СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочное мероприятие

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеурочное мероприятие»

ГАПОУ СО «Саратовский областной педагогический колледж»







Конспект урока по музыке на тему:

Симфоническая сказка « Петя и волк»






Выполнила:

Студентка 31 группы

Сорокина Валерия

МОУ «СОШ №67 им.О.И. Янковского»

Класс: 2

Дата проведения:12.04.2024

Время:10:05

Кабинет:17

Заверил:

Методист: Мацкевич Т.А.____________

Учитель: ____________

Отметка: _____________

Методист_____________Мацкевич Т.А.

.











Саратов 2024

Тема: Симфоническая сказка» Петя и волк»
Тип урока: открытие нового знания
Цель: знакомство с симфонической сказкой С. Прокофьева «Петя и волк».

Задачи :
Образовательные: дать представление детям о тембрах музыкальных инструментов, их особенностях; научить детей слушать музыку, понимать её характер и содержание

Развивающие: развивать музыкальное мышление, умение анализировать, сравнивать; формировать компоненты музыкального слуха (звуковысотный, тембровый), творческие способности, умение анализировать музыкальные образы героев сказки. 

Воспитательные: воспитывать любовь к музыке, способствовать формированию потребности в общении с музыкой, прививать любовь, уважение, чувство эстетического сопереживания к произведениям искусства.

Оборудование: колонки, презентация, ноутбук, флешка











































Ход урока:



1.Организационный момент:

-Меня зовут Валерия Николаевна, и сегодня я проведу у вас урок музыки. Как ваше настроение? Предлагаем вам улыбнуться своему соседу по парте, и поделиться вашим хорошим настроением.

-Скажите, вы готовы отправиться в путь и получить новые знания? (Да!)
-Замечательно, тогда, начинаем! Выпрямите спинки, руки перед собой и соблюдаем тишину!



2. Теоретический материал:

-Сегодня мы познакомимся с новым произведением С.С.Прокофьева «Симфоническая сказка Петя и волк»

Сергей Прокофьев написал большое количество произведений для детей. Композитор родился на Украине в селе под звонким названием Сонцовка. Он начал сочинять в пять с половиной лет. Вместе с родителями мальчик как-то побывал в Москве в Большом театре. Там впервые он увидел балет П.И. Чайковского «Спящая красавица». Поездка в Москву придала его жизни новый смысл. Появляется первая опера «Великан». Мама была его первой учительницей - строгой, заботливой и требовательной. Она научила сына оценивать каждый прожитый день, задавая ему вечером два вопроса: «Что ты сделал сегодня? Удовлетворен ли ты тем, что сделал?» Благодаря этому в композиторе удивительно сочетались серьезность, усидчивость, воля, любовь к труду и постоянная готовность к озорству, выдумке, шалостям.

Будучи уже известным композитором Сергей Прокофьев очень хотел научить детей любить и понимать симфоническую музыку. Для них он и написал симфоническую сказку «Петя и волк». Исполняет ее чтец и симфонический оркестр.

-Как вы думаете, какие герои нам встретятся в этой сказке?

(слайд с героями сказок )

На экране подтема урока: «Инструменты симфонического оркестра в сказке С.С.Прокофьева «Петя и волк».

-Итак,  у  каждого  персонажа  сказки  есть  своя  музыкальная  тема – лейтмотив, и свой инструмент с определенным тембром, который исполняет этот лейтмотив.

А сейчас приступаем к работе.

- Петя – главный герой сказки, отважный пионер. Возможно, он ваш ровесник.  Мелодию, какого характера вы сочинили бы для него, если бы были композиторами?  Ответ принимается по поднятой руке.

-  Я бы сочинила радостную, веселую, озорную мелодию.

Спасибо! Слушаем тему Пети, а затем отвечаем на вопрос: Какой все-таки характер у Пети? Что изображает музыка?

 

- Петя веселый, радостный, озорной мальчик. Он идет, и возможно, что-то напевает. Мелодия плавная, иногда скачущая, как будто Петя подпрыгивает.

- Хорошо!  А тема его звучит в духе веселого марша. А исполняют тему Пети струнно-смычковая группа инструментов: скрипка, альт и виолончель и контрабас.

- Далее, появляется следующий персонаж сказки – это птичка. 

 Ее лейтмотив исполняет флейта. Этот инструмент  относится  к  деревянно-духовой  группе.  Послушайте внимательно  ее  тему,  чтобы  потом  ответить  на  мои  вопросы: Какое настроение у птички? Какой можно представить эту птичку?  

Слушаем тему.

- Настроение у птички веселое, радостное, счастливое. Можно представить ее сидящей высоко на ветке дерева и поющей.

- Не плохо! Тему  следующего  персонажа  утки исполняет  гобой – это  тоже деревянно-духовой инструмент. Тембр гобоя звучит «гнусаво» так и слышится утиное «кря-кря»   Какой изображает утку музыка?

Она медлительная, спокойно идет по дороге, переваливаясь с одной лапки на другую, и крякает.

- Но вот появляется кошка!  Ее лейтмотив исполняет кларнет – еще один  из  семейства  деревянно-духовых  инструментов. Прослушав тему, что вы можете сказать о кошке?  

-Кошка на мягких лапках как-будто осторожно крадется к птичке.

У.: Отлично! Вслед за кошкой появляется дедушка Пети. Он  обеспокоен  тем,  что  Петя  вышел  за  калитку, ведь  места опасные. «Если из лесу прибежит волк, что тогда?» Его тему исполняет также инструмент  деревянно-духовой  группы – фагот.  Это  самый  низкий  по звучанию инструмент из этого семейства. Не зря Прокофьев изобразил им именно дедушку. Фагот, исполняющий тему дедушки, звучит по-стариковски ворчливо и хрипловато. Слушая, подумайте, похожа ли мелодия на ворчливого дедушку. (видео)  

Ответы учащихся ( Да!)

- Молодцы!  Еще один персонаж сказки – волк! Его лейтмотив исполняют валторны - инструменты медно-духовой группы. После прослушивания ответьте на вопросы: Что  вы услышали в музыке, каким предстает перед нами Волк? Это положительный или отрицательный персонаж в этой сказке? (видео)

(Музыка изображает Волка опасным хищником. Это злой Волк! Слышно как он воет).

- Совершенно верно! И наконец, появляются охотники, которые идут по следам Волка  Сейчас внимательно послушаем  их  тему  и  попробуем  определить,  какие  инструменты  ее исполняют.

( Это барабаны!)

-Правильно, тему Охотников исполняют барабаны, группа ударных инструментов.

- Вы большие  молодцы! Сегодня мы познакомились с вами с действующими лицами симфонической сказки  «Петя  и  волк»,  увидели  и  услышали  музыкальные  инструменты, которые  исполняют  их  лейтмотивы.  Теперь  мы  с  вами  умеем  различать тембры музыкальных инструментов на слух. Давайте же сейчас посмотрим мультипликационный  фильм - симфонической сказки Сергея Прокофьева от начала до конца. И постараемся услышать все те тембры инструментов и лейтмотивы и действующих лиц сказки, о которых говорили сегодня (просмотр мультфильма- в конце первого видео).



4. Физкультминутка

Включаем видео с физкультминуткой




5.Хоровое пение

Ребята, сегодня мы с вами разучим песню «Весенняя»

(слова на доске)
Куплет:
Что случилось ранней весной?
Стал ручьём каток ледяной,
Горка снежная стала нежная,
Провалилась подо мной!
Воробей поёт озорной,
Снеговик теперь водяной.
Это солнышко понемножечку
Нагревает шар земной!

Припев:
И опять в хороводе кружатся
Лето, осень, зима и весна!
Не устанем мы им удивляться -
Вот какие пришли времена!
Всё по кругу должно повторяться,
Но природа сюрпризов полна!

Куплет :
А бывает, в тёплый денёк
С неба вновь повалит снежок
Или градины-виноградины
По асфальту прыг да скок!
Ну а я мечтаю о том,
Чтоб однажды пасмурным днём
Распустились бы одуванчики
Ярким солнечным ковром!

Припев.

И опять в хороводе кружатся
Лето, осень, зима и весна!
Не устанем мы им удивляться -
Вот какие пришли времена!
Всё по кругу должно повторяться,
Но природа сюрпризов полна!



— Давайте с вами прослушаем 1 куплет. Слушаем внимательно. Проговорим все вместе текст. Теперь под музыку.

— Слушаем припев. Проговорим текст припева. Теперь споем его.

— Сейчас с вами соединим куплет и припев под музыку.

— Слушаем 2 куплет. Проговорим его слова. Теперь под музыку.

—Проговорим слова 3 куплета. Теперь попробуем спеть песню целиком.(на экране видео со словами песни).

Но перед этим дыхательная разминка «Насос»

При поднятии ручек насоса- вдох, при опускании – медленный выдох

- Молодцы, ребята!



6. Рефлексия.

- Наш урок подходит к концу и я бы хотел спросить у вас, что нового вы сегодня узнали?

- Что мы делали на сегодняшнем уроке?

-Что интересного вы запомнили?

— На уроке все сегодня работали хорошо. Есть те, кто отвлекался, но на следующем занятии они будут внимательными.

— На экране вы видите две картинки с изображением тучки и солнышка. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, пассивностью на уроке, другая - радостным, веселым с активной работой на уроке. Вам необходимо выбрать ту картинку, которая соответствует вашему настроению и работе на уроке.

-Спасибо вам большое за урок, ребята! Вы большие молодцы! Нам было приятно с вами работать, до новых встреч!