Мойганская СОШ Проект по физической культуре По разделу «Гимнастика» На тему «Строевые приемы»
Выполнил: Преподаватель по физической культуре и спорту А.Н. Фарков
Строевые упражнения
Строевые упражнения применяются на уроках физической культуры, при проведении спортивно-показательных выступлений, марш-парадов, смотров строя и песни и других организованных массовых мероприятий. Они являются средством воспитания у занимающихся дисциплинированности, организованности, формирования правильной и красивой осанки, походки, навыков коллективных действий, развития чувства ритма и темпа движений, способности соразмерять их по времени и в пространстве.
Для удобства использования строевых упражнений в гимнастическом зале устанавливаются условные точки: центр, середина и углы. Они определяются по первоначальному расположению строя. Сторона зала, вдоль которой учащиеся строятся перед началом урока, называется правой стороной, правофланговый учащиеся располагается ближе к правому верхнему углу, левофланговый- к правому нижнему углу. Половина зала, соединяющая верхние углы, называется верхняя половина, а нижние углы- нижняя половина. Стороны и половины зала имеют свои середины.
Для пользования строевыми упражнениями введены основные понятия о строе.
- Строй — установленное размещение учащихся для совместных действий.
- Фланг — правая и левая оконечности строя. При поворотах строя на
звание флангов не меняется.
- Фронт — сторона строя, в которую учащиеся обращены лицом.
- Интервал — расстояние по фронту между учащимися. Для сомкнутого
строя он равен ширине ладони между локтями стоящих рядом учащихся.
- Дистанция — расстояние в глубину между учащимися, стоящими в
колонне. Для сомкнутого строя нормой считается расстояние на вытянутую вперед руку.
- Направляющий — учащийся, идущий в колонне первым.
- Замыкающий — учащийся, двигающийся в колонне последним.
- Шеренга — строй, в котором учащиеся размещены один возле другого на
одной линии и обращены лицом в одну сторону.
- Колонна — строй, в котором учащиеся расположены в затылок друг другу.
Строевые упражнения.
Строевые упражнения подразделяются на следующие группы : строевые приемы, построения и перестроения, передвижения, размыкания и смыкания.
Строевые приемы выполняются по следующим командам.
командам. «Становись!» — команда, по которой учащиеся становятся в указанный учителем строй и принимают строевую (основную) стойку. Основная стойка — термин, принятый в физическом воспитании, является синонимом строевой стойки и подразумевает положение, при котором учащийся стоит прямо; пятки вместе, носки врозь на ширину стопы, ноги выпрямлены; плечи
развернуты, живот подтянут; руки
опущены; кисти со сжатыми и
согнутыми пальцами прижаты
к средней линии бедра; голову
держит прямо; смотрит вперед.
«Равняйсь!» — по этой команде учащиеся выравниваются по носкам, принимают строевую стойку, поворачивают голову направо (налево) при команде «Направо (налево) — равняйсь!» и видят грудь четвертого человека, считая себя первым.
По команде «Смирно!» учащиеся быстро принимают строевую стойку.
«Вольно!» — встать свободно, ослабить в колене правую или левую ногу, не сходить с места, не ослаблять внимания и не разговаривать. В разомкнутом строю может использоваться команда «Правой (левой) — вольно!» При этом одна нога отставляется на шаг в сторону, тяжесть тела распределяется равномерно на обе ноги, руки за спину.
«Отставить!» — команда, при которой учащиеся принимают положение, предшествующее этой команде.
«Разойдись!» — команда, при которой учащиеся расходятся для самостоятельных действий.
Расчет группы учащихся
Расчет группы учащихся может производиться по следующим командам. По команде «По порядку — рассчитайсь!» каждый ученик поворачивает голову налево и называет свой порядковый номер, после завершения расчета левофланговый делает шаг вперед и произносит: «Расчет окончен!» Другие команды для расчета: «На первый —второй — рассчитайсь!», «По три (четыре и т.д.) — рассчитайсь!», «На шесть, три, на месте — рассчитайсь!» Расчет колонны на месте и в движении производится с поворотом головы налево; в движении — с постановкой левой ноги.
Повороты на месте и в движении
Повороты на месте и в движении выполняются по командам: «Напра-во!», «Нале-во!», «Полповорота напра-во!», «Полповорота нале-во!», «Кру-гом!» В движении исполнительная команда для поворота налево подается под левую, для поворота направо — под правую ногу. Учащийся делает шаг другой ногой и производит поворот в указанную сторону. Для поворота кругом подается команда «Кругом (предварительная, подается под любую ногу) — марш!» (исполнительная, подается под правую ногу), после чего учащийся делает полный шаг левой, полшага правой и, поворачиваясь на носках (налево кругом), переносит тяжесть тела на правую ногу, поднимая левую вперед для передвижения в противоположном направлении.
Для удобства размещения занимающихся в зале на площадке установлены следующие виды построения и перестроения.
Построение — действия учащихся по команде или распоряжению учителя для принятия определенного строя.
Построение
Построение в шеренгу осуществляется по команде: «Класс, в одну (две, три и т.д.) шеренгу — становись!» Подавая команду, учитель становится лицом в сторону фронта в положение строевой стойки, а группа выстраивается слева от него.
Построение в колонну осуществляется по команде: «В колонну по одному (два, три и т.д.) — становись!» Учащиеся выстраиваются за учителем.
Перестроение — действия учащихся по команде или распоряжению учителя, связанные с переменой вида строя.
Перестроение из одной шеренги в две и обратно выполняется после предварительного расчета на первый-второй по команде: «В две шеренги — стройся!» По этой команде вторые номера левую ногу ставят на шаг назад (счет «раз»), затем правую на шаг в сторону (счет «два») и, приставляя левую, встают в затылок первому (счет «три»). Перестроение из двух шеренг в одну производится по команде: «В одну шеренгу — стройся!», при этом все действия выполняются в обратном порядке.
Перестроение из одной шеренги в три выполняется после предварительного расчета по три. Для этого подается команда: «В три Шеренги — стройся!» По этой команде вторые номера остаются на месте, первые номера ставят правую ногу на шаг назад (счет «раз»), затем левую ставят на шаг в сторону (счет «два») и, приставляя правую ногу к левой (счет «три»), встают в затылок ко вторым номерам. Третьи номера ставят левую ногу на шаг вперед (счет «раз»), правую — на шаг в сторону (счет «два») и, приставляя к ней левую (счет «три»), становятся впереди вторых номеров.
Действие первых и вторых номеров происходит одновременно. Перестроение из трех шеренг в одну производится по команде: «В одну шеренгу - стройся!», все действия выполняются в обратной последовательности.
Перестроение из колонны по одному в колонну по два производится по команде: «В колонну по два (по три) стройся!» Действия учащихся при этом аналогичны тем, которые выполняются при перестроении из одной шеренги в две (три).
Перестроение
Перестроение уступами из шеренги выполняется после предварительного расчета: «Шесть, три, на месте!» или «Девять, шесть, три, на месте!» Для этого подается команда: «По расчету шагом — марш!» Учащиеся выполняют соответствующее расчету число шагов и приставляют ногу. Обратное перестроение производится по команде: «На свои места шагом — марш!» Учащиеся поворачиваются кругом, идут на свои места и затем делают поворот кругом.
Перестроение уступами из колонны по одному в колонну по три (по четыре) производится также после предварительного расчета. Возможны такие же варианты расчета, как при перестроении уступами из одной шеренги в три (четыре), в этом случае используется команда: «Влево (вправо) по расчету приставными шагами шагом — марш!» При обратном перестроении подается команда: «На свои места приставными шагами шагом — марш!»
Перестроение из шеренги захождением плечом производится после предварительного расчета по три (четыре и т.д.) по команде: «Правое (левое) плечо вперед шагом — марш!» Учащиеся продвигаются по радиусу круга до очередной команды.
В момент, когда учащиеся перестроятся в нужном для учителя положении, могут подаваться следующие команды: «Класс — стой!», «На месте!»
Для перестроения из колонны по одному в колонну по три (четыре и т.д.) одновременными поворотами налево (направо) подается команда: «Налево (направо) в колонну по три (четыре и т.д.) — марш!» (рис 129). Исполнительная команда «марш!» подается под левую (правую) ногу. После поворота
первой тройки (четверки и т.д.) последующие выполняют его на том
же месте; команду «марш!» подает замыкающий каждой тройки. При
перестроении таким способом учитель может попутно дать указания об
интервале и дистанции. Для обратного перестроения класс поворачи-
вается налево (направо) и подается команда: «Слева в обход налево
(направо) в колонну по одному шагом — марш!» («марш!» — в
движении) (рис. 130).
Перестроение дроблением и сведением выполняется в движении.
Для этого подается команда: «Через центр — марш!», затем по мере
приближения направляющего к верхней или нижней середине зала
подается команда: «В колонну по одному направо
(налево) в обход — марш!» (дробление) (рис. 131).
Для передвижения занимающихся в ходе занятий могут быть использованы следующие способы ходьбы:
Строевой шаг — шаг, при котором нога выносится прямая, с оттянутым носком на
15 — 20 см от пола, а ставится твердо на всю ступню. Движение руками выполняется вперед (сгибая в локтях) так, чтобы кисти поднимались выше пояса на ширину ладони и на расстояние ладони от тела, назад — до отказа в плечевом суставе. Пальцы рук полусогнуты. В движении голову и туловище держать прямо, смотреть перед собой.
Походный шаг (обычный) отличается меньшим напряжением, нога выносится свободно, без оттягивания носка и ставится на пол без акцента, руками производятся свободные движения около тела.
В процессе проведения урока учителю приходится применять Различные способы ходьбы — на носках, на пятках, приставными шагами, в полуприседе и приседе, выпадами, а также упражнения типа задания. Для перемены способа ходьбы или для выполнения Упражнений в движении подается команда: «На носках — марш!»
или «С выполнением задания — марш!» и т.д. Исполнительная команда подается под левую ногу, правой делается шаг вперед.
Под левую ногу начинается новое упражнение, для прекращения выполнения упражнения в движении подается команда: «Без задания — марш!» или «Закончить упражнение» (если не требуется согласованного выполнения).
Остановка строя осуществляется по команде: «Класс — стой!» Исполнительная команда подается с постановкой левой ноги, после чего делается шаг правой и приставляется левая нога.
Движение на месте выполняется по команде: «На месте шагом (бегом) — марш!» Для остановки строя в определенном месте:
«Направляющий — на месте!» По этой команде направляющий выполняет шаг на месте, остальные продолжают двигаться вперед до дистанции в 1 шаг. Для того чтобы остановить занимающихся в разомкнутом строю, подается команда: «Дистанция 2 — 3 — 4 шага. Класс — на месте!» Для возобновления движения вперед при ходьбе на месте подается команда: «Прямо!» Для достижения большей согласованности движений может быть использована предварительная команда: «Класс — прямо!» Исполнительная команда подается под левую ногу, после чего делается шаг правой на месте и с левой начинается движение вперед.
Для изменения скорости, темпа и ритма передвижения используются команды: «Шире — шаг!», «Короче — шаг!», «Чаще — шаг!», «Ре-же!», «Полный — шаг!» Исполнительная команда подается под левую ногу. Для обеспечения большей согласованности в действиях учащихся учитель подсчетом задает темп и ритм выполнения.
На учебных занятиях по гимнастике, во время массовых спортивно-показательных выступлений, праздников применяются различные виды фигурной маршировки.
Обход — передвижение вдоль границ зала, выполняется по команде: «В обход налево (направо) шагом — марш!» (в движении «шагом» опускается). Исполнительная команда подается в момент, когда напра- вляющий подходит к границе в любой точке зала.
Диагональ — передвижение по диагонали зала, площадки
выполняется по команде: «По диагонали — марш!»
Исполнительная команда подается на одном из углов зала
(рис. 135).
Противоход — движение колонны за направляющим
в противоположном направлении, выполняется по
команде: «Противо-ходом налево (направо) — марш!»
(рис. 136).
Змейка — ряд противоходов, соответствующих первому проти-воходу.
По этой команде направляющий продвигается змейкой до новой
команды учителя (рис. 137).
Круг — движение занимающихся по кругу выполняется по команде:
«Направо (налево) по большому (среднему, малому) кругу — марш!»
В процессе продвижения учитель может дополнительно указывать дистанцию между занимающимися.
Скрещение — фигура, образованная в результате пересечения движения двух колонн в одной из точек зала. При скрещении учащиеся проходят поочередно определенную точку зала, не нарушая при этом темпа и ритма передвижения. Для выполнения скрещения подается команда: «Через центр (или другую точку зала) со скрещением — марш!»
Петля по форме может быть открытой (рис. 138) и закрытой
(рис. 139). Она выполняется в любом направлении (поперечном,
продольном, косом).
Для выполнения подаются команды:
«Налево (направо) открытой петлей — марш!»,
«По диагонали открытой петлей — марш!» (рис. 140),
«Налево (направо) по диагонали закрытой
петлей — марш!» (рис. 141).
Для рационального размещения занимающихся в спортивном зале или на площадке применяются размыкания и смыкания строя.
Размыкание — действия учащихся, связанные с увеличением интервала и дистанции.
Смыкание — уплотнение разомкнутого строя.
Размыкание приставными шагами по фронту из колонны по три выполняется по команде: «Класс, от середины на два (три) шага
приставными шагами разом-кнись!» После исполнительной команды «-кнись!» учитель начинает подсчет до четырех при размыкании на 2 шага, до шести — при размыкании на 3 шага.
Из колонны по четыре размыкание осуществляется по команде: «От середины на два (три) шага приставными шагами разомкнись!» Движение начинают крайние колонны, затем через два шага вступают остальные и размыкаются так, чтобы между колоннами был указанный в предварительной команде интервал в шагах. Размыкание из колонны по три (четыре) в одну сторону выполняется по команде: «Влево (вправо) приставными шагами на два (три) шага разом-кнись!» Действия учащихся аналогичны тем, которые описаны выше.
Смыкание приставными шагами выполняется по команде: «К середине (влево, вправо) приставными шагами сом-кнись!» Действия выполняются одновременно всеми занимающимися.
Размыкание из колонны по три {четыре) от середины или в одну сторону с поворотами выполняется по команде: «От середины (или влево, вправо) с поворотами на два (три) шага разом-кнись!» Учителю необходимо производить подсчет с учетом количества колонн и интервала между учащимися в шагах. Например, для размыкания из колонны по три на два шага подсчет идет до семи: первые два счета — поворот, затем два шага вперед — счет «три», «четыре», на «пять» приставить ногу и на «шесть», «семь» — поворот лицом в первоначальное положение.
Различные виды размыкания могут проводиться не по команде, а по распоряжению учителя: «Разомкнитесь от середины на вытянутые в стороны руки», «Разомкнитесь по ориентирам» (для этого необходимо заранее расставить ориентиры — флажки, кубики, мячи и т.д.).
Размыкания могут выполняться с применением акробатических упражнений, переворотов боком, кувырков, движений руками, подскоков.
Спасибо за внимание!