Презентация по теме "Техники слушания"
НЕРЕФЛЕКСИВНОЕ СЛУШАНИЕ. Под нерефлексивным слушанием понимается способ сосредоточенного внимательного слушания, почти без собственных речевых реакций, особенно таких, которые содержат оценку сказанного или наши соображения по поводу беседы.
Такой вид слушания предполагает наше невмешательство в ход мысли собеседника и минимизацию наших ответов, например:
- Да?..
- Понимаю...
- Можно ли поподробнее?..
Невербальными (неречевыми) средствами, используемыми для нерефлексивного слушания, могут быть кивок или наклон головы, приближение к собеседнику и другие проявления поддержки и желания слушать дальше. Подобные нейтральные реакции являются «открывающими», снимающими напряжение, вдохновляющими говорящего, стимулирующими его к высказыванию. Это гораздо эффективнее, чем простое молчание, которое наш партнер может принять за незаинтересованность или несогласие.
Если собеседник находится в возбужденном, взволнованном состоянии, то ему можно помочь высказаться такими фразами:
-Вас что-нибудь беспокоит?
-Вы чем-то встревожены?
-Что-то случилось?
ЭМПАТИЧЕСКОЕ СЛУШАНИЕ Оно обеспечивается примерно теми же приемами, что и нерефлексивное, и отличается от последнего только целью. Если нерефлексивное слушание выполняет задачу получения объективной полной информации, то цель эмпатического — дать собеседнику ощущение вашего сопереживания, уловить эмоциональную окраску и значение его проблем. Это наиболее интимный вид слушания, используемый, прежде всего, при необходимости глубокого проникновения в проблему и установления более личных отношений с партнером.
ПРИЕМЫ АКТИВНОГО СЛУШАНИЯ Нерефлексивного и эмпатического слушания часто бывает достаточно для получения необходимой информации. Но ограничиваться лишь этими способами получения информации в ряде случаев нецелесообразно. Сюда можно отнести такие случаи:
- У партнера нет желания говорить, или он испытывает трудности в подборе слов для формулировки своей проблемы.
- Мы во многом не согласны с партнером, а наша готовность слушать понимается им как сочувствие и согласие. Это может привести к недоуменному возмущению и конфликту, когда выяснится истинное положение дел. В таком случае лучше сразу дать ему понять наше отношение к сказанному.
- Партнер ждет от нас активного участия, совета, руководства к действию. В такой ситуации нерефлексивное слушание может быть воспринято как неодобрение и равнодушие.
- Мы явно через силу придерживаемся позиции нерефлексивного слушателя, или это просто противоречит нашим интересам. Например, слишком словоохотливый собеседник злоупотребляет нашим терпением. Стоит помнить, что страдалец не может слушать по-настоящему внимательно, в такой ситуации общение становится формальным и неэффективным.
В подобных случаях более эффективно применение других методов слушания — техник активного слушания.
1. Перефразирование («эхо-техника»). Эта техника состоит в том, чтобы повторить, подобно эху, высказанные партнером мысли и чувства. Обычно такое воспроизведение сказанного им предваряется словами вроде:
-Если я вас правильно понял, вы говорите, что...
-Так вы сказали, что...
Главная «техническая» цель перефразирования — уточнение информации. Для этого выбираются наиболее существенные, важные моменты сообщения. При «возврате» реплики не стоит что-либо добавлять «от себя», интерпретировать сказанное, но в то же время наша фраза не должна быть буквальным повторением слов собеседника. Если эти правила не соблюдать, то могут возникнуть помехи в беседе, создастся ощущение, что на самом деле мы не слушаем собеседника.
Эхо-техника позволяет нам дать партнеру представление о том, как мы его поняли, и натолкнуть на разговор о том, что в его словах кажется нам наиболее важным. Перефразируя, мы помогаем собеседнику услышать его высказывание со стороны, возможно, заметить в нем ошибки, более четко осознать и сформулировать свои мысли. Кроме того, используя «Эхо», мы выкраиваем время на обдумывание, что особенно важно в ситуациях, когда не сразу можно найти, что сказать.
2. Развитие идеи — вывод логического следствия из слов клиента или выдвижение предположения относительно причин высказывания:
-Если исходить из того, что вы сказали, то...
-Вы так полагаете, видимо, потому, что...
«Развитие идеи» обладает многими достоинствами: позволяет уточнить смысл сказанного, быстро продвинуться вперед в беседе, дает возможность получить информацию без прямых вопросов и т. п. Во многих случаях «развитие идеи» совершенно необходимо. Однако нужно помнить об опасности сделать неправильный вывод из высказывания партнера, что может осложнить течение переговоров. Поэтому, во-первых, нужно избегать поспешности в выводах, а во-вторых, на всякий случай, «подстелить соломки» под свое высказывание. Лучше избегать выражений вроде: «Да из этого же однозначно вытекает...», а пользоваться фразами типа: «Мне кажется...», «По-моему...», «Видимо...», и т.п
3. Резюме. Мы воспроизводим ряд высказываний партнера в сокращенном, обобщенном виде, кратко формулируя самое существенное в них: —
-Вашими основными трудностями, как я понял, являются...
-Итак, вы бы хотели...
Оно особенно эффективно, если обсуждение затянулось, идет по кругу или оказалось в тупике. Резюме позволяет не тратить время на поверхностные, не относящиеся к делу разговоры. Резюмирование может быть действенным и не обидным способом закончить разговор со слишком словоохотливым партнером.
4.Сообщение о восприятии другого («отражение чувств» ). Мы сообщаем партнеру, как мы воспринимаем его эмоциональное со стояние в данный момент, например:
-Мне кажется, вас это очень огорчает.
-Вас что-то смущает в моем предложении?
-У вас счастливый вид.
С помощью этой техники мы можем помочь собеседнику осознать и выразить его эмоции, снять излишнее напряжение, показать, что мы его понимаем и считаемся с его состоянием. Эта техника может также помочь осознать и преодолеть различия в стилях ведения беседы.
5. Сообщение о собственном самочувствии. Мы сообщаем партнеру, как мы чувствуем себя в данной ситуации, например:
-Мне жаль, что все так сложилось.
-Мне очень обидно это слышать.
-Я очень рад, что наши переговоры продвинулись.
Даже если мы говорим о своих негативных чувствах, это может расположить к нам собеседника, так как покажет нашу честность, отсутствие лицемерия и выразит прямо то, что все равно чувствовалось и давило на нас обоих. Кроме того, с помощью данной техники мы показываем партнеру, что готовы принять и выражение чувств с его стороны.
6. Расспрашивание. Многие из приведенных техник могут быть употреблены в виде косвенных вопросов. В отличие от этого, расспрашивание касается прямого запроса на информацию, не столь непосредственно привязанного к предыдущим высказываниям клиента.
Существуют более и менее эффективные подходы к задаванию вопросов. Если мы не хотим утратить контакт с собеседником, лучше избегать следующих приемов выспрашивания:
- Забегание вперед (недослушивание, обдумывание следующего вопроса во время ответа собеседника);
- Перебивание, нетерпеливое предложение нового вопроса (даже если нам кажется, что мы уже все поняли);
- Лень (отсутствие сосредоточенности, нежелание думать над сказанным);
- Излишняя эмоциональность (например, обострение смысла сказанного: «Я вижу, ваш поставщик просто невыносим!»).
Просмотр содержимого документа
«Техники слушания»