2.Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока. | Словарный диктант с загадкой. (Слова записаны на доске) Ребята, вставьте пропущенные буквы и прочитайте спрятанное слово, обозначающее тему урока. Ко.ьба,ч.до,стеколь.ик,р.ка,про.ьба,трос.ник,вере.ка,удеревн.,вес.ник, м.рить(платье), ал.ея, ш.ют ,антен.а, в.да, к школ.. -А теперь, когда мы определили тему урока, по опорным словам поставьте цели урока. Повторим…. Обобщим…. | Дети записывают слова, объясняют написание, подбирая проверочные, где возможно. Затем по пропущенным буквам читают слово «Существительное», называют тему урока. Учащиеся продолжают предложения со слов: «Сегодня мы повторим.., обобщим..» | Личностные:развитие самооценки личности. Коммуникативные: построение понятных для партнёров высказываний. Познавательные: поиск разнообразных способов решения задач. |
3.Обобщение и систематизация знаний. | Все что существует,оно обозначает, На вопросы КТО?и ЧТО? верно отвечает. А чтоб не обижался весь честной народ, Оно всегда имеет и число,и род. У него к тому же три склонения есть, Падежей различных сразу целых шесть. Приведите примеры имен существительных, которые вас окружают. -Сегодня на уроке мы вспомним все признаки, которые есть у имен существительных. Задание «Кто? и Что?» Сейчас нужно выполнить задание по вариантам. Распределите слова по вопросам. 1вариант-кто? 2 вариант – что? Тигр, иволга,площадь,доктор,одуванчик ,карась,радуга, молния,товарищ,планета,спектакль, ребенок. -Чем отличаются слова в столбиках? -Как можно назвать эти слова? (Одушевленные и неодушевленные) -Вспомните одушевленность и неодушевленность - это постоянный признак имени существительного? | Дети называют имена существительные, которые видят вокруг себя. В тетрадях дети записывают слова, отвечающие на вопросы кто? и что? (Взаимопроверка) Отвечают на поставленные вопросы, делают вывод. Вывод: одушевленность/ неодушевленность -постоянный признак имени существительного. | Личностные: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов. Коммуникативные: учёт разных мнений. Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи, планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: выделение существенной информации, формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы. |
4.Применений знаний и умений в новой ситуации. | 1)Игра « Найди слово» И-В-А-Н-О-В-О-Л-Г-А-Л-Я Среди этих букв, ребята, спрятались имена существительные. Не переставляя букв, отыщите эти слова и запишите их. - Как пишутся эти слова?(с заглавной) -Как они называются?(собственные) -А какие вы еще знаете слова?(нарицательные) Подберите к каждому собственному имени существительному нарицательное. -Это постоянный признак существительного? 2) Конкурс « Образуй новое слово» -Подберите однокоренные слова-существительные к предложенным именам прилагательным: Сладкий-...(сладость) Тяжелый-...(тяжесть) Снежный - …(снег) Добрый - …(доброта) Радостный - …(радость) Холодный - …(холод) Дружный - …(дружба) Посмотрите на образованные существительные. - Все ли они обозначают конкретные предметы, которые мы можем увидеть, потрогать? -Что они обозначают? - Что еще могут обозначать имена существительные? (явления природы, чувства, качества). - Давайте сделаем еще один вывод. 3) Игра «Найди своё слово». Распределите слова по родам. Врач страна печенье Вагон сестра солнце Дедушка доброта поле Поход яблоня облако Арбуз осина крыло -Какие существительные относятся к мужскому, женскому, среднему роду? (она моя, …) -А как вы думаете, род имени существительного - это постоянный признак имени существительного? Физминутка Я называю слова. Если встречается имя существительное – хлопаем в ладоши, имя прилагательное - топаем ногами. Ночь, длинный, слива, горькое, ужасный, весна, дождь, светлый,дверь, небо,сладкий,погода, слово,трудный. 4) Самостоятельная работа по распределению слов по склонениям. На слайде изображены картинки, их нужно распределить по склонениям и записать словами. Альбом, дуб, озеро, дочь, молодежь, меч, дядя, бабушка, глушь, книга. -Сколько склонений у имени существительного? -Склонение – это постоянный признак? 5) Конкурс «Четвёртое лишнее» В каждом ряду слов, записанных в карточках, найдите лишнее. Объясните свой выбор. 1)носки, юбки, шорты, сарафаны. 2)щипцы, плоскогубцы, ножницы, молотки. 3) арбуз, клюква, дыня, слива. | Дети записывают слова: … Иван,… Иванов, …Иваново, …Волга, …Галя, …Аля Отвечают на вопросы, подбирают нарицательные существительные (брат ИВАН, река Волга и т.д) Учащиеся подбирают слова. Отвечают на вопрос, делая вывод, что имена существительные обозначают не только предмет, но состояние, явления природы, действие, события, чувства . У доски 3 человека выбирают напечатанные слова и распределяют на доске слова по родам с помощью магнитов. Затем взаимопроверка. Дети отвечают на вопросы, делают вывод, что род- постоянный признак имени существительного. Дети работают в малых группах (по 4 человека) Самопроверка (по слайду) Ребята распределяют слова по склонениям, делают вывод: у имени существительного 3 склонения и это постоянный признак. Дети выполняют задание и делают вывод, что некоторые имена существительные имеют только одну форму числа и это их постоянный признак, у остальных есть и ед.ч и мн.ч. | Личностные: самоопределяются, осознают ответственность за работу пары. Познавательные: Самостоятельно планируют свою деятельность, применяют способы решения, прогнозируют результат, выстраивают логическую цепь рассуждений Коммуникативные: формулирование собственного мнения, использование речи для регуляции своего действия, построение монологического высказывания Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи |
5)Контроль усвоения, обсуждение ошибок, коррекция. | 1)Конкурс «Не ошибись». Работа в группах. (листочки с напечатанными заданиями лежат на партах) Ребята, нужно соединить стрелочками вопросы с падежами и предлоги с падежами. Задание группам. 1группа. Найди падежу свои вопросы? Д.п. кто? что? И.п. кем? чем? Т.п. кого? что? П.п. кому? чему? Р.п. о ком? о чём? В.п. кого? что? -Скажите, падеж является постоянным признаком? 2 группа. Какие предлоги соответствуют падежу? И.п. с, за, между… Т.п. к, по П.п. через, в, на В.п. у, от, до, из… Д.п. в, о, при, на 3 группа: Просклонять слово АЛЬБОМ(вопрос к 3 группе) - Какая часть слова меняется, когда мы склоняем имена существительные? (окончание) 2)Составление кластера (на столе распечатаны слова, обозначающие все признаки существительных, постоянные выделены красным цветом, непостоянные- зеленым) Кроме них есть слова «спряжение», «вид», «лицо». Ребята, нам нужно сейчас составить кластер по признакам имени существительного, которые мы сегодня вспомнили, лишние слова нужно убрать . | Ученики работают в группах. Озвучивают выполненное задание. Ученики отвечают на заданный вопрос. Вывод: падеж- непостоянный признакОдин ученик выходит к доске и выбирает все нужные слова для кластера. Идет коллективное обсуждение и составляется кластер на доске. Часть речи Кто? что? Одушевленные и неодушевленные Нарицательные и собственные Род Склонение Число падеж | Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Познавательные: уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке |