СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Структура урока

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Структура урока»

Содержание художественно – творческих дисциплин Урок рисования: с натуры, по памяти, по представлению Урок декоративного рисования Урок тематического рисования ( композиция ) Урок конструирования и моделирования Урок лепка ( скульптура ) Урок беседы по искусству (история искусств ) Урок дизайна

Содержание художественно – творческих дисциплин

  • Урок рисования: с натуры, по памяти, по представлению
  • Урок декоративного рисования
  • Урок тематического рисования ( композиция )
  • Урок конструирования и моделирования
  • Урок лепка ( скульптура )
  • Урок беседы по искусству (история искусств )
  • Урок дизайна
Понятие содержания обучения Содержание обучения – это система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми учащимся необходимо овладеть в процессе обучения.

Понятие содержания обучения

  • Содержание обучения – это система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми учащимся необходимо овладеть в процессе обучения.
Единство обучения и воспитания в содержании образования Образование – это процесс передачи знаний, накопленных поколениями, опыта культурных ценностей. Образование представляет собой совокупность учреждений разного типа и уровня: дошкольное, школьное, дополнительное, среднее специальное, высшее и послевузовское. Процесс образования можно представить в качестве двух составляющих: Обучение - приобретение знаний, умений и навыков через различные приёмы и уровни творческого восприятия и практической деятельности, культурные и морально-этическое идеи Воспитание – процесс зарождения и становления различных отношений: этических, моральных, социальных. Различных степеней поведения, убеждения, привычек, чувств.

Единство обучения и воспитания в содержании образования

  • Образование – это процесс передачи знаний, накопленных поколениями, опыта культурных ценностей.
  • Образование представляет собой совокупность учреждений разного типа и уровня: дошкольное, школьное, дополнительное, среднее специальное, высшее и послевузовское.

Процесс образования можно представить в качестве двух составляющих:

Обучение - приобретение знаний, умений и навыков через различные приёмы и уровни творческого восприятия и практической деятельности, культурные и морально-этическое идеи

Воспитание – процесс зарождения и становления различных отношений: этических, моральных, социальных. Различных степеней поведения, убеждения, привычек, чувств.

Компоненты содержания обучения Предметный освоенный опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, система основополагающих элементов научного знания, лежащая на основе научной картины мира Метапредметный освоенные универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющим основу умения учиться и межпредметные понятия Личностный готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностные установки обучающихся, социальные компетенции, личные качества.

Компоненты содержания обучения

Предметный освоенный опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, система основополагающих элементов научного знания, лежащая на основе научной картины мира

Метапредметный освоенные универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющим основу умения учиться и межпредметные понятия

Личностный готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностные установки обучающихся, социальные компетенции, личные качества.

Анализ программ по изобразительному искусству   Для работы в школе существует несколько программ по изобразительному искусству. В условиях вариативного обучения по различным программам общими целями всех программ является всестороннее развитие личности, эстетическое воспитание, формирование художественного вкуса детей, творческих способностей, обучение основам изобразительной грамотности, систематическое развитие пространственного воображения, чувства формы, привитие интереса и любви к художественной деятельности. Каждая действующая программа показывает, c помощью каких задач можно достигнуть вышеназванных целей обучения изобразительному искусству. Чаще всего учителями в начальной школе используется программа «Изобразительное искусство». Авторами действующей в настоящее время программы являются: Кузин В.С., Шорохов Е.В., Кубышкина Э.И., Игнатьев С.Е., Витковский А.Н и т.д. Согласно этой программе, изо помогает детям с первых шагов обучения в школе познавать окружающий мир, видеть в нем красоту, развивать свои творческие способности.

Анализ программ по изобразительному искусству

  • Для работы в школе существует несколько программ по изобразительному искусству. В условиях вариативного обучения по различным программам общими целями всех программ является всестороннее развитие личности, эстетическое воспитание, формирование художественного вкуса детей, творческих способностей, обучение основам изобразительной грамотности, систематическое развитие пространственного воображения, чувства формы, привитие интереса и любви к художественной деятельности. Каждая действующая программа показывает, c помощью каких задач можно достигнуть вышеназванных целей обучения изобразительному искусству.
  • Чаще всего учителями в начальной школе используется программа «Изобразительное искусство». Авторами действующей в настоящее время программы являются: Кузин В.С., Шорохов Е.В., Кубышкина Э.И., Игнатьев С.Е., Витковский А.Н и т.д.
  • Согласно этой программе, изо помогает детям с первых шагов обучения в школе познавать окружающий мир, видеть в нем красоту, развивать свои творческие способности.
На 1-ом уроке дети рисуют с натуры с использованием натурных моделей – фрукты, овощи, муляжи. На 2 занятии дети рисуют животных по памяти (заяц, лиса, кот, собака, медведь, лошадь). На 3 уроке дети рисуют фигуру человека в движении по воображению, памяти, частично с натуры.

На 1-ом уроке дети рисуют с натуры с использованием натурных моделей – фрукты, овощи, муляжи.

На 2 занятии дети рисуют животных по памяти (заяц, лиса, кот, собака, медведь, лошадь).

На 3 уроке дети рисуют фигуру человека в движении по воображению, памяти, частично с натуры.

Отличительная черта курса: тематически-поурочный принцип планирования учебного материала.   Методическое пособие построено по годам обучения и выражает основные педагогические принципы, заложенные в программе «Изобразительное искусство и художественный труд» и реализованные в учебниках для 1-4 классов начальной школы, написанных по данной программе. Содержание предмета «Изобразительное искусство» в начальной школе — это основа общего художественного развития ребенка. В 1-4 классах закладывается фундамент — основы художественных представлений. Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений.

Отличительная черта курса: тематически-поурочный принцип планирования учебного материала.

Методическое пособие построено по годам обучения и выражает основные педагогические принципы, заложенные в программе «Изобразительное искусство и художественный труд» и реализованные в учебниках для 1-4 классов начальной школы, написанных по данной программе.

Содержание предмета «Изобразительное искусство» в начальной школе — это основа общего художественного развития ребенка. В 1-4 классах закладывается фундамент — основы художественных представлений.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений.

С самого начала детей учат художественному объемному изображению: красивому, своеобразному, выражающему чувства и мысли каждого ребенка. После каждого урока учитель должен сделать оценку эффективности занятия, которая предполагает анализ творческой активности учеников, уровня освоения ими способов действия и операций, а также оценку эффективности занятия. Исходя из общих целей и задач всех программ, можно сказать, что в результате освоения обязательного минимума по изобразительному искусству в начальной школе учащиеся будут иметь представления об изобразительном искусстве и об основных понятиях изобразительной грамоты. Для того чтобы реализовать цели, поставленные в программах, необходимым условием является применение различных методов, способов, приемов при работе на уроках изобразительного искусства в начальной школе.

С самого начала детей учат художественному объемному изображению: красивому, своеобразному, выражающему чувства и мысли каждого ребенка.

После каждого урока учитель должен сделать оценку эффективности занятия, которая предполагает анализ творческой активности учеников, уровня освоения ими способов действия и операций, а также оценку эффективности занятия.

Исходя из общих целей и задач всех программ, можно сказать, что в результате освоения обязательного минимума по изобразительному искусству в начальной школе учащиеся будут иметь представления об изобразительном искусстве и об основных понятиях изобразительной грамоты.

Для того чтобы реализовать цели, поставленные в программах, необходимым условием является применение различных методов, способов, приемов при работе на уроках изобразительного искусства в начальной школе.

Знания, умения и навыки в результате освоения художественно-творческих дисциплин

  • Нередко отсутствие знаний, умений и навыков воспринимается даже профессионалами как отсутствие нужных способностей. Так, когда великий русский художник В. И. Суриков первый раз пытался поступить в Академию художеств, он не был принят. Отсутствие у него необходимых навыков было расценено профессорами Академии как отсутствие художественного таланта вообще.
  • Яркий пример того, что творческий процесс может угаснуть, если его не вооружать необходимыми умениями, знаниями и навыками — детское творчество, которое угасает, не имея той подпитки, которую дает мастерство, приобретаемое в процессе обучения. Никакими способностями невозможно заменить мастерство, которое является главным орудием в создании и исполнении художественного произведения.
  • Однако сами по себе профессиональные умения и навыки еще не предопределяют ценность результатов творческой деятельности. Суть творчества заключается не в накоплении знаний и мастерства, хотя это очень важно для творчества, а в умении человека, будь он ученый или художник, открывать новые идеи, новые пути развития мысли, делать оригинальные выводы. Вся трудность осуществления творческой деятельности заключается в том, что хотя знания и являются основой творчества, тем не менее совершенно разные психические процессы протекают в момент усвоения уже известного знания и создания новых идей, новых образов, новых форм.
Характеристика программного содержания и методика ведения уроков согласно концепции всеобщей графической грамоты (В. С. Кузин, Н. Н. Ростовцев).   Концепция

Характеристика программного содержания и методика ведения уроков согласно концепции всеобщей графической грамоты (В. С. Кузин, Н. Н. Ростовцев).

Концепция "Школа рисунка - графическая грамота" (Авторы концепции Ростовцев Н.Н. и Кузин В.С.) продолжает традиции зародившиеся в дореволюционной методике рисования.  

В основе концепции лежит подход к обучению, разработанный для Академии Художеств. Одной из главных задач этого подхода является обучение рисованию с натуры и реалистической передаче объектов. 

Программа “Изобразительное искусство” в рамках данной концепции сильно изменилась за время своего существования. Авторами действующей в настоящее время программы "Изобразительное искусство" являются: Кузин В.С., Шорохов Е.В., Кубышкина Э.И., Лебедко В.К., Коваленко П.Ю., Витковский А.Н. 

4 типа учебных занятий Рисование с натуры  Рисование на темы Обучение декоративной работе Лепка Аппликация Беседы об изобразительном искусстве 

4 типа учебных занятий

Рисование с натуры

Рисование на темы

Обучение декоративной работе

Лепка

Аппликация

Беседы об изобразительном искусстве 

«Целостный подход к художественному воспитанию через категорию «Художественный образ» (Ю. Полуянов, Б.П. Юсов)

«Целостный подход к художественному воспитанию через категорию «Художественный образ» (Ю. Полуянов, Б.П. Юсов)

В основе комплексного подхода : - выход за рамки искусства – география, природная среда, история народа и города, их отношения с другими народами;  - связь с развитием культуры – мысль, наука, техника, градостроительство, коммуникации, духовные и нравственные традиции;  - перенос педагогического акцента с изучения памятников культуры на детское художественное творчество через духовное творчество самих школьников;  - обращение к региональной культуре, искусству и родному языку региона в связи с мировым художественным процессом (региональный компонент образования). 

В основе комплексного подхода :

  • - выход за рамки искусства – география, природная среда, история народа и города, их отношения с другими народами; 
  • - связь с развитием культуры – мысль, наука, техника, градостроительство, коммуникации, духовные и нравственные традиции; 
  • - перенос педагогического акцента с изучения памятников культуры на детское художественное творчество через духовное творчество самих школьников; 
  • - обращение к региональной культуре, искусству и родному языку региона в связи с мировым художественным процессом (региональный компонент образования). 
Три уровня взаимодействия искусств (Юсов Б.П.)   - как взаимное иллюстрирование искусств при изучении общей темы занятия (времена года, состояние природы, историческое или социальное событие, предмет/объект рисования и др.);  - как соединение доступных занятий искусством с глубинным изучением одного из них;  - как взаимное проникновение разных видов художественной деятельности в едином занятии на основе их взаимопомощи и дополнительности – такое взаимодействие является интеграционным взаимодействием.

Три уровня взаимодействия искусств (Юсов Б.П.)  

  • - как взаимное иллюстрирование искусств при изучении общей темы занятия (времена года, состояние природы, историческое или социальное событие, предмет/объект рисования и др.); 
  • - как соединение доступных занятий искусством с глубинным изучением одного из них; 
  • - как взаимное проникновение разных видов художественной деятельности в едином занятии на основе их взаимопомощи и дополнительности – такое взаимодействие является интеграционным взаимодействием.
«Приобщения к мировой художественной культуре как части духовной культуры» (Б.М. Неменский)

«Приобщения к мировой художественной культуре как части духовной культуры» (Б.М. Неменский)

три способа художественного освоения действительности: Изобразительный декоративный  конструктивный

три способа художественного освоения действительности:

  • Изобразительный
  • декоративный 
  • конструктивный
«Полихудожественное развитие личности» (Б.П. Юсов) 

«Полихудожественное развитие личности» (Б.П. Юсов) 

формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по пред­ставлению); декоративная и конструктивная работа;  восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов кол­лективного творчества и индивидуальной работы на уро­ках;  изучение художественного наследия; подбор иллюст­ративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных). 

формы выражения:

  • изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по пред­ставлению);
  • декоративная и конструктивная работа; 
  • восприятие явлений действительности и произведений искусства;
  • обсуждение работ товарищей, результатов кол­лективного творчества и индивидуальной работы на уро­ках; 
  • изучение художественного наследия;
  • подбор иллюст­ративного материала к изучаемым темам;
  • прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных). 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!