ГАПОУ СО «Саратовский областной педагогический колледж»
Конспект урока по музыке на тему:
Симфоническая сказка « Петя и волк»
Выполнила:
Студентка 31 группы
Сорокина Валерия
МОУ «СОШ №67 им.О.И. Янковского»
Класс: 2
Дата проведения:12.04.2024
Время:10:05
Кабинет:17
Заверил:
Методист: Мацкевич Т.А.____________
Учитель: ____________
Отметка: _____________
Методист_____________Мацкевич Т.А.
.
Саратов 2024
Тема: Симфоническая сказка» Петя и волк»
Тип урока: открытие нового знания
Цель: знакомство с симфонической сказкой С. Прокофьева «Петя и волк».
Задачи :
Образовательные: дать представление детям о тембрах музыкальных инструментов, их особенностях; научить детей слушать музыку, понимать её характер и содержание
Развивающие: развивать музыкальное мышление, умение анализировать, сравнивать; формировать компоненты музыкального слуха (звуковысотный, тембровый), творческие способности, умение анализировать музыкальные образы героев сказки.
Воспитательные: воспитывать любовь к музыке, способствовать формированию потребности в общении с музыкой, прививать любовь, уважение, чувство эстетического сопереживания к произведениям искусства.
Оборудование: колонки, презентация, ноутбук, флешка
Ход урока:
1.Организационный момент:
-Меня зовут Валерия Николаевна, и сегодня я проведу у вас урок музыки. Как ваше настроение? Предлагаем вам улыбнуться своему соседу по парте, и поделиться вашим хорошим настроением.
-Скажите, вы готовы отправиться в путь и получить новые знания? (Да!)
-Замечательно, тогда, начинаем! Выпрямите спинки, руки перед собой и соблюдаем тишину!
2. Теоретический материал:
-Сегодня мы познакомимся с новым произведением С.С.Прокофьева «Симфоническая сказка Петя и волк»
Сергей Прокофьев написал большое количество произведений для детей. Композитор родился на Украине в селе под звонким названием Сонцовка. Он начал сочинять в пять с половиной лет. Вместе с родителями мальчик как-то побывал в Москве в Большом театре. Там впервые он увидел балет П.И. Чайковского «Спящая красавица». Поездка в Москву придала его жизни новый смысл. Появляется первая опера «Великан». Мама была его первой учительницей - строгой, заботливой и требовательной. Она научила сына оценивать каждый прожитый день, задавая ему вечером два вопроса: «Что ты сделал сегодня? Удовлетворен ли ты тем, что сделал?» Благодаря этому в композиторе удивительно сочетались серьезность, усидчивость, воля, любовь к труду и постоянная готовность к озорству, выдумке, шалостям.
Будучи уже известным композитором Сергей Прокофьев очень хотел научить детей любить и понимать симфоническую музыку. Для них он и написал симфоническую сказку «Петя и волк». Исполняет ее чтец и симфонический оркестр.
-Как вы думаете, какие герои нам встретятся в этой сказке?
(слайд с героями сказок )
На экране подтема урока: «Инструменты симфонического оркестра в сказке С.С.Прокофьева «Петя и волк».
-Итак, у каждого персонажа сказки есть своя музыкальная тема – лейтмотив, и свой инструмент с определенным тембром, который исполняет этот лейтмотив.
А сейчас приступаем к работе.
- Петя – главный герой сказки, отважный пионер. Возможно, он ваш ровесник. Мелодию, какого характера вы сочинили бы для него, если бы были композиторами? Ответ принимается по поднятой руке.
- Я бы сочинила радостную, веселую, озорную мелодию.
Спасибо! Слушаем тему Пети, а затем отвечаем на вопрос: Какой все-таки характер у Пети? Что изображает музыка?
- Петя веселый, радостный, озорной мальчик. Он идет, и возможно, что-то напевает. Мелодия плавная, иногда скачущая, как будто Петя подпрыгивает.
- Хорошо! А тема его звучит в духе веселого марша. А исполняют тему Пети струнно-смычковая группа инструментов: скрипка, альт и виолончель и контрабас.
- Далее, появляется следующий персонаж сказки – это птичка.
Ее лейтмотив исполняет флейта. Этот инструмент относится к деревянно-духовой группе. Послушайте внимательно ее тему, чтобы потом ответить на мои вопросы: Какое настроение у птички? Какой можно представить эту птичку?
Слушаем тему.
- Настроение у птички веселое, радостное, счастливое. Можно представить ее сидящей высоко на ветке дерева и поющей.
- Не плохо! Тему следующего персонажа утки исполняет гобой – это тоже деревянно-духовой инструмент. Тембр гобоя звучит «гнусаво» так и слышится утиное «кря-кря» Какой изображает утку музыка?
Она медлительная, спокойно идет по дороге, переваливаясь с одной лапки на другую, и крякает.
- Но вот появляется кошка! Ее лейтмотив исполняет кларнет – еще один из семейства деревянно-духовых инструментов. Прослушав тему, что вы можете сказать о кошке?
-Кошка на мягких лапках как-будто осторожно крадется к птичке.
У.: Отлично! Вслед за кошкой появляется дедушка Пети. Он обеспокоен тем, что Петя вышел за калитку, ведь места опасные. «Если из лесу прибежит волк, что тогда?» Его тему исполняет также инструмент деревянно-духовой группы – фагот. Это самый низкий по звучанию инструмент из этого семейства. Не зря Прокофьев изобразил им именно дедушку. Фагот, исполняющий тему дедушки, звучит по-стариковски ворчливо и хрипловато. Слушая, подумайте, похожа ли мелодия на ворчливого дедушку. (видео)
Ответы учащихся ( Да!)
- Молодцы! Еще один персонаж сказки – волк! Его лейтмотив исполняют валторны - инструменты медно-духовой группы. После прослушивания ответьте на вопросы: Что вы услышали в музыке, каким предстает перед нами Волк? Это положительный или отрицательный персонаж в этой сказке? (видео)
(Музыка изображает Волка опасным хищником. Это злой Волк! Слышно как он воет).
- Совершенно верно! И наконец, появляются охотники, которые идут по следам Волка Сейчас внимательно послушаем их тему и попробуем определить, какие инструменты ее исполняют.
( Это барабаны!)
-Правильно, тему Охотников исполняют барабаны, группа ударных инструментов.
- Вы большие молодцы! Сегодня мы познакомились с вами с действующими лицами симфонической сказки «Петя и волк», увидели и услышали музыкальные инструменты, которые исполняют их лейтмотивы. Теперь мы с вами умеем различать тембры музыкальных инструментов на слух. Давайте же сейчас посмотрим мультипликационный фильм - симфонической сказки Сергея Прокофьева от начала до конца. И постараемся услышать все те тембры инструментов и лейтмотивы и действующих лиц сказки, о которых говорили сегодня (просмотр мультфильма- в конце первого видео).
4. Физкультминутка
Включаем видео с физкультминуткой
5.Хоровое пение
Ребята, сегодня мы с вами разучим песню «Весенняя»
(слова на доске)
Куплет:
Что случилось ранней весной?
Стал ручьём каток ледяной,
Горка снежная стала нежная,
Провалилась подо мной!
Воробей поёт озорной,
Снеговик теперь водяной.
Это солнышко понемножечку
Нагревает шар земной!
Припев:
И опять в хороводе кружатся
Лето, осень, зима и весна!
Не устанем мы им удивляться -
Вот какие пришли времена!
Всё по кругу должно повторяться,
Но природа сюрпризов полна!
Куплет :
А бывает, в тёплый денёк
С неба вновь повалит снежок
Или градины-виноградины
По асфальту прыг да скок!
Ну а я мечтаю о том,
Чтоб однажды пасмурным днём
Распустились бы одуванчики
Ярким солнечным ковром!
Припев.
И опять в хороводе кружатся
Лето, осень, зима и весна!
Не устанем мы им удивляться -
Вот какие пришли времена!
Всё по кругу должно повторяться,
Но природа сюрпризов полна!
— Давайте с вами прослушаем 1 куплет. Слушаем внимательно. Проговорим все вместе текст. Теперь под музыку.
— Слушаем припев. Проговорим текст припева. Теперь споем его.
— Сейчас с вами соединим куплет и припев под музыку.
— Слушаем 2 куплет. Проговорим его слова. Теперь под музыку.
—Проговорим слова 3 куплета. Теперь попробуем спеть песню целиком.(на экране видео со словами песни).
Но перед этим дыхательная разминка «Насос»
При поднятии ручек насоса- вдох, при опускании – медленный выдох
- Молодцы, ребята!
6. Рефлексия.
- Наш урок подходит к концу и я бы хотел спросить у вас, что нового вы сегодня узнали?
- Что мы делали на сегодняшнем уроке?
-Что интересного вы запомнили?
— На уроке все сегодня работали хорошо. Есть те, кто отвлекался, но на следующем занятии они будут внимательными.
— На экране вы видите две картинки с изображением тучки и солнышка. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, пассивностью на уроке, другая - радостным, веселым с активной работой на уроке. Вам необходимо выбрать ту картинку, которая соответствует вашему настроению и работе на уроке.
-Спасибо вам большое за урок, ребята! Вы большие молодцы! Нам было приятно с вами работать, до новых встреч!