Тема урока | Число и цифра 2. Как получить число 2. | Тип урока: Изучение нового материала |
УМК | Школа России | |
Цель изучения темы | - организовать работу по формированию умений правильно соотносить число и цифру 2; - в ходе практической работы и наблюдений познакомить с образованием числа 2; - в ходе практической работы и наблюдений научить писать цифру 2. |
Основные термины и понятия | «Число», «цифра», «пара», «больше», «меньше»; «столько же». |
Информационно- образовательная среда | Ресурсы | Межпредметные связи |
Информационный материал Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика: Учебник: 1 класс: в 2 ч (стр.24 - 25). Моро М.И., Волкова С.И Математика: Рабочие тетради: 1 класс: В 2 ч. (стр.9). Моро М. И., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В. и др. Математика: Рабочие программы: 1-4 классы Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Степанова С.В. Математика: Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений: 1 класс. Демонстрационный материал (комплект демонстрационных таблиц, разрезной счётный материал. Электронное приложение к учебнику) Диагностический материал (страницы учебника, РТ) | Окружающий мир (растения, домашние и дикие животные, насекомые, овощи и фрукты, посуда, одежда). Обучение грамоте, тема «Письмо наклонных линий с закруглением вверху и внизу». Русский язык, тема «Род имён существительных» |
Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Знания: -определять место числа 2 в последовательности от 1 до 10 среди изученных чисел; -распознавать множества, состоящие из двух элементов. Умения: -писать цифру 2; -соотносить цифру и число; -образовывать следующее число прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел; -овладевать основами логического и алгоритмического мышления. | Познавательные УУД устанавливать закономерности следования объектов, чисел от 1 до 5; сравнивать предметы по количеству, длине; классифицировать объекты, числа, геометрические фигуры по заданному признаку; определять закономерность построения рядов, содержащих геометрические фигуры. способность излагать своё мнение и аргументировать его. Регулятивные УУД - понимать и принимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; - планировать деятельность на уроке под руководством учителя; - сравнивать группы предметов; - искать разные способы решения задачи; - работать в паре и оценивать себя и товарища. Коммуникативные УУД строить простые рассуждения, оформлять их в форме понятных простых логических высказываний; задавать вопросы; работать в паре; учитывать разные мнения, договариваться и приходить к общему решению. | - проявлять интерес к математике; - осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке; - проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и овладении способами действий; - учиться сотрудничать со взрослыми и сверстниками; -применять в практической деятельности понятие символа. |
Этапы урока |
| Формы и приёмы организации учебной деятельности учителем | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1.Мотивационно-ориентировочный этап |
- Предлагает детям самостоятельно подготовиться к уроку. - Проводит игру (логическую разминку) «Продолжи фразу».
Создание мотивационной основы учебной деятельности. - Предлагает рассмотреть с. 24 учебника, определить тему урока. Сообщает тему урока.
- Создание проблемной ситуации. Предлагает определить, кто и что имеет пару (крылья у птицы, глаза, уши и т.д.) - Обращает внимание на тот факт, что числительное «два» имеет особую форму для соответствующих существительных женского рода (две руки, две ноги). |
-Самостоятельно готовятся к уроку. - Отгадывают загадки. Составляют предложения со словами «много – мало», «ниже – выше», «дальше – ближе», «один – два».
- Рассматривают и анализируют представленный иллюстративный материал.
- Составляют рассказ по рисунку. Используют в речи слова «один», «одна», «одно», «два», «две», «двое». Отвечают на вопросы. - Под руководством учителя комментируют ответы одноклассников |
-- осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке; - устанавливать закономерности следования объектов, чисел от 1 до 5; - строить простые рассуждения, оформлять их в форме понятных простых логических высказываний;
- распознавать множества, состоящие из двух элементов. - сравнивать предметы по количеству;
- понимать и принимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; - распознавать множества, состоящие из двух элементов. - строить простые рассуждения, оформлять их в форме понятных простых логических высказываний; - учитывать разные мнения
|
2.Поисковый этап |
- Предлагает найти на странице учебника пары предметов.
- Задаёт вопросы, ответом на которые служат слова «один» и «два». Задаёт вопрос: «О каких предметах можно сказать «два» («один»)?» | - Формулируют вопрос (ответ), слушают одноклассников, отвечают на вопросы.
- Устанавливают соответствие между количеством предметов и числом 2. Проговаривают, рассуждают. | - Распознавать множества, состоящие из двух элементов. - сравнивать группы предметов; - строить простые рассуждения, оформлять их в форме понятных простых логических высказываний; - задавать вопросы; - учиться сотрудничать со взрослыми и сверстниками. |
3.Практический этап |
- Организует практическую работу с разрезным счётным материалом или счётными палочками, направленную на усвоение состава числа 2 (2 – это 1 да ещё 1, 2 без 1 – это 1). Предлагает разными способами уравнять количество треугольников в рядах. Организует работу с монетами (рисунок на полях учебника). - Организует отработку графического навыка написания цифры 2. Акцентирует внимание учеников на различение понятий «число» и «цифра». - Предлагает рассмотреть задание на с. 24. Обращает внимание на домино (знакомит со стандартной «точечной» формой обозначения числа 2), циферблат часов (уточняет понятия «большая стрелка» и «маленькая стрелка»). - Предлагает в парах смоделировать цифру 2 из различных материалов (пластилина, пуговиц, камешков и др. - Организует работу в тетрадях по образцу. - уточняет понятия «верхний правый уголок клетки», «середина клетки», «палочка с наклоном». Предлагает найти закономерность. - Предлагает ученикам самостоятельно раскрасить карточку, которая показывает, сколько предметов на картинке. Организует взаимопроверку в парах. - Предлагает в парах составить рассказ по вопросам к иллюстрации (с. 25). - Предлагает самостоятельно прочитать (догадаться), какое задание надо выполнить на полях учебника (с. 25). Учит исправлять ошибки, если они есть. Отмечает успехи детей. | - Считают предметы.
-Добавляют (убирают) один треугольник. Сравнивают количество фигур, используют в речи слова «на … больше (меньше). -Обсуждают правила посадки при письме, положение тетради, пальцев на ручке и др. - Под руководством учителя проговаривают алгоритм выполнения задания. - Осуществляют обвод цифры верхнего ряда. Находят закономерность.
- Моделируют цифру 2 из различных материалов, работая в парах.
- Выполняют задания в рабочей тетради по образцу. Выполняют задания, соблюдая гигиенические правила письма. Сравнивают с образцом, объясняют причину ошибок, если они есть. Под руководством учителя учатся оценивать свою работу, исправлять ошибки простым карандашом. - Читают числа. Которые раскрасили.
- Составляют рассказ по вопросам. Используют высказывания «1 да 1 – это 2», «2 без 1 – это 1». - Находят два способа решения задачи. - Сравнивают, анализируют, корректируют работу. | - Образовывать следующее число прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел; - сравнивать группы предметов; - искать разные способы решения задачи; - соотносить цифру и число; - писать цифру 2; - работать в паре и оценивать себя и товарища; - овладевать основами логического и алгоритмического мышления; - работать в паре и оценивать себя и товарища; -применять в практической деятельности понятие символа;
- Образовывать следующее число прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел. - определять закономерность построения рядов, содержащих геометрические фигуры
|
4.Рефлексивно-оценочный этап |
Рефлексия относительно достижения результата: -Учитель предлагает учащимся обсудить, достигнута ли поставленная цель. Рефлексия относительно мотивов деятельности:
Предлагает учащимся рассказать, что было интересным, что понравилось. Оценить свою работу на уроке, знакомит с «Лесенкой успеха» | Рассказывают о проделанной работе, участвуют в обсуждении.
Делятся впечатлениями, рассказывают, что получилось. Оценивают работу и комментируют свой выбор. | - Способность излагать своё мнение и аргументировать его. - Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. - Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности |
Дополнительные творческие задания. Объяснить смысл пословицы: «Ум хорошо, а два лучше.». Вспомнить стихи и загадки, в которых встречается число 2. Найти сходство по начертанию между цифрой 2 и реальными предметами. |