СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Структура технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая картаурока отличается от плана- конспекта и появилась достаточно давно

Просмотр содержимого документа
«Структура технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС»

Структура технологической карты урока

в соответствии с требованиями ФГОС

Технологическая карта урока, отличается от плана-конспекта

Технологическая карта урока как одно из квалификационных требований к педагогу появилась достаточно давно, однако требовать её разработку в обязательном порядке стали сравнительно недавно.

Понятие и особенности технологической карты урока Новый ФГОС требует от учителя более высокого уровня наглядного планирования и детализации предстоящего урока. Соответственно- технологическая карта урока стала важным шагом в оптимизации деятельности учителя. Технологическая карта урока – обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы. Технологическая карта урока представляет собой многокомпонентный документ, при помощи которого педагог реализует своё видение планирования урока в условиях подачи того или иного материала. Важно отметить, что само понятие "технологическая карта" пришло в образование из промышленности. Технологическая карта – технологическая документация в виде карты, листка, содержащего описание процесса изготовления, обработки, производства определённого вида продукции, производственных операций, применяемого оборудования, временного режима осуществления операций. Технологическая карта урока создаётся педагогом с целью раскрытия общедидактических принципов и алгоритмов организации учебного процесса, метапредметных и предметных умений школьников, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения к результатам образования. Метапрпедметные умения – это универсальные учебные действия (УУД). Предметные умения формируются у учащихся только в процессе обучения данному учебному предмету и имеют применение главным образом в этом предмете и отчасти в смежных предметах. Методология создания технологической карты урока В настоящее время имеет место несколько разнообразных подходов к созданию технологической карты урока. Все они направлены на схематизацию процессов на уроке. Однако, если обратиться к тем подходам к составлению технологической карты урока, которые соответствую требованиям ФГОС нового поколения, то можно выделить три ключевые тенденции: Рост востребованности и популярности технологической карты урока в педагогической среде; Технологические карты урока различаются по количеству и перечню выделенных разделов в зависимости от степени детализации хода урока;

Структура технологической карты урока Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки. Важным нюансом в пользу замены план-конспектов, технологической картой является наличие возможности оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных средств, видов и подходов к организации учебной деятельности на каждом этапе урока. Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, а также проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса. Кроме того, правильно составленная технологическая карта современного урока дает возможность использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке и согласовать действия учителя и учащихся. Технологическая карта урока включает в свою структуру такие элементы план-конспекта как: тема; цель; задачи; мотивация их принятия; планируемые результаты: знания, умения, навыки; личностноформирующая направленность урока. Цель урока представляет собой подачу информации по теме урока в ключе направленном на раскрытие её основных компонентов и выполнения воспитательных и образовательных задач. Цель урока определяется следующими факторами: Планируемые результаты урока Пути реализации зафиксированного план урока. Задачи урока – данная в определённых условиях цель деятельности, которая должна быть достигнута преобразованием этих условий, согласно определённой процедуре. Сразу необходимо предусмотреть планируемые результаты урока. В формулировке планируемых результатов также необходимо единообразие и соответствие задачам: сколько задач – столько и планируемых результатов должно быть. На основном этапе урока крайне важна подготовка каждого ученика к активной учебной деятельности.

Опорная схема для конструирования технологической карты урока

Образовательные задачи урока

Возможные методы и приёмы выполнения

Организационный этап : Приветствие, проверка подготовленности, организация внимания. Проверка выполнения домашнего задания

Подготовка учащихся к работе на основном этапе

Сообщение темы и цели (в виде проблемного задания, в виде эвристического вопроса, через показ конечных результатов, использование технологической карты мыследеятельности – кластер.

В начале урока даётся загадка, отгадка к которой будет открыта при работе над новым материалом Этап усвоения новых знаний и способов действий.

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала Содействовать усвоению способов, средств, которые привели к определённому выбору

Первичная проверка понимания изученного Установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала

Опорный текст, подготовка учащимися своих вопросов, своих примеров по новому материалу Этап закрепления новых знаний и способов действий Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания.

Разноуровневые самостоятельные работы, деловая игра, учебные ситуации, групповая работа, дискуссия.

Обобщение и информация о домашнем задании Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания .

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся .

Рефлексия Инициировать рефлексию учащихся по поводу мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками.

Использование технологической карты позволяет гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения, а также осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности. Значение технологической карты урока Технологическая карта позволит учителю: Реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения; Определить УУД, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса; Системно формировать у учащихся универсальные учебные действия; Осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата; Проектировать свою деятельность на определенный период при помощи перехода от поурочного планирования к проектированию темы; Освободить время для творчества;



Литература


Технологическая карта урока как инструмент проектирования cовременного урока в начальной общеобразовательной школе. Методическое пособие / Автор-составитель С.С. Пичугин. – Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2013. – 50 с. Фридман Л. М., Кулагина И.Ю. Формирование у учащихся общеучебных умений:– М.: Изд-во Российского открытого университета, 1993. – 34 с. Якушина Е.В. Готовимся к уроку в условиях новых ФГОС // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.openclass.ru/node/305985

Источник: Нестерова И.А. Технологическая карта урока // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru - http://odiplom.ru/lab/tehnologicheskaya-karta-uroka.html