Шивит-оол Татьяна Сереновна, учитель математики высшей категории МБОУ СОШ № 2 города Кызыла
Тема : «Решение задач по теме «Свойства прямоугольных треугольников».
Цели урока:
1. Привести в систему знания учащихся по теме “Прямоугольный треугольник”; совершенствовать навыки решения задач на применение свойств прямоугольного треугольника, признаков равенства прямоугольных треугольников. 2.Образовательные – рассмотреть некоторые свойства прямоугольных треугольников и показать, как они применяются при решении задач; рассмотреть признаки равенства прямоугольных треугольников.
3.Развивающие – через решение задач развивать логическое мышление и мыслительную деятельность учащихся.
4.Воспитательные – через материал урока воспитывать интерес к предмету «геометрия».
Задачи:1.Рассмотреть свойства прямоугольных треугольников, показать применение этих свойств при решении задач.
2.Развивать умения анализировать, сопоставлять, логически мыслить, обобщать, делать самостоятельные выводы; развивать внимание, память.
3.Создать условия для воспитания ответственного отношения к учебному труду, умения работать в группе.
Тип занятия: комбинированный урок.
Форма: урок повторения, обобщения и систематизации знаний учащихся.
Технические средства обучения: мультимедийный проектор, телевизор , презентация.
Ход урока:
Организационный момент. Постановка целей урока.
-Сегодня на уроке мы повторим некоторые свойства и признаки прямоугольных треугольников, для чего сначала напишем небольшой тест. Затем решим несколько задач.
II. Актуализация знаний учащихся.
Проведение теста и проверка написания его результатов (учащиеся ставят знак «+», если ответ верный и знак «-», если ответ неверный). ( Взаимооценивание по приложению 2.)
Сумма углов треугольника равна…
Сумма острых углов прямоугольного треугольника равна…
Если один из углов треугольника прямой, то треугольник называется…
Катет прямоугольного треугольника, лежащий против угла в 300 равен…
Если катет прямоугольного треугольника равен половине гипотенузы, то угол, лежащий против этого катета, равен…
III. Решение задач
Фронтальная работа с учащимися 1 уровня, а сильные учащиеся работают в группах по 2 человека, решают задачи по готовым чертежам.(Приложение 1.)
-Запишите условие задачи. Обсудите ход ее решения и предложите его от группы.
Устная работа.
-Назвать виды треугольников, изображенных на рисунке. ( Вспомним какие треугольники называются остроугольными, тупоугольными и прямоугольными.)





А теперь докажите на примере одного треугольника, что он является прямоугольным.
(Учащемуся необходимо взять транспортир, затем измерить углы у выбранных треугольников.)
-Назовите стороны прямоугольного треугольника, и дать определение прямоугольного треугольника.
-Сформулируйте изученные ранее признаки прямоугольных треугольников.
1.Сумма острых углов прямоугольного треугольника равна 90°.
2.Катет прямоугольного треугольника, лежащий против угла в 30°, равен
половине гипотенузы.
3. Если катет прямоугольного треугольника равен половине гипотенузы, то
угол, против катета равен 30°.
Упражнения на закрепление.
А сейчас вы должны будете решить 4 задачи по готовым чертежам:
Решаете задачу. Потом в последнем нужном секторе ищете ответ, а напротив –берёте соответствующую букву и составляете слово.
- В тетрадях записываете только решение. В ответе пишите букву. И в конце записываете полностью слово.
1задача.
=
. Найти:
.
А


С
В
2 задача. Найти
В

А

С
3 задача. Найти 0
А
С
В
4 задача. 0, АВ=8. Найти МА.
А
В М
Сектор соответствия:
Б | Г | Е | М | О | Н | Л | У | Р | И |
300 | 450 | 8 | 1100 | 460 | 360 | 4 | 200 | 12 | 550 |
- В тетрадях записываете только решение. В ответе пишите букву. И в конце записываете полностью слово.(УГОЛ)
ФИЗМИНУТКА. Супер-физкультминуткаhttp://videouroki.net/diski.php
Фронтальная работа с ребятами другой группы.(Решение задач с приложения на доске с комментарием)
Групповая работа для учащихся 1 уровня.
1 задание.
У каких треугольников угол при вершине А не равен 300 по свойству прямоугольного треугольника ?.
32
В
2,6




А С В А А А
13
100
21


В 5
8
6,5 С А С В В С С
50
10,55
2 задание.
Найдите РАВС, если АВ на 3,6 см больше АС.
В
1200
А С
5
3 задание.
Треугольник ВОК равнобедренный. Найдите его углы.
О
22,4 мм

11,2 мм

В М К
Подведение итогов.
-Собрать у учащихся тетради и после проверки поставить общую оценку за все этапы работы в журнал.
Учитель: А теперь давайте подведем итоги урока и ответим на вопросы:
Какой треугольник называется прямоугольным?
Как называются стороны прямоугольного треугольника?
Чему равен катет, лежащий против угла в 30°?
Чему равна сумма острых углов треугольника?
Выставление оценок в журнал.
Домашнее задание. §3.пункт34. , выучить свойства прямоугольного треугольника, №254,256,258.
Используемая литература:
Учебник: «Геометрия 7 – 9.» автор: Л.С.Атанасян, В.Ф. Бутузов и др. Издательство «Просвещение» М. 2009г.
Интернет- ресурс: Социальная сеть работников образования nsportal.ru/
Супер-физкультминутка http://videouroki.net/diski.php
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Шкала оценок: «5»- все пять ответов правильные.
«4» - допущена одна ошибка, т.е. четыре ответа правильные.
«3» - правильные ответы лишь на три вопроса из пяти.
«2» - менее двух правильных ответов.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа №2»
Республика Тыва, город Кызыл.
Урок геометрии в 7 классе по теме
«Решение задач по теме « Свойства прямоугольных треугольников».
Урок разработала учитель математики
Шивит-оол Т. С.
г. Кызыл
2016г