Тема занятия: Решение логических задач нового типа. Табличный способ решения задач.
Цели занятия: Научить решать логические задачи нового типа: построение выводов с использованием логической операции «не».
Прививать вкус к решению логических задач
План занятия:
Логические задачи можно решать с помощью таблиц (истинности). Для этого надо объяснить учащимся, как строить таблицы: а) в виде квадрата,
б) разделённого на клеточки, в) количество которых по вертикали и горизонтали определяется по условию +1.
Табличный способ решения задачи:
Задание 1. Задача из фантастической повести:
Инопланетяне сообщили жителям Земли, что в системе их звезды есть 3 планеты: А, Б, В. Они живут на второй планете. Далее передача ухудшилась из-за помех, но было принято ещё 2 сообщения, которые как установили учёные, оба неверные:
А - не третья от звезды планета;
Б - вторая планета.
На какой планете (А, Б, В) живут инопланетяне?
На примере задачи из фантастической повести объясним ход рассуждений, где ставить (+) или (-), и почему:
А - не З-я планета от звезды - это сообщение неверно (по условию), сл. А-3-я планета (+). Б - 2-я планета - тоже неверно (по условию), сл. Б-1-я планета (+).
| 1 | 2 | 3 |
А | - | - | + |
Б | + | - | - |
В | - | + | - |
Разумные существа живут на планете В(+) – это 2-я планета (по условию).
Второе задание выполняет один из учеников у доски – таблица заранее вычерчивается педагогом на доске.
Задание 2. В квартирах №1,№2,№3 жили 3 котёнка: белый, чёрный, рыжий. В квартирах №1 и №2 жил не чёрный котёнок. Белый котёнок жил не квартире №1. В какой квартире жил каждый котёнок?
Объясняем, где ставить (+) и (-), и почему, отвечаем на вопрос задания.
| №1 | №2 | №3 |
Б | - | + | - |
Ч | - | - | + |
Р | + | - | - |
Для закрепления полученного знания педагог предлагает самостоятельно выполнить ещё одно задание самостоятельно в своих тетрадях. Результат оценивается.
Задание 3. Миша, Игорь, Боря и Вася занимались спортом: один плаванием, другой – бегом, третий – прыжками, четвёртый – коньками. Кто каким видом спорта занимался, если Вася не катался на коньках, Боря не плавал и не катался на коньках, а Миша бегал?
| плавание | бег | прыжки | коньки |
М | | | | |
И | | | | |
Б | | | | |
В | | | | |
Задание 4. Компьютерная логическая игра.
Существуют специально разработанные компьютерные логические игры. Причём они интересны как младшим школьникам, так и среднему звену, и даже старшеклассникам! Всё зависит от того, насколько развито логическое мышление учащегося. Тем более что инструментом для развития логического мышления является компьютер - в начальной школе все дети мечтают овладеть компьютером. Красочная компьютерная игра, выполненная в виде «мультика» талантливыми программистами, способна «захватить в плен». Основная цель такого занятия состоит в том, чтобы с помощью компьютера заставить ученика решать логические задачи, иногда очень сложные.
Примеры логических задач в логической компьютерной игре.
«Остров Драконов»
1. Мозаика.
Расставить квадратные плитки пола так, чтобы они соприкасались сторонами одного цвета.
2. Цветы.
Расставить все цветочные горшки вдоль стен так, чтобы у каждой стенки их было поровну.
3. Переправа.
Как перевезти 5 человек на другой берег реки, если лодка может взять двух худых или одного из трёх полного.