СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта к уроку русского языка "Синонимы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В технологической карте урока центральное внимание уделено тексту. Помимо отработки темы "Синонимы"  можно вспомнить, как определяем тему текста, предложить учащимся самим  продолжить текст, обсудить получившиеся варианты. 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта к уроку русского языка "Синонимы"»

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме «Синонимы»

Этап урока

Виды работы, формы, методы,

приемы

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые

УУД

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Мотивация

к учебной

деятельности

Словесное приветствие.

Проверка домашнего задания.

Приветствует детей. Объявляет о том, что сегодня их ждет необычный урок, на котором им придется проявить творческие способности. Спрашивает, готовы ли они к этому.

Организовывают рабочее место, здороваются с учителем, оценивают свою подготовленность к уроку.

Личностные: умение выражать эмоции, проводят самооценивание.

Метапредметные: готовят рабочее место, настраиваются на познавательную деятельность

Организовать детей, проверить готовность к уроку.

  1. Актуализация знаний

Создание проблемной ситуации, фронтальная работа

Создает проблемную ситуацию, обращая внимание учащихся на доску, на которой представлены слова: еда, пища, трапеза, помещение, квартира, жилище. На какие две группы вы бы разделили слова? Что объединяет слова внутри групп? О каких словах сегодня на уроке пойдет речь? Формулируют тему урока и цель. Записывают тему.

Отвечают на заданные вопросы, строя развернутые устные высказывания, Обобщают и структурируют ранее изученный материал.

Регулятивные: обобщение и синтез ранее изученного материала.

Познавательные: умение структурировать понятие.

Коммуникативные: умение выстраивать монолог, участвовать в диалоге.

Осознание затруднений, вызвать интерес к поставленной проблеме, определить цель урока.

  1. Основной этап урока: самостоятельное исследование проблемы

Групповая работа с текстом, поисково-исследовательская деятельность

Делит учеников на пары. Объясняет задание: найти в тексте синонимы, выписать их. Устно ответить на вопрос, зачем автор их использует. Ограничивает время выполнения задания, контролирует ход выполнения.

Каждая группа учащихся читает текст, выписывают синонимы, выясняют цель их использования.

Регулятивные: исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения.

Коммуникативные: строят рассуждения, понятные для собеседника, договариваются вместе.

Познавательные: контролируют, анализируют и оценивают свой результат.

Формирование умения отличать синонимы от других лексических понятий.

  1. Основной этап урока: работа со стихотворным текстом, определение роли синонимов в тексте, где значимость каждого слова очень важна.

Групповая работа с текстом, поисково-исследовательская деятельность

Дает задание ученикам: проанализировать лексику стихотворения, сделать выводы о необходимости использования синонимов в этом тексте.

Докладывают о результатах своей работы, проводят взаимооценивание ответов.

Коммуникативные: учатся формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные:

анализируют и оценивают результат других учащихся.

Коррекция полученного результата в каждой группе.

  1. Этап подведения итогов учебного занятия

Перекрестный контроль

Организует перекрестный опрос

Составляют 3-4 вопроса для участников группы, в которой работали, задают их друг другу по очереди.

Регулятивные: обобщение и синтез изученного материала

Познавательные:

анализируют и оценивают высказывания других учащихся.

Учатся делать осознанный выбор, на основе предложенных критериев.

  1. Рефлексия

На маленьких листочках маркерами разных цветов записывают слово синонимы: зеленым – если все было понятно и интересно; синим- если было понятно, но иногда скучно; желтым – если в целом было понятно, но иногда возникали затруднения; розовым – если были сложности и для того, чтобы понять тему, нужно еще раз прочитать теорию.

Организует рефлексию

Оценивают собственную учебную деятельность

Коммуникативные: учатся формулировать собственное мнение и позицию.

Регулятивные: учатся оценивать собственную деятельность.

Оценивание своей деятельности



Приложение 1

Не удивляйтесь, пожалуйста, что маленькой Букашке посвящена целая сказка. Да, Букашке. Самой обыкновенной. Такой крошечной, что ей даже имя забыли дать.

Чем же она прославилась?

Об этом – потом.

А сначала – о мечте. Ведь у каждого есть своя мечта. Не правда ли?

Например, тигренку Полосатику очень хочется летать. Но у него нет крыльев.

Зебре Тельняшке надоело быть полосатой, как матрац. Ночами ей снится, будто она стала коричневой, такой коричневой, что приятно в зеркало на себя посмотреть.

У Букашки тоже была мечта. Она мечтала вырасти, превратиться из маленькой-премаленькой в большую-пребольшую.

- Ты не знаешь, в какой аптеке продаются волшебные пилюли для роста? – спросила Букашка однажды улитку Неторопыжку.

- Не знаю, - ответила улитка. – А что они тебе очень нужны?

- Очень, - вздохнула Букашка. – Вот бы мне стать…пусть не такой огромной, как слоненок Лус, но по крайней мере не меньше носорога Топтопа. (М. Пляцковский)

1. Найдите и выпишите синонимы.

2. Подберите самостоятельно синонимы, к словам, выделенным жирным шрифтом. Какими частями речи могут быть слова-синонимы?

3. Озаглавьте текст. Продолжите устно историю Букашки. Что могло с ней произойти?



Приложение 2.

Нет, не ресницы славлю я, а вежды,

Не взгляд, но взор сестры моей Надежды.

И светлыми словами неустанно

Уста и очи славлю у Светланы.

Ланитами я щеки назову,

Румянец Веры вспомнив наяву.

И называю пальцы я перстами,

Над пяльцами увидев руки Тани. (С. Наровчатов)

  1. Какие непонятные слова вам встретились? Почему они непонятны? Что они означают?

  2. Выпишите синонимы. Для чего автор их использует?

  3. Подберите синонимы к словам уста, очи.