Практический (составление модели молекулы воды; измерение термометром температуры льда в сосуде).
Организационный момент (1 мин.)
Актуализация знаний (2 мин.)
Учитель химии: Мы живем в мире, в котором много химических веществ. Встречаются природные и созданные человеком. Назовите самое распространенное вещество, без которого невозможна жизнь на Земле.
Учащиеся: Вода.
Учитель химии: “Вода!.. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть сама жизнь…”- писал Антуан де Сент-Экзюпери.
Учитель химии: А на каких предметах вы говорили о воде?
Учитель химии: А что вы знаете о воде с уроков физики?
Учащиеся: агрегатные состояния, температуры плавления и кипения, тепловые процессы.
Учитель химии: А что вы не знаете, но хотели бы узнать? Формулирование темы урока.
Цели урока:
Повторить физические свойства воды.
Изучить состав и химические свойства воды.
Узнать что-то новое.
Учитель химии: Вначале вспомним о распространении воды на нашей планете (сообщение Рома С. 1.)
Учитель химии: Какую роль она играет для живых организмов? (сообщение Аня Д., Саманта Б.)
Учитель физики: А теперь я предлагаю вам вспомнить свойства воды, которые вы изучили на уроках физики. Сделайте в своих тетрадях необходимые записи, можно использовать справочную литературу.
Учитель физики: А теперь проверим и обсудим свойства воды, которые вы записали. Слайд №. Давайте более детально рассмотрим процессы перехода из одного агрегатного состояния в другое на основе МКТ. Слайд . Послушайте стихотворение и определите: А) о каких агрегатных состояниях воды идет речь; Б) какие процессы лежат в основе перехода воды из одного агрегатного состояния в другое?
Я вездесуща и легка,-
Я лед, я пот, я облака.
Я иней, чай, бульон, туман,
Река, ручей и океан.
Когда я злюсь, то закипаю,
Когда мороз – я застываю.
Учащиеся: при нагревании процесс перехода из жидкого состояния в газообразное при t=100оС (при н.у.) называется кипением, а обратный ему – конденсацией. При охлаждении процесс перехода из жидкого в твердое состояние называется кристаллизацией при t=0о (при н.у.)
Учитель химии: А знаете ли вы что-нибудь о строении молекулы воды? Её формулу?
Учащиеся: Знаем, что молекула воды состоит из одного атома кислорода и двух атомов водорода и имеет формулу – Н2О.
Учитель химии: К какому классу соединений относится вода?
Учащиеся: вода относится к классу соединений – оксиды, оксид водорода.
Учитель химии: зная формулу воды, давайте соберём молекулу воды.
щ--
Учитель химии:работая в группе в течение 2 мин,
Модель молекулы воды:
Учитель химии: в молекуле воды атом кислорода имеет электрический заряд «-2», а атомы водорода «+1», т.е между ними существует сила электростатического притяжения, которая удерживает атомы на определённом расстоянии друг возле друга, образованная система называется диполь, а химическая связь полярной. Такая связь существует внутри молекулы воды, а между молекулами образуются водородные связи. Эта связь придаёт молекуле воды некоторую уникальность. Что вам известно об этом?
Учащиеся: Уникальное свойство воды. Сообщение учащихся. (Рома температура кипения., Аня – температура плавления., Леша – Аномальное изменение плотности воды. Саманта- вода в организмах растений.)
Учитель химии: Что нам ещё осталось рассмотреть?
Учащиеся: химические свойства воды.
Учитель химии: скажите, а мы уже что-то знаем о химических свойствах воды?
При изучении темы водород вы уже ознакомились с некоторыми свойствами воды.
Мы говорили о том, что вода вступает в реакцию замещения с активными Ме (опыт):
2Na + 2Н2О = 2NaOH + H2
Под действием постоянного электрического тока или при высокой температуре (2000° С) вода разлагается на водород и кислород.
2Н2О 2H2 + O2
Вода вступает в реакции соединения со многими сложными веществами, например с оксидами.
Cа + 2НОН Ca(OH)2 (опыт)
P2O5 + H2O 2HPO3
P2O5 + 3H2O 2H3PO4
Учитель физики: В заключении хочется сообщить вам научный факт, природа которого до конца не известна. Вода обладает уникальным свойством – информационной памятью. Она помнит все! Каждый организм имеет свою собственную частоту излучения. Каждый вирус, бактерия тоже имеют свою частоту. Все виды этих излучений “записываются” на молекулах воды. Само же это излучение обладает таким свойством, что при встрече двух излучений – излучения болезни и излучения воды с записью этой болезни – от одного и того же источника, они взаимно поглощаются. Отравленная вода “помнит” обо всех ядовитых процессах, тяжелых металлах, ядрах с которыми имела контакт. При попадании в организм такая вода вызовет разные виды болезненных реакций. Стереть предыдущую информацию очень трудно.
Учитель физики: Итак, воде не важно, на каком языке с ней общаются и на каком расстоянии, она понимает любую речь. Мы знаем, как ранят любого человека грубые, обидные слова. Не забывайте об этом.
IV. Выводы урока (2 мин.)
Учитель физики: Время нашего урока подходит к концу. Давайте вместе сформулируем основные выводы нашего урока. Слайд 25
VI. Выходной контроль (7 мин). Индивидуальная письменная поуровневая работа.
Учитель физики: Сейчас вам необходимо внимательно прочитать все задания карточки самостоятельной работы и ответить письменно на одно задание того уровня, с которым вы справитесь. (Текст работы раздается каждому учащемуся. Во время работы для релаксации звучит музыкальное сопровождение “Звуки прибоя”). Приложение 2
Учитель физики и учитель химии: Спасибо за работу. До свидания.