СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Таблица "Средства изобразительности"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Таблица "Средства изобразительности"»

Лексические средства: тропы

Аллегория — Фемида (женщина с весами) – правосудие.

Замена отвлеченного понятия конкретным образом.

Гипербола  Шаровары шириною с Чёрное море (Н. Гоголь)

Художественное преувеличение.

Ирония — Откуда, умная, бредёшь ты голова. (Басня И. Крылова).

Тонкая насмешка, употребление в смысле,

противоположном прямому.

Лексический повтор — Озера кругом, озера глубокие.

Повторение в тексте одного и того же слова,

словосочетания

Литота — Мужичок с ноготок.

Художественное преуменьшение описываемого предмета

или явления.

Метафора — Сонное озеро города (А. Блок)

Переносное значение слова, основанное на сходстве

Метонимия — Класс зашумел

Замена одного слова другим на основе смежности двух

понятий

Окказионализмы — Плоды образования.

Художественные средства, образованные автором.

Олицетворение — Дождь идёт. Природа радуется.

Наделение неживых предметов свойствами живых.

Перифраз  Лев = царь зверей.

Подмена слова схожим по лексическому значению

выражением.

Сарказм  Сарказма полны произведения Салтыкова-Щедрина.

Язвительная тонкая насмешка, высшая форма иронии.

Сравнение — Молвит слово - соловей поёт.

В сравнении есть и то, что сравнивают, и то, с чем сравнивают. Часто используются союзы: как, словно,

будто.

Синекдоха  Каждую копейку в дом несет (деньги).

Перенос значения по количественному признаку.

Эпитет  «румяная заря», «золотые руки», «серебряный голос».

Красочное, выразительное определение, которое основывается на скрытом сравнении.

Синонимы — 1) бежать – мчаться. 2) Шум (шелест) листвы.

  1. Слова, различные по написанию, но близкие по

значению.
2) Контекстные синонимы — слова, сближающиеся по значению в условиях одного контекста

Антонимы  оригинал – подделка, чёрствый - отзывчивый

Слова, имеющие противоположенные значения

Архаизм  очи — глаза, ланиты — щёки

Устаревшее слово или оборот речи


Синтаксические средства

Анафора — Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара..

Повторение слов или сочетаний

слов в

начале предложений или стихотворных

строк.

Антитеза — Волос длинный – ум короткий;​​​​​​.

Противопоставление.

Градация — Пришёл, увидел, победил!

Расположение слов, выражений по возрастающей (восходящая) или

убывающей (нисходящая)

значимости.

Инверсия — Жили-были дед да баба.

Обратный порядок слов.

Композиционный стык (лексический повтор) — Это был прекрасный звук. Это был лучший голос, который я слышал за последние годы.

Повторение в начале нового предложения

слов из предыдущего предложения,

обычно заканчивающих его.

Многосоюзие — Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал.

Намеренное использование

повторяющегося союза.

Оксюморон — Мёртвые души.

Сочетание не сочетаемых по

смыслу слов.

Парцелляция — Он увидел меня и застыл. Удивился. Замолчал.

Намеренное разделение

предложения на значимые в смысловом

отношении отрезки.

Риторический вопрос, восклицание, обращение — Какое лето, что за лето! Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Горожане, сделаем наш город зелёным и уютным!

Выражение утверждения в вопросительной форме;

привлечение внимания;
усиление эмоционального

воздействия.

Ряды, парное соединение однородных членов — Природа помогает бороться с одиночеством, преодолевать отчаяние, бессилие, забывать вражду, зависть, коварство друзей.

Использование однородных членов

для большей художественной выразительности текста

Синтаксический параллелизм — Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д. Лихачёв)

Сходное, параллельное построение фраз, строк.

Умолчание — Но слушай: если я должна тебе…кинжалом я владею,/Я близ Кавказа рождена.

Автор намеренно недосказывает

что-то, прерывает мысль героя,

чтобы читатель

сам мог подумать, о чём хотел тот сказать.

Эллипсис — Мужики – за топоры! (пропущено слово «взялись»)

Пропуск какого-нибудь члена предложения, который легко восстанавливается из

контекста

Эпифора — Лес не тот!

Куст не тот!

Дрозд не тот!

Одинаковая концовка нескольких

предложений.


Фонетические средства: звукопись

Аллитерация — Полночной порою в болотной глуши/ Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши – стечение шипящих согласных помогает передать шелест камышей

Повтор согласных, создающий образ.

Ассонанс — Люблю березу русскую
То светл
ую, то грустную – передает легкую грусть, нежность.

Повтор гласных,

создающий образ.



 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!