СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта "Имя существительное."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повторение по теме: " Имя существительное." 4 класс.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта "Имя существительное."»

Технологическая карта урока русского языка

Учебный предмет

Русский язык

Учитель

Батырова А.М.

Класс

4 В

Тема урока

Имя существительное. Повторение.

Тип урока

Систематизация и обобщение  знаний

Цели урока

Образовательная – систематизация знаний об имени существительном.

Деятельностная - активизировать познавательную деятельность детей через различные формы работы, развивать коммуникативные,

творческие способности учащихся, воспитывать чувство коллективизма, прививать интерес к русскому языку.

Планируемые результаты

Личностные: формирование положительного отношения к уроку;

Регулятивные УУД: формирование навыков самоконтроля и взаимопроверки в учебной деятельности;

готовность к преодолению трудностей; 

Познавательные УУД: развитие умения осознанно строить речевое высказывание;

  умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем, одноклассниками; доброжелательное отношение друг к другу

Предметные результаты: закрепление навыка определения имён существительных в потоке речи,

знание основных грамматических признаков имён существительных.

Методы работы

Частично-поисковый, практический, проблемный, игровой, словесный, объяснительно-иллюстративный.



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Мотивация учебной деятельности.

Добрый день! Добрый час!

Очень рада видеть вас.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Улыбнулись.Ровно встали.

Друг на друга посмотрели

И тихонько дружно сели.

Девиз нашего урока:

«Знания имей отличные по теме «Имена существительные»

-Готовы к преодолению трудностей?

Улыбнитесь друг другу и за работу!

Приветствуют учителя, друг друга .

Личностные:формирование позитивной моральной самооценки и моральных чувств.

Коммуникативные:умение слушать,сотрудничество со сверстниками.

Познавательные:  умение  строить речевое высказывание.

2.Актуализация знаний.

Постановка цели и задач урока.

Словарный диктант с загадкой.

(Слова записаны на доске)

Ребята, вставьте пропущенные буквы и прочитайте спрятанное слово, обозначающее тему урока.

Ко.ьба,ч.до,стеколь.ик,р.ка,про.ьба,трос.ник,вере.ка,удеревн.,вес.ник,

м.рить(платье), ал.ея, ш.ют ,антен.а, в.да, к школ..


-А теперь, когда мы определили тему урока, по опорным словам поставьте цели урока.

Повторим….

Обобщим….


Дети записывают слова, объясняют написание, подбирая проверочные, где возможно. Затем по пропущенным буквам читают слово

«Существительное», называют тему урока.

Учащиеся продолжают предложения со слов: «Сегодня мы повторим.., обобщим..»

Личностные:развитие самооценки личности.

Коммуникативные: построение понятных для партнёров высказываний.

Познавательные: поиск разнообразных способов решения задач.

3.Обобщение и систематизация знаний.

Все что существует,оно обозначает,

На вопросы КТО?и ЧТО? верно отвечает.

А чтоб не обижался весь честной народ,

Оно всегда имеет и число,и род.

У него к тому же три склонения есть,

Падежей различных сразу целых шесть.

Приведите примеры имен существительных, которые вас окружают.

-Сегодня на уроке мы вспомним все признаки, которые есть у имен существительных.

Задание «Кто? и Что?»

Сейчас нужно выполнить задание по вариантам. Распределите слова по вопросам.

1вариант-кто? 2 вариант – что?

Тигр, иволга,площадь,доктор,одуванчик ,карась,радуга,

молния,товарищ,планета,спектакль, ребенок.

-Чем отличаются слова в столбиках?

-Как можно назвать эти слова? (Одушевленные и неодушевленные)

-Вспомните одушевленность и неодушевленность - это постоянный признак имени существительного?


Дети называют имена существительные,

которые видят вокруг себя.




В тетрадях дети записывают слова, отвечающие на вопросы кто? и что?

(Взаимопроверка)

Отвечают на поставленные вопросы, делают вывод.

Вывод: одушевленность/

неодушевленность -постоянный признак имени существительного.

Личностные: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.

Коммуникативные: учёт разных мнений.

Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи,
планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: выделение существенной информации,
формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы.

4.Применений знаний и умений в новой ситуации.

1)Игра « Найди слово» И-В-А-Н-О-В-О-Л-Г-А-Л-Я

Среди этих букв, ребята, спрятались имена существительные. Не переставляя букв, отыщите эти слова и запишите их. 

- Как пишутся эти слова?(с заглавной)

-Как они называются?(собственные)

-А какие вы еще знаете слова?(нарицательные)

Подберите к каждому собственному имени существительному нарицательное.

-Это постоянный признак существительного?

2) Конкурс « Образуй новое слово»


-Подберите однокоренные слова-существительные к предложенным именам прилагательным:

Сладкий-...(сладость)

Тяжелый-...(тяжесть)

Снежный - …(снег)

Добрый - …(доброта)

Радостный - …(радость)

Холодный - …(холод)

Дружный - …(дружба)




Посмотрите на образованные существительные.

- Все ли они обозначают конкретные предметы, которые мы можем увидеть, потрогать?

-Что они обозначают?

- Что еще могут обозначать имена существительные? (явления природы, чувства, качества).

- Давайте сделаем еще один вывод.

3) Игра «Найди своё слово».

Распределите слова по родам.

Врач страна печенье

Вагон сестра солнце

Дедушка доброта поле

Поход яблоня облако

Арбуз осина крыло

-Какие существительные относятся к мужскому, женскому, среднему роду? (она моя, …)

-А как вы думаете, род имени существительного - это постоянный признак имени существительного?



Физминутка

Я называю слова. Если встречается имя существительное – хлопаем в ладоши, имя прилагательное - топаем ногами.

Ночь, длинный, слива, горькое, ужасный, весна, дождь, светлый,дверь, небо,сладкий,погода, слово,трудный.


4) Самостоятельная работа по распределению слов по склонениям.

На слайде изображены картинки, их нужно распределить по склонениям и записать словами.

Альбом, дуб, озеро, дочь, молодежь, меч, дядя, бабушка, глушь, книга.

-Сколько склонений у имени существительного?

-Склонение – это постоянный признак?


5) Конкурс «Четвёртое лишнее»

В каждом ряду слов, записанных в карточках, найдите лишнее. Объясните свой выбор.

  • 1)носки, юбки, шорты, сарафаны.

  • 2)щипцы, плоскогубцы, ножницы, молотки.

  • 3) арбуз, клюква, дыня, слива.


Дети записывают слова:

… Иван,… Иванов, …Иваново, …Волга, …Галя, …Аля

Отвечают на вопросы, подбирают нарицательные существительные

(брат ИВАН, река Волга и т.д)


Учащиеся подбирают слова.

Отвечают на вопрос, делая вывод, что имена существительные обозначают не только предмет, но состояние, явления природы, действие, события, чувства .





У доски 3 человека выбирают напечатанные слова и распределяют на доске слова по родам с помощью магнитов.

Затем взаимопроверка.

Дети отвечают на вопросы,

делают вывод,

что род- постоянный признак имени существительного.

Дети работают в малых группах (по 4 человека)

Самопроверка

(по слайду)



Ребята распределяют слова по склонениям, делают вывод: у имени существительного 3 склонения и это постоянный признак.



Дети выполняют задание и делают вывод, что некоторые имена существительные имеют только одну форму числа и это их постоянный признак, у остальных есть и ед.ч и мн.ч.

Личностные: самоопределяются, осознают ответственность за работу пары.

Познавательные:

Самостоятельно планируют свою деятельность, применяют способы решения, прогнозируют результат, выстраивают логическую цепь рассуждений Коммуникативные: формулирование собственного мнения,
использование речи для регуляции своего действия,
построение монологического высказывания

Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи




5)Контроль усвоения, обсуждение ошибок, коррекция.

1)Конкурс «Не ошибись». Работа в группах.

(листочки с напечатанными заданиями лежат на партах)

Ребята, нужно соединить стрелочками вопросы с падежами и предлоги с падежами.

Задание группам.

1группа. Найди падежу свои вопросы?

Д.п. кто? что?

И.п. кем? чем?

Т.п. кого? что?

П.п. кому? чему?

Р.п. о ком? о чём?

В.п. кого? что?

-Скажите, падеж является постоянным признаком?

2 группа. Какие предлоги соответствуют падежу?

И.п. с, за, между…

Т.п. к, по

П.п. через, в, на

В.п. у, от, до, из…

Д.п. в, о, при, на

3 группа: Просклонять слово АЛЬБОМ(вопрос к 3 группе)

Какая часть слова меняется, когда мы склоняем имена существительные? (окончание)

2)Составление кластера

(на столе распечатаны слова, обозначающие все признаки существительных, постоянные выделены красным цветом,

непостоянные- зеленым)

Кроме них есть слова «спряжение», «вид», «лицо».

Ребята, нам нужно сейчас составить кластер по признакам имени существительного, которые мы сегодня вспомнили, лишние слова нужно убрать .



Ученики работают в группах.

Озвучивают выполненное задание.









Ученики отвечают на заданный вопрос.

Вывод:

падеж- непостоянный признакОдин ученик выходит к доске и выбирает все нужные слова для кластера. Идет коллективное обсуждение и составляется кластер на доске.

Часть речи

Кто? что?

Одушевленные и неодушевленные

Нарицательные и собственные

Род

Склонение

Число

падеж

Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Познавательные: уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке




6)Рефлексия

Ребята, оцените свою работу на уроке. Перед вами карточка с изображением горы. Если вы считаете, что хорошо усвоили на уроке, разобрались во всех заданиях, то нарисуйте себя на вершине горы. Если осталось что-то неясно, то нарисуйте ниже, а слева или справа - решите сами. Передайте мне ваши рисунки.


Дети рисуют и сдают учителю рисунки.

Личностные:
формирование адекватной позитивной самооценки.

Регулятивные: восприятие оценки учителя, адекватная самооценка.

7)Домашнее задание

Написать по 10 сущ. одуш.и неодуш.

Записывают д/з





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!