СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта по стихотворению "Зимнее утро"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка поможет детям познакомиться со стихотворением А. С. Пушкина "Зимнее утро", проанализировать его и выявить специфические особенности.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по стихотворению "Зимнее утро"»

Технологическая карта урока

Учебный предмет

Литература

Класс

6

Тема урока

А. С. Пушкин «Зимнее утро». Влияние красоты природы на человека.

Тип урока

Комбинированный урок

Цель урока

1) обучающие: познакомить учащихся со стихотворением А.С. Пушкина «Зимнее утро»; совершенствовать навыки анализа лирического произведения

2) воспитывающие: привить учащимся любовь к родной природе силой художественного слова

3)развивающие: развить образное мышление, воображение, познавательный интерес; углубить понимание идейного содержания

Основные термины и понятия

антитеза

Образовательные ресурсы

портрет А.С. Пушкина, интерактивная доска, словарь;

Музыка Н.В. Свиридова «Метель»






Планируемые результаты

Предметные результаты

  1. 1) умение анализировать литературное произведение; понимать и формулировать тему, нравственный пафос литературного произведения;

  2. умение отвечать на вопросы, вести диалог с текстом, учебником, одноклассниками

  3. формирование собственного отношения к стихотворению;

  4. Владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;



Личностные результаты

  1. совершенствование духовно-нравственных качеств личности;

  2. развитие потребности самовыражения через слово, устойчивый познавательный интерес к чтению;

  3. воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Метапредметные результаты

  1. умение самостоятельно организовать собственную деятельность, оценивать её;

  2. умение, посредством анализа, вычленять главную информацию



ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Предметные

результаты

Образовательные ресурсы (ЭОР, ИКТ, медиа)

Основные виды деятельности учителя. Методы и приёмы обучения

ФОУД

Виды деятельности учащихся

Формируемые

УУД

Этап 1. Организация урока1 мин. (Создание условий для осознанного восприятия материала)



Слово учителя: приветствие, проверка готовности к уроку.

Ф

Готовятся к уроку, слушают.


Организация собственной деятельности



Этап 2. (мотивация) – 5мин.

















































1) Слово учителя:
- Мир природы входит в душу человека с момента его появления на свет, вызывая неподдельное изумление и восторг. С годами это восприятие становится спокойным и осмысленным, и от того, насколько глубоко способен человек видеть и чувствовать окружающую красоту, зависит во многом его нравственный облик.

Пушкинская поэзия открывает нам неповторимую прелесть родной природы. Под влиянием его изумительных стихов мы совершаем путешествие к морю, любуемся с высоты видом Кавказа, отдыхаем в тихом деревенском "пустынном уголке", приводя в порядок свои мысли и чувства, или мчимся по зимней дороге, слыша отдаленный звон колокольчика...

А.С.Пушкин наполнил содержание пейзажной лирики размышлениями об очень сложных вопросах человеческой жизни: о том, в каких отношениях находятся человек и природа, как соотносятся явления природы и движения души человека, есть ли в природе разумное, божественное начало или она стихийна и бессмысленна.

Сегодня мы познакомимся с вами с известным стихотворением А. С. Пушкина «Зимнее утро». Оно очень необычайно по своему содержанию. В стихотворении поэт показал связь внутреннего состояния человека с меняющейся природой.


2) Давайте сформулируем тему нашего урока. Какие бы цели вы поставили перед собой?



Ф















































1) Слушание, настраивание на работу







































2) Формулирование темы урока, целеполагание











































2) умение ставить перед собой цели, умение грамотно

формулировать свой ответ



Этап 3. – Изучение нового материала – 25 мин


.

1) работа со словарём
































































  1. Словарная работа

(На слайд выведены устаревшие и диалектные слова, а их объяснение учитель и учащиеся ищут в толковом словаре)

Слова: сомкнуты, Аврора, вечор, янтарный, предадимся бегу, нынче

2) Первичное чтение стихотворения учителем под музыку Г. В. Свиридова «Метель». Детям рекомендуется закрыть глаза.

3) Беседа на восприятие

- Какое впечатление произвело на вас стихотворение? Почему автор дал ему такое название?

- Какая картина предстала перед вашими глазами?

- Испытывали ли вы такую радость и вдохновение перед красотами зимней природы?

- На какие части мы можем поделить стихотворение? Почему?

Анализ стихотворения

1 строфа

- Какое настроение создаётся в первой строфе?

- С помощью каких средств создаётся такое настроение?

- К кому обращается поэт?

- Как её называет и к чему призывает?

2 строфа

- - Что вы прочувствовали после прочтения?

- Как и почему меняется настроение во второй строфе?

- Лексика второй строфы противопоставлена лексике первой. Как вы думаете, что достигается благодаря противопоставлению?

- Такой приём носит в литературоведении название антитезы. Запишем в тетради: «Противопоставление слов, образов, эпизодов, картин для передачи мысли и чувства, усиления выразительности речи называется антитезой».

- Если бы не было второй строфы, изменилось бы настроение стихотворения?

3 строфа

Учитель:

- Прочитайте третью строфу. Какими красками можно нарисовать чарующую картину за окном, выразить своё восхищение красотой зимнего утра?

- Найдите сравнение в третьей строфе

- Почему поэт применяет такое сравнение?

4 строфа

- Прочитайте четвёртую строфу. Какие слова подтверждают приподнятое настроение героя?

5 строфа

- Прочитайте пятую строфу. С какой интонацией надо произнести данные строки?

- Куда стремится лирический герой из уюта комнаты?

Учитель: Сегодня на уроке мы проанализировали стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро» и смогли раскрыть идейный смысл произведения. Каков он?


Ф
















































































1)работа со словарём






2) слушание


3) ответы на вопросы





































































умение грамотно

формулировать ответы на вопросы, умение анализировать отдельные эпизоды



























































Этап 4. Этап закрепления полученных знаний. – 8 мин.



1) - Итак, ребята, давайте вспомним, что же такое антитеза?

2) - Какие чувства способна вызывать природа в душе человека? Есть ли между ними взаимосвязь?

3) - Является ли стихотворение гимном родной природе, солнечному зимнему дню и радостному настроению поэта?


лл Ф

Отвечают на вопрос:

  1. Противопоставление слов, образов, эпизодов, картин для передачи мысли и чувства, усиления выразительности речи называется антитезой».

  2. Чувство воодушевления, радости, грусти, страха. Природа напрямую влияет на настроение человека

3) Стихотворение является гимном…, потому что…

Умение отвечать на вопросы, умение давать связный ответ

Этап 5. Обобщающий этап. Рефлексия. – 5 мин.

.


Подведение итогов урока.

- Ребята, что мы сегодня прошли на уроке.? С каким стихотворением Пушкина мы познакомились?

- - Итак, что же изображает А.С.Пушкин в стихотворении «Зимнее утро»?

- О чем заставляет задуматься это стихотворение?

В своём стихотворении Александр Сергеевич Пушкин наполнил содержание пейзажной лирики размышлениями об очень 6 сложных вопросах человеческого бытия – о родственности и враждебности явлений природы человеческой душе, о том, есть ли в природе разумное начало или она бессмысленна в своём грозном могуществе, связаны ли каким-нибудь образом природное стихии с мыслящим и чувствующим человеческим «я». Таково стихотворение «Зимнее утро». Человек и стихия (вьюга) живут по разным законам. Они не согласованы, но таинственным образом взаимосвязаны. На морозе лирический герой как человек русский особенно ярко ощущает тепло, испытывает прилив энергии, вдохновения. Это мгновения ощущения человеком своего единства с миром и осознание его независимости, неподвластности, таинственности, мощи и красоты. В «Зимнем утре» Пушкин запечатлел не просто разнообразие мира, он показал связь внутреннего состояния человека с меняющейся природой.


Ф

Ответы на вопросы.


Умение грамотно отвечать на вопросы

Этап 6. Задание на дом – 1 мин.



Выучить стихотворение наизусть и нарисовать иллюстрации к нему


И

Записывают задание на дом.

Умение творчески мыслить







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!