СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта по окружающему миру 4 класс (разработка по ФГОС НОО).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по окружающему миру в 4 классе по ФГОС НОО.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по окружающему миру 4 класс (разработка по ФГОС НОО).»



Конспект

урока ОМ в 4 классе

Базовой общеобразовательной школы

Филиала СГПИ в г. Железноводске

Селимовой Айны Гасан кзы








Дата проведения урока –

Отметка за урок -_______________ _________


Отметка за анализ - _______________ _________


Код

Наименование результата обучения

Основные показатели оценки результата

Оценка

Подпись

ПК 1.1

Определять цели и задачи, планировать учебные занятия.

ОПОР 1.1.1 Соответствие заявленной в проекте цели полученному результату

ОПОР 1.1.2 Соблюдение технологической последовательности алгоритма проекта



ПК 1.2

Проводить учебные занятия.

ОПОР 1.2.1 Соблюдение этапов реализации урока заявленным целям и задачам



ПК 1.3

Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения.

ОПОР 1.3.1 Использование педагогического контроля для оценивания процесса и результата обучения



ПК 1.4

Анализировать учебные занятия.

ОПОР 1.4.1 Соблюдение требований, предъявляемых к анализу урока.



ПК 1.5

Вести документацию, обеспечивающую обучение по образовательным программам начального общего образования.

ОПОР 1.5.2 Соблюдение требований к планированию урока





Тема: Формирование представления о географическом положении зоны тундры, о ее природных условиях, особенностей живой и неживой природы


Цель урока: сформировать представления об особенностях природной зоны тундра.

Задачи урока: сформировать представления о климатических условиях, характерных растениях и животных, занятиях людей в тундре, умение выявлять связи в природе; развивать наблюдательность, познавательный интерес, воспитывать бережное отношение к окружающему миру.


Тип урока – освоение новых знаний и способов действий.


Планируемые результаты:

1. Предметные

- ознакомление с природной зоной тундра, ее географическим положением, растительным и животным миром.

2. Личностные

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

3. Метапредметные

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;


Универсальные учебные действия:

Регулятивные

2. Постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и того, что еще не известно.

Познавательные

1. Умение строить рассуждения, доказательства, выдвигать гипотезы и их обоснование.

Коммуникативные

1. Умение с достаточной полнотой и точностью высказывать свое мнение.

Ресурсы:

1. Основные: УМК «Гармония» О.И. Поглазова, рабочая тетрадь.

2. Дополнительные: презентация, минералы, гербарий, животные, макет тундры, карточки.






Ход урока.

Этап урока,

виды работ

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Организационный этап

1.Приветствие.

2.Проверка готовности к уроку

-Аяинэӈит! Тэгэкэллу

-Здравствуйте, меня зовут Айна Гасановна. Я рада приветствовать Вас на уроке окружающего мира. Оцените готовность к уроку. Сядьте. Проверьте свою посадку. Настройтесь на продуктивную работу,

Слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку.

К

Л

  1. Актуализация знаний и способов действий.

1. Фронтальный опрос (заполнение таблицы)









-Вы начали изучать большой раздел «Путешествие по экосистемам».

-Какая природная зона была изучена вами на прошлом уроке?

-Где расположена зона арктических пустынь?

-Каковы климатические условия в Арктике?

-Какие растения приспособились к арктическому климату?

- Какие животные обитают в арктической зоне?

-Чем занимаются коренные жители Арктики?

-Если мы с вами отправимся в зону южнее Арктики, как изменится природа, как вы думаете?

-А подтвердятся ли наши предположения, мы узнаем на уроке.



(Заполнение таблицы)

- Зона арктических пустынь





К Р














III. Постановка целей и задач урока. Мотивация.

- Послушайте песню и будьте готовы ответить на вопрос, в какую природную зону предстоит нам путь?

- Так в какую природную зону мы отправимся?

- Но тундру очень часто называют ранимой, а почему – узнаем в результате наших открытий на уроке.






IV. Первичное освоение новых знаний

1. Решение проблемы




- Обратите внимание на карту природных зон, где расположена тундра

- Южнее арктической пустыни вдоль берегов северных морей на тысячи километров с запада на восток протянулась зона тундры. Она занимает огромные пространства от узкой полоски - северного побережья Кольского полуострова до громадного пространства в Сибири (показываю по карте).

- Некоторые из вас сказали, что в тундре будет теплее, чем в Арктике. Да, там немного теплее, но тундра тоже очень сурова, зима в тех краях длится более 7 месяцев с октября по май. Зимой температура понижается до -50. Самая низкая температура в мире наблюдается в городе Верхоянске – 68. В тундре дуют сильные ветра, они несут снег, который держится до полугода.

- 22 декабря наступает день зимнего солнцестояния, сегодня самая длинная ночь, которая длится 17 часов, и самый короткий день. А в тундре полярная ночь длится 2 месяца с декабря по февраль. Только луна, звезды и полярное сияние освещают бескрайние снежные равнины.

- Лето в тундре короткое, прохладное. Температура 10-15 градусов. У нас буквально два дня назад было 10 градусов (так это зимой!), а в тундре это самая высокая температура летом. Летом в тундре наступает полярный день.

- Посмотрите на рисунок почвы. Из каких слоев она состоит?

- Летом почва оттаивает всего на 20 - 30см, обратите внимание на линейку – именно на такую глубину оттаивает почва в тундре, дальше находится слой многолетней мерзлоты – то, что не тает никогда.

- Какие осадки выпадают летом?

- Куда девается вода в тундровых почвах, если ее не пропускает многолетняя мерзлота, а солнце светит мало? (болота, озера)

- С какими природными особенностями тундры мы познакомились? (отрицательные температуры, многолетняя мерзлота, лето 2-3 месяца, полярный день и ночь, болота и озера)

-Таким образом, мы уже познакомились с географическим положением тундры, с особенностями климата и почвы.

-А чтобы узнать, как растения и животные приспособились к природным условиям тундры, чем заняты жители тундры, и, самое главное, почему тундра ранимая, мы отправимся в экспедицию.

- Что такое экспедиция?

-В словаре Сергея Ивановича Ожегова «экспедиция – это поездка группы лиц, отряда с каким-то специальным заданием».

- У нас будет три отряда:

1 – будет изучать растительный мир

2 – животный мир

3 – деятельность людей в тундре.

- А чтобы работа отрядов была эффективной, работать будем группами.

- У каждой группы на партах есть свое задание, выполнить которые вам поможет учебник и дополнительные материалы.

- А у вас, ребята (те, кто сидит за первой партой), будет еще специальное задание, вы будете готовить отчет экспедиции в виде модели тундры.

-У каждого участника экспедиции есть возможность зарабатывать бонусы, которые будут даваться за правильные и четкие ответы.

выполнить.

-Приступайте к исследованиям.

1 группа – учебник с. 116 - 118

Растительный мир тундры

- Какие группы растений встречаются в тундре?

- Чем примечательно строение листьев, стеблей и корней растений тундры?

-Где обитают лишайники, чем они особенны?

2 группа - учебник с.119-121

Животный мир тундры

- Какие группы животных обитают в тундре? Чем они питаются?

- Как приспособились животные тундры к природным условиям?

3 группа – учебник с. 122-123

Деятельность людей в тундре

- Представители каких народов живут в тундре. Каковы занятия коренных жителей тундры?

- Какие полезные ископаемые стали добывать в тундре?



(Заполнение таблицы)






















П К

  1. Первичное закрепление


- Итак, что узнал 1 отряд.

- Какие группы растений встречаются в тундре? (лишайники, мхи, травы, ягодные кустарники, карликовые береза и ива)

- Чем примечательно строение листьев, стеблей и корней растений тундры?

(Растения низкорослые, а мхи и лишайники закрывают их от холода. Корни располагаются в верхнем слое почвы. Листья у растений маленькие, с опушением или кожистые для меньшего испарения).

- На слайде 2 березы. Какая береза растет в тундре?

- Почему ее называют карликовой?

- Посмотрите на разницу в листьях двух берез (карликовой и белой)

- А знаете ли вы, что тундра в переводе с языка коренных жителей Кольского полуострова означается как «безлесная земля». Почему?

- Большие пространства тундры занимают лишайники. Где они обитают? Чем они особенны?

(вырастают на 1мм в год, растут 4000 лет)

- А что может подсказать нам отсутствие лишайников?

- Вернемся к таблице, заполним недостающие строки

- Что узнал 2 отряд?

- Какие группы животных обитают в тундре?

(насекомые, птицы, млекопитающие)

- Чем питаются?

(ягодами, ягелем – растительноядные, растительноядными животными (леменг, куропатка) – жищники)

- Как приспособились животные тундры к природным условиям?

(Густая шерсть, белая окраска, пушистое оперение, достаточный слой подкожного жира).

- Какой из этих оленей может жить в тундре?

- Как он приспособился к суровым условиям тундры? (Густая шерсть, подкожный жир, перепонка между копытами, которая помогает преодолевать топкие болота, стадный образ жизни)

- Какую пользу приносят хищники тундры?

(Они охотятся на слабых, больных животных, в стаде сохранятся здоровые животные)

- Можно ли их бесконтрольно отстреливать?

(Нельзя, нарушится экологическое равновесие)

- Вернемся к таблице, заполним недостающие строки

- Представители каких народов живут в тундре.

(коми, чукчи, якуты, ханты, эвенки)

Каковы занятия коренных жителей тундры?

(Охота, рыболовство, оленеводство)

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Наклонились вправо, влево.

На соседей поглядели

Руку правую подняли

И всем дружно помахали

Теперь левую подняли

Вслед кому-то помахали.

Вдруг увидели оленей

Изумились, вдох и выдох.

За работу вновь присели

- Что у меня в руках?

- Как бубен связан с народами севера?

- Да, бубен – это один из национальных инструментов коренных народов таких как: коми, чукчи, якуты, ханты, эвенки, именно на их языке я поприветствовала вас.

- Какие полезные ископаемые добывают в тундре?

(природный газ, нефть, каменный уголь)

- Вернемся к таблице, заполним недостающие строки.

- Приведите примеры отрицательного влияния хозяйственной деятельности людей в тундре?

(Вездеходы разрушают тонкий почвенный слой тундры. Загрязняется природная среда)

- Да, действительно, от вездеходов и тракторов поверхность почвы нарушается, растения погибают. Для их восстановления потребуются годы. На многих оленьих пастбищах ягель исчезает, потому что оленей не всегда вовремя перегоняют с одного пастбища на другое. Местность загрязняется нефтью во время ее добычи.

- Что бывает, когда нефть при добыче или транспортировке разливается в море?

- Посмотрите, что происходит, когда нефть попадает в воду (опыт). Нефть покрывает воду маслянистой пленкой, страдают рыбы, птицы, водоросли.

- Подходит к концу 2017 - год экологии, было сделано много по сохранению природы тундры: овцебыков, которых разводят в Таймырском заповеднике, стали расселять в разные уголки тундры, многие дети вступили в зеленые отряды защиты природы, люди объединялись в экологические десанты по уборке тундры от мусора.

- Подведем итоги работы нашей экспедиции, посмотрим на отчет и постараемся ответить на главный вопрос урока «почему тундра ранимая».

- Как вы представляете тундру?

- Слушая результаты работы отрядов, ребята отображали все на модели тундры. Она оказалась заселенной растениями, животными, обозначились места добычи полезных ископаемых.

- Когда мы слушали песню, то представляли тундру заснеженной и пустынной. Посмотрите, какая она на самом деле красивая, но при этом хрупкая и ранимая.

- Почему же она ранимая?

- Небрежное отношение к природе тундры приведет к разрушению тонкого слоя почвы, исчезновению лишайников и ягеля, гибели животных, а пагубное влияние человека приведет к тому, что он сам не сможет там жить.



Выполняют самостоятельно работу





К П

  1. Домашнее задание. Оценивание. Рефлексия


- Вот и последнее общее задание для всех участников экспедиции. Дома необходимо прочитать учебник на стр.114-123 (Ранимая тундра), выполнить 6 и 7 задание в рабочей тетради, а также творческое задание – придумать знак охраны тундры или нарисовать пейзаж тундры.

- Поднимитесь те, кто получил бонусы в экспедиции. Вы получаете отличные оценки за работу на уроке.

- Сейчас в тундре царит полярная ночь, давайте сделаем ее ярче, осветив звездами. На столе у вас лежат звезды. Поднимите звезду нужного цвета:

- зеленая звезда – урок был интересным, и вы узнали много нового,

- оранжевая звезда – урок был интересным, но вам что-то не удалось,

- фиолетовая звезда означает, что вам было скучно, и вы не узнали ничего нового.

- Получилось очень яркое небо, в котором я увидела много звезд … цвета, мне очень это приятно.

- Мне с вами хочется попрощаться на языке эвенков.

-Встаньте, пожалуйста, урок окончен. Бакалдыдала! До свидания.

- Уходя, прикрепите звезды на небосклон.