Дата: __________ 2 КЛАСС – 1 ЧЕТВЕРТЬ
Урок 6
Тема: "Танцы, танцы, танцы…"
Цель урока: Закрепить представления о танцевальных жанрах музыки и тех жизненных ситуациях, в которых люди разных времен и народов танцуют.
Задачи урока:
сопоставление различных танцев, выявление сходных и различных черт в их музыке; закрепление исполнительских и пластических навыков; формировать и развивать певческие навыки;
развивать способность вслушиваться в характер музыки, размышлять, используя разнообразные виды музыкально-практической деятельности; развивать творческое мышление, внимание, память.
воспитывать исполнительскую и слушательскую культуру.
Тип урока: закрепление пройденного материала.
Музыкальный материал: Чайковский «Камаринская», «Вальс» из «Детского альбома»; Прокофьев «Вальс» и «Тарантелла» из альбома «Детская музыка»; физкультминутка «Потанцуй со мной»; песня «Мы маленькие звёзды»
Структура урока:
I. Организация учащихся на урок.
II. Актуализация ранее полученных знаний.
III. Основной этап урока.
а) беседа;
б) слушание и анализ музыкального произведения;
в) пластическое интонирование;
IV. Обобщение.
V. Вокально-хоровая работа.
VI. Итог.
Ход урока:
I. Организация учащихся на урок.
II. Актуализация ранее полученных знаний
III. Основной этап урока.
Здравствуйте ребята. Сегодня урок не совсем обычный.
Предлагаю совершить прогулку в мир танцев.
-Скажите где люди танцуют? (На праздниках, в детском саду, школе, в кино.)
Дополняю. В хореографических кружках, на концертах, спортивных соревнованиях
-А когда они танцуют? ( - Когда им весело.)
-А какие танцы вы уже знаете? (- Хоровод, плясавая, сертаки –греческий народный танец, полька, вальс. )
У каждого народа есть свои танцы. У русского – хоровод, трепак, камаринская, плясовая, кадриль, казачок. В Украине – гопак. В Молдавии – хора и сырба. На Кавказе-лезгинка. В Норвегии – халлинг, гангар. ВоФранции – куранта, фарандола. В Польше –полонез, мазурка, краковяк. В Испании – хабаннера, хота, болеро. Начнём с камаринской!
Камаринская - старинный народный танец, появился более 500 лет тому назад. Сейчас мы послушаем «Камаринскую» из «Детского альбома» П.И.Чайковского, а вы попробуйте выявить особенности танца, какие у него средства муз. выразительности. Как его танцуют?
Звучит «Камаринская» из «Детского альбома» П.И.Чайковского»
(Слушают.
Быстрый темп. Весёлый характер, высокий и средний регистр. С помощью учителя выявляют бегущий, острый, чёткий ритм, размер две четверти. Танцуют в народном стиле, делают присядку, подскоки, кружатся, не держатся за руки.)
Следующий танец вальс. Предлагаю открыть рабочую тетрадь стр. 14.
В начале 19 века в странах Австрии, Германии, Чехи, крестьяне весело кружи- лись парами на праздничных вечеринках. Происхождение танца немецкое walzen –прокатывать, кружить. Постепенно из народного танца вальс превратился в бальный и его стали с удовольствием танцевать в разных странах мира. Вальсы писали И.Штраус, Ф.Шуберт, Ян Сибелиус,П.И.Чайков- ский, С.С.Прокофьев, М.И.Глинка.
Мы послушаем вальс из «Детского альбома» П.Чайковского и вальс из «Детской музыки» С.Прокофьева.
Попробуйте выявить особенности вальса.
(Темп умеренный, ритм плавный, характер радостный, мелодичный, середина взволнованная, потом повторяется начало. С помощью учителя выявляют 3-
х частную форму, размер три четверти. Вальс Прокофьева более отрывистый, мел сразу идёт вверх.)
Следующий танец – полька.
Родина польки Чехия. По чешски полька – половинка т.к. танцевал польку маленькими шажками. А как её танцевали и о особенностях танца вы расскажите мне после слушания.
(Слушают.
Весёлая, острый ритм, регистр высокий и низкий, темп умеренный. Танцуют в парах подскоками, весело бегут по кругу.С помощью учителя выявляют размер две четверти.)
Предлагаю станцевать польку подскоками на месте.
- Какой танец у нас остался?
Тарантелла появилась на Юге Италии в г. Таранто, затем в Сицилии, Неаполе. А чем своеобразен этот танец и о его особенностях вы мне расскажите после слушания «Тарантеллы» из «Детской музыки» С.Прокофьева
(Слушают.
Танец весёлый, бурный темп быстрый, стремительный, ритм острый, чёткий, повторяется мелодия несколько раз.)
- Какой танец вам понравился больше?
- Почему?
(- Тарантелла.- Самый быстрый и весёлый!
Камаринская - русская, вальс – немецкий, полька – чешская, тарантелла –итальянская.)
Устали? Предлагаю исполнить физкультминутку «Потанцуй со мной дружок».
Знакомство и разучивание песни «Мы маленькие звёзды»
Итог урока:
-Так что же такое танец?
Это музыка под которую двигаются и танцуют!
- Что нового узнали? Какую песню разучили?
Узнали про танцы – камаринская, вальс, полька,
тарантелла . Разучили песню
Играли в интересную игру.
4