СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта по окружающему миру "Какой бывает транспорт"

Нажмите, чтобы узнать подробности

           Цель: помочь учащимся обобщить имеющиеся знания о видах транспорта; составить схему «Виды транспорта»; познакомить с необычными     видами транспорта.

  Задачи:

Образовательные - расширить и обогатить знания детей о видах транспорта,  о современных (необычных)  видах транспорта.

Развивающие - развивать логическое мышление, внимание, память, речь.

Воспитательные  - воспитывать интерес к окружающему миру; формировать стремление к получению знаний; воспитывать уважение друг к другу в коллективе.

    Основные понятия - транспорт, виды транспорта, номера телефонов экстренного вызова: 01, 02, 03, 04, современные виды транспорта.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по окружающему миру "Какой бывает транспорт"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Алманчинская средняя общеобразовательная школа»



Название конкурса Фестиваль-конкурс «Открытый урок»



Название работы Окружающий мир 2 класс

Тема «Какой бывает транспорт»



Автор работы: Николаева Антонина Леонидовна


Место работы МБОУ «Алманчинская СОШ»


Должность учитель начальных классов


Стаж работы в данной должности, категория, 40 лет, первая категория


Контактная информация (телефон, e-mail). 89033798893 [email protected]



С правилами и условиями проведения конкурса ознакомлен и согласен.

07.10.2022 ________________


Разрешаю размещение своей работы на образовательном портале в полном объеме.

07.10.2022 ________________




с. Красноармейское

2022



Урок окружающего мира

во 2 классе (УМК «Школа России»)



«Какой бывает транспорт»










Пояснительная записка к уроку



Цель: помочь учащимся обобщить имеющиеся знания о видах транспорта; составить схему «Виды транспорта»; познакомить с необычными видами транспорта.


Задачи:

Образовательные - расширить и обогатить знания детей о видах транспорта, о современных (необычных) видах транспорта.

Развивающие - развивать логическое мышление, внимание, память, речь.

Воспитательные - воспитывать интерес к окружающему миру; формировать стремление к получению знаний; воспитывать уважение друг к другу в коллективе.


Основные понятия - транспорт, виды транспорта, номера телефонов экстренного вызова: 01, 02, 03, 04, современные виды транспорта.


Здоровьесберегающий аспект - работа по предупреждению заболеваний, сохранение здоровья; индивидуальный подход к учащимся; рациональная смена видов учебной деятельности; физминутки.


Технологии - игровая технология, личностно-ориентированное обучение, компьютерные технологии.


Тип урока - урок открытия новых знаний


Необходимое оборудование и используемые материалы: компьютер для учителя и ученика, проектор, экран, авторский медиапродукт (презентация), учебник окружающий мир (автор А.А.Плешаков), видеофильм стихотворения С.Михалкова «От кареты до ракеты» (без звука, озвучивает ученик)), карточки с наглядным материалом.













Планируемые результаты

  • Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):

научатся: определять понятие «транспорт», виды транспорта;

получат возможность научиться: приводить примеры различных транспортных средств; классифицировать средства транспорта; узнавать по фотографиям транспортные средства экстренного вызова; рассказывать об истории воздушного и водного транспорта; работать с иллюстрациями в учебнике, извлекать из них нужную информацию; отвечать на вопросы и оценивать свои знания; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.


  • Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность):

регулятивные – действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимать оценку учителя; познавательные – использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.


  • Личностные: формировать целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительное отношение к иному мнению, умение принимать и осваивать социальную роль обучающегося; развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения; развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты, видеть выходы из спорных ситуаций



Продукт изготовленный на уроке: схема «Виды транспорта».

Тип проекта: групповой, внутриклассный.

Классификация проекта: информационный.











Содержательная часть

Конспект урока


Этап урока,

цель

Время

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Форма

работы

Результат

1

Мотивирование к учебной деятельности.

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности.

2

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Предлагает поприветствовать гостей.

- Девизом сегодняшнего урока пусть станет небольшое стихотворение.


Девиз сегодняшнего урока:

«Вместе не трудно,
вместе не тесно,
вместе легко
и всегда интересно!»

Запомни и соблюдай простые правила:

  1. Уважай своего товарища.

  2. Умей каждого выслушать.

  3. Не согласен – предлагай!

Приветствуют учителя и гостей, проверяют готовность к уроку.

- Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.

Фронтальная

Регулятивные УУД:

волевая саморегуляция, способность к мобилизации сил и энергии.

Коммуникативные УУД: поддержание интереса к уроку.

Познавательные УУД: выделение необходимой информации для ответа на вопросы.

2

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Цель: актуализировать работу по определению темы урока.

4

- Ребята, о чем мы с вами говорим на уроках окружающего мира?


- Правильно. О чем мы сегодня будем говорить? Ответить на этот вопрос – поможет стихотворение Сергей Михалкова «От кареты до ракеты». Итак – внимательно прослушайте и ответьте на вопрос: о чем это стихотворение?


- О явлениях природы, о растениях, о животных, о погоде, о полезных ископаемых.


Ребята внимательно слушают стихотворение С.Михалкова в исполнении одноклассника в сопровождении видео.

Люди ездили по свету, 

Усадив себя в карету. 

Но пришел двадцатый век – 

Сел в машину человек. 

Тут пошло такое дело! 

В городах затарахтело. 

Шум моторов, шорох шин – 

Мчатся тысячи машин. 

В паровые тихоходы 

Забирались пешеходы. 

И могли они в пути 

На ходу легко сойти. 

А теперь под стук колес 
Нас везет электровоз. 
Не успел двух слов сказать - 
Смотришь: надо вылезать! 
Корабли такими были - 
Как игрушечные, плыли. 
Плыли месяц, плыли год … 
Появился пароход! 
А сегодня в океаны  
Выплывают великаны. 
Удивляет белый свет 
Быстрота морских ракет. 
Лишь одним ветрам послушный, 
Поднимался шар воздушный. 
Человек умел мечтать, 
Человек хотел летать! 
Миновал за годом год… 
Появился самолет! 
В кресло сел, завтрак съел. 
Что такое? Прилетел! 
Ну, а это, ну, а это - 
Кругосветная ракета! 
От кареты до ракет! 
Это чудо или нет? 

Фронтальная

Регулятивные УУД: способность принять учебную задачу, поддержание интереса к уроку, способность начинать и заканчивать действие в нужный момент.

Познавательные УУД: выделение необходимой информации для решения задач, поиск способов решения.

Коммуникативные УУД:

умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, умение слушать и понимать речь других, учитывать разные мнения.

3

Выявление места и причины затруднения. Цель: согласовать цель и тему урока.

4

- О чем говорится в стихотворении С. Михалкова?

- Каким одним словом можно назвать все то, что вы сейчас перечислили?
- Как вы думаете, о чем же мы будем говорить на уроке?

- Тема нашего урока так и называется: «Какой бывает транспорт?» 

- Какие вопросы можно задать к слову «транспорт».














- Посмотрите, сколько вопросов. Конечно, на все вопросы мы в рамках урока ответить не можем, поэтому берём только три:

1. Что такое транспорт?

2. Какой бывает транспорт?

3. Какие необычные виды транспорта существуют?

- Откройте учебник, посмотрите, чему мы будем учиться на уроке.

- О машинах, о кораблях, о самолетах, о ракетах.

- Транспорт. Слайд 2




- Мы будем говорить о транспорте.




- Что такое транспорт?

- Какой бывает транспорт?

- Что относится к транспорту?

- Для чего нужен транспорт?

- Где бывает транспорт?

- Есть ли новые виды транспорта?

- Какие необычные виды транспорта?

- Сколько видов транспорта?

- Как разобраться в огромном количестве видов транспорта, на какие группы можно разделить весь транспорт?









Дети читают тему и цели урока из учебника.

Фронтальная

Коммуникативные УУД:

умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и чёткостью, умение слушать и понимать речь других, учитывать разные мнения.

Регулятивные УУД:

умение ставить цель занятия.

4

Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

Цель: формировать понятие «Транспорт», составить схему «Виды транспорта».

6

- Где или как мы можем добыть ответ на 1 вопрос?

- Сейчас вы будете работать группами, обратите внимание на правила работы в группе.

1-я гр. – работает с учебником,

2-я гр. – работает со словарем,

3-я гр. - ищет в интернете.

(На работу 3 мин.)

На доске появляется запись: транспорт, стрелки и несколько значений слова.

- Для чего служит транспорт?

- Словарь, спросить у взрослых, найти ответ в интернете.


Дети добывают знания в соответствии с заданиями, обсуждают в группе и докладывают на класс, 1 человек от группы.





- Перевозить грузы, пассажиров, путешествовать, спасать.

Фронтальная работа,

групповая работа

Познавательные УУД:

поиск и выделение необходимой информации при решении задач, выбор эффективного способа решения, формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение.

Регулятивные УУД:

умение планировать последовательность выполнения действий.

Коммуникативные УУД:

умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, умение слушать и слышать других, учитывать разные мнения, умение сотрудничать с учителем и со сверстниками.

5

Реализация построенного проекта.

Цель: составление схемы «Виды транспорта», формировать понятие о специальном транспорте, его особенностях, познакомить с необычным видом транспорта.

10

- Мы подошли ко 2 вопросу: какой бывает транспорт? Предлагаю поработать в группах.

- У меня на магнитной доске картинки различных видов транспорта. Разделите все картинки на группы в зависимости от выполняемой работы.

1 группа: виды транспорта в зависимости от того, где работает транспорт (наземный – водный – воздушный – подземный);

2 группа: виды транспорта в зависимости от того какую работу выполняет транспорт (грузовой – легковой – специальный);

3 группа: виды транспорта в зависимости от количества пассажиров и владельца транспортом (личный -общественный).

- Ребята, проверим себя, правы ли мы, правильно разделили на группы?

( Сверяемся со схемами на экране).


Оцените работу.


- Как вы думаете, почему этот вид транспорта назван « специальным»?



- Вспомните по каким телефонам вызывают эти машины?





-Ребята, мы ответили на второй вопрос?










Дети работают в группах, а затем по одному представителю выходят к доске и выступают.

(Учитель помогает фиксировать схемы на доске.)



Слайды 3,4,5, 6,7

Слайды 8,9,10, 11

Слайд 12, 13, 14, 15















Оценивают работу.

- Слово « специальный» в переводе с латинского языка означает « особый». Эти машины вызывают, если требуется помощь.

- 01, пожарная помощь

- 02, полиция

- 03, скорая помощь

- 04, газовая помощь

- 112, служба спасения МЧС



- Да, ответили.

Фронтальная работа, групповая работа

Познавательные УУД:

умение находить и выделять необходимую информацию, умение обосновать выбор решения, осознано строить речевое высказывание.

Регулятивные УУД: проговаривать последовательность действий, формирование познавательной инициативы.

Коммуникативные УУД:

умение сотрудничать с учителем, сверстниками, вступать в диалог, участвовать в обсуждении задания.


Физкультминутка

Цель: создать условия для психоэмоциональной разгрузки, снять напряжение и усталость обучающихся

2

Организует выполнение движений

Выполняют физические упражнения, развивают умение концентрировать свое внимание на


Коммуникативные: умение выполнять физические упражнение по команде, все вместе

7

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: закрепление знаний о видах транспорта.

2

Игра «Что у кого?»

– У человека глаза, а у автомобиля?
– У человека сердце, а у автомобиля?
– У человека ноги, а у автомобиля?
– У человека кровь, а у автомобиля?
– Человек вытирает руками, а у автомобиля? 
– Для переноски вещей у человека есть сумка, а у автомобиля?
– Человек может заболеть, а у автомобиля?



- Фары.


- Мотор.


- Колеса.


- Бензин.


- Дворниками.


- Багажник.


- Ломается.

Фронтальная работа

Коммуникативные УУД:

умение сотрудничать в коллективе.

Регулятивные УУД: способность к мобилизации сил и энергии, эмоциональный настрой на уроке.

8

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: собрать и описать получившийся вид транспорта по полученной схеме.

5

- Будете работать в паре. У вас на столах лежат конверты, в которых пазлы. Вам нужно их собрать и описать получившийся вид транспорта.









Оцените свою работу.

Ученики собирают пазлы. Дают характеристику по плану:

1. Вид транспорта.

2. Наземный, водный, воздушный, подземный.

3. Пассажирский, грузовой, специальный.

4. Личный, общественный.


Оценивают свою работу.

Самостоятельная работа

Познавательные УУД: умение обосновать выбор решения, осознано строить речевое высказывание.

Регулятивные УУД: проговаривать последовательность действий, формирование познавательной инициативы.

9

Включение в систему знаний и повторение.

Цель: познакомить с необычным видом транспорта.

5

- Ребята, у нас остался еще один вопрос: какие необычные виды транспорта существуют. Как вы думаете можно без подготовки ответить на этот вопрос?

- У нас было время, мы поискали ответ в Интернете. Некоторые ученики нашего класса подготовили небольшие сообщения на эту тему. Послушайте их выступления.


Посмотрим видео, презентацию.


- Конечно, нет.





Плавающий автобус Hippo (Канада)

В Канаде, а точнее в ее столице Торонто, вам предложат покататься на плавающем автобусе. Название этого транспортного средства переводится как «бегемот», и оно ему вполне подходит. Автобус начинает свой путь на суше, а потом «легким движением руки» превращается в небольшое судно и движется по поверхности озера Онтарио.  Этот «земноводный» вид транспорта вмещает 40 пассажиров и используется для проведения обзорных экскурсий по Торонто. Так что не упустите своего шанса, покатайтесь на Hippo в Канаде.

Автобус Wubbo Superbus (ОАЭ)

О роскошной жизни в Объединенных Арабских Эмиратах ходят легенды. Только посмотрите: у них даже автобус похож на роскошный суперкар! Транспортное средство имеет 23 посадочных места и передвигается от Дубая до Абу-Даби по выделенной полосе со скоростью около 250 км/ч. 

Разрабатывался этот автобус в Нидерландах, автором проекта стал Вуббо Оккельс, первым из голландцев побывавший в космосе. Наверное, именно поэтому транспортное средство своими очертаниями напоминает космический корабль!

Левитирующий поезд «Маглев» (Китай)

Из центра Шанхая до аэропорта, находящегося в 30 км, этот поезд едет со скоростью 431 км/ч. Казалось бы, скоростными поездами сейчас никого не удивишь, но этот − особенный! Дело в том, что он едет, не касаясь рельсов, а буквально паря над ними. 

Название поезда «Маглев» расшифровывается как «магнитная левитация» и объясняет принцип работы этого транспортного средства. Никакой магии, только законы физики!

Канатная дорога, США

Канатная дорога острова Рузвельта - это своего рода воздушный трамвай в Нью-Йорке, который охватывает пролив Ист-Ривер и соединяет остров Рузвельта с Манхэттеном. Каждая кабина вмещает около 110 людей и совершает около 115 поездок в день. Трамвай движется со скоростью примерно 28,8 км/ч и проходит около 940 м за 3 минуты. Она поднимается на 76 м над Ист-Ривер, следуя по маршруту с северной стороны Моста Куинсборо, открывая вид на Ист-Сайд в Манхэттене.

Подвесное метро.

Такого вида транспорта вы не увидите нигде, кроме как в немецком городе Вупперталь. Более 25 миллионов человек в год перевозят подвесные поезда. Ощущение от поездки очень непривычное, ведь земля проносится внизу, а поезд движется по рельсе, находящейся вверху. За счет этого у пассажиров возникает чувство полета.

Индивидуальная работа

Познавательные УУД: умение находить и выделять необходимую информацию, умение обосновать выбор решения, осознано строить речевое высказывание.

Регулятивные УУД: проговаривать последовательность действий, формирование познавательной инициативы.

Коммуникативные УУД:

умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, умение слушать и понимать речь других.

10

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: организовать рефлексию и самооценку собственной деятельности.




5

И так, ребята, подведем итог урока. Какие три вопроса мы поставили в начале урока?

- Что такое транспорт?

-Какой бывает транспорт?

- Как избежать опасных ситуаций связанных с транспортом? (правила поведения).



- Домашнее задание по выбору:

1. Придумать и нарисовать экологически чистое транспортное средство будущего.

2. Нарисовать знаки, изображающие, как избежать опасных ситуаций, связанных с транспортными средствами.

3. Сообщение «Как появились автомобили».



- Давайте оценим свою работу на уроке:

- кто очень хорошо понял материал и может объяснить товарищу – закрашиваете зеленый сигнал светофора;

- кто в чем-то сомневается – желтый;

- кто считает, что ему нужно еще поработать над данной темой – закрашивает красный.

 - Ребята, всем огромное спасибо за урок!

Ученики отвечают на поставленные вопросы.










Ребята записывают домашнее задание (по выбору)














Оценивают свою работу на уроке, закрашивая определенный сигнал светофора.

Фронтальная, индивидуальная работа

Познавательные УУД:

умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

Коммуникативные УУД:

умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, умение слушать и понимать речь других, умение оценивать работу одноклассников и свою

Регулятивные УУД:

оценка, контроль, коррекция. Личностные УУД:

умение оценивать себя при помощи критерия успешности.





Информационные ресурсы

Для подбора фото - материала к презентации использованы сайты:

http://web-mirror.net/vodnyj-transport

web-mirror.net/transportnoe/vozdush..

http://upper.metromost.com/

fotto.ru/tag/foto_elektrichekко 


Детский портал «Солнышко» http://www.solnyshko.ee/


Сайт интернет-проекта «Копилка уроков http://nsportal.ru сайт для учителей» 1-4 класс

http://www.uchportal.ru  Все для учителя начальных классов на «Учительском портале»: уроки, презентации, контроль, тесты, планирование, программы







Приложения

Предметные картинки


Надписи:







Физкультминутка


Руки в стороны — в полет

Отправляем самолет.

Правое крыло вперед,

Левое крыло вперед,

Раз, два, три, четыре- Полетел наш самолет.

А теперь прилетели и за парту тихо сели.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!