьтесь с моими помощниками.

Прозвенел звонок весёлый

Вы начать урок готовы?

Будем слушать, рассуждать,

B друг другу помогать.


- Наш урок будет посвящен очень важной теме. Почему же эта тема так важна, вы постараетесь ответить в конце урока. А пока наш урок можно назвать «Про себя самого» (слайд 1)


II. Мотивация учебной деятельности. Актуализация знаний.

-- Сейчас мы поиграем в игру “Узнай и назови”. (2 слайд)

Я буду показывать силуэты различных животных, а вы называть кто это? (3 слайд)


III. Проблемно-диалогическая беседа.


- Как вам удавалось узнать то или иное животное, по каким признакам узнали человека? (по внешнему строению тела)

- Сейчас я вам предлагаю рассмотреть ещё одну картинку. (4 слайд)

Учитель: Что вы видите?

Дети: Машину.

Учитель: Какие части машины вы видите снаружи?

Дети: Снаружи есть двери, окна, колеса, фары.

Учитель: А что находится внутри машины?

Дети: Сиденья, руль, двигатель:

Учитель: То, что мы видим снаружи - это внешнее строение машины. То, что можем увидеть внутри -это внутреннее строение машины. (слайд5)


IV. Сообщение темы урока.


Учитель: Как вы думаете, какая тема урока у нас сегодня? Сегодня на уроке мы познакомимся с внешним и внутренним строением тела человека. Итак, тема нашего урока: "Строение тела человека".


V.Изучение новой темы "Внешнее строение человека"


1.Внешнее строение человека.


- Посмотрите друг на друга, и скажите, как устроено ваше тело? (У человека есть…)

- Всё, что вы перечислили это части тела – внешнее строение. (на доске появляется карточка «ВНЕШНЕЕ»)

- У вас на столах и у меня на доске силуэт человечка. В конце нашего исследования он оживёт.

- Итак, к внешнему строению человека относятся следующие части тела: ГОЛОВА (уч-ся показывают, уч-ль выставляет карточки) шея, туловище, на котором находятся грудь, спина, живот, потом руки и ноги. (показать на слайде 6).

А сейчас рассмотрим части тела подробнее. (показать на слайде 7).


V.Физкультминутка


Погладьте по голове .Покажите шею. Далее туловище. На туловище похлопайте по груди, покажите спину, погладьте живот. Поднимите руки вверх. Похлопайте руками. Потопайте ногами.

Повторяем все движения.


Внутренне строение человека.


Учитель: Мы рассмотрели внешнее строение тела человека. Повторим Что относится к внешнему строению человека (слайд 8) дети называют + я на доску прикрепляю понятия (внешнее строение человека: голова, шея, руки, ноги, туловище)

-А каково же его внутреннее строение? На доске понятие Внутреннее строение человека.

- Мы рассмотрели и составили схему внешнего строения человека. Убедились, у всех вас части тела на своем месте. А каково же его внутреннее строение? Расскажите, что вы об этом знаете. (на доске появляется карточка «ВНУТРЕННЕЕ»)

- Внутри нашего тела находятся органы. Одни органы снабжают организм информацией об окружающем мире, другие – энергией, питательными веществами, кислородом, третьи – защищают от вредных веществ и бактерий, четвёртые – выводят из организма ненужные вещества.


ГОЛОВНОЙ МОЗГ


В здоровом организме все органы действуют слаженно. Отвечает за эту работу ГОЛОВНОЙ МОЗГ. (на доске появляется карточка «ГОЛОВНОЙ МОЗГ»)

- Сейчас нам об этом органе расскажет научный сотрудник… (выступает уч-ся).


Вы смотрите вокруг и видите предметы, людей. Вы читаете, пишите, вы бегаете, играете. Вы без труда вспомните, где вы были вчера, куда ездили летом. Вы решаете примеры и задачи. Всё это происходит как бы само собой. Но это не так. Вашими мыслями, движениями, чувствами управляет мозг – важнейший орган тела. Головной мозг – главный командный пункт организма. Чтобы человек не делал, всем управляет мозг. Где располагается этот орган? (Дети дают ответ)


- Уважаемый учёный, определите место положения головного мозга нашего человечка, и прикрепите орган. (прикрепляют картинку головного мозга)

- Мозг растёт до 20-25 лет, именно в этом возрасте ваши коллеги-учёные рекомендуют получать образование, после мозгу становиться труднее запоминать и обрабатывать большое количество новой информации.

Учитель: Ребята, у вас на партах лежат силуэты человека. Пока он неживой, но к концу урока он оживёт. Возьмите пластилин и слепите могз человека и прикрепите туда где он должен быть.


СЕРДЦЕ


- Приготовьтесь отгадать следующий орган:


День и ночь стучит оно,

Словно бы заведено.

Будет плохо, если вдруг

Прекратится этот стук. Что это за орган?

(на доске появляется карточка «СЕРДЦЕ») Где оно находится?


Эксперимент «Биение сердца».

- как узнают, жив человек или умер?

- прежде всего, прослушивают, бьётся ли у него сердце.

Приложите ладонь к сердцу.


- Сейчас нам об этом органе расскажет научный сотрудник… (выступает уч-ся).


Сердце расположено в левой части грудной клетки и представляет собой сильную мышцу. Сердце — самый мощный в мире мотор. В спокойном состоянии сердце за сутки сокращается примерно 100 тысяч раз, при этом оно перекачивает около 10 тонн крови. Масса сердца всего 250 – 350 грамм. Кстати, размер сердца человека примерно равен величине его кулака.

Эксперимент «Моё сердце» (сжимают кулачок и наглядно представляют размер своего сердца).

- Представьте работу автомобиля. Что произойдёт, если закончится бензин? В нашем организме двигается не бензин, а кровь. Если её движение прекратится, то человек умрёт. Сердце – это тот мотор, который заставляет двигаться кровь.

- Уважаемый учёный, определите место положения сердца нашего человечка и прикрепите орган (прикрепляют картинку сердца).


ЛЁГКИЕ

-Чтобы человек не делал, всем управляет мозг. Именно он следит за тем, как мы дышим управляет нашим дыханием.

- А как долго можете не дышать вы? Давайте это проверим. По моему сигналу вы задерживаете дыхание , когда вам захочется вдохнуть воздух, вы поднимите руку.


Эксперимент уч-ся «ВДОХ-ВЫДОХ».


- Мы убедились, что человеку все время необходимо вдыхать и выдыхать воздух. Какой орган отвечает за наше дыхание?


Отгадайте загадку:


Два воздушных лепестка,

Розовых слегка,

Важную работу выполняют,

Дышать нам помогают.


- Правильно, ЛЁГКИЕ. (на доске появляется карточка «ЛЁГКИЕ»)

- Сейчас нам об этом органе расскажет научный сотрудник… (выступает уч-ся).


Лёгкие находятся в груди. Они похожи на две розовые губки. При выдохе они выпускают воздух и уменьшаются в размерах. Когда мы делаем вдох, лёгкие наполняются воздухом и расширяются. Лёгкие непрерывно проделывают огромную работу. Если бы они перекачивали не воздух, а воду, то за одну ночь подняли бы на высоту второго этажа полтонны воды – 500 кг.


(УЧ-ЛЬ ДЕМОНСТРИРУЕТ ЛИТРОВУЮ БАНКУ – или 500 таких банок).  В среднем человек делает вдохов за год 9 миллионов.


 Проводим эксперимент с губкой:


При выдохе лёгкие выпускают из себя воздух и уменьшаются в размере (сжимаем губку). А когда делаем вдох, лёгкие наполняются воздухом и расширяются (губку разжимаем). 

- Уважаемый учёный, определите место положения лёгких нашего человечка и прикрепите орган (прикрепляют картинку лёгких).

-Лепим лёгкие из пластилина и крепим на силуэт.


Физминутка «Дышит – не дышит».


Поставьте руки выше талии большими пальцами вперед. Выдохните воздух, вдохните через нос и выдохните через рот. Сделаем это несколько раз и понаблюдаем за тем, что происходит в организме.






ЖЕЛУДОК


- Представьте себе, что вы пришли домой. Время обеда. И мама подает вам на тарелке кусок сырого мяса. Вы будете это есть? (Нет.) Потому что это надо сварить или поджарить.

Точно также и нашему организму нужна по-особому обработанная пища. Все, что попало в рот должно переработаться и впитаться в кровь. Этим занимаются органы «внутренней кухни». Главное отделение – желудок. (на доске появляется карточка «ЖЕЛУДОК»).


- Сейчас нам об этом органе расскажет научный сотрудник… (выступает уч-ся).


Главное отделение «внутренней кухни» - желудок. Он находится в верхней части живота, под рёбрами, с левой стороны. Желудок напоминает мешок. Внутри он полый. Без еды он как спущенный воздушный шарик.


- Уважаемый учёный, определите место положения желудка нашего человечка и прикрепите орган.

- Для чего мы едим?

- Пища помогает организму поддерживать силы, даёт нам энергию, из пищи организм получает витамины. Без пищи человек может обойтись несколько недель. За это время

организм истощается и умирает. В желудке пережёванная пища останавливается на 4-5 часов и тщательно переваривается. В желудок помещается 2-3 литра пищи (демонстрирую банки 2л и 3л с водой).


Эксперимент с шариком:

возьмите шарик в руки, надуйте. Вот такую форму обретает желудок, когда в него попадает пища. Слепите желудок прикрепите на силуэт.


КИШЕЧНИК

- Дальше из желудка пища двигается в кишечник, который расположен под желудком (на доске появляется карточка «КИШЕЧНИК»).

- Сейчас нам об этом органе расскажет научный сотрудник… (выступает уч-ся).


В желудке пища перерабатывается лишь наполовину. Она ещё густовата, да и состав её ещё не совсем тот, какой нужен организму. И тогда она отправляется в длинное путешествие по извилистому лабиринту кишечника. Он тянется почти на 8 метров, но свёрнут так плотно, что целиком помещается в животе.


ЭКСПЕРИМЕНТ С ЛЕНТОЙ.

- Пройдя лабиринт кишечника, пища превращается в прозрачный раствор, который впитывается в кровь и разносится по всему организму.

- Уважаемый учёный, определите место положения кишечника нашего человечка и прикрепите орган.

-Ребята слепите орган и прикрепите на силуэт.


ПЕЧЕНЬ

- На этом можно было бы закончить разговор о «внутренней кухне» организма. Однако, мы ещё не упомянули о необыкновенной соседке желудка, самого «горячего» органа нашего организма и название у неё от слова «печь». Догадались, о чём идёт речь? (на доске появляется карточка «ПЕЧЕНЬ»).


- Сейчас нам об этом органе расскажет научный сотрудник… (выступает уч-ся).


Рядом с желудком находится печень. Она находится справа от желудка в верхней части живота и вырабатывает желчь, которая поступает в кишечник и помогает перерабатывать пищу. Это самый горячий орган, как печка. Печень обезвреживает отходы и яды.


- Уважаемый учёный, определите место положения печени нашего человечка и прикрепите орган.

- Схема основных внутренних органов готова, наши человечки могут жить. Теперь у них есть всё необходимое. Перечислите ещё раз все внутренние органы, показывая их положение на себе.


VI. Первичное закрепление. Самостоятельная работа.


- А теперь проверим, насколько вы были внимательны. Мы разделимся на группы, я раздам текст, где описывается функции того или иного органа, а вы должны найти то, что касается вашего органа (к доске выходит один из группы и рассказывает свой вариант ответа).

Самостоятельная работа в тетрадях: задание 1 стр.3. взаимопроверка (обмениваются тетрадями). Анализ выполненного задания.


VI. Рефлексия учебной деятельности.   

- отгадать кроссворд «Организм человека»



1. Внутренний орган человека. Он выделяет кислый сок, способный переваривать большую часть пищи.

2. Помогает переваривать пищу в кишечнике, самый горячий орган.

3. Часть тела человека в котором грудь, живот, спина.

4. Его длина почти восемь метров.

5. Нижняя конечность.

6. Верхняя конечность.

7. Внутренний орган человека. Плотный мускулистый мешок.


 - Какова была сегодня тема нашего урока?

- Что вы узнали сегодня, о своём теле?

- Для чего же нам необходимо знать строение нашего тела?

- Что для вас сегодня было самым интересным?


VII. Итог урока.

 – Наш урок сегодня были плодотворными, я очень рада. Надеюсь, при следующей встрече, вы сможете достойно справиться с проверочным тестом.


Д/З стр.4 -7, тет. стр.4 -5 задания 3 -4.