СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Танец и музыка "Музыкальная грамота"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доля в музыке.

Просмотр содержимого документа
«Танец и музыка "Музыкальная грамота"»

Доля (в музыке) (арх. время такта[1]; англиц. бит, англ. beat) — элементарная единица музыкального метра. За эту единицу чаще всего принимается 1 четвертная нота.

В метрическом такте выделяются сильные и слабые доли. Сильная доля — кульминационный момент, характеризуется выделением громкостью ноты в отдельно взятом такте. Подготовка к сильной доле называется слабой долей. Например, при размере 3/4 в одном такте есть одна сильная и две слабые доли, каждая длиной в одну четверть. В старинной мензуральной музыке (европейское многоголосие примерно до 1600 года) доли не различаются по степени тяжести, тем не менее, доли внутри мензуры сохраняют своё значение счётных единиц, «пульса» музыки.

Сильная доля подчёркивается различными музыкальными средствами: ритмической остановкой, вступлением тонической гармонии, динамическим (громкостным) акцентом, глубоким басом, мелодической вершиной. Если этого требует характер музыкального произведения, акцент (ударение) может сместиться с сильной доли на слабую, при этом сильная доля наделяется т. н. «воображаемым акцентом».

Доля (в музыке) (арх. время такта; англиц. бит, англ. beat) — элементарная единица музыкального метра. ... В метрическом такте выделяются сильные и слабые доли. Сильная доля — кульминационный момент, характеризуется выделением громкостью ноты в отдельно взятом такте. Подготовка к сильной доле называется слабой долей.


Раздел 1 Музыка как вид искусства

Тема 1.1 Элементы музыкальной грамоты

Музыка как вид искусства. .Музыкальный звук.. Отличие музыкального звука от шумового. Музыкальный звук и его свойства . Понятие о музыкальной системе. Расположение звуков музыкальной системы по высоте, звукорядом, деление на октавы, скрипичным и басовым ключами. Певческие навыки.

Основные понятия и термины по теме: музыка, искусство, музыкальный звук, музыкальная система, звукоряд, октава, ключи.

План изучения темы (перечень вопросов, обязательных к изучению):

1. особенности музыки, как искусства

2. особенности музыкального звука

3. музыкальная система, звукоряд, октава, ключи

Краткое изложение теоретических вопросов:

Значение музыкального искусства в общем, культурном развитии человека всеобъемлющее. Музыка – величайший источник эстетического и духовного наслаждения. Источник возникновения музыкальных образов. Общие черты музыки с разговорной речью Связь музыки с литературой, изобразительным искусством, танцем, театром, кино. Основная роль искусства в жизни общества заключается в анализе, формулировании, закреплении в образной форме и передаче следующим поколениям опыта эмоционально-ценностного отношения к тем или иным явлениям, связям людей между собой и с природой.

Музыка среди других видов искусства, которые обладают средствами объективного изображения действительности (живопись, скульптура, архитектура, литература, театр и др.), искусство наиболее эмоциональное. Она воплощает и передает, в первую очередь, чувства, эмоции, отношения человека. То есть, ее содержанием, прежде всего, выступает эмоциональная сторона переживаний человека.

Звук – результат колебаний упругого тела.


Все многообразие звуков возможно сгруппировать в три категории – звуки музыкальные, не музыкальные (шумы) и звоны. Музыкальные звуки, в отличие от всех остальных, являются результатом регулярных колебаний, поэтому их высота может быть точно определена. Музыкальные звуки можно проинтонировать (спеть, сыграть на каком-либо музыкальном инструменте). Шумы - результат нерегулярных колебаний, поэтому частота колебаний шумовых звуков не улавливается слухом. Эти звуки, обладают неопределенной высотой, их невозможно проинтонировать. Звоны занимают промежуточное место между звуками музыкальными и шумовыми. Мы можем сказать, высоко или низко воспринимается звук, но не можем определить его точную высоту и проинтонировать. Например: звук большого колокола воспринимается как низкий, а маленького колокольчика как высокий.


Музыкальные звуки обладают определенными свойствами – высотой, длительностью, громкостью и тембром. Звукоряд – ряд звуков, взятых друг за другом от самого низкого до самого высокого. Различных названий звуков существует только семь: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Их называют основными ступенями звукоряда

Октава – расстояние от звука до его ближайшего повторения. Названия октав на фортепиано: первая (в середине клавиатуры), вправо от нее – вторая, третья, четвертая и частично пятая, влево – малая, большая, контроктава и частично субконтроктава. В настоящее время в музыкальной практике используются скрипичный ключ (соль первой октавы), басовый ключ (фа малой октавы), альтовый и теноровый (до первой октавы).

Лабораторные работы/ Практические занятия – не предусмотрено



Тема 1.2 Метроритм

Основные понятия и термины по теме: ритм, метр, простые и сложные размеры. Затакт, длительности нот и пауз, дирижерские сетки

План изучения темы (перечень вопросов, обязательных к изучению):

1. ритм, метр,размеры

2.длительности нот и пауз

3. дирижерские схемы

Краткое изложение теоретических вопросов:

Метром называется закономерное чередование равных по длительности тяжелых и легких (сильных и слабых) долей.

Расстояние от одной сильной доли до другой называется тактом. Подобно тому, как доли метра, подразделяясь на сильные и слабые, образуют такт, в свою очередь такты, благодаря равномерному чередованию тяжелых и легких тактов, могут объединяться в группы.

Размер обозначается двумя арабскими цифрами, расположенными вертикально. Верхняя цифра показателя размера указывает количество метрических долей, а нижняя — кратность каждой доли.


Размеры подразделяются на простые, сложные однородные и сложные смешанные.

Ритм это упорядоченная последовательность длительностей нот. Длительности нот обозначают при помощи овала ноты - пустого или заполненного (причем заполненный никогда не обозначается без штиля), штиля - вертикальной палочки, добавляемой сбоку от овала и ребер длительности - таких закорючек (их еще назывют хвостами) на конце штиля. Штиль пишется вверх, если нота находится на второй линейке нотного стана или ниже, и вниз, если нота находится на третьей линейке или выше. Между второй и третьей он пишется или вверх или вниз.


ТАКТ (от лат. tactus, "прикосновение", "удар", "размахи.") — обозначение метрических соотношений в музыке, заимствованное от размахов дирижера, регулирующих движение.

Такт - это каждая из тех равных по продолжительности частей, на которые непременно расчленяется каждое музыкальное. произведение. Начало каждого Такта отмечается исполнителем естественным ударением (акцентом); звук, на который приходится это ударение, называется сильным временем Такта (сильной долей), остальные звуки Такта называются слабым временем (слабой долей), но и внутри каждого Такта, в свою очередь, могут быть сильные времена (относительно сильные доли), если Такт сложный.

В письме Такты отделяются один от другого тактовой чертой, пересекающей вертикально нотные линии.

ТАКТОВАЯ ЧЕРТА – вертикальная черта, отделяющая такты друг от друга

Дирижирование. Важнейшим условием дирижерского жеста является наличие в нем элемента предупреждения. Ни одно желание или чувство дирижера не могут быть выполнены хором, если в жесте, которым дирижер выражает это свое требование, нет элемента предупреждения. Значение предупреждения в дирижерском жесте также важно и необходимо, как разбег перед прыжком. Как взмах руки перед ударом, как мысль, предваряющая слово. Только сочетание предупредительного и основного жеста делает дирижирование действенным и понятным.