СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сжатое изложение (задание 1). Подготовка к ОГЭ.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку.

Просмотр содержимого документа
«Сжатое изложение (задание 1). Подготовка к ОГЭ.»

СЖАТОЕ изложение Задание 1.

СЖАТОЕ изложение

Задание 1.

Сжатое изложение  - это обработанный пересказ прослушанного или прочитанного текста, при котором 

Сжатое изложение  - это обработанный пересказ прослушанного или прочитанного текста, при котором  "максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате речевых средств"

ОБЪЕМ – от 70  до 100 слов . Текст прослушивается ДВАЖДЫ.

ОБЪЕМ – от 70 до 100 слов .

Текст прослушивается ДВАЖДЫ.

Всегда 3 абзаца (микротемы). Микротема  – содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью – абзац.

Всегда

3 абзаца (микротемы).

Микротема  – содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью – абзац.

  Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения — не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.  Текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза.

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения — не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза.

Общие рекомендации — На экзамене будет звучать аудиозапись с текстом для изложения. Аудиозапись длится 2-3 минуты и повторяется  два раза . После первого прослушивания экзаменуемым дается  время на осмысление и обработку текста . — Требуемый объём сжатого изложения – 70 слов, работа объемом меньше 70 слов НЕ ПРОВЕРЯЕТСЯ , и баллы за неё не начисляются. Но не стоит писать и слишком длинные изложения, самый оптимальный объём –  80-90 слов . — Изложение необходимо разделить на части, текст разбивайте на  3 абзаца . — Пишите изложение по возможности  чётким, разборчивым почерком  и при делении текста на абзацы соблюдайте достаточное  расстояние для отступа строки , чтобы экзаменаторы точно видели, как вы делите текст. — Старайтесь не употреблять в работе слова и выражения, в смысле и написании которых вы не уверены. На экзамене разрешено пользоваться  орфографическим словарем , но делать это лучше после того, как вы полностью напишите «черновой» вариант изложения.

Общие рекомендации

  • На экзамене будет звучать аудиозапись с текстом для изложения. Аудиозапись длится 2-3 минуты и повторяется  два раза . После первого прослушивания экзаменуемым дается  время на осмысление и обработку текста .
  • Требуемый объём сжатого изложения – 70 слов, работа объемом меньше 70 слов НЕ ПРОВЕРЯЕТСЯ , и баллы за неё не начисляются. Но не стоит писать и слишком длинные изложения, самый оптимальный объём –  80-90 слов .
  • Изложение необходимо разделить на части, текст разбивайте на  3 абзаца .
  • Пишите изложение по возможности  чётким, разборчивым почерком  и при делении текста на абзацы соблюдайте достаточное  расстояние для отступа строки , чтобы экзаменаторы точно видели, как вы делите текст.
  • Старайтесь не употреблять в работе слова и выражения, в смысле и написании которых вы не уверены. На экзамене разрешено пользоваться  орфографическим словарем , но делать это лучше после того, как вы полностью напишите «черновой» вариант изложения.

Крите-рии ИК1 Критерии оценивания сжатого изложения Содержание изложения   Баллы   Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы   Экзаменуемый  передал  основное  содержание 2   прослушанного текста, 1 Экзаменуемый  передал  основное  содержание но прослушанного текста, 0 упустил или добавил одну микротему но упустил или добавил более одной микротемы

Крите-рии

ИК1

Критерии оценивания сжатого изложения

Содержание изложения

 

Баллы

 

Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы

 

Экзаменуемый  передал  основное  содержание

2

 

прослушанного текста,

1

Экзаменуемый  передал  основное  содержание

но

прослушанного текста,

0

упустил или добавил одну микротему

но

упустил или добавил более одной микротемы

ИК2 Сжатие исходного текста   Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста     Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия двух микротем текста   3 Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия одной микротемы текста 2   1 Экзаменуемый не использовал приёмов сжатия текста  0

ИК2

Сжатие исходного текста

 

Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста

 

 

Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия двух микротем текста

 

3

Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия одной микротемы текста

2

 

1

Экзаменуемый не использовал приёмов сжатия текста 

0

ИК3   Смысловая  цельность,  речевая  связность  и   последовательность изложения Работа  экзаменуемого  характеризуется  смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:     Работа  экзаменуемого  характеризуется  смысловой цельностью,  связностью  и  последовательностью изложения, – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; 2 но В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, – в работе нет нарушений абзацного членения текста 1 Максимальное  количество  баллов  за  сжатое  изложение но 0 допущена одна логическая ошибка, по критериям ИК1–ИК3 и/или допущено более одной логической ошибки, 7 и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста имеется два случая нарушения абзацного членения текста

ИК3

 

Смысловая  цельность,  речевая  связность  и

 

последовательность изложения

Работа  экзаменуемого  характеризуется  смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

 

 

Работа  экзаменуемого  характеризуется  смысловой цельностью,  связностью  и  последовательностью изложения,

– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

2

но

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

– в работе нет нарушений абзацного членения текста

1

Максимальное  количество  баллов  за  сжатое  изложение

но

0

допущена одна логическая ошибка,

по критериям ИК1–ИК3

и/или

допущено более одной логической ошибки,

7

и/или

в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста

имеется два случая нарушения абзацного членения текста

Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого

Критерии

  Критерии оценки грамотности и фактической

ГК1

точности речи экзаменуемого

Баллы

Соблюдение орфографических норм .

 

Орфографических ошибок нет, или допущено не более одной ошибки

2

 

Допущено две-три ошибки 

1

ГК2

Допущено четыре и более ошибки  0

0

Соблюдение пунктуационных норм.

 

Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более двух ошибок

2

Допущено три-четыре ошибки 

 

ГК3

1

Допущено пять и более ошибок 

 

Соблюдение грамматических норм.

0

Грамматических ошибок нет, или допущена одна ошибка  

2

Допущено две ошибки 

 

1

Допущено три и более ошибки 

ГК4

0

Соблюдение речевых норм.

 

Речевых ошибок нет, или допущено  не более двух ошибок

2

Допущено три-четыре ошибки 

 

1

ФК1

Допущено пять и более ошибок 

 

0

Фактическая точность письменной речи.

 

Допущена одна ошибка в изложении материала или употреблении терминов

2

Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет

1

Допущено две и более ошибки в изложении материала или употреблении терминов

ФК1,

0

ГК1-ГК4

Максимальное количество баллов за сочинение и изложение по критериям ФК1, ГК1–ГК4

10

Отметка Количество баллов «5» Пояснение 34-39 «4» ГК1-ГК4 (за грамотность – не менее 6 баллов) 25-33 «3» ГК1-ГК4 ( за грамотность – не менее 4 баллов) 15-24 «2» Если больше балов, но ГК1-ГК4 (за грамотность – не менее 4 баллов) 0-14  

Отметка

Количество баллов

«5»

Пояснение

34-39

«4»

ГК1-ГК4 (за грамотность – не менее 6 баллов)

25-33

«3»

ГК1-ГК4 ( за грамотность – не менее 4 баллов)

15-24

«2»

Если больше балов, но ГК1-ГК4 (за грамотность – не менее 4 баллов)

0-14

 

При оценке грамотности  (ГК1–ГК4)  следует учитывать  объём изложения и сочинения. Указанные в таблице  нормативы применяются для проверки и оценки изложения и сочинения, суммарный объём которых составляет  140 и более слов. Если  суммарный  объём  сочинения  и  изложения  составляет  70–139 слов , то по каждому из критериев  ГК1–ГК4   не ставится больше  1 балла:
  • При оценке грамотности  (ГК1–ГК4)  следует учитывать  объём изложения и сочинения.
  • Указанные в таблице  нормативы применяются для проверки и оценки изложения и сочинения, суммарный объём которых составляет  140 и более слов.
  • Если  суммарный  объём  сочинения  и  изложения  составляет  70–139 слов , то по каждому из критериев  ГК1–ГК4   не ставится больше 1 балла:
Если в изложении и сочинении в целом насчитывается  менее 70 слов,  то такая работа по критериям  ГК1–ГК4 оценивается нулём баллов . Если ученик выполнил  только  один вид творческой работы  (или изложение, или сочинение), то оценивание по критериям  ГК1–ГК4 осуществляется также в соответствии с объёмом работы: – если в работе  не менее 140 слов , то грамотность оценивается по таблице ; – если в работе  70–139 слов , то по каждому из критериев  ГК1–ГК4   не ставится более  1 балла   – если в работе  менее 70 слов , то такая работа по критериям  ГК1–ГК4 оценивается  нулём баллов.
  • Если в изложении и сочинении в целом насчитывается  менее 70 слов,  то такая работа по критериям  ГК1–ГК4 оценивается нулём баллов .
  • Если ученик выполнил  только  один вид творческой работы  (или изложение, или сочинение), то оценивание по критериям  ГК1–ГК4 осуществляется также в соответствии с объёмом работы:
  • – если в работе  не менее 140 слов , то грамотность оценивается по таблице ;
  • – если в работе  70–139 слов , то по каждому из критериев  ГК1–ГК4   не ставится более  1 балла  
  • – если в работе  менее 70 слов , то такая работа по критериям  ГК1–ГК4 оценивается  нулём баллов.
Приемы сжатия текста: исключение обобщение замена

Приемы сжатия текста:

исключение

обобщение

замена

Исключение Название говорит само за себя. Метод исключения предполагает отбрасывание всего, что можно отбросить: вводных слов однородных членов предложения; повторов; однотипных примеров; риторических вопросов и восклицаний; цитат; деталей, которые не влияют на ход авторской мысли; пояснений; рассуждений; описаний; слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания. Чаще всего отбрасывание происходит сразу по нескольким из этих пунктов, например: По моему глубокому убеждению, добро и красота едины для всех народов. Едины в двух смыслах: правда и красота - вечные спутники, они едины между собой и одинаковы для всех народов (29 слов). убираем вводную конструкцию, повторы, лишние рассуждения, синонимы. Получилось: Добро и красота едины для всех народов и между собой (10 слов).

Исключение

Название говорит само за себя. Метод исключения предполагает отбрасывание всего, что можно отбросить:

  • вводных слов
  • однородных членов предложения;
  • повторов;
  • однотипных примеров;
  • риторических вопросов и восклицаний;
  • цитат;
  • деталей, которые не влияют на ход авторской мысли;
  • пояснений;
  • рассуждений;
  • описаний;
  • слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.

Чаще всего отбрасывание происходит сразу по нескольким из этих пунктов, например:

По моему глубокому убеждению, добро и красота едины для всех народов. Едины в двух смыслах: правда и красота - вечные спутники, они едины между собой и одинаковы для всех народов (29 слов).

убираем вводную конструкцию, повторы, лишние рассуждения, синонимы.

Получилось: Добро и красота едины для всех народов и между собой (10 слов).

  Исключение повторов  Чувства – это  внутреннее отношение человека к окружающему.  Чувства – это  неотъемлемая часть нашей личности.    ↓↓↓   Чувства – это  внутреннее отношение человека к окружающему, неотъемлемая часть нашей личности.     •  Исключение одного или нескольких из синонимов   Попечителем одной из школ под Серпуховом был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки  с  открытыми, простодушными,  ясными  лицами.    ↓↓↓   Попечителем одной из школ под Серпуховом был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки  с ясными лицами.     •  Исключение уточняющих, поясняющих, вводных конструкций  Такие «знатоки» , разумеется,  ничему не удивляются , а следовательно,  и не способны совершить открытие , даже самое маленькое .  По моему мнению,  люди, которым всё ясно, – безнадёжные люди.    ↓↓↓   Такие «знатоки» ничему не удивляются и не способны совершить открытие. Люди, которым всё ясно, – безнадёжные люди.  

  Исключение повторов Чувства – это  внутреннее отношение человека к окружающему.  Чувства – это  неотъемлемая часть нашей личности.   ↓↓↓  Чувства – это  внутреннее отношение человека к окружающему, неотъемлемая часть нашей личности.   • Исключение одного или нескольких из синонимов  Попечителем одной из школ под Серпуховом был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки  с  открытыми, простодушными,  ясными  лицами.   ↓↓↓  Попечителем одной из школ под Серпуховом был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки  с ясными лицами.   • Исключение уточняющих, поясняющих, вводных конструкций Такие «знатоки» , разумеется,  ничему не удивляются , а следовательно,  и не способны совершить открытие , даже самое маленькое По моему мнению,  люди, которым всё ясно, – безнадёжные люди.   ↓↓↓  Такие «знатоки» ничему не удивляются и не способны совершить открытие. Люди, которым всё ясно, – безнадёжные люди.  

Исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение Почему Куприн так часто менял свои профессии?  Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях? Что заставляло его сутками, до ломоты в руках, разгружать баржи с арбузами, кирпичом, цементом?   ↓↓↓  Почему Куприн так часто менял свои профессии?   Комментарий : наиболее важным из трех предложений является первое. Второе и третье лишь расширяют, конкретизируют смысл первого. Поэтому мы можем использовать прием исключения предложений: оставить только первое из трех.   • Исключение однородных членов при обобщающем слове Есть люди, которым всё всегда ясно. Они, по их мнению, лучше всех разбираются  в политике, медицине, образовании – короче говоря,  в любых областях человеческого знания и деятельности.   ↓↓↓  Есть люди, которым всё всегда ясно. Они, по их мнению, лучше всех разбираются в любых областях человеческого знания и деятельности.   • Исключение одного или нескольких предложений Взаимоотношения подростков и родителей – тема для научно-популярных психологических и педагогических статей банальная.  Кажется, что всё, что можно сказать, написать по этому поводу, неоднократно написано и сказано и уже знакомо всем, как говорится, до зубной боли.  Поэтому, вновь приступая к ней, невольно испытываешь чувство некоторой неловкости.   ↓↓↓  Взаимоотношения подростков и родителей тема для научно-популярных психологических и педагогических статей банальная. Поэтому, вновь приступая к ней, невольно испытываешь чувство некоторой неловкости.  

Обобщение   Обобщать можно: несколько предложений в одно; части одного предложения; конкретные факты на основе общего между ними. Например:  Почти во всех повестях В. Распутина центральным образом стоит женщина - Мария в «Деньгах для Марии», Дарья в «Прощании с Матёрой», Анна в «Последнем сроке», Настена в повести «Живи и помни». Да и в рассказах писателя женщина на первом месте. И это вовсе не случайно (43 слова). Объединяем эти 3 предложения вместе (и одновременно исключаем лишнее) и получаем:  Почти во всех повестях и рассказах В. Распутина центральным образом стоит женщина, что вовсе не случайно (15 слов).

Обобщение

Обобщать можно:

  • несколько предложений в одно;
  • части одного предложения;
  • конкретные факты на основе общего между ними.

Например:

Почти во всех повестях В. Распутина центральным образом стоит женщина - Мария в «Деньгах для Марии», Дарья в «Прощании с Матёрой», Анна в «Последнем сроке», Настена в повести «Живи и помни». Да и в рассказах писателя женщина на первом месте. И это вовсе не случайно (43 слова).

Объединяем эти 3 предложения вместе (и одновременно исключаем лишнее) и получаем:

Почти во всех повестях и рассказах В. Распутина центральным образом стоит женщина, что вовсе не случайно (15 слов).

• Замена однородных членов обобщающим наименованием  Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале:  никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами.    ↓↓↓   Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале:  никто не мешает.    Слияние нескольких предложений в одно    Домашнее чтение вслух очень сближает. Когда вся семья вместе несколько вечеров подряд читает одну книгу, это невольно влечёт за собой обмен мыслями.  Если это книга большая и её читают долго, она превращается в друга семьи, её герои оживают и входят в наш дом.    ↓↓↓   Домашнее чтение вслух очень сближает, поскольку это невольно влечёт за собой обмен мыслями.  Если это книга большая и её читают долго, она превращается в друга семьи, её герои оживают и входят в наш дом.  

Замена однородных членов обобщающим наименованием Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале:  никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами.   ↓↓↓  Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале:  никто не мешает.   Слияние нескольких предложений в одно   Домашнее чтение вслух очень сближает. Когда вся семья вместе несколько вечеров подряд читает одну книгу, это невольно влечёт за собой обмен мыслями.  Если это книга большая и её читают долго, она превращается в друга семьи, её герои оживают и входят в наш дом.   ↓↓↓  Домашнее чтение вслух очень сближает, поскольку это невольно влечёт за собой обмен мыслями.  Если это книга большая и её читают долго, она превращается в друга семьи, её герои оживают и входят в наш дом.  

Замена  Заменять можно: - однородные члены обобщающим словом; - сложное предложение простым; - часть предложения или ряд предложений общим понятием или выражением; - прямую речь косвенной (и это делать нужно, потому что очень сложно запомнить цитату дословно); - часть текста одним предложением; - часть предложения местоимением и пр.   Например: На полке стояли помады, тени, кремы, лежали пудры, туши, карандаши для глаз (12 слов). Находим обобщающее слово для всех однородных членов и заменяем их этим словом.  На полке были предметы косметики (5 слов).

Замена

Заменять можно:

  • - однородные члены обобщающим словом;
  • - сложное предложение простым;
  • - часть предложения или ряд предложений общим понятием или выражением;
  • - прямую речь косвенной (и это делать нужно, потому что очень сложно запомнить цитату дословно);
  • - часть текста одним предложением;
  • - часть предложения местоимением и пр.

  • Например: На полке стояли помады, тени, кремы, лежали пудры, туши, карандаши для глаз (12 слов).

Находим обобщающее слово для всех однородных членов и заменяем их этим словом.

На полке были предметы косметики (5 слов).

  Замена предложения или его части указательным местоимением    Уметь дружить и любить – большое искусство. Психологи часто говорят о том, что любовь и дружба должны пройти определённые испытания, проверку на прочность.    ↓↓↓   Уметь дружить и любить – большое искусство. Об  этом  часто говорят психологи.    Замена сложноподчинённого предложения простым  Настроение  преимущественно  зависит  не от событий как таковых, а от того, как мы их воспринимаем .    ↓↓↓   Настроение зависит не от самих событий, а от их восприятия нами.  

  Замена предложения или его части указательным местоимением   Уметь дружить и любить – большое искусство. Психологи часто говорят о том, что любовь и дружба должны пройти определённые испытания, проверку на прочность.   ↓↓↓  Уметь дружить и любить – большое искусство. Об  этом  часто говорят психологи.   Замена сложноподчинённого предложения простым Настроение  преимущественно  зависит  не от событий как таковых, а от того, как мы их воспринимаем .   ↓↓↓  Настроение зависит не от самих событий, а от их восприятия нами.  

Не обязательно использовать все приемы. Можно пользоваться только одним. Но у Вас это едва ли получится, так как все эти приемы почти всегда используются вместе. Главное – делать это на протяжение всего текста! Об этом сказано в критериях оценивания сжатого изложения.

Не обязательно использовать все приемы. Можно пользоваться только одним. Но у Вас это едва ли получится, так как все эти приемы почти всегда используются вместе. Главное – делать это на протяжение всего текста! Об этом сказано в критериях оценивания сжатого изложения.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!