СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 19.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тех карта паустовский

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тех карта паустовский»

Технологическая карта занятия

ФИО участника:

участника:

Образовательные области: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Тема занятия: «Умел ошибиться, умей и поправиться» (на материале сказки Паустовского Константина Георгиевича «Теплый хлеб»)

Возрастная группа: подготовительная к школе группа

Цель занятия: описание поступков главных героев произведения К.Г. Паустовского «Теплый хлеб» - Фильки и коня, выявление мотивов и нравственных качеств героев (доброта, грубость, жадность, раскаяние, ранимость) через слушание сказки, беседу по содержанию и ИКТ-дидактическую игру в ходе интегрированного занятия.

Задачи занятия:

Обучающие:

  • пересказать содержание отрывка произведения К.Г. Паустовского «Теплый хлеб», прочитанного ранее;

  • узнать, чем закончилось произведение, описать происходящие в нем события.

Развивающие:

  • внимательно слушать сказку К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»;

  • запомнить события, описанные в конце произведения К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»;

  • выявить и объяснить связь между поступком, мотивом и нравственными качествами героев - Фильки и коня (доброта, грубость, жадность, раскаяние, ранимость) сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб».

Воспитательные:

  • выразить свое отношение к словам Панкрата о том, что «Не только человеку извинение требуется».

Дополнительные задачи:

Игровая задача (для ребенка): первым собрать свою картинку.

Дидактическая задача (на игру для педагога): закрепить знания о сюжете произведения.

По продуктивной деятельности:

Техническая: смешать краски и получить необходимый цвет для передачи характера образа, совершенствовать навыки работы с кистью - провести концом кисти прямые, изогнутые и волнистые линии.

Изобразительная: передать текстуру гривы коня, продолжать развивать чувство цвета.

Словарная работа: раскрыть значение слов: «рыхлые облака», «не пужайся».

Планируемый результат занятия:

  • дети пересказывают содержание отрывка произведения К.Г. Паустовского «Теплый хлеб» (в 5-6 предложениях);

  • знакомятся, запоминают и описывают события конца произведения (в 4-5 предложениях);

  • описывают поступки главных героев произведения К.Г. Паустовского «Теплый хлеб» – Фильки и коня (в 2-3 предложениях);

  • дети объясняют связь между поступком, мотивом и нравственными качествами героев – Фильки и коня (доброта, грубость, жадность, раскаяние, ранимость);

  • дети выражают свое отношение к словам Панкрата о том, что «Не только человеку извинение требуется».

Подготовительная работа:

  • чтение начала сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»;

  • рассказ про автора произведения – Константина Георгиевича Паустовского, рассматривание портрета писателя;

  • подготовка воспитателя к выразительному исполнению произведения;

  • разработка ИКТ-дидактической игры;

  • ознакомление детей с правилами игры «Колесо удачи».

Материалы и оборудование:

    • интерактивная доска, персональный компьютер, интерактивная игра «Колесо удачи»;

    • иллюстрация коня, спрятанная в группе;

    • лист бумаги для иллюстрирования вариантов решения проблемного вопроса;

    • иллюстрированная книга (хрестоматия) с произведениями детской художественной литературы.

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно – мотивационный этап

Организовать взаимодействие с детьми.

Приветствие:

- Ребята, повторяйте вместе со мной:

Здравствуй, солнышко родное!

Здравствуй, небо голубое

Здравствуй, матушка-земля!

Здравствуй, ты, и здравствуй, Я!

- Ребята, я очень рада видеть вас! Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего настроения!

Формы организации детей: «Круг друзей».

Словесный прием: использование художественного слова.

Дети стоят в кругу с воспитателем, выполняют упражнение, приветствуют друг друга и желают хорошего настроения.

Дети настроились на предстоящую деятельность.

Мотивировать детей на предстоящую деятельность.

Мотивация деятельности:

- Ребята, отгадайте, пожалуйста, мою загадку:

У бумажных Птиц

Сто крылышек – страниц. (Книги)

- Верно, это книги.

- Сегодня мы будем читать вот эту книгу. Посмотрите, какая она яркая, красочная! Потрогайте ее, какая она? (Гладкая, твердая, тяжелая)

- Посмотрите, как много в ней страниц. Они все шелестят и рассказывают нам интересные истории.

- Ребята, почему говорят: «Книга – это клад»? Разве книга может быть кладом?

(Да, книги нас многому учат)

- А о ком же мы сегодня будем читать? Чтобы ответить на этот вопрос я предлагаю вам поиграть в игру «Холодно-жарко» (дети играют и находят изображение коня в группе)

- Так, о ком же мы будем сегодня читать? (О коне)

- Припомните, пожалуйста, название произведения о коне, которое мы начинали читать? (Теплый хлеб)

- Садитесь, пожалуйста, на свои места. Спины держим прямо, ноги вместе.

Словесный прием: художественное слово – загадка.

Практический прием: привлечение внимания детей через рассматривание книги.

Побуждение детей к объяснению смысла поговорки.

Пояснение воспитателя о назначении книги.

Игровой прием: игра «Холодно-жарко» по ходу которого дети отыскивают изображение по произведению.

Формы организации: дети сидят на стульях полукругом перед воспитателем.

Дети отгадывают загадку.







Дети отвечают на вопросы воспитателя, обосновывают свою точку зрения.



Дети рассматривают книгу.






Дети садятся на свои места перед воспитателем.






Дети знают, что в книги не только развлекают, в них можно найти много интересного и поучительного

Дети отыскивают изображение коня в группе.

Дети настроены на предстоящее восприятие произведения.


2.

Основной этап


2.1.

Этап постановки проблемы

Раскрыть краткое содержание сказки, выразить личностное отношение к произведению.

Аннотация книги:

- Как вы догадались, сегодня мы продолжим читать сказку Константина Георгиевича Паустовского «Теплый хлеб».

- С малых лет я очень люблю эту сказку. Она необычная и заставляет задуматься.

- В этой сказке описывается удивительная история, приключившаяся с мальчиком Филькой и всей деревней Бережки.

Словесные приемы:

- Высказывание педагогом личностного отношения к произведению.

- Краткое изложение начала произведения.

Дети слушают воспитателя.

Дети вспоминают произведение, настраиваются на его восприятие.

Обозначить противоречие между различными мнениями детей.

- Как встретились Филька и конь? (Конь постучал в дом к Фильке) Давайте вспомним, как об этом говорится в произведении: «В один из таких тёплых серых дней раненый конь постучал мордой в калитку к Филькиной бабке. Бабки не было дома, а Филька сидел за столом и жевал кусок хлеба, круто посыпанный солью. Филька нехотя встал, вышел за калитку

- Почему в деревне резко изменилась погода? (Филька поступил плохо с конем и от его обиды и Филькиной грубости, погода испортилась)

- Что придумал Филька, чтобы спасти деревню и людей от стужи? (Он собрал ребят, они прорубили лед, чтобы на мельницу потекла вода и она заработала)

- Что сделал Филька на следующее утро? (Пошел к коню извиняться)

Постановка проблемы:

- Как вы думаете, простит ли конь мальчика за его грубость? Почему вы так считаете?

(- Да, ведь Филька понял свою ошибку и пришел извиниться.

- Я думаю, что нет, потому что Филька очень обидел коня.)

(Педагог прорисовывает с детьми их варианты ответа на проблемный вопрос на листке)

- Вопрос один, а мнения у вас - разные. Поэтому, чтобы разобраться, прочтем сказку дальше.

Словесный прием: пересказ содержания отрывка произведения, прочитанного ранее при помощи наводящих вопросов.

Словесный прием: выборочное чтение.






Наглядный прием: иллюстрирование вариантов ответов на проблемный вопрос.

Словесный прием: побуждение детей к осознанию противоречия различных мнений, постановка проблемного вопроса.

Дети отвечают на вопросы воспитателя, пересказывают отрывок произведения.

















Дети выдвигают различные гипотезы, мотивируют свои предположения, осмысливают противоречие.

Дети вспоминают содержание прочитанного отрывка, отвечают на вопросы воспитателя по содержанию.















Дети понимают проблемный вопрос, выдвигают свои предположения, слушают ответы сверстников.

2.2.

Этап ознакомления с материалом

Создать условия для восприятия содержания рассказа.

Раскрыть значение незнакомых слов: «рыхлые облака», «не пужайся».

Работа над незнакомыми словами:

- Но в начале, уточним значение некоторых слов:

- Знаете ли вы, что означает выражение «рыхлые облака»? Это белоснежные, большие кучевые облака.

- А что такое «не пужайся»? Не пугайся

- Давайте же узнаем, что было дальше! Макушка смотрит вверх, спины ровно.

Выразительное чтение отрывка:

На следующее утро Филька пришёл вместе с ребятами к мельнице. Ветер гнал по синему небу рыхлые тучи и не давал им ни на минуту перевести дух, и потому по земле неслись вперемежку то холодные тени, то горячие солнечные пятна.

Филька тащил буханку свежего хлеба, а совсем маленький мальчик Николка держал деревянную солонку с крупной жёлтой солью. Панкрат вышел на порог, спросил:

– Что за явление? Мне, что ли, хлеб-соль подносите? За какие такие заслуги?

– Да нет! – закричали ребята. – Тебе будет особо. А это раненому коню. От Фильки. Помирить мы их хотим.

– Ну что ж, – сказал Панкрат, – не только человеку извинение требуется. Сейчас я вам коня представлю в натуре.

Панкрат отворил ворота сарая, выпустил коня. Конь вышел, вытянул голову, заржал – учуял запах свежего хлеба. Филька разломил буханку, посолил хлеб из солонки и протянул коню. Но конь хлеба не взял, начал мелко перебирать ногами, попятился в сарай. Испугался Фильки. Тогда Филька перед всей деревней громко заплакал.

Ребята зашептались и притихли, а Панкрат потрепал коня по шее и сказал:

– Не пужайся, Мальчик! Филька не злой человек. Зачем же его обижать? Бери хлеб, мирись!

Конь помотал головой, подумал, потом осторожно вытянул шею и взял наконец хлеб из рук Фильки мягкими губами. Съел один кусок, обнюхал Фильку и взял второй кусок. Филька ухмылялся сквозь слезы, а конь жевал хлеб, фыркал. А когда съел весь хлеб, положил голову Фильке на плечо, вздохнул и закрыл глаза от сытости и удовольствия.

Все улыбались, радовались. Только старая сорока сидела на раките и сердито трещала: должно быть, опять хвасталась, что это ей одной удалось помирить коня с Филькой. Но никто её не слушал и не понимал, и сорока от этого сердилась всё больше и трещала, как пулемёт.

Словесный прием: работа над значением неизвестных слов.





Словесный метод: выразительное чтение.

Дети предполагают возможные значения слов, запоминают новые слова.





Дети слушают чтение произведения.

Дети запомнили новые слова.







Дети знают содержание рассказа.

Помочь детям запомнить содержание сказки.

Помочь детям выявить и объяснить связь между поступком, мотивом и нравственными качествами героев рассказа (доброта, грубость, жадность, раскаяние, ранимость).

Разъяснительная беседа по содержанию произведения:

- Вот мы и прочли все произведение. Ребята, вам понравилась сказка? Что запомнилось больше всего?

- Кто главные герои произведения? (Филька и конь)

- Какие качества проявил Филька? (Сначала грубость и жадность, а потом доброту и раскаяние) Почему вы считаете именно так? Когда он проявил именно эти качества?

- А каким в рассказе был конь? (Ранимый, добрый)

- Почему вы так решили? (Конь заплакал, когда Филька его обидел)

- Из-за чего в деревне снова потеплело? (Потому что Филька раскаялся и искупил свою вину)

- Как Филька решил извиниться перед конем? (Он пришел к мельнице со свежим хлебом и солью)

- Давайте вспомним, как об этом пишет автор: «Филька тащил буханку свежего хлеба, а совсем маленький мальчик Николка держал деревянную солонку с крупной жёлтой солью.»

- Что сказал мельник Панкрат, когда узнал, зачем пришли мальчики? Я начну, а вы продолжите: «– Ну что ж, – сказал Панкрат, – не только человеку… извинение требуется.»

Напоминание проблемного вопроса:

- Помните, какой вопрос я задала в начале? Простит ли конь Фильку за его грубость?

- Как вы сначала думали? Как оказалось на самом деле? Чье мнение из вас оказалось верным?

(Педагог возвращается к иллюстрации с ответами на проблемный вопрос)

Словесный прием: беседа с детьми.















Словесный прием: повторное чтение.



Словесный прием: «закончи предложение».


Наглядный прием: иллюстрация с иллюстрированием решений проблемы.

Дети отвечают на вопросы воспитателя по содержанию произведения,

слушают фрагменты произведения.














Дети заканчивают предложение, начатое воспитателем, словами из рассказа.


Дети отвечают на вопросы воспитателя о содержании произведения.

Дети называют качества характера героев, раскрывают мотивы поступков.



- А сейчас, ребята, предлагаю вам поиграть! Встаньте в колонну друг за другом, идем и повторяем за мной:

Физминутка:

Мы - веселые детишки,
Все ногами топаем,
Все руками хлопаем,
Поднимаем ножки,
Скачем по дорожке.

Словесный прием: художественное слово.

Практический прием: проведение физминутки.

Дети выполняют физминутку и продвигаются к доске.


2.3.

Этап практического решения проблемы

Формировать практический и игровой опыт детей.







Закрепить знания сюжета произведения.

Дидактическая игра на ИКТ-оборудовании:

Техника безопасности:

- Будьте аккуратны, у доски есть подставка, не споткнитесь. Станьте лицом к доске, на доску не облокачиваемся, работаем на расстоянии вытянутой руки. Объекты передвигаем указательным пальцем.

Воспитатель объясняет правила игры:

- Итак, а играть мы сегодня будем в «Колесо удачи». Перед вами – силуэты главных героев произведения «Горбушка» и колесо с цифрами. Вам нужно по очереди нажимать на колесо, выпавшее число соответствует цифре одной из частей картинки. Отвечает на вопрос тот, чье число выпало. Если ответ верный – игрок открывает часть картинки. Победит тот, кто первым соберет картинку.

- А начнет игру тот, кто первым отгадает мою загадку:

Для меня конюшня – дом,

Угости меня овсом! (Лошадь)

Задания для игры:

1. Как конь оказался в деревне? (Когда военный отряд проходил мимо деревни, конь был ранен и его оставили)

2. Кто выходил коня? (Мельник Панкрат)

3. Какое прозвище было у Фильки? Из-за чего его так называли? (Ну Тебя. Потому что он всегда ворчал «Да ну тебя!»)

4. Что рассказала бабка Фильке, когда началась стужа? (Историю о том, как когда-то такая стужа уже была в их деревни)

5. Как можно по-другому сказать «не пужайся»? (Не пугайся)

6. Каким поступком Филька обидел коня? (Он ударил коня по губам, выкинул хлеб в снег и сказал обидные слова)

7. Как отреагировал Филька на то, что конь его боится? Почему у него была именно такая реакция? (Он расплакался, он испугался, что конь его не простит)

7. Что значит «рыхлые облака»? (Большие и белоснежные кучевые облака)

8. Как называлась деревня, в которой жил Филька? (Бережки)

- Отлично поиграли!

Гимнастика для глаз:

- Ребята, наши глаза очень внимательно следили за игрой, давайте дадим им немного отдохнуть. Голова не двигается, за предметом следят только глаза:

Смотрят глазки вправо-влево,

Смотрят глазки вверх и вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Продуктивная деятельность:

- Садитесь на свои места, спину не забывайте держать ровно.

- Посмотрите, что изображено на картинке? (конь) Обратите внимание на его гриву, какая она? (длинная, шелковистая, густая, будто светится)

- Перед каждым из вас находится изображение коня, чего ему не хватает? (гривы)

- Вам нужно смешать гуашь так, чтобы получился необходимы цвет и тонкой кистью прорисовать коню густую и красивую гриву. Приступайте.

- Молодцы, давайте оставим рисунки на столах, чтобы они подсохли. А сейчас подойдите к кубам.

Дети стоят перед интерактивной доской.

Словесный прием: разъяснение техники безопасности при работе с интерактивной доской.

Словесный прием: объяснение правил игры.









Словесный прием: сообщение игровых заданий детям.
























Словесный прием: художественное слово.

Практический приём: гимнастика для глаз.

Дети подходят к интерактивной доске, слушают

правила техники безопасности.


Дети слушают

правила игры.

игры.

Дети выражают желание поучаствовать в игре.









Дети - участники игры - выполняют задания воспитателя и игровые действия.






















Дети выполняют гимнастику для глаз.

Дети играют, пытаются быстрее другого собрать свою картинку.

Дети знают сюжет сказки.

3.

Заключительный этап

Анализировать процесс и результат, подвести итоги занятия.

Помочь детям выразить свое отношение к словам Панкрата.






Переключить детей на новую продуктивную деятельность.

Подведение итогов:

- Ребята, чем мы сегодня занимались? (Читали сказку «Теплый хлеб», отвечали на вопросы, играли)

- Какой момент произведения вам понравился больше всего? Почему?

- Как вы поняли слова Панкрата о том, что «Не только человеку извинение требуется»? (Что обидеть можно любого: и человека, и животного. Поэтому и извиняться надо не только перед людьми)

- Чему нас научило это произведение? (Что нельзя быть злым и грубым, обижать кого-то, но даже если так случилось, то нужно признать свою ошибку и попросить прощения)

- Да, ребята, ведь не даром говорят:

Умел ошибиться, умей и поправиться!

- Вы здорово сегодня постарались, и я надеюсь, что эту историю вы хорошо запомните.

- Скоро мы отправимся в другое увлекательное путешествие по интересным произведениям.

- Ребята, вам бы хотелось сделать аппликацию с одним из главных героев сказки - конем?

Словесный прием: беседа по вопросам.

















Практический прием: продуктивный вид деятельности.

Дети усаживаются полукругом вокруг воспитателя, отвечают на вопросы.














Дети рассаживаются за столы и мастерят военные письма.

Дети выражают личностное отношение к словам Панкрата о том, что «Не только человеку извинение требуется».












Дети выражают свою благодарность героям войны.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!