СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Строение воды её физические и химические свойства

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Строение воды и ее физические свойства"

Коморникова М.Е., учитель физики

 МКОУ «Подъеланская СОШ»

Цели: 1. Образовательная:

  • активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке;
  • обобщить знания учащихся об агрегатных состояниях вещества на примере воды, рассмотрев её физические свойства, строение молекул;
  • закрепить умение учащихся объяснять физические процессы на основе МКТ и химического строения, навыки составления моделей молекул;
  • показать значение воды в природе и в жизни человека.

2. Развивающая:

  • развивать умение применять свои знания для объяснения конкретных явлений в необычной ситуации;
  • развивать умение выделять главное и составлять конспект;
  • продолжать формирование логического мышления;
  • развивать интерес к предметам естественно - научного цикла;
  • развивать устную речь;
  • продолжать формирование убежденности учащихся в возможности познания законов природы путем раскрытия понимания ими явлений, фактов окружающего мира.

3. Воспитательная:

  • формирование культуры общения;
  • развитие самостоятельности.

Оборудование: сосуд со льдом; термометр; коллекция “Модели атомов для составления молекул”; глобус; таблица “Агрегатные состояния тел”; таблица “Плавление. Испарение. Кипение”; проектор, экран.

Методы обучения:

  1. Словесный (беседа);
  2. Наглядный ( презентации, таблиц, репродукций картин, глобуса);
  3. Практический (составление модели молекулы воды; измерение термометром температуры льда в сосуде).

Организационный момент (1 мин.)

Актуализация знаний (2 мин.)

Учитель химии: Мы живем в мире, в котором много химических веществ. Встречаются природные и созданные человеком. Назовите самое распространенное вещество, без которого невозможна жизнь на Земле.

Учащиеся: Вода.

Учитель химии: “Вода!.. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть сама жизнь…”- писал Антуан де Сент-Экзюпери.

Учитель химии: А на каких предметах  вы говорили о воде?

Учащиеся: физике, географии, литературе, биологии.

Учитель химии: А что вы знаете о воде с уроков физики?

Учащиеся: агрегатные состояния, температуры плавления и кипения, тепловые процессы.

Учитель химии: А что вы не знаете, но хотели бы узнать? Формулирование темы урока.

Цели урока:

  1. Повторить физические свойства воды.
  2. Изучить состав и химические свойства воды.
  3. Узнать что-то новое.

 

Учитель химии: Вначале вспомним о распространении воды на нашей планете (сообщение Рома С. 1.)

Учитель химии: Какую роль она играет для живых организмов? (сообщение Аня Д., Саманта Б.)

Учитель физики: А теперь я предлагаю вам вспомнить свойства воды, которые вы изучили на уроках физики. Сделайте в своих тетрадях необходимые записи, можно использовать справочную литературу.

Учитель физики: А теперь проверим и обсудим свойства воды, которые вы записали. Слайд №. Давайте более детально рассмотрим процессы перехода из одного агрегатного состояния в другое на основе МКТ. Слайд . Послушайте стихотворение и определите: А) о каких агрегатных состояниях воды идет речь; Б) какие процессы лежат в основе перехода воды из одного агрегатного состояния в другое?

Я вездесуща и легка,- Я лед, я пот, я облака. Я иней, чай, бульон, туман, Река, ручей и океан. Когда я злюсь, то закипаю, Когда мороз – я застываю.

Учащиеся: при нагревании процесс перехода из жидкого состояния в газообразное при t=100оС (при н.у.) называется кипением, а обратный ему – конденсацией. При охлаждении процесс перехода из жидкого в твердое состояние называется кристаллизацией при t=0о (при н.у.)

Учитель химии: А знаете ли вы что-нибудь о строении молекулы воды? Её формулу?

Учащиеся: Знаем, что молекула воды состоит из одного атома кислорода и двух атомов водорода и имеет формулу – Н2О.

Учитель химии: К какому классу соединений относится вода?

Учащиеся: вода относится к классу соединений – оксиды, оксид водорода.

Учитель химии: зная формулу воды, давайте соберём молекулу воды.

 

щ--

Учитель химии:  работая в группе в течение 2 мин,

Модель молекулы воды:

Учитель химии: в молекуле воды атом кислорода имеет электрический заряд «-2», а атомы водорода «+1», т.е между ними существует сила электростатического притяжения, которая удерживает атомы на определённом расстоянии друг возле друга, образованная система называется диполь, а химическая связь полярной. Такая связь существует внутри молекулы воды, а между молекулами образуются водородные связи. Эта связь придаёт молекуле воды некоторую уникальность. Что вам известно об этом?

 Учащиеся: Уникальное свойство воды. Сообщение учащихся. (Рома температура кипения., Аня – температура плавления., Леша – Аномальное изменение плотности воды. Саманта- вода в организмах растений.)

Учитель химии: Что нам ещё осталось рассмотреть?

Учащиеся: химические свойства воды.

Учитель химии: скажите, а мы уже что-то знаем о химических свойствах воды?

При изучении темы водород вы уже ознакомились с некоторыми свойствами воды.

Мы говорили о том, что вода вступает в реакцию замещения с активными Ме (опыт):

  1. 2Na + 2Н2О = 2NaOH + H2

Под действием постоянного электрического тока или при высокой температуре (2000° С) вода разлагается на водород и кислород.

  1. 2О                2H2 + O2

Вода вступает в реакции соединения со многими сложными веществами, например с оксидами.

  1. Cа + 2НОН        Ca(OH)2 (опыт)
  2. P2O5 + H2O       2HPO3
  3. P2O5 + 3H2O       2H3PO4

Учитель физики: В заключении хочется сообщить вам научный факт, природа которого до конца не известна. Вода обладает уникальным свойством – информационной памятью. Она помнит все! Каждый организм имеет свою собственную частоту излучения. Каждый вирус, бактерия тоже имеют свою частоту. Все виды этих излучений “записываются” на молекулах воды. Само же это излучение обладает таким свойством, что при встрече двух излучений – излучения болезни и излучения воды с записью этой болезни – от одного и того же источника, они взаимно поглощаются. Отравленная вода “помнит” обо всех ядовитых процессах, тяжелых металлах, ядрах с которыми имела контакт. При попадании в организм такая вода вызовет разные виды болезненных реакций. Стереть предыдущую информацию очень трудно.

Учитель физики: Итак, воде не важно, на каком языке с ней общаются и на каком расстоянии, она понимает любую речь. Мы знаем, как ранят любого человека грубые, обидные слова. Не забывайте об этом.

IV. Выводы урока (2 мин.)

Учитель физики: Время нашего урока подходит к концу. Давайте вместе сформулируем основные выводы нашего урока. Слайд 25

V. Домашнее задание (1 мин). Слайд 26. Карточка поуровневого домашнего задания раздается каждому учащемуся. Приложение 1.

VI. Выходной контроль (7 мин). Индивидуальная письменная поуровневая работа.

Учитель физики: Сейчас вам необходимо внимательно прочитать все задания карточки самостоятельной работы и ответить письменно на одно задание того уровня, с которым вы справитесь. (Текст работы раздается каждому учащемуся. Во время работы для релаксации звучит музыкальное сопровождение “Звуки прибоя”). Приложение 2

Учитель физики и учитель химии: Спасибо за работу. До свидания.