СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта. Окружающий мир 3 класс. Царство грибов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта. Окружающий мир 3 класс. Царство грибов.»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА.

Класс

3

Предмет

Окружающий мир

Тема

В царстве грибов.

Тип урока

Открытие новых знаний

Цель

Сформировать представление о грибах как отдельном царстве живой природы

Планируемые результаты

Предметные

- формирование первичных знаний об отдельном царстве живой природы «Царство грибов»

- формирование знаний о строении грибов

- формирование знаний о значении грибов в природе и жизни человека

Личностные

- осознавать значение грибов для леса, для животных, для человека

- осознавать значение бережного отношения к природе

Метапредметные (УУД)

Регулятивные: формировать умение ставить цель урока, планировать деятельность, оценивать свою деятельность и деятельность товарища в совместной деятельности с учителем.


Познавательные: самостоятельно решать проблемы частично-поискового характера, сравнивать информацию и строить аналогии, строить сообщения в устной и письменной форме, устанавливать аналогии.


Коммуникативные: развивать навыки сотрудничества при работе в паре, участия в учебном диалоге в совместной деятельности.

Формы работы

Фронтальная, парная, индивидуальная.

Методы работы

Словесный, наглядный, частично-поисковый, практический.

Образовательные ресурсы

Учебник «Окружающий мир» 3 класс 1 часть УМК «Школа России», технологические карты для детей (рабочие листы), мозаика «строение гриба», карточки с кроссвордом

Оборудование

Доска, магниты, ПК или ноутбук, проектор, макет гриба (с нитью), глобус

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Наглядность

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП УРОКА.

- Здравствуйте ребята! Меня зовут Валерия Игоревна, и сегодня я пришла к вам, чтобы увезти вас в удивительное путешествие по самому тайному и до сих пор неразгаданному царству.

Приветствуют учителя и комиссию.


  1. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

- Но для того, чтобы отправиться в это путешествие, нужно обладать большими знаниями. Посмотрим, а сможете ли вы мне показать богатство вашего ума. Сейчас я проведу небольшую игру. Для того, чтобы мы с вами не потерялись в этом чудном царстве, я предлагаю связать нас крепкой нитью, ведь только вместе, только дружбой, мы сможем преодолеть все препятствия и разгадать все тайны природы.

- Я передам клубочек нитей вам и скажу научное утверждение, а ваша задача, получив клубок, согласиться или не согласиться с ним. Готовы? Тогда вперёд!

Высказывания:

- Природу делят на живую и неживую.

- Солнце относят к неживой природе.

- Науку, изучающую растения, называют ботаникой.

- Существует 3 царства живой природы: растения, животные, бактерии.

- Науку, изучающую животных, называю зоологией.

- Итак, посмотрим на наш класс. Что получилось? На что похоже? А давайте посмотрим, откуда идёт эта нить. (учитель достаёт корзину с грибом)

- Ребята, а почему такая нить идёт от гриба, что она образует? Молодцы! Вы ответили верно на все утверждения и помогли грибу распространить свою грибницу по всему нашему классу. Скажите, о чём мы будем с вами говорить сегодня? О грибах, молодцы! Но, я же обещала вас провести в царство, что это за царство? А кто вспомнит, какое утверждение было неверным?

- Ребята, грибы – удивительное царство, вы даже не подозреваете, насколько близко они находятся рядом с нами. Как и нити, грибы оплетают всю нашу планету и нашу жизнь. Как вы думаете, для чего я хочу вас взять с собой в это царство? Какую цель поставим?




















Ответы обучающихся:


- Верно



- Верно



- Верно



- Неверно




- Верно



Ответы обучающихся:

- Паутина.

- От гриба.




- Грибницу.

- О грибах.

- Царство «Грибы»










- Изучить царство «Грибы»

Презентация (слайд 1)












Клубок нитей
























Корзина с грибами.

















Презентация (слайд 2)

Глобус с нитью


  1. ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ.

1) Планирование учебной деятельности

- Итак, отправляемся в удивительное путешествие по царству грибов, но для начала нам нужно создать маршрут: а что же нам необходимо узнать сначала?

Если бы вам предложили изучить данную тему, с чего бы вы начали изучение и чем продолжили. Внизу, в нашем журнале, дан план изучения, но он перепутан, все пункты стоят не на своём месте. Подумайте в паре и расставьте порядок изучения царства грибов.


Помогает и корректирует работу учеников. Осуществляет проверку выполненного задания.

  1. Строение гриба.

  2. Питание грибов.

  3. Разнообразие грибов.

  4. Значение грибов в природе.


2) Строение гриба

- Мы составили наш маршрут, пора приступить к изучению. И первый пункт – строение гриба. Скажите, как вы думаете, как называется самая главная часть гриба? Почему именно оно является самым важным?

У вас на партах рассыпались грибы. Возьмите, соберите их обратно, поможем им! Скажите, а что еще входит в строение гриба? Как мы назовём эти части. Проверьте свои предположения в учебнике стр.107.

Как называются эти части? Молодцы! Ребята, мы с вами в основном встречаемся именно с грибами, которые называют шляпочными, скажите, почему?

Заполним нашу 2 – ю страницу дневника. Подпишите, как называется каждая часть.


Описание гриба с литературной точки зрения.

- Ребята, а к нам заглянул гость, прямиком из сказки Эдуарда Шима, но он очень стесняется показаться нам. Эдуарт Шим описал нам своего друга так:

«… такой невидный, такой неказистый! Ничего нет у сироты: ни кафтана, ни рубашки, ни картуза. Стоит босиком на земле, и голова непокрыта — белобрысые кудерьки в колечки завиваются.»

- Посмотрите, давайте рассмотрим описание гриба с другой стороны. Как автор описал нам нашего гостя? Людей давно интересовали грибы. А особенно, некоторым писателям они казались сказочным королевством грибов со своей особенной внешностью и характером. А наш гость – Храбрый опёнок. Он хочет поделиться с нами очень важным секретом: на самом деле, то, что мы с вами собираем в лесу – называют плодовым телом. А сам гриб – это грибница.


- Мы выяснили, что гриб – это грибница и не забываем, что для любого живого существа необходимо питание. Каков следующий пункт нашего путешествия?


2) Питание грибов.

- Подумайте и выскажите ваши предположения, как грибы питаются? Давайте подтвердим наши предположения, прочитав информацию в учебнике. На стр.107 найдите 2 абзац. Изучите этот абзац и найдите, как питаются грибы.

- Но не только так грибы получают питательные вещества. Грибы не растения, они не способны выделять питательные вещества на свету – сахар и крахмал. Но они в них нуждаются. Изучите 3 абзац и скажите, как грибы справились с этой проблемой. Откуда они ещё получают питательные вещества, такие как: сахар и крахмал.


- Вы правы. Вот как грибы смогли приспособиться в окружающей среде. Заполним следующий пункт нашего дневника. Выберите верные утверждения.


Проверяет и помогает ученикам. Корректирует при необходимости.

Осуществляет проверку.


- Ребята, а насколько вы хорошие грибники. Сейчас мы отправимся на нашу лесную поляну, которую вы создали. Но для этого нужно хорошо размяться:

Выполняют задание в паре.
















Осуществляют проверку.










Ответы детей:

- Грибница

- Грибница получает печатание из почвы.




Работа в парах: составление гриба из частей.



Осуществляют проверку.




Работа в маршрутных листах: записываю и обозначают части гриба.







Слушают учителя. Высказывают своё мнение.




































Высказывают свои предположения.

Осуществляют проверку своих предположений с помощью учебника.

Изучают учебник. Отвечают на вопросы учителя.












Выполняют задание и осуществляют проверку.














Презентация (слайд 3)

Технологическая карта























Презентация (слайд 4)






Мозаика «части гриба»



Учебник

Презентация (слайд 5)


Технологическая карта








Презентация (слайд 6)




































Учебник

Презентация (слайд 7)

















Технологическая карта

Презентация (слайд 8)





Презентация (слайд 9)




  1. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Физминутка

Вырос гриб на тонкой ноже,

Встань и ты, постой немножко.

Крышу сделай над собой,

Как из шляпки грибной.

Вновь грибы учить начнём.

Повторяют слова и движения за учителем.


Возвращаются на свои места.

Презентация (10 слайд)

3) Разнообразие грибов

- Наверное, каждый из вас ходил в лес за грибами. Как много разных грибов можно там увидеть! Какие названия грибов знаете вы?

Слушает учеников. А все ли грибы мы можем сложить в нашу корзину, чтобы потом приготовить?

- В царстве грибов много братьев и сестер и каждый имеет свою внешность, своё значение. У одних грибов мы с вами собираем плодовые тела, чтобы потом приготовить. А у других грибов плодовые тела ядовитые, и такие грибы мы с вами есть не можем.

- Сейчас я проверю, хорошие ли вы грибники. Я предлагаю вам решить кроссворд. По внешности гриба определить его название.

Осуществляет проверку.

- Ребята, а грибы гораздо ближе, чем мы думаем. Кто вспомнит, о чём я говорила в начале урока? Что мы с вами создали в начале урока? Мы привыкли собирать шляпочные грибы в лесу, но на самом деле грибы можно встретить везде, даже у нас дома.

- Посмотрите на картинке и скажите, что ещё мы называем грибами.

Слушает ответы учеников.

Дополняет рассказ необходимой информацией о грибах.


4) Значение грибов в природе.

- Мы заканчиваем наше путешествие, у нас остался последний пункт. Подумайте, после всей информации, которую мы с вами получили, какое значение грибы имею в природе для растений, животных и человека? А в помощь я предлагаю вам воспользоваться учебником и рассмотреть иллюстрации.

Слушает выводы учеников. Подтверждают утверждениями из учебника.

- Ребята, а умеете ли вы фантазировать, подумайте, а как схематично можно показать связь грибов растений и животных между собой? Вам в помощь на последней нашей странице изображены 3 круга, подумайте в паре и изобразите с помощью схемы связь грибов с другими царствами живой природы.

Отвечают на вопросы учителя, перечисляют названия грибов.















Выполняют задание (решают кроссворд)



Проверяют работу.









Слушают учителя. Высказывают свои предположения.






Обсуждают в парах. Высказывают своё мнение.

Проверяют свои предположения по учебнику.










Выполняют задание в паре.

Презентация (слайд 11)















Карточка с кроссвордом.

Презентация (слайд 12)










Презентация (слайд 13)







Презентация (слайд 14)

Учебник











Технологическая карта

Презентация (слайд 15)




  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

- Давайте подведём итоги нашей работы сегодня:

- С каким царством мы сегодня познакомились?

- Из каких частей состоит гриб?

- Что такое грибница?

- Что мы называем плодовым телом у гриба?
- Как питаются грибы?

- Какие грибы бывают?

- Что вы можете сказать о значении грибов в природе и жизни человека?

- Молодцы!

Подводят итоги. Отвечают на вопросы учителя.











Презентация (слайд 16)

  1. РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

- Вот и подходит к концу наше путешествие. Ребята, какие выводы вы для себя сделали из этого путешествия, что узнали? Заполним последний лист нашего журнала. Дополните предложение. А что вы интересного сегодня для себя узнали?

Заполняют лист рефлексии.

Высказывают своё мнение по изученной теме.





Технологическая карта.

  1. ОЦЕНИВАНИЕ.

- Какой же урок без оценки? Мы всегда стремимся к какому-либо результату во время урока.

В первую очередь, хочу похвалить …

- А также, по итогам самостоятельной работы, по скорости и правильности выполнения, ставлю отметки (перечисление ФИ обучающихся, получивших отметки за самостоятельную работу).

Слушают внимательно учителя.


Воспринимают информацию.


  1. ИНТРУКТАЖ К ДОМАШНЕМУ ЗАДАНИЮ

- Ребята, дома вам необходимо повторить пройденный материал за сегодняшний урок, пользуясь учебником и составленной технологической картой, а также узнать кое-что новое о царстве грибов. Для этого вам нужно будет зайти в электронный дневник, открыть домашнее задание по окружающему миру на следующий урок, нажать на ссылку и посмотреть видеоролик.

- Всем спасибо за урок!

Слушают и анализируют, получаемую информацию от учителя.

Презентация (17 слайд)