Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Новое Дёмкино
Малосердобинский район
Пензенская область
Технологическая карта открытого урока.
Урок русского языка в 1 классе.
Ф.И.О. учителя: Журавлёва Светлана Викторовна, НО-07;
место работы: МБОУ СОШ с. Новое Дёмкино
Малосердобинского района Пензенской области;
должность: учитель начальных классов.
Класс: 1 класс.
Предмет: русский язык;
УМК «Гармония» (авторы учебника: М.С. Соловейчик,
Н.С. Кузьменко)
Дата проведения: 22 марта 2016года.
Тема урока: «Речь устная и письменная. Предложение.»
Тип урока. Урок повторения предметных знаний.
Общая цель урока: закрепление предметных знаний, формирование УУД.
Дидактические задачи:
Образовательная: обобщить знания об устной и письменной речи, совершенствовать умения в постановке знаков препинания в конце предложений и в определении их количества в тексте.
Развивающая: развивать познавательный интерес к изучаемому предмету, умения анализировать сравнивать и делать выводы на основании рассуждений, обогащать словарный запас учащихся.
Воспитывающая: повышать познавательную активность, учебную мотивацию, способствовать развитию гармоничной личности, учить работать в группе (паре), уважать мнение одноклассников.
Учебные задачи :
1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости;
- познавательный интерес к предмету; осознание себя носителем языка;
-желание умело пользоваться устной и письменной формами речи.
2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения ( регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД ):
Регулятивные:
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи;
- уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
- формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
- развитие умения ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
Познавательные: понимать информацию, представленную в различной форме; осознавать учебные затруднения, стараться преодолевать их; анализировать, сравнивать, моделировать, делать умозаключения, выводы.
Коммуникативные: рассказывать и слушать собеседника, участвовать в диалоге; распределять роли и выполнять совместную деятельность; проявлять доброжелательное отношение к одноклассникам.
3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
Предметные умения:
-Ориентироваться на странице учебника, понимать его условные обозначения; списывать, выполняя определённую последовательность действий.
- Строить предложения по данной схеме, правильно интонировать их в устной речи и оформлять в письменной;
- Определять количество слов в предложении, узнавать слова-помощники, писать предложения под диктовку по введённой технологии, списывать предложение, выполняя определённую последовательность действий, применять изученные орфографические правила.
Формы работы учащихся: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование: учебник «Русский язык»
М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, Смоленск, «Ассоциация 21 век», 2014; тетрадь-задачник к учебнику, компьютер, проектор, интерактивная доска для демонстрации презентации к уроку.
На уроке используются:
- методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, словесный, наглядный, практический;
- формы обучения: фронтальная; групповая (в парах); индивидуальная; коллективная.
- приёмы обучения: речь учителя; текст учебника; ИКТ; наглядность.
-педагогические технологии: проблемно-диалогическая, личностно-ориентированного обучения; педагогика сотрудничества, информационно-коммуникативная, здоровьесберегающая.
- принцип научности и доступности изучаемого материала
Большое внимание уделяется эмоциональной стороне личности школьника, воспитанию коммуникативных качеств личности.
В конце урока происходит рефлексия по самооценке полученных знаний.
Тип урока: Повторение предметных знаний.
План урока:
Организационный момент (мотивация к деятельности).
Минутка чистописания. Актуализация знаний.
Постановка учебной задачи.
Работа над новым материалом:
А) актуализация первичного опыта, осуществлённого на этапе введения новой учебной информации;
Б) актуализация закреплённого опыта на этапе закрепления ЗУН;
В) работа по учебнику.
5. Физминутка.
6. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач:
А) работа по карточкам ( в группах);
Б) проверка и оценка выполненной работы.
7. Самостоятельное, творческое использование сформированных умений и навыков (решение учебных задач повышенной трудности или практических задач).
8. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУН и УУД. Рефлексия.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |
| Осуществл. действия | Осуществл. действия | Формируем. способы действия | Осуществл. действия | Формируем. способы действия | Осуществл. действия | Формируем. способы действия | |
Организационный момент (мотивация к деятельности). | | | | | | | | |
Проверка готовности. Наличие общей установки на урок. Оформление тетради. А) Уч-ль: - Прозвенел звонок. Прошу вас, встаньте правильно, красиво, внимательно послушайте. - Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Поприветствуем их. - Придумано кем-то и просто, и мудро При встрече здороваться «Доброе утро». И каждый становится добрым, отзывчивым И «доброе утро» длится до вечера. - Я всем присутствующим желаю, чтобы доброе настроение длилось до вечера. - Улыбнитесь друг другу, подарите добрые улыбки. - Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Поприветствуем их. Посмотрите и улыбнитесь. - Какое время года сейчас в природе? (весна) -Назовите главный признак весны. (яркое солнце) - Символом солнца является круг. Мы поселим его в нашем классе, пусть оно будет нашим помощником. (прикрепить на доску) - Проверьте готовность к уроку. - Какие правила посадки вы знаете? Давайте вспомним массаж для пальчиков. - Откройте тетради, запишите сегодняшнее число. - Настраиваемся на рабочую волну и стремимся по ступеням знаний к новым открытиям. Слайд 1. (см. ссылку 1) Шагаем по ступеням по щелчку мыши НАБЛЮДАЮ – ЗАМЕЧАЮ – РАЗМЫШЛЯЮ – ДЕЛАЮ ВЫВОДЫ | |
| Проверка готовности. Наличие общей установки на урок. Оформление тетради. | | | | Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание. | Самоконтроль готовности | Умение контролировать свои действия. | |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |
| Осуществл. действия | Осуществл. действия | Формируем. способы действия | Осуществл. действия | Формируем. способы действия | Осуществл. действия | Формируем. способы действия | |
Минутка чистописания. | | | | | | | | |
Слайд 2. (см. ссылку 2) - Зайчик вышел из домика с буквой Ё. В конце своего пути он попал с домик с буквой Я. В каких домиках он побывал, если знаем, что зайчик прыгает наискосок через дорожку? (Ё, Ю,Е,Я) - Что вы знаете об этих буквах? - Все ли согласны, кто думает по-другому? - Какая еще буква гласного звука указывает на мягкость согласного? (И) - Пропишите в тетрадях на первой строке буквы гласных звуков, которые указывают на мягкость согласного. - Что вы знаете о буквах, в чьих домиках зайчик не был? - Пропишите в тетрадях на второй строке – буквы, которые указывают на твердость согласного. - Проверьте по записи на доске. Слайд 3. Ё, е, ю, я, и О, э, у, а, ы - Начертите на полях волшебную линеечку и оцените свою работу. | | | | | | | |
| Организует беседу по вопросам, с целью актуализации знаний по теме. | Отвечают на вопросы учителя. | Осознанно строить речевое высказывание в устной форме. | Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. | Умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Самоопределение и самоконтроль | Умение контролировать свои действия. | |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |
| Осуществл. действия | Осуществл. действия | Формируем. способы действия | Осуществл. действия | Формируем. способы действия | Осуществл. действия | Формируем. способы действия | |
Постановка учебной задачи. | | | | | | | | |
Цель этапа: создание условий для формулировки детьми целей урока. - Какую работу вы сейчас выполняли? (Размышляли, записывали буквы) - Мы обращались друг к другу. В процессе общения возникла речь. Слайд 4. (схема речи учебник стр.5) - Какое правило речи записано? (один говорит, все слушают) - Не забывайте об этом. - Какой речью пользовались для записи? (письменной) -Почему она так называется? - Только ли письменной речью мы пользуемся на уроке, в жизни? (нет) - Подумайте, о чём мы будем размышлять, наблюдать на уроке? (о речи) - Какой речью, кроме письменной, мы ещё пользуемся? (устной) - Как вы думаете, какая тема нашего урока? (речь письменная ….) - Проверим наше предположение. Прочитаем хором тему нашего урока. Слайд 5. Речь устная и письменная. - На доске записана тема урока. Запись на доске. - Чтобы многое узнать о речи, какие задачи мы поставим перед собой, как будем работать на уроке? (быть внимательными, работать быстро, отмечать опасности письма, помогать друг другу, правильно оценивать, выходить из затруднительных ситуаций) - Помним о теме нашего урока, задачах, размышляем, наблюдаем и делаем выводы. | |
| Организует беседу по вопросам, с целью формулирования учебной цели и задач урока. | Отвечают на вопросы учителя. | Выделять существенную информацию, выдвигать гипотезу, самостоятельное формулирование темы и познавательной цели. | Взаимодействовать с учителем, учениками | Слушают, принимают единую точку зрения в ходе выявления цели и задач. | Выделять и осознавать то, что известно и вносить необходимые дополнения. | Принимают и сохраняют учебную цель и задачи. | |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |
Осуществл. действия | Осуществл. действия | Формируем. способы действия | Осуществл. действия | Формируем. способы действия | Осуществл. действия | Формируем. способы действия | |
4.Работа над новым материалом. | | | | | | | | |
1) Актуализация первичного опыта, осуществленная на этапе введения новой учебной информации. Слайд 6. (интерактив) - Посмотрите на доску. Прочитайте записанные слова. (чтение вслух, по цепочке) - Подумайте, какое задание нам надо выполнить? ( распределить слова по группам) - Кого и что называются слова, отвечающие на вопросы КТО?, ЧТО? (слова называющие людей и животных) - Все ли согласны, кто думает по-другому? - Работам в парах по карточкам. - Получите карточки и выполните это задание в паре. Будьте внимательны, не попадитесь в ловушку. - Соедините слова с нужным вопросом. Проверьте работу по доске и оцените её. - Все ли слова мы соединили с вопросами? (нет) - Почему? (называют действия) - Проверьте работу по доске и оцените её, отметив значком на лесенке знаний. Слайд 7. (интерактив) (см. ссылку 3) - Поднимите руки те, кто выполнил работу без ошибок. Молодцы. Будьте внимательны при работе. - Как же использовать оставшиеся слова? Что они называют? (действия, обозначить действия людей) - Давайте, поразмышляем. Составим предложения по картинкам. Слайд 8. (интерактив) (см. ссылку 4) (работа с доской) - Назовите предложение, которое указывает на письменную речь.(девочка пишет) - По какому признаку это определили? - Как назовём речь, когда говорим, слушаем? (устная) - А вот у Антона к вам вопрос. Откройте учебник, прочитайте вопрос Антона. - Почему устную речь так назвали? (объяснения детей) - Посмотрите, как объясняют это авторы учебника. Стр.35. -Как называются слова? (родственные) Почему? - Какой вывод мы сделали? ( на доске: речь- устная, письменная) - Прочитаем в учебнике на стр. 34 подтвердился ли наш вывод. Лестница успеха - Оцените каждый свою работу на этом этапе урока и поставьте флажок на лестнице успеха. | |
| Организует беседу по вопросам, с целью актуализации знаний по теме. | Отвечают на вопросы учителя. | Осуществлять актуализацию полученных знаний. Осознанно строить речевое высказывание в устной форме. | Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. | Умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Следят за правильностью ответов учащихся. | Умение слушать учителя и одноклассников, дополнять, уточнять ответы; Умение контролировать свои действия. | |
Б) актуализация закреплённого опыта на этапе закрепления ЗУН; - Мы размышляли, , делали выводы, а как выражали свои мысли, с помощью чего? (слов и предложений) - Да, мы составляли и называли предложения в устной речи. - Как выразить свои мысли в письменной речи? (записать предложение) - Какие опасности при записи предложения знаем? (начало предложения, конец предложения) - Проверьте свою посадку, положение тетради. Начертите схему предложения и укажите опасности письма. - Предложение о девочке запишет 1 пара, о ребятах-2пара. Какие слова требуют особой внимательности, что надо помнить о них? (словарные слова) - Откроем словарь, находим нужные слова, вспоминаем правило списывания слов (хором: 1. читаю как написано 2. повторяю как написано 3. запоминаю 4. диктую и пишу 5 проверяю и отмечаю опасности) - Записываем предложения, помня об опасностях письма. - Проверьте свою работу по записи на доске, исправьте ошибки. Слайд 9. Девочка пишет. Ребята читают. - Какой речью мы пользовались при записи предложения? (письменной) - Делаем вывод. Как в письменной речи выделяем предложение. (оформление начала и конца предложения) - Как в устной речи покажем предложение? (предположения и высказывания детей) | |
| Организует самостоятельную работу в парах. | Выделяют основополагающий признак. Работа в парах с оказанием дифференцированной помощи учителем. | Выделять существенную информацию, выдвигать гипотезу. | Взаимодействовать с учителем, учениками | Слушают, принимают единую точку зрения в ходе выявления цели и задач. | Выделять и осознавать то, что известно и вносить необходимые дополнения. | Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей. | |
3). Работа по учебнику; толковому словарю Ожегова. - Откройте учебник, найдите на стр. 35 рубрику «Важные сведения». 1 часть читаем по цепочке. Остальные внимательно слушают. - Как в устной речи отделить предложения друг от друга? - Что нового вы узнали из этого сообщения? - С каким словом познакомились? ( Интонация) - Где узнаем значение этого слова? (Толковый словарь) | |
| Организует работу по учебнику; толковому словарю Ожегова с целью знакомства со значением слова | Работа в парах с оказанием дифференцированной помощи учителем, поиск информации | Выделять существенную информацию | Работа в парах по толковому словарю. | Умение ориен тироваться в толковом словаре в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Выделять нужное из потока информации. | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. | | |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |
| Осуществл. действия | Осуществл. действия | Формируем. способы действия | Осуществл. действия | Формируем. способы действия | Осуществл. действия | Формируем. способы действия | |
5. Физминутка. | | | | | | | | |
Мяч бросали мы друг дружке, Хлоп! Раз! Ещё раз! Мячик прыгал, как лягушка. Мы похлопаем сейчас! А потом исчез куда-то, А теперь быстрей-быстрей! Не нашли его ребята. Хлопай, хлопай веселей! | |
| Наличие общей установки на физминутку. | | | Взаимодействовать с учителем, учениками | Выражать положительное отношение к процессу, проявлять внимание | Самоконтроль. | Умение контролировать свои действия. | |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |
| Осуществл. действия | Осуществл. действия | Формируем. способы действия | Осуществл. действия | Формируем. способы действия | Осуществл. действия | Формируем. способы действия | |
6. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач. | | | | | | | | |
- Итак, мы сделали вывод, что наша речь состоит из предложений. Как обозначаем предложения в письменной речи? (оформление начала и конца предложения) - Как обозначаем предложения в устной речи? - Как вы думаете, все ли мы знаем о предложениях? В чем вы еще хотели бы потренироваться? - Предлагаю вам поработать в парах. Упр 51. - На карточках записан текст. - Найдите в тексте границы мыслей, прочитайте текст, делая паузы. Исправьте ошибки, помня о правилах оформления начала и конца предложений. - Какая интонация («работа голоса») в устной речи соответствует знаку «точка» на письме? ( Понижение голоса, пауза) 1). Работа в группах на карточках. (выделение предложений из текста). 2). Проверка и оценка выполненной работы. - Как показали границы предложений? Сколько предложений вы выделили? - Проверим работу. Прочитайте 1 предложение. Какая мысль в нём содержится? Как показали границы предложения? Слайд 10. У писателя Аркадия Гайдара очень интересные книги. в одной он написал о двух мальчиках их звали Чук и Гек - Запишите это предложение, помня о правилах списывания: памятка 1, отметьте опасности начала и конца предложения. - Прочитайте 2 предложение. Какая мысль в нём содержится? Как показали границы предложения? Слайд 11. У писателя Аркадия Гайдара очень интересные книги. В одной он написал о двух мальчиках. их звали Чук и Гек - Запишите это предложение, помня о правилах списывания: памятка 1, отметьте опасности начала и конца предложения. - Прочитайте следующее предложение. Какая мысль в нём содержится? Как показали границы предложения? Слайд 12. У писателя Аркадия Гайдара очень интересные книги. В одной он написал о двух мальчиках. Их звали Чук и Гек. - Оцените работу. Лестница успеха. - Ребята, школьники - это мы, а лестница – это наши знания. - На какую бы ступеньку вы поставили себя? - А в чем затруднение? (…) 3). - Назовите имена собственные, которые вам встретились. Что мы помним об их написании? - Знакомо ли вам имя Аркадий Гайдар? - Слайд 13.(интерактив) | |
| Организует орфографическую, поисковую работу. | Выделяют основополагающий признак. Работа по алгоритму. | Осуществлять актуализацию полученных знаний. Осознанно строить речевое высказывание в устной форме. | Взаимодействовать с учителем, учениками Работа в парах. | Слушают, принимают единую точку зрения в ходе решения выхода из проблемной ситуации. . | Выделять и осознавать то, что известно и вносить необходимые дополнения. | Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей Проводить контроль и оценку результатов. | |
| | | | | | | | |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |
| Осуществл. действия | Осуществл. действия | Формируем. способы действия | Осуществл. действия | Формируем. способы действия | Осуществл. действия | Формируем. способы действия | |
7. Самостоятельное, творческое использование сформированных умений и навыков (решение учебных задач повышенной трудности или практических задач). | | | | | | | | |
- Любите разгадывать загадки? Бьют его рукой и палкой. Никому его не жалко. А за что беднягу бьют? А за то, что он надут! - Слайд 14.(интерактив) (отгадка + текст загадки на экране) - Сколько предложений в загадке? Кто думает иначе? Почему вы так решили? - Мы договорились конец предложения обозначать точкой. Почему появились другие знаки? - Прочитайте загадку про себя и подумайте, почему в конце предложений можно поставить вопросительный, восклицательный знаки или точку? (ответы детей) - Будем учиться показывать границы предложений в устной речи. О чём должны помнить? Какая интонация («работа голоса») в устной речи соответствует знаку «точка» на письме? ( Понижение голоса, пауза) 1). Работа в группе. - Прочитайте по себя текст загадки и подготовьтесь читать вслух. - Читаем 1, 2 предложение, соблюдая интонацию. Как мы выражали мысль? (спокойно). Какой знак стоит в конце предложения? Почему? - Читаем 3 предложение, соблюдая интонацию. Как мы выражали мысль? (задаём вопрос). Какой знак стоит в конце предложения? Почему? - Читаем 4 предложение, соблюдая интонацию. Как мы выражали мысль? (с чувством, радостно). Какой знак стоит в конце предложения? Почему? Запишите каждый своё предложение схемой на листе. Проверка выполнения задания, схема прикрепляется к доске. - Оцените работу. Лестница успеха | |
| Организует работу над предложением ( границы предложения, интонация). | Выделяют основополагающий признак. | Осуществлять актуализацию знаний | Взаимодействовать с учителем, учениками | Слушают, принимают единую точку зрения в ходе выявления цели и задач. | Контролируют правильность и полноту ответов. По мере необходимости исправляют, дополняют, уточняют ответы. | Уметь слушать в соответствии с целевой установкой Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания. | |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |
| Осуществл. действия | Осуществл. действия | Формируем. способы действия | Осуществл. действия | Формируем. способы действия | Осуществл. действия | Формируем. способы действия | |
8. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУН и УУД. Рефлексия. | | | | | | | | |
- Наш урок завершается. Вспомните, что мы наблюдали, замечали, о чём размышляли, какие сделали выводы. - Слайд 15.(откр. урок) Закончите предложения: Сегодня на уроке: Я узнал(а)………….. Я научился(лась)………. Я вспомнил(а)……………….. Я удивился(лась)………………… Я расскажу родителям…………………… - На столе у каждого из вас лежат две полоски: красная и жёлтая. - Оцените свою работу на уроке. Возьмите в руки ту полоску, которая характеризует вашу работу. Прикрепите свои лучики к нашему солнышку. Мы решили много задач, сделали выводы, и солнышко засияло, вы сами засияли солнечными лучиками. | |
| Подводит итог урока. Рефлексия. | Отвечают на вопросы ,оценивают ответы с опорой на полученные знания. | Контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | Весь класс во фронтальном режиме. Высказывают мнения. | Слушают, принимают единую точку зрения в ходе выявления цели и задач. | Определяют степень своей успешности; графическое обозначение успешности работы на уроке. | Осуществлять пошаговый и итоговый контроль - уметь оценивать правильность выполнения действий. Учиться давать эмоциональную оценку своей деятельности на уроке. | |
Интернет-ресурсы:
https://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/uroki/konspiekt-uroka-po-rksskomu-iazyku
https://videouroki.net/razrabotki/konspekt-uroka-po-russkomu-yazyku-dlya-nachalnykh-klassov-vvedenie-ponyatiya-imena-sobstvennye.html
http://umk-garmoniya.ru/electronic_support/edm-russ-1klass.php
http://umk-garmoniya.ru/electronic_support/edm-russ-1klass.php