Конспект открытого занятия во второй младшей группе
« Свойства снега». Провела воспитатель Тихомирова Л.Т. (март 2024)
Программное содержание:
Обучающая:
1. Учить понимать и выделять основные свойства снега.
2. Учить строить мнемодорожку - по основным признакам снега; понимать условные обозначения мнемодорожки.
Развивающая:
1. Развивать наблюдательность, любознательность.
2. Активизировать словарь детей прилагательными определяющие свойства снега.
Воспитательная:
1. Воспитывать дружеские взаимоотношения в группе.
2. Воспитывать желание помочь ближнему.
Методы и приёмы:
Наглядные: составление мнемодорожки (свойства снега); рассматривание различных материалов (ткань, вата, бумага, снег)
Словесные: вопросы к детям; художественное слово.
Практические: дыхательная гимнастика "Снегопад", опыты со снегом; игровое упражнение (определи на ощупь).
Оборудование: игрушка (сова с письмом от медвежонка); разноцветная ткань (белая, красная, голубого); письмо - мнемотаблица; условные обозначения к мнемотаблице (белый круг, мороженое, солнце, перечёркнутый нос, снежинка, капелька воды, язык перечёркнутый); бумажные снежинки; ёмкость со снегом; термос с горячей водой, ложка, салфетка ; конвертик для письма; фильтр;апельсин.
Ход занятия:
Начало. Минутка вхождения в занятие
Здравствуйте, ладошки! Хлоп, хлоп, хлоп (3 раза хлопают в ладошки).
- Здравствуйте, ножки! Топ, топ, топ (3 раза топают ножками).
- Здравствуйте, щёчки! Плюх, плюх, плюх(слегка похлопывают по щекам)
- Здравствуйте, губки! Чмок, чмок, чмок (качают головой).
- Здравствуй, мой носик! Бип, бип, бип (гладят кончик носа).
- Здравствуйте, наши гости! (протягивают руки вперед).
II. Создание проблемной ситуации
Ребята, когда я сегодня пришла в детский сад, то увидела письмо. Без вас я не стала его вскрывать и читать письмо. Хотите, прочтем его вместе?
«Здравствуйте, милые звёздочки! Пишет вам Мишка – топтыжка. Совушка сказала, что вы весёлые, любознательные и смышлёные. Я тоже такой и хочу вам загадать загадку.
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь.
Что это? (Снег)
Белый пух лег на дороги,
На ступеньки и пороги.
Знает каждый человек
Этот пух зовется … снег.
Малыши, а что такое снег? Помогите мне, пожалуйста, это узнать!»
Воспитатель: Когда бывает снег? (Дети: Зимой бывает.)
Воспитатель: А где мы его можем увидеть?
Дети: На улице, во дворе, на крыльце, на деревьях, снег везде.
Воспитатель: Нравится вам, когда много снега? (Дети: Да, нравится.)
Воспитатель: Странно, а как вы думаете, почему Мишка – топтыжка не знает, что такое снег? (Дети: Он зимой спит.)
Воспитатель: Ребята, хотите помочь медвежонку? (Дети: Да)
Воспитатель: Давайте Мишке – топтыжке напишем ответ. Но для этого сейчас мы с вами должны отправимся в путешествие на поиски снега. Хотите? (Хотим)
Основной этап. Мы идём, идём, идём
Много снега мы найдём.
Подходят к первому столу. На столе лежит разноцветная ткань (голубого, белого, красного цвета) и вата.
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, что это? (Дети : Ткань)
Воспитатель: Какого она цвета? (Дети: Голубого.)
Воспитатель: Как снег? (Дети: Нет, снег белого цвета.)
Воспитатель: Миша, найди, пожалуйста, что здесь на столе белого цвета(Находит)
Воспитатель: Ой, ребята посмотрите, что здесь лежит (показывая на вату). Может это снег? (Дети: Нет, это вата.)
Воспитатель: Ребята она такого же цвета как снег? (Дети: Да.)
Воспитатель: Ребята мы узнали, что снег белого цвета. (Поставить на мнемотаблицу условное обозначение - белый цвет).
Ну,что ж давайте продолжим наше путешествие (под весёлую песенку).
На столе бумажные снежинки.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это? (Дети: Снежинки.)
Воспитатель: Давайте рассмотрим их (дети берут в руки и рассматривают). Какие они? (Дети: Белые, бумажные, лёгкие.)
Давайте с ними поиграем.
Дыхательная гимнастика «Снегопад».
Мы снежинок наберём
Затем, глубоко вдохнём,
Чтоб снежинки полетели
Надо выдохнуть сильнее (2 раза)
Воспитатель: Итак, мы уже знаем, что снег белого цвета, лёгкий, состоит он из снежинок (поставить на мнемотаблицу условное обозначение - снежинки). Значит, мы нашли настоящий снег? (Дети: Нет.)
Ну, что ж пойдём дальше путешествовать.
Мы идём, идём, идём
Много снега мы найдём.
Подходят к следующему стол, на котором стоит поддон со снегом, накрытый салфеткой.
Воспитатель: Ребята, каким бывает снег на ощупь тёплый или холодный?
(Дети: Холодный)
Воспитатель: Давайте потрогаем, может это снег.
(щупают, не снимая салфетки) Что чувствуете?
Воспитатель: (снять салфетку) Что же это? (Дети: Снег).
Воспитатель: Что бывает таким же холодным, как снег?
(Дети: Мороженое (ставим условное обозначение - мороженое))
Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю провести несколько опытов, присаживайтесь.
Опыт № 1. «Определение запаха».
Воспитатель: Ребята, а как узнать, снег имеет запах? Что надо сделать?
(Дети: Надо понюхать)
Воспитатель: Понюхаем сначала снег. Имеет запах? (Дети: Нет)
Воспитатель: А теперь понюхаем апельсины, они имеют запах? (Дети: Да)
( Поставить условное обозначение – нос, перечеркнутый красной линией).
Опыт №2. «Воздействие температур».
Воспитатель:
Как вы думаете, чего больше боится снег: тепла или холода?
Взять снег в кулак, залить горячей водой, нагреть.
(ставить на мнемотаблицу условное обозначение – капелька).
Опыт №3 «Исследование чистоты снега»
• Посмотрите, какая вода в тарелочке? ( Грязная). Давайте её пропустим, через фильтр и ещё раз убедимся в этом (процедить через воронку с ватными дисками) Что вы видите?(осталась грязь. Снег был грязный. Так можно ли есть снег? (нет). В наше время снег содержит множество вредных примесей, наносящих вред здоровью. Вдобавок ко всему, по снегу ходят люди, бегают собаки, ездят машины. В результате этого в снег попадают микробы, он становится ещё более грязным и опасным для здоровья. Выставляется алгоритм грязный снег
(поставить условное обозначение – рот, перечёркнутый красной линией).
Ребята, а какое сейчас время года? (весна). Что такое весна?
Солнце ----Снег тает-----Мусор. Будем убирать, а главное – не бросать.)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Итак, что же мы написали Мишке – топтыжке письмо про снег? (Дети: Снег белый, состоит из снежинок, очень холодный и в тепле он тает, превращаясь в воду. Без запаха. Снег кушать нельзя, потому что он грязный, а ещё можно заболеть.)
Воспитатель: Ребята, давайте положим письмо в конверт и отправим медвежонку.
Воспитатель: Понравилось путешествие? Что мы делали? Кому помогали? Что нового и интересного узнали?
Вот занятие прошло,
До скорого свидания.
Всем друзьям и взрослым скажем
Дружно: «До свидания!»