Тактика педподдержки «Защита » |
Этап процесса обучения | Характеристика поведения школьника | Деятельность педагога | Приемы педагогической поддержки |
Этап анализа учеником образовательной ситуации и своих возможностей ей соответствовать посредством актуализации знаний, умений и навыков учащихся, а также их субъектного опыта; | Преобладание мотивов избегания неприятностей, наказания. Индивидуалистические мотивы. Отсутствие интереса к процессу и содержанию учения. Отказ от актуализации своего субъектного опыта. Объяснение своих неудач внешними причинами. | В этих условиях деятельность педагога заключается в четком определении требований к результату деятельности школьника. Демонстрация уверенности в том, что каждый из учащихся способен достичь успеха в учебной деятельности. Интерес к ученику как личности. | Я думаю, что тебе есть о чем рассказать в классе, но ты это сделаешь в следующий раз. Мне очень интересно, каково твое мнение. |
Этап постановки личностно-значимой цели деятельности учения; | Не принимает учебной задачи, поставленной учителем или воспринимает ее пассивно. Отсутствие самостоятельных целей, невозвращение к нерешенным проблемам. | В случае непринятия школьником учебной задачи, деятельность педагога должна быть направлена на разъяснение ее социального и личностного смысла. | Мне кажется, что достижение этой цели не только обязательно, но и интересно. |
Этап выстраивания индивидуальной образовательной траектории посредством создания ситуаций выбора (за пределами государственного образовательного стандарта); | Узкий круг знаний. Узнавание и воспроизведение готовых знаний. Отрицательные эмоции страха, обиды, неудовлетворенности собой и учителем. | Педагог должен понимать, что школьник не с состоянии сделать выбор в силу своей внутренней неуверенности, а потому следует использовать прием «здесь и сейчас», предлагая ученику задание, адекватное уровню его обучаемости. | Я приготовила для тебя задание, которое ты обязательно выполнишь Оно тебе по силам. |
Этап определения критериев результата деятельности на основе требований учебной программы и самоконтроля их достижения; | Выполнение отдельных операций как звеньев действий. Выполнение основных учебных действий (анализ, синтез, сравнение и т.д.). Отсутствуют навыки самоконтроля. | Деятельность педагога должна быть направлена на обучение школьников элементарным навыкам самоконтроля. | Является ли это задание трудным для тебя? Подумай, сколько тебе необходимо времени для его выполнения? |
Этап самооценки посредством информирования о реально достигнутых результатах; | Не может дать оценку своей деятельности. | Задача педагога заключается в организации рефлексивной деятельности школьника на эмоциональном уровне. | Доволен ли ты результатами своей работы? Какие чувства ты сейчас испытываешь? |
Этап коррекции школьником результатов своей деятельности. | Школьник не видит смысла и не умеет анализировать результаты деятельности и сам процесс. Обида на учителя. Сравнивает свою работу с работами товарищей. | Несмотря на сложность ситуации педагог призван сохранять спокойствие и вместе с учеником проанализировать ее. Акцент на персональной ответственности. | Я верю в то, что каждый может добиться успеха, если умеет извлекать уроки из сделанного. |
Этап процесса обучения | Характеристика поведения школьника | Деятельность педагога | Приемы педагогической поддержки |
Этап анализа учеником образовательной ситуации и своих возможностей ей соответствовать посредством актуализации знаний, умений и навыков учащихся, а также их субъектного опыта | Неустойчивые мотивы, интерес к внешним результатам учения. Иногда широкий познавательный мотив как интерес к результату учения и к отметке учителя. Слабо осмысливается жизненный опыт. | Ориентация ребенка на результат деятельности должна сопровождаться с анализом его эмоций и чувств, которые вызывает сам процесс деятельности | Какой ты молодец, что получил хорошую отметку! Что ты чувствуешь сейчас? |
Этап постановки личностно-значимой цели деятельности учения; | Переопределение и доопределение учебных задач, поставленных учителем, и самостоятельная постановка учебных задач. Понимание связи результата со своими возможностями, соотнесение трудности задачи и своих возможностей, различение своих способностей и усилий в постановке реалистических целей с учетом субъективной вероятности успеха, умения определить расход времени и сил на достижение цели. | Педагог может предложить школьнику набор возможных целей в рамках решаемой учебной задачи и предоставить право выбора. | В рамках общей цели ты можешь выбрать ту, которая тебе больше нравится. |
Этап выстраивания индивидуальной образовательной траектории посредством создания ситуаций выбора (за пределами государственного образовательного стандарта); | Выполнение ряда учебных действий по инструкции, образцу. Предложенному учителем. Затруднения или ошибки в выборе заданий. Эмоции устойчивой неуверенности в себе из-за длительного неуспеха («выученная беспомощность»). | Выполнение учеником действий по образцу уже создает условия для создания педагогом ситуаций выбора выполнения заданий письменно или устно, в графической, вербальной или образной форме и так далее. | Сегодня я предлагаю тебе самому выбрать удобный способ выполнения задания. |
Этап определения критериев результата деятельности на основе требований учебной программы и самоконтроля их достижения; | Осуществляет самоконтроль на отдельных этапах деятельности или по результату. | Педагог стремится обучить школьника самоконтролю на всех этапах процесса обучения. | Какие этапы в твоей предстоящей работе мы можем выделить? Сколько времени необходимо на выполнение каждого из них? |
Этап самооценки посредством информирования о реально достигнутых результатах; | Может периодически осуществлять самооценку. Самооценка часто неадекватна. | На этом этапе важно поддержать позитивные эмоции школьника по поводу его деятельности. Эффективным средством формирования адекватной самооценки является четкое формулирование критериев оценки. | В прошлый раз ты очень хорошо справился с работой. Давай проанализируем выполнение этого задания вместе. |
Этап коррекции школьником результатов своей деятельности. | Стремится понять, в чем причина его неудачи при выполнении деятельности. Обращается за помощью к педагогу, родителям, товарищам. | Педагогу важно не указывать, а научить школьника самого видеть свои проблемы в учении. | Я готова помочь тебе сделать анализ твоей работы. |
Этап процесса обучения | Характеристика поведения школьника | Деятельность педагога | Приемы педагогической поддержки |
Этап анализа учеником образовательной ситуации и своих возможностей ей соответствовать посредством актуализации знаний, умений и навыков учащихся, а также их субъектного опыта | Новые мотивы из самостоятельно поставленных целей. Учебно-познавательные мотивы как интерес к разным способам добывания знаний; осознанное соотнесение мотивов и целей своих действий. Активно участвуют в актуализации субъектного опыта. | Одобрение деятельности школьника, поддержка его интеллектуальной инициативы в поиске новых способов деятельности. Школьникам можно предложить сложное задание с условием, что отметка будет выставлена только в случае его успеха. | Мне кажется, что сегодня ты хочешь попробовать новый способ работы. Пробуй, не ошибается тот, кто ничего не делает. |
Этап постановки личностно-значимой цели деятельности учения; | Переопределение и доопределение учебных задач, поставленных учителем, и самостоятельная постановка учебных задач. Понимание связи результата со своими возможностями, соотнесение трудности задачи и своих возможностей, различение своих способностей и усилий в постановке реалистических целей с учетом субъективной вероятности успеха, умения определить расход времени и сил на достижение цели. | Педагог должен быть готов к тому, что учащиеся могут поставить цели, которые не укладываются в его план. При наличии школьников с такой характеристикой субъектности педагог должен иметь варианты проведения занятия, уметь гибко реагировать на пожелания учеников и находить способы организации их индивидуальной деятельности. | Я бы рекомендовала вам рассмотреть разные варианты постановки целей, чтобы каждый выбрал самый удобный для него. |
Этап выстраивания индивидуальной образовательной траектории посредством создания ситуаций выбора (за пределами государственного образовательного стандарта); | Осознание структуры учебной деятельности в целом и самостоятельный переход от одного этапа работы к другому. Различение способа деятельности и ее результата, осознанный поиск разных способов решения. | В условиях, когда школьник испытал радость достигнутого успеха, осознает свои образовательные потребности, необходимо опираться не только на его сильные стороны в познании, но и развивать слабые. | Я заметила, что ты выбираешь задания, которые даются легко. А не хочешь попробовать свои силы в более трудном деле? |
Этап определения критериев результата деятельности на основе требований учебной программы и самоконтроля их достижения; | Может осуществлять пошаговый самоконтроль (по ходу работы). | Деятельность педагога в этом случае направлена на ??? | Нуждаешься ли ты в моей помощи выборе способа самоконтроля? |
Этап самооценки посредством информирования о реально достигнутых результатах; | Чаще всего адекватная самооценка. Может периодически осуществлять самооценку. | Деятельность педагога заключается в обеспечении перехода от эмоционально-чувственной рефлексии к рациональной. | Давай поразмышляем о причинах твоей сегодняшней удачи (или неудачи). |
Этап коррекции школьником результатов своей деятельности. | Стремится самостоятельно понять, в чем причина его успехов или неудач в деятельности, что необходимо изменить. | Проблема заключается в том, что ребенок не может самостоятельно найти новые эффективные способы деятельности. | Подумай, как ты будешь действовать в подобной ситуации в следующий раз? |
Этап процесса обучения | Характеристика поведения школьника | Деятельность педагога | Приемы педагогической поддержки |
Этап анализа учеником образовательной ситуации и своих возможностей ей соответствовать посредством актуализации знаний, умений и навыков учащихся, а также их субъектного опыта | Мотивы совершенствования способов сотрудничества с другим человеком в ходе учебно-познавательной деятельности. Соподчинение мотивов, их устойчивая иерархия. Преодоление борьбы мотивов на основе устойчивой внутренней позиции. Мотивы ответственности на основе осознания причастности к результатам учебной деятельности. Глубоко осмысливают свой субъектный опыт. | Педагог управляет развитием мотива достижения успеха, добиваясь осмысления школьником собственной деятельности на каждом ее этапе. Опора на сильные стороны деятельности школьника в процессе обучения. Поддержка высокого уровня мотивации, позитивного эмоционального настроя. | Я горжусь тобой. Мне кажется, ты сделал правильный выбор. |
Этап постановки личностно-значимой цели деятельности учения; | Активное апробирование целей. Постановка самостоятельной цели (без помощи взрослого) и по своей инициативе. Постановка гибких целей, меняющихся в зависимости от ситуации. Достижение и реализация всех видов целей и доведение деятельности до ее завершения. Постановка социально значимых целей. Цель как принятие решения с личной ответственностью. Предвидение социальных результатов и последствий достижения своих целей. Настойчивость и упорство в ходе преодоления помех и затруднений при достижении целей. Постановка нестандартных задач (творческих) целей, перспективных и отсроченных. | Деятельность педагога в работе с учащимися заключается в мягком ненавязчивом контроле за их действиями. Как правило, сопровождение педагога проявляется в совете, рекомендациях, иногда информировании учащихся о ситуации, в которой осуществляется целеполагание. Важно следить за тем, чтобы постановка и достижение целей учащимися осуществлялось как личностно-значимая деятельность, без давления со стороны взрослых. Педагог призвал проявлять уважение к выбору школьника, даже если он с ним не вполне согласен. | Обращаю ваше внимание, что поставленные вами цели должны не только быть интересными, но и обязательно соответствовать требованиям учебной программы. |
Этап выстраивания индивидуальной образовательной траектории посредством создания ситуаций выбора (за пределами государственного образовательного стандарта); | Гибкость и мобильность способов учебной деятельности. Выполнение нескольких учебных действий, объединенных в крупные блоки на осознанном уровне(умения) и «автоматически» (навыки). | Для учащихся, умеющих делать осознанный выбор, тем не менее необходимо присутствие педагога как консультанта при осуществлении им собственной индивидуальной траектории. | Я знаю, что ты умеешь делать правильный выбор. Однако прошу тебя обосновать свои действия. |
Этап определения критериев результата деятельности на основе требований учебной программы и самоконтроля их достижения; | Прогностические самоконтроль и самооценка (до начала работы). Высокий уровень самоконтроля. Выход в самообразование. | Педагог выступает в роли помощника в выборе наиболее эффективного способа самоконтроля. | Надеюсь, что ты правильно выбрал способ самоконтроля. |
Этап самооценки посредством информирования о реально достигнутых результатах; | Прогностические самоконтроль и самооценка (до начала работы). Высокая самооценка. Выход в самообразование. | Педагогом организуется рефлексивная деятельность школьников. | Предлагаю высказаться всем желающим относительно предстоящей работы и возможных затруднений. |
Этап коррекции школьником результатов своей деятельности. | Овладение культурой умственного труда, сложными умениями и навыками. Использование результатов учения в социальной практике. | Задача педагога заключается в одобрении социально-значимой деятельности школьника, раскрытии дополнительных возможностей для совершенствования его деятельности. | Мне нравится то, что ты делаешь. А ты не хочешь попробовать действовать в следующий раз по-другому? |