Словарная работа (На слайд выведены устаревшие и диалектные слова, а их объяснение учитель и учащиеся ищут в толковом словаре) Слова: сомкнуты, Аврора, вечор, янтарный, предадимся бегу, нынче 2) Первичное чтение стихотворения учителем под музыку Г. В. Свиридова «Метель». Детям рекомендуется закрыть глаза. 3) Беседа на восприятие - Какое впечатление произвело на вас стихотворение? Почему автор дал ему такое название? - Какая картина предстала перед вашими глазами? - Испытывали ли вы такую радость и вдохновение перед красотами зимней природы? - На какие части мы можем поделить стихотворение? Почему? Анализ стихотворения 1 строфа - Какое настроение создаётся в первой строфе? - С помощью каких средств создаётся такое настроение? - К кому обращается поэт? - Как её называет и к чему призывает? 2 строфа - - Что вы прочувствовали после прочтения? - Как и почему меняется настроение во второй строфе? - Лексика второй строфы противопоставлена лексике первой. Как вы думаете, что достигается благодаря противопоставлению? - Такой приём носит в литературоведении название антитезы. Запишем в тетради: «Противопоставление слов, образов, эпизодов, картин для передачи мысли и чувства, усиления выразительности речи называется антитезой». - Если бы не было второй строфы, изменилось бы настроение стихотворения? 3 строфа Учитель: - Прочитайте третью строфу. Какими красками можно нарисовать чарующую картину за окном, выразить своё восхищение красотой зимнего утра? - Найдите сравнение в третьей строфе - Почему поэт применяет такое сравнение? 4 строфа - Прочитайте четвёртую строфу. Какие слова подтверждают приподнятое настроение героя? 5 строфа - Прочитайте пятую строфу. С какой интонацией надо произнести данные строки? - Куда стремится лирический герой из уюта комнаты? Учитель: Сегодня на уроке мы проанализировали стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро» и смогли раскрыть идейный смысл произведения. Каков он? |