СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Таинство покаяния

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТАИНСТВО ПОКАЯНИЯ

«Исследуя свой внутренний мир, вспомнил злые дела свои и захотел перечислить их, но увидел, что они многочисленнее морского песка и обильнее капель дождя. От всего этого пал я духом, и струна надежды оборвалась, потому что если изготовлю бумагу из неба, приметав к нему все долины, превращу все моря в чернила и леса - в перья, стану думать как небесные [жители], и, исследовав в точности свои беззакония, сяду записывать, - не достигну окончания и за столетие, поскольку иссякнут письменные принадлежности, но не завертится злодеяния мои, а соберутся и накопятся как песок и, став горой, отяжелеют как мировая суша, потому что семена дьявольские произрастают многообразно и плодоносят обильно, и утвердились во мне с детства и до старости, когда смерть приблизилась, а покаяние отдалилось. И вновь с сомнением подумал, что не нужно пропадать в безнадежности, ведь Бог милостив...»

Вардан Аревелци

 

Да, милостив Бог, приготовивший нам путь покаяния (арм. - апатхарутюн), и первый же призыв и проповедь Христа приносят эту радостную весть:

«Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4:17).

 

О ЧЕМ КАЯТЬСЯ?

В жизни у нас много поводов критиковать людские ошибки, однако, к сожалению, как же редко мы обращаемся к своим! Особенно в теперешнем мире, когда мы стараемся как можно меньше осознавать свои грехи, чтобы жить легкой и спокойной жизнью.

Может показаться, что спокойная жизнь стала самоцелью, и мы готовы на все, лишь бы жить изнеженно, не чувствуя угрызений совести. У многих из нас осознание греха стало душевным затруднением, и нам кажется, что глубоко осознающие грех и переживающие чувство раскаяния люди психологически слабо развиты. Увы, пренебрежение по отношению к греху есть пренебрежение по отношению к Богу. Да, действительно, когда мы непосредственно не чувствуем присутствие Бога в своей жизни, не обращаем внимания и на грех.

Игнорируя грех, нет смысла каяться, но грех стирается не пренебрежением, а покаянием. Следовательно, если осознаем, что за ошибку следует возмещение, то и за грех - наказание. Единственная дорога очищения - покаяние с чувством раскаяния.

Осознание греха - это признание совершенной ошибки. Когда мы не принимаем свою ошибку, тогда теряем доброту, истину. Иногда возникает вопрос:

«О чем каяться, за какое дело приносить покаяние?»; бывает, даже не чувствуем вины за тот или иной поступок и в соответствии с нашим пониманием считаем, что Бог думает как мы. Однако в действительности есть вещи, которые не зависят от кругозора и образа мышления человека.

Принимая все это во внимание, Церковь Божия установила четкий порядок, посредством которого познается грех, каким образом возможно очиститься от совершенной ошибки, а также приходит осознание покаяния как истинного пути очищения от греха.

 

ЧТО ТАКОЕ ГРЕХ?

Зла нет в естестве и нет никого злого по естеству, ибо Бог не сотворил ничего злого.

 

«Боже, милостив буди мне грешному», - из глубины души со смирением взывал к Господу мытарь, всеми презираемый сборщик податей. И в это же время фарисей, внешне исполнявший церковные установления, в душе гордился своими внешними добродетелями и считал себя праведным.

Кто мы в нашей жизни пред Богом - мытари или фарисеи? Есть ли у нас добродетели, которыми мы могли бы гордиться? И вообще, можно ли рядом поставить добродетельство и страсть?

Вспомним Библию: с гордыни началось падение - ангел Господень отпал от Бога. Со смирения началось спасение - Господь умалил Себя, смирил до человека.

Когда Адам был в Раю, Господь послал ему в помощь животных, птиц. Адам нарекал всем имена. Пока человек не знал греха, все животные были смиренные, слушались его. Но после грехопадения Адама все твари стали страдать и мучиться вместе с ним.

И сейчас, когда человек достигает великого смирения - состояния первозданного Адама, он может повелевать животными. Он их не дрессирует, как в цирке, дикие звери сами служат ему. Животные чувствуют этот дух и склоняются перед человеком, смиряются. Когда на арену Колизея выпускали на христиан диких зверей, то они тихо подходили к ним, склоняли свои гривастые головы, лизали им руки и ноги. Так человек смирением достигал чистоты Адама, пока он еще не знал греха.

Гордый человек никак не может смиряться перед Богом. Начинаются его страдания, истерики, уныние, отчаяние. Очень много можно пострадать за свою гордыню, но как только он смиряется, сразу все страдания прекращаются, душа умиротворяется, успокаивается.

Как в теле страдает не одна его часть или не один его член, но все оно всецело подвержено страданиям, так и душа вся пострадала от немощей порока и греха. Когда апостол говорит: совлекитесь Ветхого человека (Кол. 3,9), тогда разумеет человека совершенного, у которого соответствуют очам свои очи, голове - своя голова, ушам - свои уши, рукам - свои

руки и ногам - свои ноги. Ибо лукавый осквернил и увлек к себе всего человека, душу и тело, и превратил человека Ветхого в человека, оскверненного, нечистого, богоборного, непокорного Божьему Закону, - в самый грех, чтобы не смотрел уже как желательно человеку, но и видел лукаво, и слышал лукаво, и ноги его не поспешали на злодеяние, и руки не делали беззаконие, и сердце не замышляло лукавое. Поэтому будем и умолять Бога, чтобы совлек с нас Ветхого человека, потому что один Бог может отъять от нас грех.

И будем умолять Бога, чтобы дал нам крылья голубиные Святого Духа, да полетим к Нему и почием (Пс. 54, 7), и да прекратит в нас лукавый ветер - самый грех, живущий в членах души и тела. Ибо Ему одному возможно сделать это. Сказано: Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грехи мира (Ин. 1,29).

И как царство тьмы и грех закрыты в душе до дня Воскресения, когда тьмою, закрытой ныне в душе, покроется и самое тело грешников, так и Царство света и небесный образ - Иисус Христос - таинственно ныне озаряют душу и царствуют в душе святых, но, оставаясь сокровенным от очей человеческих, только душевными очами можем видеть Христа до дня Воскресения, когда и самое тело покроется и будет прославлено тем светом Господним, какой еще ныне есть в душе человеческой, чтобы тогда и самому телу царствовать вместе с душою, еще ныне приемлющей в себя Царство Христово, упокоеваемой и озаряемой вечным светом. Слава Его щедротам и благоутробию! Милует Он рабов Своих, и просвещает, и избавляет их от царства тьмы, и дарует им свет Свой и Царство Свое. Ему слава и держава во веки! Аминь.

 

Грех - это пропасть, разверзнутая между человеком и Богом. Грех - это восстание против Божией любви. Грех не ранит Бога, но ранит тех, кого Он любит. Ни в коем случае нельзя говорить: «Согрешил, ну и что? От греха мир не разрушится». Наибольшее наказание, которое Бог дает грешнику, - не быть наказанным на земле. Частое повторение греха - наибольшее наказание, полученное от Бога. Грех нельзя считать нарушением какого-то абстрактного закона, это нарушение любви, существующей между нами и Богом.

Безрассудством является потеря Божией благодати без осознания того, что потеряли, вместо этого радуясь земным благам, которые ничего не стоят.

Потеряв Божию благодать, лучшее, что мы можем сделать, - это каждодневно сожалеть о нашей потере, и если мы когда-нибудь найдем утешение, то оно придет тогда, когда мы будем признавать свои ошибки и уповать на милость Божию.

 

ПУТЬ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ ГРЕХА

Иногда, осознавая наш грех, ошибку, мы выбираем неверный путь избавления от него, в результате чего погрязаем в грехе еще глубже. Следовательно, необходимо использовать осознание греха в правильном направлении.

В Армянской Церкви порядок покаяния таков: осознающий свой грех человек должен искренне раскаяться и принять решение не повторять его.

Вторым условием покаяния является исповедь.

В Церкви первых веков исповедь совершалась публично и редко обособленно. В дальнейшем имело место обратное, то есть исповедь в присутствии членов общины была заменена личной исповедью, скрытой между священником и исповедующимся. В Армянской Церкви совершается исповедь общая и индивидуальная.

Исповедь не полна без ожидаемого отпущения грехов. Следовательно, во время осуществления таинства необходим священник. Ведь Христос дал им власть, заповедав: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20:22-23). А также: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18:18).

Иногда нам кажется, что нет необходимости исповедать наши грехи священнику. Мы считаем, что видим все свои грехи.

Каждому из нас очень важно видеть себя со стороны, и такую возможность дает нам духовник, который посредством определенных вопросов показывает нам то, что сами мы не видим.

Согласно третьему условию таинства, каждый христианин должен быть готов нести покаяние за совершенную ошибку. Прегрешение - есть отсутствие любви, епитимия (арм. – зо(h)охутюн, пожертвование) - проявление любви Божией. Следовательно, прегрешение должно быть искуплено епитимией, чтобы и совесть наша успокоилась и окрепло в нас ожидание милости Господней. Таким образом, священник, услышав нашу искреннюю исповедь, имеет право согласно содеянным грехам определить нам епитимию для нашего духовного восстановления. Это может быть чтение молитв, пост, благодеяния, подача милостыни нищим и т.п.

Целью покаяния является восстановление духовности грешника, а не его страдания. Иногда грешник добровольно отказывается от какого-либо любимого удовольствия и т.п. Суть покаяния - быть причастным к страданиям Христа. Подобно тому, как Христос, взяв на Себя наши грехи, пострадал за нас, так и мы, преодолевая трудности, становимся причастниками Его пути, полному страданий.

Если таинства крещения и миропомазания повторно не совершаются, то таинство покаяния может совершаться в человеке почти каждый день и нужно иметь решимость больше не повторять грех.

Церковь, ежедневно напоминая нам о наших прегрешениях, не ставит целью сделать нас униженными и растерянными, но возвращает нас к бдительности, вниманию, бодрости и готовности служить Богу. Для того чтобы постичь смысл третьего из таинств Церкви - покаяния, необходимо помнить следующие важные обстоятельства:

Таинство покаяния начинается с осознания греха.

Осознающий грех человек должен искренне раскаиваться.

Кающийся человек должен обратиться к священнику и исповедаться.

Никто, кроме священников, не имеет права исповедовать и отпускать грехи, поскольку эта власть дается Богом исключительно священникам.

Идущий на исповедь человек должен быть готов понести епитимию за грех.