ФИО учителя – Гусельникова А.Н.
Предмет – русский язык.
Тема | Части речи |
Педагогические цели | Способствовать развитию умения соотносить слова-названия, вопросы, на которые они отвечают, с частями речи; создать условия для формирования умения работать с графической информацией |
Тип урока | Постановочный |
Планируемые результаты (предметные) | Осваивают первоначальные представления о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их при- знаках и особенностях употребления в речи |
Личностные результаты | Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, имеют мотивацию к учебной деятельности |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: владеют способностью принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные:общеучебные – используют знаково-символические средства для решения учебной задачи, оперируют базовыми предметными понятиями; логические – осуществляют сравнение, анализ, синтез. Коммуникативные: проявляют готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества |
Основное содержание темы, понятия и термины | Части речи. Соотнесение слов-названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи. Имя существительное, имя прилагательное, глагол |
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приемы контроля |
осуществляемые действия | формируемые умения |
I. Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент) | Фронтальный. Словесный. Слово учителя | Приветствие учащихся. – Внимание! Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Все ли на месте, все ли в порядке: Книжки, ручки и тетрадки? Есть у нас девиз такой: Все, что надо, – под рукой! – Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивиду-альных учебных принадлежностей на столе | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | |
II. Чистописание Словарная работа | Индивидуальная. Практический. Письмо | Язык до Киева до ведет. -Что помогает людям общаться друг с другом? (речь) - Почему люди одной страны не понимают людей из другой страны? (У них разный язык) -Как вы понимаете пословицу язык до Киева доведет? - Назовите словарное слово в этой пословице. (ЯЗЫК) - напишите слово, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную. - Сколько значений у слова язык? (1.Язык- это такой орган, находящийся во рту у человека 2. Язык – это металлический стержень в колоколе 3. Язык- это название того, что имеет удлиненную, вытянутую форму. Например язык ботинка 4. Так же языком называют противника, взятого в плен с целью получить необходимые сведения. | Списывают с образца Отвечают на вопросы Выполняют задания | Вырабатывают калли-графический почерк Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | Правильное написание |
III. Постановка учебной задачи (учебник, с. 39) | Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа | (на доске слова в три столбика) Лес темный зеленеет Снежинка легкая падает Солнышко яркое светит - По какому признаку слова распределены в три столбика? (в 1 столбике слова отвечают на вопрос что?Во 2 – на вопрос какой? какая? какое?, а в 3 на вопрос-что делает?) - что обозначают слова первого, второго и третьего столбика? - какую роль они играют в русском языке? (помогают составить предложения, текст) -Откройте учебник на странице 39. Какие сказочные герои изображены на картинке? (Богатырь и Змей Горыныч) - Назовите вопросы на которые отвечают эти слова? (КТО?) - Прочитайте слова название признаков, относящие к богатырю? (СМЕЛЫЙ) - Прочитайте слова название признаков, относящие к Змею Горынычу. (ГРОЗНЫЙ) -Назовите действия, которые они выполняют? (НАПАДАТЬ, защищаться) – Прочитайте название раздела, с которым начинаем знакомиться. – Чему будем учиться? – Прочитайте вопрос, который вызвал затруднение у Почемучки. – Цель нашего урока состоит в том, чтобы найти ответ на этот вопрос | – Части речи. Читают. – Что такое части речи? Постановка цели урока | Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем | Беседа по вопросам |
IV. Усвоение новых знаний и способов действий. 1. электронная книга 2. Работа с рисунком (упр. 68) | Фронтальная. Словесный, наглядный, творческий, практический. Работа с рисунком, беседа, письмо | – Рассмотрите рисунок. Определите его тему. – Выполните задания к рисунку. – Составьте по рисунку предложение. Запишите его | Смотрят на экран, слушают Работают с рисунком. Определяют тему. Отвечают на вопросы к рисунку. Составляют по рисунку предложение. Записывают его | Извлекают информацию из рисунка. Распознают названия предметов, их признаки, действия. Размышляют, высказывают свое мнение | Беседа по рисунку, письмо |
2. Части речи. Правило. Схема «Части речи» (учебник, с. 40– 41, упр. 69) | Фронтальная. Словесный, наглядный. Чтение, работа со схемой, беседа | – Прочитайте правило тетушки Совы. Что нового для себя вы узнали? Организует работу со схемой «Части речи» | Читают правило, работают со схемой «Части речи», отвечают на вопросы учителя | Овладевают умением работать со схемой, извлекать из нее информацию. Осмысленно отвечают на вопросы учителя | Беседа по схеме |
Физкультминутка | Коллективная. Практический | Музыкальная физминутка | Выполняют движения по тексту под руковод-ством учителя | Осуществляют профилактику утомления | Правильное выполнение дви- жений |
V. Закрепление знаний и способов действий. 1. Развитие речи. Части речи в «Сказке о ры- баке и рыбке» (упр. 70) | Индивидуальная, фронтальная. Словесный, практический. Чтение, беседа, письмо | – Прочитайте. Из какой сказки эти слова? Расскажите начало сказки. – К каким частям речи относятся слова каждой группы? – Составьте и запишите пред- ложение | Рассказывают начало сказки. 1. Существительные. 2. Существительные. 3. Прилагательные. 4. Глаголы | По набору слов определяют название сказки, рассказывают ее начало, соблюдая логику повествования. Клас- сифицируют слова по частям речи. Умеют работать со схемой | Рассказ, работа со схемой, беседа, письмо |
2. Работа в рабочей тетради (упр 47, 48) | Индивидуальная. Практический. Письмо | Организует работу учащихся с упражнениями, контролирует их выполнение | Самостоятельно выполняют задания | Распознают части речи в тексте. Осуществляют синтез | Упражнения |
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | Фронтальная. Словесный. Беседа | – На какой вопрос нужно было ответить Почемучке? Какой вид работы понравился больше? – О чем хотели бы узнать подробнее? | Отвечают на вопросы | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке | Беседа по вопросам. Саморе- гуляция |
VII. Домашнее задание. Упр.49 | Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя | Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи | Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития | |