Организационный момент | Долгожданный дан звонок Это начался урок. Урок русского языка начнём с таких слов: «Пусть сегодня для нас всех, на урок придёт успех!» | Приветствуют учителя, присаживаются на свои места, проверяют свою готовность к уроку. | Адекватная мотивация учебной деятельности. |
Актуализация знаний | К концу лета в каждом гнезде у пчёл начинается подготовка к зиме. Пчёлы собирают с почек деревьев тополя клей – прополис и аккуратно замазывают щели. - Итак, мы сейчас пчёлки – строители. Строим аккуратно и красиво. Чч чк чн чт чу ча чл чм Предложение написано на доске. Не троньте майского жучка! Знакомство с новым словом Горизонт | Минутка чистописания и словарная работа Записывают каллиграфическим подчерком в тетрадь. Обучающиеся выполняют синтаксический разбор предложения с объяснением орфограмм. Запись нового словарного слова. | Самооценка готовности к уроку. Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей |
Самоопределение к деятельности | Что вы помните о словосочетаниях? Что вы можете сказать об этих словах? Что они образуют? Итак, вы догадались какая тема нашего урока? | Обучающиеся отвечают, что слова образуют словосочетания. Сообщают, что тема нашего урока это словосочетание . | Определение темы, цели деятельности с помощью учителя |
Открытие нового знания | Вспомним определение Что же такое словосочетание? Словосочетание – два и более слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Это определение показано так же на слайде. Что еще вы помните о словосочетании? Обучающимся предлагается нераспространенное предложение. Необходимо добавить одно слово. Листья опадают. Листья опадают с деревьев. Желтые листья опадают с деревьев. Осенью желтые листья опадают с деревьев. - Почему осенью деревья теряют листву? (В черенке листа образуется пробковая перегородка. Влага не доходит до листьев, и они отмирают.) На столе стоит букет из осенних листьев разных растений. - Рассмотрите букет из осенних листьев. Опишите его. Учитель читает текст. - Назовите словосочетания со словом листья. А на большой лесной поляне и упавшие листья не находят покоя: одни, как мыши, перебегают поляну, другие хороводом кружатся, вихрятся, носятся и, когда попадают в течение ветра над лесом, опрометью мчатся под синими, почти черными тучами. М. Пришвин. «Птицы и листья» Молодцы! Теперь выполним следующее задание в учебнике на 22 странице. Внимательно прочитаем задание к упражнению 28. Кто готов прочитать нам вслух задание? Теперь давайте выполним это упражнение в тетради. Обратите внимание на правило после упражнения. Мы с вами это уже вспомнили Прочтите правило еще раз. Кто готов рассказать нам это правило? | Словосочетание состоит из главного и зависимого слова , от главного задается вопрос. Грамматическая основа не является словосочетанием. Открывают, читают. Один ученик читает. Все принимают участие в выполнения данного задания. Запись данного предложения в тетрадь. Обучающиеся отвечают на вопросы (устно). Обучающиеся устно дают описание букета из осенних листьев. Назвать словосочетания со словом листья. Читают правило, один ученик по желанию рассказывает его. | Формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу. Умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата |
Первичное закрепление | Сейчас на индивидуальных карточках вы выполните задание. - Прочитайте предложение: Упавш..ми лист..ями с д..рев..ев и кустарников питаю..я почвенные ж..вотные. - Вставить пропущенные орфограммы. - Выписать словосочетания. Давайте теперь проведем физминутку! Игра «Угадай растение». Учитель показывает лист растения. - Лист клена. (Кленовый лист.) - Лист березы. (Березовый лист.) - Лист осины. (Осиновый лист.) Дети по лесу гуляли, За природой наблюдали! Вверх на солнце посмотрели, И их лучики погрели. Бабочки летали, Крылышками махали. Дружно хлопнем: раз, два, три, четыре, пять, Нам пора букет собрать. Раз присели, два присели, В руках ландыши запели. | Выполняют задания на карточках. | Умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме; планирование деятельности для достижения результата. Формирование умения искать и выделять необходимую информацию из текста. |
Вторичное закрепление | Выполним упражнение 29. Теперь давайте поработаем в парах. Задайте друг другу поросы по теме нашего сегодняшнего урока и на полях в тетради соседа карандашом оцените его знания и работу на уроке. | Выполняют упражнение. Задайте друг другу вопросы по теме урока. Проверьте своего товарища, как он понял материал. | Умение анализировать материал , составлять вопросы, работать в паре. |
Подведение итогов урока | - Что мы повторяли на уроке? Для чего? - Что такое словосочетание? - Какую роль выполняют словосочетания? Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из записи на слайде: 1. сегодня я узнал… 2. было интересно… 3. было трудно… 4. я выполнял задания… 5. я понял, что… 6. теперь я могу… 7. я почувствовал, что… 8. я приобрел… 9. я научился… 10. у меня получилось … 11. я смог… 12. я попробую… 13. меня удивило… 14. урок дал мне для жизни… 15. мне захотелось… | Отвечают, что повторяли на уроке тему словосочетания и синтаксический разбор предложения. Отвечают, что словосочетание – это два и более слов, которые связаны по смыслу и грамматически. | Оценка процесса и результата деятельности |
Рефлексия | - Какие виды работ было выполнять легко? - А какие трудно? - Кого из ребят вам бы хотелось отметить за активное участие в уроке? Если вы довольны сегодняшним уроком, нарисуйте улыбающийся смайлик в конце классной работы, если были трудности – немного расстроенный, если было совсем тяжело – грустный. | Отвечают на вопросы учителя | В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев |