СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Строевая подготовка. Тема № 4/4. Строевые приемы и движение без оружия.

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Строевая подготовка. Тема № 4/4. Строевые приемы и движение без оружия.»

Учебная дисциплина:

Строевая подготовка


УТВЕРЖДАЮ

Директор МАОУ СОШ № 28

Остроумов Борис Александрович


___ ______________ 2020 г.


КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД «КАЛИНИНГРАД»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 28


236039, Калининград, ул. Суворова, д. 35; тел./факс 8(4012) 611628; Е-mail: maou28@mail.ru






МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ

практического занятия


Тема № 4. Строевые приемы и движение без оружия


Занятие 4. Повороты в движении.

Повороты в движении направо, налево и кругом по командам:

«Напра – ВО», «Нале – ВО», «Кругом – МАРШ»


Время: 40 минут










Выполнил: Левенец Геннадий Васильевич,

офицер- воспитатель кадетских классов







Калининград - 2020 г.

  1. Учебные и воспитательные цели:

Изучить с кадетами строевые приемы без оружия повороты в движении налево, направо и кругом по командам: «Напра – ВО», «Нале – ВО», «Кругом – МАРШ».

Совершенствовать практические навыки кадетов в выполнении строевых приемов без оружия.

Воспитывать у кадетов дисциплинированность, исполнительность, внимание, выработать навыки по точному выполнению требований Строевого устава Вооруженных сил РФ.


  1. Учебные вопросы и распределение времени

Введение. ..………………………………..…………..…..……….. .7 мин.

1. Выполнение поворотов в движении налево, направо и кругом

по командам:

«Напра – ВО», «Нале – ВО», «Кругом – МАРШ»………………. 30 мин.

Заключение………… ………………………………….……………3 мин.

  1. Учебно-материальное обеспечение


Место проведения занятия: Строевой плац.


  1. Литература:

  • Строевой Устав Вооруженных сил Российской Федерации М., Воениздат, 2008 г.


5. Организация и методика проведения занятия, содержание учебного материала:

Занятие является основным в формировании начальных навыков в выполнении строевых приемов кадетами и требует тщательной подготовки руководителя и его помощников к проведению занятия, а также высокого методического уровня проведения занятия.

Накануне занятия в ходе самостоятельной работы офицер-воспитатель проводит с учебной группой консультацию и ставит задачи обучающимся по подготовке к занятию (изучение статей Строевого Устава, рассматриваемых на занятии). Обучение кадетов следует начинать с изучения в часы самостоятельной работы требований Строевого устава ВС РФ по теме занятия.

В начале занятия старшина кадетского класса выстраивает личный состав класса в двух шереножном строю на строевом плацу и докладывает офицеру-воспитателю о готовности класса к занятию. Например, «Товарищ подполковник – личный состав 5 «К1» класса в количестве двадцати пяти человек к занятиям по строевой подготовке готов. Старшина класса старший кадет Иванов». После доклада офицер-воспитатель здоровается с классом, проверяет наличие личного состава и уточняет причины отсутствия кадетов. При необходимости дает указания на устранение замеченных недостатков.

Затем руководитель занятия объявляет тему занятия, учебные цели и вопросы занятия, определяет порядок отработки учебных вопросов и напоминает правила техники безопасности, которые необходимо соблюдать кадетами на занятии.

Учебные вопросы отрабатываются практическим методом.

При изучении учебного вопроса руководитель занятия особое внимание обращает на правильное выполнение всеми обучающимися изучаемых на занятии строевых приемов.

После отработки учебного вопроса офицер-воспитатель делает выводы и отвечает на вопросы кадетов.

В результате изучения учебного вопроса кадеты должны знать команды, подаваемые при выполнении поворотов в движении и уметь выполнять их по разделениям и в целом.

Для повышения эффективности занятия по строевой подготовке, максимального использования учебного времени, учебные вопросы отрабатываются на учебных местах (строевых площадках) по числу штатных взводов под руководством командиров взводов (при проведении занятий в старших 7 – 10 классах).

В младших кадетских классах (5 - 6 классы) учебные вопросы целесообразно отрабатывать под руководством офицера-воспитателя в составе кадетского класса на одном учебном месте.

В начальный период обучения в 5-х классах для оказания помощи в командовании взводами на занятиях по строевой подготовке можно привлекать наиболее подготовленных кадетов старших классов.

При отработке учебных вопросов руководитель занятия (офицер-воспитатель) называет изучаемый строевой прием (действие), по какой команде он выполняется, образцово показывает прием в целом и по разделениям, указывает допускаемые обучающимися характерные ошибки и разводит взвода по учебным местам «Класс, напра-ВО. По учебным местам шагом-МАРШ». Командиры взводов выводят взвода на учебные места. Когда все взвода выйдут на указанные учебные места, офицер-воспитатель командует «Класс – СТОЙ. Нале-ВО. К отработке учебного вопроса – ПРИСТУПИТЬ».

Командиры взводов, перестроив личный состав в развернутый одно шереножный строй, выходят на середину строя и приступают к изучению строевого приема и тренировке. Разучивание нового строевого приема, командир взвода начинает с показа в целом, а затем по элементам в медленном темпе и в нормальном темпе. Закончив показ и убедившись, что обучаемые поняли прием, командир взвода приступает к разучиванию строевого приема с подчиненными сначала по элементам в медленном темпе, а затем в целом. Когда прием разучен, по указанию офицера-воспитателя командиры взводов приступают к тренировке попарно и самостоятельно.

Для проведения тренировки по команде командир взвода становится внутрь квадрата, а по его периметру располагает кадетов взвода. Заметив ошибку в выполнении приема одним из обучающихся, командир подходит к нему и, находясь с ним рядом, тренирует (обучает) его, а остальной личный состав взвода в это время продолжает тренировку самостоятельно. Если в ходе тренировки одну и ту же ошибку допускают несколько кадетов, командир прекращает тренировку взвода и вновь показывает прием, после чего тренировка продолжается.

При проведении попарной тренировки кадеты (в паре) поочередно выступают в роли командира. Командир взвода контролирует действия кадетов, переходя от одной пары к другой, исправляет допускаемые ими ошибки.

Офицер-воспитатель, наблюдая за действиями командиров взводов и кадетов, поочередно оказывает им помощь в обучении и устранении допущенных кадетами ошибок. Слабо подготовленных кадетов он может вызвать к себе и лично обучать правильному выполнению строевого приема или действия.

Отработка учебных вопросов производится в следующей последовательности:

образцовый показ приема в целом;

показ методики тренировки в его выполнении по разделениям (подготовительные упражнения);

отработка приема по разделениям;

отработка приема в целом.

В конце занятия командир взвода указывает каждому кадету, что и к какому сроку ему необходимо доработать, а также дает указания о подготовке к очередному занятию.

В конце изучения учебных вопросов офицер-воспитатель выстраивает класс в двух шереножный строй и кратко подводит итоги отработки учебных вопросов. Он проводит разбор со всем личным составом кадетского класса и отдельно с командирами взводов.

На общем разборе он напоминает тему, цели занятия и степень их достижения, указывает степень отработки изученных строевых приемов (действий) по взводам, отмечает лучших, определяет задание на самостоятельную работу и дает указания по совершенствованию исполнения изученных приемов (действий) в повседневной жизни.

При проведении разбора с командирами взводов он отмечает положительное в проведении занятия и недостатки, допущенные при обучении, и дает указания по подготовке к следующему занятию.



Содержание занятия


Введение

Руководитель занятия проверяет наличие личного состава, внешний вид, готовность к занятию. При необходимости дает указания на устранение замеченных недостатков.

Вопросы для повторения:

Движение строевым шагом.

Движение походным шагом.

Иизменение скорости движения.

Объявляет тему, цели занятия, учебные вопросы и порядок их отработки.

Проводит краткий инструктаж кадетов по соблюдению правил техники безопасности на занятии.

После этого руководитель занятия приступает к отработке учебных вопросов занятия.


Учебные вопросы:

1 вопрос. Выполнение поворотов в движении налево, направо и кругом по командам:

«Напра – ВО», «Нале – ВО», «Кругом – МАРШ»


Разучивание поворотов в движении начинается с их показа. После показа командиром взвода поворота направо в движении в целом поворот разучивается по разделениям на два счета.

Командир командует: «Поворот в движении направо, по разделениям, делай – РАЗ, делай – ДВА». По счету «делай – РАЗ» необходимо сделать строевой шаг левой ногой вперед, произведя взмах руками в такт шага, и остановиться в положении с опущенными руками; по счету «делай – ДВА» резко повернуться направо на носке левой ноги, одновременно с поворотом вынести правую ногу вперед и сделать шаг в новом направлении.

Под следующий счет «делай – РАЗ», «делай – ДВА» прием повторяется сначала и т. д.

Для тренировки поворота в движении направо на строевой площадке, командир рассчитывает обучающихся на первый и второй, располагает кадетов в восьми шагах друг против друга с интервалом четыре шага, чтобы каждый из них находился на внутренней линии строевой площадки (рис. 1). Тренировка проводится на четыре счета с движением три шага вперед по команде «Поворот в движении направо на четыре счета, шагом – МАРШ» подсчитывает: «Раз, два, три, ЧЕТЫРЕ». Под счет «раз, два, три» кадеты делают три строевых шага вперед вдоль линии квадрата, а под громкий счет «ЧЕТЫРЕ» – поворот направо на носке левой ноги с одновременным выносом правой ноги вперед и постановкой ее на землю, совершая движение по квадрату 4х4 шага.






















Под следующий счет «раз, два, три, ЧЕТЫРЕ» упражнение повторяется до команды «СТОЙ». Вначале темп движения 60 шагов в минуту, а затем 110-120 шагов в минуту.

Перед отработкой поворота налево командир взвода подчеркивает, что он выполняется так же, как поворот в движении направо, с той лишь разницей, что поворот налево производится после четырех шагов и под очередной счет «раз» выполняется поворот на носке правой ноги. Исполнительная команда подается одновременно с постановкой на землю левой ноги.

Для тренировки командир отводит взвод на шаг назад и располагает его на внешней линии прямоугольника строевой площадки (рис. 2). Выполнение поворота начинается по команде «Поворот в движении налево на четыре счета, шагом – МАРШ».

Под счет «РАЗ, два, три, четыре» сделать четыре строевых шага вперед вдоль линии квадрата, а под следующий громкий счет «РАЗ» кадеты делают поворот и шаг, а под счет «два, три, четыре» продолжают движение.

Завершаться тренировка может под счет самих обучающихся или под барабан.

Для лучшего усвоения рекомендуется проводить тренировку в поворотах направо и налево в целом по квадратам и внешним линиям строевой площадки, для чего отделение двигается с дистанцией между кадетами два-четыре шага.

Перед изучением поворота кругом в движении командир взвода накануне изучает с личным составом требования статьи 38 Строевого устава.

Поворот в движении кругом требует особо тщательного изучения, более длительной тренировки.

Командир обращает внимание обучающихся на то, что поворот в движении кругом в отличие от поворотов направо, налево выполняется на носках обеих ног и движение после поворота начинается с левой ноги в тот момент, когда ноги находятся на носках. Опускаться на пятки после поворота не рекомендуется.

Командир разъясняет, что для поворота кругом в движении исполнительная команда «МАРШ» подается одновременно с постановкой на землю правой ноги, а затем в три счета выполняется поворот.

















Обучение повороту кругом в движении начинается по разделениям на четыре счета по команде «Поворот в движении кругом, по разделениям: делай – РАЗ, делай – ДВА, делай – ТРИ, делай – ЧЕТЫРЕ».

Для поворота кругом по счету «делай – РАЗ» кадеты делают шаг вперед с левой ноги и остаются в таком положении, перенеся вес тела на левую ногу, по счету «делай – ДВА» выносят правую ногу на полшага вперед и несколько влево и, резко повернувшись в сторону левой руки на носках обеих ног, остаются в таком положении.

По счету «делай – ТРИ» делают шаг левой ноги вперед, а по счету «делай – ЧЕТЫРЕ» приставляют правую ногу.

Упражнение повторяется в такой же последовательности в обратном направлении сначала под счет командира, а затем самостоятельно под счет обучающихся.

При выполнении поворота кругом особое внимание обращается на резкость поворота, а также на движение рук в такт шага, т. е. когда по счету «делай – ДВА» вначале выносится правая нога на полшага вперед, следует вместе с ней посылать левую руку вперед, а правую назад. Одновременно с постановкой правой ноги на носок руки должны опуститься. В момент начала поворота на носках обеих ног руки, двигаясь в такт шага, окажутся внизу. По счету «делай – ТРИ» правая рука начинает движение вперед, а левая назад.

Командир взвода внимательно следит за тем, чтобы при выносе правой ноги вперед на полшага руки преждевременно не прижимались, так как эта ошибка не дает возможности сделать резкий разворот. Особое внимание во время тренировок в выполнении поворота в движении командир взвода уделяет координации движения рук в такт шага.

Тренировка в выполнении этого приема может проводиться в комплексе с движением на три шага вперед по команде «Поворот кругом с движением на три шага вперед, шагом – МАРШ». Под счет «раз, два, три» делаются три шага вперед, под счет «ЧЕТЫРЕ» выполняется поворот кругом.

Руководитель занятия следит за действиями командиров учебных взводов, поочередно оказывает им помощь в обучении и устранении допущенных кадетами ошибок.

В конце изучения учебного вопроса офицер-воспитатель выстраивает класс в двух шереножный строй и кратко подводит итоги отработки учебного вопроса. Проводит разбор со всем личным составом кадетского класса и отдельно с командирами взводов.



Заключение

В конце занятия руководитель напоминает тему, цели занятия и степень их достижения, кратко подводит итоги занятия, отмечает лучших и наиболее активных кадетов. Объявляет оценки. Ставит задачу на самостоятельную работу, заполняет журнал учета учебных занятий.


6. Формирование командных и методических навыков:

а) привитие командных навыков:

- осуществлять путем образцового выполнения положений общевоинских уставов ВС РФ руководителем занятия и требованием их обязательного выполнения кадетами кадетского класса;

- образцовым поведением руководителя, неукоснительным соблюдением им правил ношения военной формы, Строевого устава ВС РФ и требованием адекватного исполнения каждым кадетом кадетского класса;

- строгим соблюдением руководителем занятия принятой системы изложения учебного материала с использованием военной лексики и терминов, развитием у кадетов способности громко, четко, лаконично строить свои доклады в ходе ответов на поставленные вопросы;

б) привитие методических навыков:

- осуществлять путем строгого соблюдения руководителем методики проведения практического занятия;

- обращать внимание кадетов на используемые руководителем приемы и способы проведения занятия.

7. Общие меры безопасности:

- до начала занятия проверить готовность кадетов к занятию, состояние формы, ее подгонку, исправность обуви (в зимнее время наличие теплой одежды и обуви);

- в ходе строго соблюдать методику проведения занятия по строевой подготовке.


8. Контроль знаний, умений, навыков:

В ходе проведения вводной части занятия в течение 1-й минуты провести входной контроль знаний кадетов по рекомендованным в основной части вопросам.

Оценку каждому кадету определить после подведения итогов занятия в соответствии со сложившейся системой оценки качества знаний кадетов и критериями оценивания, принятыми в школе.


9. Задание на самостоятельную работу:

1. Изучить и знать положение статей 1 – 38 Строевого Устава ВС РФ.

2. Совершенствовать выполнение строевых приемов во время построений, в часы тренировок по строевой подготовке и повседневной деятельности.




Руководитель занятия:

офицер-воспитатель кадетских классов Г.В. Левенец

___ ____________ 2020 г.

9