№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приемы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемые результаты |
1. | Организационно – мотивационный этап | Организовать взаимодействие с детьми. | Приветствие: - Ребята, повторяйте вместе со мной: Здравствуй, солнышко родное! Здравствуй, небо голубое Здравствуй, матушка-земля! Здравствуй, ты, и здравствуй, Я! - Ребята, я очень рада видеть вас! Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего настроения! | Формы организации детей: «Круг друзей». Словесный прием: использование художественного слова. | Дети стоят в кругу с воспитателем, выполняют упражнение, приветствуют друг друга и желают хорошего настроения. | Дети настроились на предстоящую деятельность. |
Мотивировать детей на предстоящую деятельность. | Мотивация деятельности: - Ребята, отгадайте, пожалуйста, мою загадку: У бумажных Птиц Сто крылышек – страниц. (Книги) - Верно, это книги. - Сегодня мы будем читать вот эту книгу. Посмотрите, какая она яркая, красочная! Потрогайте ее, какая она? (Гладкая, твердая, тяжелая) - Посмотрите, как много в ней страниц. Они все шелестят и рассказывают нам интересные истории. - Ребята, почему говорят: «Книга – это клад»? Разве книга может быть кладом? (Да, книги нас многому учат) - А о ком же мы сегодня будем читать? Чтобы ответить на этот вопрос я предлагаю вам поиграть в игру «Холодно-жарко» (дети играют и находят изображение коня в группе) - Так, о ком же мы будем сегодня читать? (О коне) - Припомните, пожалуйста, название произведения о коне, которое мы начинали читать? (Теплый хлеб) - Садитесь, пожалуйста, на свои места. Спины держим прямо, ноги вместе. | Словесный прием: художественное слово – загадка. Практический прием: привлечение внимания детей через рассматривание книги. Побуждение детей к объяснению смысла поговорки. Пояснение воспитателя о назначении книги. Игровой прием: игра «Холодно-жарко» по ходу которого дети отыскивают изображение по произведению. Формы организации: дети сидят на стульях полукругом перед воспитателем. | Дети отгадывают загадку. Дети отвечают на вопросы воспитателя, обосновывают свою точку зрения. Дети рассматривают книгу. Дети садятся на свои места перед воспитателем. | Дети знают, что в книги не только развлекают, в них можно найти много интересного и поучительного Дети отыскивают изображение коня в группе. Дети настроены на предстоящее восприятие произведения. |
2. | Основной этап | |
2.1. | Этап постановки проблемы | Раскрыть краткое содержание сказки, выразить личностное отношение к произведению. | Аннотация книги: - Как вы догадались, сегодня мы продолжим читать сказку Константина Георгиевича Паустовского «Теплый хлеб». - С малых лет я очень люблю эту сказку. Она необычная и заставляет задуматься. - В этой сказке описывается удивительная история, приключившаяся с мальчиком Филькой и всей деревней Бережки. | Словесные приемы: - Высказывание педагогом личностного отношения к произведению. - Краткое изложение начала произведения. | Дети слушают воспитателя. | Дети вспоминают произведение, настраиваются на его восприятие. |
Обозначить противоречие между различными мнениями детей. | - Как встретились Филька и конь? (Конь постучал в дом к Фильке) Давайте вспомним, как об этом говорится в произведении: «В один из таких тёплых серых дней раненый конь постучал мордой в калитку к Филькиной бабке. Бабки не было дома, а Филька сидел за столом и жевал кусок хлеба, круто посыпанный солью. Филька нехотя встал, вышел за калитку.» - Почему в деревне резко изменилась погода? (Филька поступил плохо с конем и от его обиды и Филькиной грубости, погода испортилась) - Что придумал Филька, чтобы спасти деревню и людей от стужи? (Он собрал ребят, они прорубили лед, чтобы на мельницу потекла вода и она заработала) - Что сделал Филька на следующее утро? (Пошел к коню извиняться) Постановка проблемы: - Как вы думаете, простит ли конь мальчика за его грубость? Почему вы так считаете? (- Да, ведь Филька понял свою ошибку и пришел извиниться. - Я думаю, что нет, потому что Филька очень обидел коня.) (Педагог прорисовывает с детьми их варианты ответа на проблемный вопрос на листке) - Вопрос один, а мнения у вас - разные. Поэтому, чтобы разобраться, прочтем сказку дальше. | Словесный прием: пересказ содержания отрывка произведения, прочитанного ранее при помощи наводящих вопросов. Словесный прием: выборочное чтение. Наглядный прием: иллюстрирование вариантов ответов на проблемный вопрос. Словесный прием: побуждение детей к осознанию противоречия различных мнений, постановка проблемного вопроса. | Дети отвечают на вопросы воспитателя, пересказывают отрывок произведения. Дети выдвигают различные гипотезы, мотивируют свои предположения, осмысливают противоречие. | Дети вспоминают содержание прочитанного отрывка, отвечают на вопросы воспитателя по содержанию. Дети понимают проблемный вопрос, выдвигают свои предположения, слушают ответы сверстников. |
2.2. | Этап ознакомления с материалом | Создать условия для восприятия содержания рассказа. Раскрыть значение незнакомых слов: «рыхлые облака», «не пужайся». | Работа над незнакомыми словами: - Но в начале, уточним значение некоторых слов: - Знаете ли вы, что означает выражение «рыхлые облака»? Это белоснежные, большие кучевые облака. - А что такое «не пужайся»? Не пугайся - Давайте же узнаем, что было дальше! Макушка смотрит вверх, спины ровно. Выразительное чтение отрывка: На следующее утро Филька пришёл вместе с ребятами к мельнице. Ветер гнал по синему небу рыхлые тучи и не давал им ни на минуту перевести дух, и потому по земле неслись вперемежку то холодные тени, то горячие солнечные пятна. Филька тащил буханку свежего хлеба, а совсем маленький мальчик Николка держал деревянную солонку с крупной жёлтой солью. Панкрат вышел на порог, спросил: – Что за явление? Мне, что ли, хлеб-соль подносите? За какие такие заслуги? – Да нет! – закричали ребята. – Тебе будет особо. А это раненому коню. От Фильки. Помирить мы их хотим. – Ну что ж, – сказал Панкрат, – не только человеку извинение требуется. Сейчас я вам коня представлю в натуре. Панкрат отворил ворота сарая, выпустил коня. Конь вышел, вытянул голову, заржал – учуял запах свежего хлеба. Филька разломил буханку, посолил хлеб из солонки и протянул коню. Но конь хлеба не взял, начал мелко перебирать ногами, попятился в сарай. Испугался Фильки. Тогда Филька перед всей деревней громко заплакал. Ребята зашептались и притихли, а Панкрат потрепал коня по шее и сказал: – Не пужайся, Мальчик! Филька не злой человек. Зачем же его обижать? Бери хлеб, мирись! Конь помотал головой, подумал, потом осторожно вытянул шею и взял наконец хлеб из рук Фильки мягкими губами. Съел один кусок, обнюхал Фильку и взял второй кусок. Филька ухмылялся сквозь слезы, а конь жевал хлеб, фыркал. А когда съел весь хлеб, положил голову Фильке на плечо, вздохнул и закрыл глаза от сытости и удовольствия. Все улыбались, радовались. Только старая сорока сидела на раките и сердито трещала: должно быть, опять хвасталась, что это ей одной удалось помирить коня с Филькой. Но никто её не слушал и не понимал, и сорока от этого сердилась всё больше и трещала, как пулемёт. | Словесный прием: работа над значением неизвестных слов. Словесный метод: выразительное чтение. | Дети предполагают возможные значения слов, запоминают новые слова. Дети слушают чтение произведения. | Дети запомнили новые слова. Дети знают содержание рассказа. |
Помочь детям запомнить содержание сказки. Помочь детям выявить и объяснить связь между поступком, мотивом и нравственными качествами героев рассказа (доброта, грубость, жадность, раскаяние, ранимость). | Разъяснительная беседа по содержанию произведения: - Вот мы и прочли все произведение. Ребята, вам понравилась сказка? Что запомнилось больше всего? - Кто главные герои произведения? (Филька и конь) - Какие качества проявил Филька? (Сначала грубость и жадность, а потом доброту и раскаяние) Почему вы считаете именно так? Когда он проявил именно эти качества? - А каким в рассказе был конь? (Ранимый, добрый) - Почему вы так решили? (Конь заплакал, когда Филька его обидел) - Из-за чего в деревне снова потеплело? (Потому что Филька раскаялся и искупил свою вину) - Как Филька решил извиниться перед конем? (Он пришел к мельнице со свежим хлебом и солью) - Давайте вспомним, как об этом пишет автор: «Филька тащил буханку свежего хлеба, а совсем маленький мальчик Николка держал деревянную солонку с крупной жёлтой солью.» - Что сказал мельник Панкрат, когда узнал, зачем пришли мальчики? Я начну, а вы продолжите: «– Ну что ж, – сказал Панкрат, – не только человеку… извинение требуется.» Напоминание проблемного вопроса: - Помните, какой вопрос я задала в начале? Простит ли конь Фильку за его грубость? - Как вы сначала думали? Как оказалось на самом деле? Чье мнение из вас оказалось верным? (Педагог возвращается к иллюстрации с ответами на проблемный вопрос) | Словесный прием: беседа с детьми. Словесный прием: повторное чтение. Словесный прием: «закончи предложение». Наглядный прием: иллюстрация с иллюстрированием решений проблемы. | Дети отвечают на вопросы воспитателя по содержанию произведения, слушают фрагменты произведения. Дети заканчивают предложение, начатое воспитателем, словами из рассказа. | Дети отвечают на вопросы воспитателя о содержании произведения. Дети называют качества характера героев, раскрывают мотивы поступков. |
| - А сейчас, ребята, предлагаю вам поиграть! Встаньте в колонну друг за другом, идем и повторяем за мной: Физминутка: Мы - веселые детишки, Все ногами топаем, Все руками хлопаем, Поднимаем ножки, Скачем по дорожке. | Словесный прием: художественное слово. Практический прием: проведение физминутки. | Дети выполняют физминутку и продвигаются к доске. | |
2.3. | Этап практического решения проблемы | Формировать практический и игровой опыт детей. Закрепить знания сюжета произведения. | Дидактическая игра на ИКТ-оборудовании: Техника безопасности: - Будьте аккуратны, у доски есть подставка, не споткнитесь. Станьте лицом к доске, на доску не облокачиваемся, работаем на расстоянии вытянутой руки. Объекты передвигаем указательным пальцем. Воспитатель объясняет правила игры: - Итак, а играть мы сегодня будем в «Колесо удачи». Перед вами – силуэты главных героев произведения «Горбушка» и колесо с цифрами. Вам нужно по очереди нажимать на колесо, выпавшее число соответствует цифре одной из частей картинки. Отвечает на вопрос тот, чье число выпало. Если ответ верный – игрок открывает часть картинки. Победит тот, кто первым соберет картинку. - А начнет игру тот, кто первым отгадает мою загадку: Для меня конюшня – дом, Угости меня овсом! (Лошадь) Задания для игры: 1. Как конь оказался в деревне? (Когда военный отряд проходил мимо деревни, конь был ранен и его оставили) 2. Кто выходил коня? (Мельник Панкрат) 3. Какое прозвище было у Фильки? Из-за чего его так называли? (Ну Тебя. Потому что он всегда ворчал «Да ну тебя!») 4. Что рассказала бабка Фильке, когда началась стужа? (Историю о том, как когда-то такая стужа уже была в их деревни) 5. Как можно по-другому сказать «не пужайся»? (Не пугайся) 6. Каким поступком Филька обидел коня? (Он ударил коня по губам, выкинул хлеб в снег и сказал обидные слова) 7. Как отреагировал Филька на то, что конь его боится? Почему у него была именно такая реакция? (Он расплакался, он испугался, что конь его не простит) 7. Что значит «рыхлые облака»? (Большие и белоснежные кучевые облака) 8. Как называлась деревня, в которой жил Филька? (Бережки) - Отлично поиграли! Гимнастика для глаз: - Ребята, наши глаза очень внимательно следили за игрой, давайте дадим им немного отдохнуть. Голова не двигается, за предметом следят только глаза: Смотрят глазки вправо-влево, Смотрят глазки вверх и вниз. А теперь по кругу смотрим, Чтобы лучше видеть мир. Продуктивная деятельность: - Садитесь на свои места, спину не забывайте держать ровно. - Посмотрите, что изображено на картинке? (конь) Обратите внимание на его гриву, какая она? (длинная, шелковистая, густая, будто светится) - Перед каждым из вас находится изображение коня, чего ему не хватает? (гривы) - Вам нужно смешать гуашь так, чтобы получился необходимы цвет и тонкой кистью прорисовать коню густую и красивую гриву. Приступайте. - Молодцы, давайте оставим рисунки на столах, чтобы они подсохли. А сейчас подойдите к кубам. | Дети стоят перед интерактивной доской. Словесный прием: разъяснение техники безопасности при работе с интерактивной доской. Словесный прием: объяснение правил игры. Словесный прием: сообщение игровых заданий детям. Словесный прием: художественное слово. Практический приём: гимнастика для глаз. | Дети подходят к интерактивной доске, слушают правила техники безопасности. Дети слушают правила игры. игры. Дети выражают желание поучаствовать в игре. Дети - участники игры - выполняют задания воспитателя и игровые действия. Дети выполняют гимнастику для глаз. | Дети играют, пытаются быстрее другого собрать свою картинку. Дети знают сюжет сказки. |
3. | Заключительный этап | Анализировать процесс и результат, подвести итоги занятия. Помочь детям выразить свое отношение к словам Панкрата. Переключить детей на новую продуктивную деятельность. | Подведение итогов: - Ребята, чем мы сегодня занимались? (Читали сказку «Теплый хлеб», отвечали на вопросы, играли) - Какой момент произведения вам понравился больше всего? Почему? - Как вы поняли слова Панкрата о том, что «Не только человеку извинение требуется»? (Что обидеть можно любого: и человека, и животного. Поэтому и извиняться надо не только перед людьми) - Чему нас научило это произведение? (Что нельзя быть злым и грубым, обижать кого-то, но даже если так случилось, то нужно признать свою ошибку и попросить прощения) - Да, ребята, ведь не даром говорят: Умел ошибиться, умей и поправиться! - Вы здорово сегодня постарались, и я надеюсь, что эту историю вы хорошо запомните. - Скоро мы отправимся в другое увлекательное путешествие по интересным произведениям. - Ребята, вам бы хотелось сделать аппликацию с одним из главных героев сказки - конем? | Словесный прием: беседа по вопросам. Практический прием: продуктивный вид деятельности. | Дети усаживаются полукругом вокруг воспитателя, отвечают на вопросы. Дети рассаживаются за столы и мастерят военные письма. | Дети выражают личностное отношение к словам Панкрата о том, что «Не только человеку извинение требуется». Дети выражают свою благодарность героям войны. |