Этап урока | Виды работы, формы, методы, приемы | Содержание педагогического взаимодействия | Формируемые УУД | Планируемые результаты |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Мотивация к учебной деятельности | Словесное приветствие. Проверка домашнего задания. | Приветствует детей. Объявляет о том, что сегодня их ждет необычный урок, на котором им придется проявить творческие способности. Спрашивает, готовы ли они к этому. | Организовывают рабочее место, здороваются с учителем, оценивают свою подготовленность к уроку. | Личностные: умение выражать эмоции, проводят самооценивание. Метапредметные: готовят рабочее место, настраиваются на познавательную деятельность | Организовать детей, проверить готовность к уроку. |
Актуализация знаний | Создание проблемной ситуации, фронтальная работа | Создает проблемную ситуацию, обращая внимание учащихся на доску, на которой представлены слова: еда, пища, трапеза, помещение, квартира, жилище. На какие две группы вы бы разделили слова? Что объединяет слова внутри групп? О каких словах сегодня на уроке пойдет речь? Формулируют тему урока и цель. Записывают тему. | Отвечают на заданные вопросы, строя развернутые устные высказывания, Обобщают и структурируют ранее изученный материал. | Регулятивные: обобщение и синтез ранее изученного материала. Познавательные: умение структурировать понятие. Коммуникативные: умение выстраивать монолог, участвовать в диалоге. | Осознание затруднений, вызвать интерес к поставленной проблеме, определить цель урока. |
Основной этап урока: самостоятельное исследование проблемы | Групповая работа с текстом, поисково-исследовательская деятельность | Делит учеников на пары. Объясняет задание: найти в тексте синонимы, выписать их. Устно ответить на вопрос, зачем автор их использует. Ограничивает время выполнения задания, контролирует ход выполнения. | Каждая группа учащихся читает текст, выписывают синонимы, выясняют цель их использования. | Регулятивные: исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения. Коммуникативные: строят рассуждения, понятные для собеседника, договариваются вместе. Познавательные: контролируют, анализируют и оценивают свой результат. | Формирование умения отличать синонимы от других лексических понятий. |
Основной этап урока: работа со стихотворным текстом, определение роли синонимов в тексте, где значимость каждого слова очень важна. | Групповая работа с текстом, поисково-исследовательская деятельность | Дает задание ученикам: проанализировать лексику стихотворения, сделать выводы о необходимости использования синонимов в этом тексте. | Докладывают о результатах своей работы, проводят взаимооценивание ответов. | Коммуникативные: учатся формулировать собственное мнение и позицию. Познавательные: анализируют и оценивают результат других учащихся. | Коррекция полученного результата в каждой группе. |
Этап подведения итогов учебного занятия | Перекрестный контроль | Организует перекрестный опрос | Составляют 3-4 вопроса для участников группы, в которой работали, задают их друг другу по очереди. | Регулятивные: обобщение и синтез изученного материала Познавательные: анализируют и оценивают высказывания других учащихся. | Учатся делать осознанный выбор, на основе предложенных критериев. |
Рефлексия | На маленьких листочках маркерами разных цветов записывают слово синонимы: зеленым – если все было понятно и интересно; синим- если было понятно, но иногда скучно; желтым – если в целом было понятно, но иногда возникали затруднения; розовым – если были сложности и для того, чтобы понять тему, нужно еще раз прочитать теорию. | Организует рефлексию | Оценивают собственную учебную деятельность | Коммуникативные: учатся формулировать собственное мнение и позицию. Регулятивные: учатся оценивать собственную деятельность. | Оценивание своей деятельности |
Об этом – потом.
Например, тигренку Полосатику очень хочется летать. Но у него нет крыльев.
Зебре Тельняшке надоело быть полосатой, как матрац. Ночами ей снится, будто она стала коричневой, такой коричневой, что приятно в зеркало на себя посмотреть.
У Букашки тоже была мечта. Она мечтала вырасти, превратиться из маленькой-премаленькой в большую-пребольшую.
- Не знаю, - ответила улитка. – А что они тебе очень нужны?
- Очень, - вздохнула Букашка. – Вот бы мне стать…пусть не такой огромной, как слоненок Лус, но по крайней мере не меньше носорога Топтопа. (М. Пляцковский)
1. Найдите и выпишите синонимы.
2. Подберите самостоятельно синонимы, к словам, выделенным жирным шрифтом. Какими частями речи могут быть слова-синонимы?
3. Озаглавьте текст. Продолжите устно историю Букашки. Что могло с ней произойти?
Приложение 2.
Не взгляд, но взор сестры моей Надежды.
Уста и очи славлю у Светланы.
Румянец Веры вспомнив наяву.
Над пяльцами увидев руки Тани. (С. Наровчатов)