СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тактики педагогической поддержки

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В материале представлены 4 тактики реализации педагогической поддержки. Научный руководитель к.п.н. Селиванова О.Г.

Просмотр содержимого документа
«Тактики педагогической поддержки»

Тактика педподдержки «Защита »

Этап процесса обучения

Характеристика поведения школьника

Деятельность педагога

Приемы педагогической поддержки

Этап анализа учеником образовательной ситуации и своих возможностей ей соответствовать посредством актуализации знаний, умений и навыков учащихся, а также их субъектного опыта;

Преобладание мотивов избегания неприятностей, наказания. Индивидуалистические мотивы. Отсутствие интереса к процессу и содержанию учения. Отказ от актуализации своего субъектного опыта. Объяснение своих неудач внешними причинами.

В этих условиях деятельность педагога заключается в четком определении требований к результату деятельности школьника. Демонстрация уверенности в том, что каждый из учащихся способен достичь успеха в учебной деятельности.

Интерес к ученику как личности.

Я думаю, что тебе есть о чем рассказать в классе, но ты это сделаешь в следующий раз.

Мне очень интересно, каково твое мнение.

Этап постановки личностно-значимой цели деятельности учения;

Не принимает учебной задачи, поставленной учителем или воспринимает ее пассивно.

Отсутствие самостоятельных целей, невозвращение к нерешенным проблемам.

В случае непринятия школьником учебной задачи, деятельность педагога должна быть направлена на разъяснение ее социального и личностного смысла.

Мне кажется, что достижение этой цели не только обязательно, но и интересно.

Этап выстраивания индивидуальной образовательной траектории посредством создания ситуаций выбора (за пределами государственного образовательного стандарта);

Узкий круг знаний. Узнавание и воспроизведение готовых знаний. Отрицательные эмоции страха, обиды, неудовлетворенности собой и учителем.


Педагог должен понимать, что школьник не с состоянии сделать выбор в силу своей внутренней неуверенности, а потому следует использовать прием «здесь и сейчас», предлагая ученику задание, адекватное уровню его обучаемости.

Я приготовила для тебя задание, которое ты обязательно выполнишь Оно тебе по силам.

Этап определения критериев результата деятельности на основе требований учебной программы и самоконтроля их достижения;

Выполнение отдельных операций как звеньев действий. Выполнение основных учебных действий (анализ, синтез, сравнение и т.д.). Отсутствуют навыки самоконтроля.

Деятельность педагога должна быть направлена на обучение школьников элементарным навыкам самоконтроля.

Является ли это задание трудным для тебя? Подумай, сколько тебе необходимо времени для его выполнения?

Этап самооценки посредством информирования о реально достигнутых результатах;

Не может дать оценку своей деятельности.

Задача педагога заключается в организации рефлексивной деятельности школьника на эмоциональном уровне.

Доволен ли ты результатами своей работы? Какие чувства ты сейчас испытываешь?

Этап коррекции школьником результатов своей деятельности.

Школьник не видит смысла и не умеет анализировать результаты деятельности и сам процесс. Обида на учителя. Сравнивает свою работу с работами товарищей.


Несмотря на сложность ситуации педагог призван сохранять спокойствие и вместе с учеником проанализировать ее.

Акцент на персональной ответственности.

Я верю в то, что каждый может добиться успеха, если умеет извлекать уроки из сделанного.


Тактика педподдержки «Помощь»

Этап процесса обучения

Характеристика поведения школьника

Деятельность педагога

Приемы педагогической поддержки

Этап анализа учеником образовательной ситуации и своих возможностей ей соответствовать посредством актуализации знаний, умений и навыков учащихся, а также их субъектного опыта

Неустойчивые мотивы, интерес к внешним результатам учения. Иногда широкий познавательный мотив как интерес к результату учения и к отметке учителя. Слабо осмысливается жизненный опыт.

Ориентация ребенка на результат деятельности должна сопровождаться с анализом его эмоций и чувств, которые вызывает сам процесс деятельности

Какой ты молодец, что получил хорошую отметку! Что ты чувствуешь сейчас?

Этап постановки личностно-значимой цели деятельности учения;

Переопределение и доопределение учебных задач, поставленных учителем, и самостоятельная постановка учебных задач. Понимание связи результата со своими возможностями, соотнесение трудности задачи и своих возможностей, различение своих способностей и усилий в постановке реалистических целей с учетом субъективной вероятности успеха, умения определить расход времени и сил на достижение цели.

Педагог может предложить школьнику набор возможных целей в рамках решаемой учебной задачи и предоставить право выбора.

В рамках общей цели ты можешь выбрать ту, которая тебе больше нравится.

Этап выстраивания индивидуальной образовательной траектории посредством создания ситуаций выбора (за пределами государственного образовательного стандарта);

Выполнение ряда учебных действий по инструкции, образцу. Предложенному учителем. Затруднения или ошибки в выборе заданий. Эмоции устойчивой неуверенности в себе из-за длительного неуспеха («выученная беспомощность»).

Выполнение учеником действий по образцу уже создает условия для создания педагогом ситуаций выбора выполнения заданий письменно или устно, в графической, вербальной или образной форме и так далее.

Сегодня я предлагаю тебе самому выбрать удобный способ выполнения задания.

Этап определения критериев результата деятельности на основе требований учебной программы и самоконтроля их достижения;

Осуществляет самоконтроль на отдельных этапах деятельности или по результату.

Педагог стремится обучить школьника самоконтролю на всех этапах процесса обучения.

Какие этапы в твоей предстоящей работе мы можем выделить? Сколько времени необходимо на выполнение каждого из них?

Этап самооценки посредством информирования о реально достигнутых результатах;

Может периодически осуществлять самооценку. Самооценка часто неадекватна.

На этом этапе важно поддержать позитивные эмоции школьника по поводу его деятельности. Эффективным средством формирования адекватной самооценки является четкое формулирование критериев оценки.

В прошлый раз ты очень хорошо справился с работой. Давай проанализируем выполнение этого задания вместе.

Этап коррекции школьником результатов своей деятельности.

Стремится понять, в чем причина его неудачи при выполнении деятельности. Обращается за помощью к педагогу, родителям, товарищам.

Педагогу важно не указывать, а научить школьника самого видеть свои проблемы в учении.

Я готова помочь тебе сделать анализ твоей работы.



Тактика педподдержки «Содействие »

Этап процесса обучения

Характеристика поведения школьника

Деятельность педагога

Приемы педагогической поддержки

Этап анализа учеником образовательной ситуации и своих возможностей ей соответствовать посредством актуализации знаний, умений и навыков учащихся, а также их субъектного опыта

Новые мотивы из самостоятельно поставленных целей. Учебно-познавательные мотивы как интерес к разным способам добывания знаний; осознанное соотнесение мотивов и целей своих действий. Активно участвуют в актуализации субъектного опыта.

Одобрение деятельности школьника, поддержка его интеллектуальной инициативы в поиске новых способов деятельности. Школьникам можно предложить сложное задание с условием, что отметка будет выставлена только в случае его успеха.

Мне кажется, что сегодня ты хочешь попробовать новый способ работы. Пробуй, не ошибается тот, кто ничего не делает.

Этап постановки личностно-значимой цели деятельности учения;

Переопределение и доопределение учебных задач, поставленных учителем, и самостоятельная постановка учебных задач. Понимание связи результата со своими возможностями, соотнесение трудности задачи и своих возможностей, различение своих способностей и усилий в постановке реалистических целей с учетом субъективной вероятности успеха, умения определить расход времени и сил на достижение цели.

Педагог должен быть готов к тому, что учащиеся могут поставить цели, которые не укладываются в его план. При наличии школьников с такой характеристикой субъектности педагог должен иметь варианты проведения занятия, уметь гибко реагировать на пожелания учеников и находить способы организации их индивидуальной деятельности.

Я бы рекомендовала вам рассмотреть разные варианты постановки целей, чтобы каждый выбрал самый удобный для него.

Этап выстраивания индивидуальной образовательной траектории посредством создания ситуаций выбора (за пределами государственного образовательного стандарта);

Осознание структуры учебной деятельности в целом и самостоятельный переход от одного этапа работы к другому. Различение способа деятельности и ее результата, осознанный поиск разных способов решения.

В условиях, когда школьник испытал радость достигнутого успеха, осознает свои образовательные потребности, необходимо опираться не только на его сильные стороны в познании, но и развивать слабые.

Я заметила, что ты выбираешь задания, которые даются легко. А не хочешь попробовать свои силы в более трудном деле?

Этап определения критериев результата деятельности на основе требований учебной программы и самоконтроля их достижения;

Может осуществлять пошаговый самоконтроль (по ходу работы).

Деятельность педагога в этом случае направлена на ???

Нуждаешься ли ты в моей помощи выборе способа самоконтроля?

Этап самооценки посредством информирования о реально достигнутых результатах;

Чаще всего адекватная самооценка. Может периодически осуществлять самооценку.

Деятельность педагога заключается в обеспечении перехода от эмоционально-чувственной рефлексии к рациональной.

Давай поразмышляем о причинах твоей сегодняшней удачи (или неудачи).

Этап коррекции школьником результатов своей деятельности.

Стремится самостоятельно понять, в чем причина его успехов или неудач в деятельности, что необходимо изменить.

Проблема заключается в том, что ребенок не может самостоятельно найти новые эффективные способы деятельности.

Подумай, как ты будешь действовать в подобной ситуации в следующий раз?


Тактика педподдержки «Сопровождение »

Этап процесса обучения

Характеристика поведения школьника

Деятельность педагога

Приемы педагогической поддержки

Этап анализа учеником образовательной ситуации и своих возможностей ей соответствовать посредством актуализации знаний, умений и навыков учащихся, а также их субъектного опыта

Мотивы совершенствования способов сотрудничества с другим человеком в ходе учебно-познавательной деятельности. Соподчинение мотивов, их устойчивая иерархия. Преодоление борьбы мотивов на основе устойчивой внутренней позиции. Мотивы ответственности на основе осознания причастности к результатам учебной деятельности. Глубоко осмысливают свой субъектный опыт.

Педагог управляет развитием мотива достижения успеха, добиваясь осмысления школьником собственной деятельности на каждом ее этапе. Опора на сильные стороны деятельности школьника в процессе обучения. Поддержка высокого уровня мотивации, позитивного эмоционального настроя.

Я горжусь тобой. Мне кажется, ты сделал правильный выбор.

Этап постановки личностно-значимой цели деятельности учения;

Активное апробирование целей. Постановка самостоятельной цели (без помощи взрослого) и по своей инициативе. Постановка гибких целей, меняющихся в зависимости от ситуации. Достижение и реализация всех видов целей и доведение деятельности до ее завершения. Постановка социально значимых целей. Цель как принятие решения с личной ответственностью. Предвидение социальных результатов и последствий достижения своих целей. Настойчивость и упорство в ходе преодоления помех и затруднений при достижении целей. Постановка нестандартных задач (творческих) целей, перспективных и отсроченных.

Деятельность педагога в работе с учащимися заключается в мягком ненавязчивом контроле за их действиями. Как правило, сопровождение педагога проявляется в совете, рекомендациях, иногда информировании учащихся о ситуации, в которой осуществляется целеполагание. Важно следить за тем, чтобы постановка и достижение целей учащимися осуществлялось как личностно-значимая деятельность, без давления со стороны взрослых. Педагог призвал проявлять уважение к выбору школьника, даже если он с ним не вполне согласен.

Обращаю ваше внимание, что поставленные вами цели должны не только быть интересными, но и обязательно соответствовать требованиям учебной программы.

Этап выстраивания индивидуальной образовательной траектории посредством создания ситуаций выбора (за пределами государственного образовательного стандарта);

Гибкость и мобильность способов учебной деятельности. Выполнение нескольких учебных действий, объединенных в крупные блоки на осознанном уровне(умения) и «автоматически» (навыки).

Для учащихся, умеющих делать осознанный выбор, тем не менее необходимо присутствие педагога как консультанта при осуществлении им собственной индивидуальной траектории.

Я знаю, что ты умеешь делать правильный выбор. Однако прошу тебя обосновать свои действия.

Этап определения критериев результата деятельности на основе требований учебной программы и самоконтроля их достижения;

Прогностические самоконтроль и самооценка (до начала работы). Высокий уровень самоконтроля. Выход в самообразование.

Педагог выступает в роли помощника в выборе наиболее эффективного способа самоконтроля.

Надеюсь, что ты правильно выбрал способ самоконтроля.

Этап самооценки посредством информирования о реально достигнутых результатах;

Прогностические самоконтроль и самооценка (до начала работы). Высокая самооценка. Выход в самообразование.

Педагогом организуется рефлексивная деятельность школьников.

Предлагаю высказаться всем желающим относительно предстоящей работы и возможных затруднений.

Этап коррекции школьником результатов своей деятельности.

Овладение культурой умственного труда, сложными умениями и навыками. Использование результатов учения в социальной практике.

Задача педагога заключается в одобрении социально-значимой деятельности школьника, раскрытии дополнительных возможностей для совершенствования его деятельности.

Мне нравится то, что ты делаешь. А ты не хочешь попробовать действовать

в следующий раз по-другому?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!