- Итак, что узнал 1 отряд. - Какие группы растений встречаются в тундре? (лишайники, мхи, травы, ягодные кустарники, карликовые береза и ива) - Чем примечательно строение листьев, стеблей и корней растений тундры? (Растения низкорослые, а мхи и лишайники закрывают их от холода. Корни располагаются в верхнем слое почвы. Листья у растений маленькие, с опушением или кожистые для меньшего испарения). - На слайде 2 березы. Какая береза растет в тундре? - Почему ее называют карликовой? - Посмотрите на разницу в листьях двух берез (карликовой и белой) - А знаете ли вы, что тундра в переводе с языка коренных жителей Кольского полуострова означается как «безлесная земля». Почему? - Большие пространства тундры занимают лишайники. Где они обитают? Чем они особенны? (вырастают на 1мм в год, растут 4000 лет) - А что может подсказать нам отсутствие лишайников? - Вернемся к таблице, заполним недостающие строки - Что узнал 2 отряд? - Какие группы животных обитают в тундре? (насекомые, птицы, млекопитающие) - Чем питаются? (ягодами, ягелем – растительноядные, растительноядными животными (леменг, куропатка) – жищники) - Как приспособились животные тундры к природным условиям? (Густая шерсть, белая окраска, пушистое оперение, достаточный слой подкожного жира). - Какой из этих оленей может жить в тундре? - Как он приспособился к суровым условиям тундры? (Густая шерсть, подкожный жир, перепонка между копытами, которая помогает преодолевать топкие болота, стадный образ жизни) - Какую пользу приносят хищники тундры? (Они охотятся на слабых, больных животных, в стаде сохранятся здоровые животные) - Можно ли их бесконтрольно отстреливать? (Нельзя, нарушится экологическое равновесие) - Вернемся к таблице, заполним недостающие строки - Представители каких народов живут в тундре. (коми, чукчи, якуты, ханты, эвенки) Каковы занятия коренных жителей тундры? (Охота, рыболовство, оленеводство) Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Наклонились вправо, влево. На соседей поглядели Руку правую подняли И всем дружно помахали Теперь левую подняли Вслед кому-то помахали. Вдруг увидели оленей Изумились, вдох и выдох. За работу вновь присели - Что у меня в руках? - Как бубен связан с народами севера? - Да, бубен – это один из национальных инструментов коренных народов таких как: коми, чукчи, якуты, ханты, эвенки, именно на их языке я поприветствовала вас. - Какие полезные ископаемые добывают в тундре? (природный газ, нефть, каменный уголь) - Вернемся к таблице, заполним недостающие строки. - Приведите примеры отрицательного влияния хозяйственной деятельности людей в тундре? (Вездеходы разрушают тонкий почвенный слой тундры. Загрязняется природная среда) - Да, действительно, от вездеходов и тракторов поверхность почвы нарушается, растения погибают. Для их восстановления потребуются годы. На многих оленьих пастбищах ягель исчезает, потому что оленей не всегда вовремя перегоняют с одного пастбища на другое. Местность загрязняется нефтью во время ее добычи. - Что бывает, когда нефть при добыче или транспортировке разливается в море? - Посмотрите, что происходит, когда нефть попадает в воду (опыт). Нефть покрывает воду маслянистой пленкой, страдают рыбы, птицы, водоросли. - Подходит к концу 2017 - год экологии, было сделано много по сохранению природы тундры: овцебыков, которых разводят в Таймырском заповеднике, стали расселять в разные уголки тундры, многие дети вступили в зеленые отряды защиты природы, люди объединялись в экологические десанты по уборке тундры от мусора. - Подведем итоги работы нашей экспедиции, посмотрим на отчет и постараемся ответить на главный вопрос урока «почему тундра ранимая». - Как вы представляете тундру? - Слушая результаты работы отрядов, ребята отображали все на модели тундры. Она оказалась заселенной растениями, животными, обозначились места добычи полезных ископаемых. - Когда мы слушали песню, то представляли тундру заснеженной и пустынной. Посмотрите, какая она на самом деле красивая, но при этом хрупкая и ранимая. - Почему же она ранимая? - Небрежное отношение к природе тундры приведет к разрушению тонкого слоя почвы, исчезновению лишайников и ягеля, гибели животных, а пагубное влияние человека приведет к тому, что он сам не сможет там жить. |