Организовать изучение нового материала | - Какую первую задачу мы с вами поставили? (познакомиться с биографией) -Ребята, сейчас я вам расскажу биографию Толстого, слушайте внимательно, в конце я задам вам вопросы. Лев Николаевич Толстой — великий русский писатель. Он родился 9 сентября 1828 года в имении Ясная Поляна Тульской губернии в большой дворянской семье. Мать умерла, когда мальчику было 2 года, а отец – через 7 лет. После смерти родителей о Льве, его братьях и сёстрах стала заботиться тётя – Александра Ильинична. Вместе с братом Николаем он придумал секрет «зелёной палочки». Братья придумали «рецепт» того, как сделать всех людей счастливыми, вырезали его на палочке, а потом закопали её в саду Несмотря на раннее сиротство, писатель с нежностью вспоминал детство в Ясной Поляне, игры с кузинами, кузенами, братьями и сёстрами. В 1862 году Толстой женился на Софье Андреевне Берс. Она стала главной помощницей в его литературных трудах, матерью 13-ти детей. За годы семейной жизни Лев Николаевич написал множество рассказов, повестей, романов. Самый известный из них – «Война и мир». Для крестьян Ясной Поляны писатель открыл школы. Он сам написал детскую «Азбуку», закупил книги для школьной библиотеки. Чтобы увидеть великого писателя, в Ясную Поляну приходили сотни людей. О Льве Николаевиче Толстом вскоре узнал весь мир. Несколько раз ему хотели вручить Нобелевскую премию (главную литературную награду), но писатель отказывался. Его мечтой, как и в детстве, было счастье для всех людей. Толстой прожил долгую жизнь и умер 20 ноября 1910 года. Он похоронен в Ясной Поляне – там, где когда-то была зарыта «зелёная палочка». -Ребята, вы послушали биографию. Сейчас я вам задам вопросы по ней. Какая мечта была у Толстого? (сделать всех людей счастливыми) -Сколько лет ему было, когда умерла мать? (два года) -Получил ли Толстой Нобелевскую премию? (Нет) -Почему? (Отказывался от нее) -Где родился и где был похоронен? -Молодцы, вы очень внимательно слушали биографию и ответили на все вопросы. А что вы знаете об акулах? Акула – самый крупный и самый свирепый хищник морей. Это очень древние рыбы. Пасть акулы усажена несколькими рядами острых зубов. Ее тело покрыто чешуей с острыми шипами.. Белая акула – самая опасная, сильная из всех акул. Её называют «белая смерть». Может напасть на человека. Но далеко не все акулы – хищники. Самые крупные акулы китовая и гигантская, никогда не нападают на человека. Они питаются мелкими рыбёшками и планктоном. Акулы едят рыбу, тюленей и других морских животных. -Ребята, какую вторую задачу мы с вами поставили? (познакомиться с рассказом) -Давайте откроем стр.153. Посмотрите на картинку. Какие ваши предположения, что произошло в рассказе? Для выполнения поставленной задачи я приглашаю вас в путешествие к берегам Африки, где и произошло событие, описанное в рассказе Л.Н. Толстого «Акула». Африка, второй по величине после Евразии материк. Африка - самый жаркий материк мира. В морях Африки живут такие рыбы как акулы. Я предлагаю разделить рассказ на 3 части Первую часть прочитаю я. Откройте учебник на странице 152 Приступим к чтению текста. Возьмите в руке карандаши. По ходу чтения будем останавливаться, разбирать и подчёркивать незнакомое слово. Я начну читать текст. Ваша задача – внимательно слушать и представить, почувствовать все, что услышите. Чтение учителем текста до слов «…Акула плыла прямо на мальчиков…» Встречаются слова: Сахара – пустыня в Африке парус - надуваемое ветром полотнище из плотной ткани. артиллерист – военнослужащий, который хорошо владеет стрельбой из пушки. палуба - горизонтальное перекрытие в корпусе судна Как вы думаете, что будет дальше? (Предположения детей) Продолжение чтения текста аудиокнигой. (…замерли от страха, и ждали, что будет.) Встречаются слова: хобот (в данном контексте) – фитиль - шнур для поджигания пороха Беседа по прочитанному Оправдались ли наши предположения? (Ответы детей). -А как вы думаете, что произойдет дальше, какие ваши предположения? (Ответы детей) -Давайте же выясним и прочитает последнюю часть, тот хорошо читает. ропот - недовольство, выражаемое негромкой речью т.е. ворчит -Оправдались ли сейчас ваши предположения? -Ребята, понравился ли вам рассказ? Что вы испытали при чтении этого рассказа? (страх, отчаяние, радость) (Проанализируем это произведение, ответив на вопросы по содержанию текста) -Какая беда случилась с мальчиками? (они чуть не были съедены страшным хищником - акулой) Найдите и прочитайте, как мальчики оказались в открытом море. -Как отнесся старый артиллерист к забавам сына и его товарища? (Отец мальчика, старый артиллерист, стоял на палубе и любовался своим сынишкой. Когда сын стал отставать, отец и крикнул ему: «Не выдавай! Поднатужься!») -Когда отца охватил страх? (Когда на палубе закричали: «Акула») Найдите и прочитайте, как автор описывает его состояние. -Почему он стал бледный и не шевелился? (сильно испугался за родного человека) Прочитайте, что делали матросы в этот момент. -Можно сказать, что поступок матросов был отважный? -Почему у них ничего не вышло? (Они были уже близки к цели, но оставалось мало времени) -Ребята, почему, когда матросы пытались спасти мальчиков, старый артиллерист стоял, не предпринимая ничего? (Его сковал страх за детей, за сына). Действительно, когда человеку очень страшно, в первые секунды впадает в оцепенение, не может ничего сделать, особенно когда это касается самого близкого и родного человека. -Когда он стал действовать? Зачитайте этот эпизод. -Почему все замерли от страха? (Всем было страшно, ведь он мог попасть в мальчиков.) - Почему после выстрела артиллерист упал и закрыл лицо руками? Почему он так повел себя? (Ему было страшно смотреть, что же там, после его выстрела.) -А что можно сказать о мальчиках? (Они поступили беззаботно, безответственно.) -Хорошо, мы ответили на все вопросы. -Сейчас я вам предлагаю поработать в парах. Работа в парах. -Давайте восстановим последовательность событий в рассказе (дается деформированный план) -Ребята, на ваших партах лежат карточки с планом рассказа, но посмотрите, что здесь не так? (выстроено не по порядку) -Верно, вам нужно в парах посоветоваться и восстановить последовательность плана. -Давайте вспомним правила работы в парах. -Можете приступать. Выстрел.(4) Мальчики в открытом море.(2) Дети спасены.(5) Купальня на парусе.(1) Акула.(3) -Ребята, давайте проверим, для этого посмотрите на слайд и проверьте, так ли вы восстановили последовательность, если ваша пара выполнила все верно, возьмитесь за руки и поднимите руки. -Молодцы, я вижу многие справились с заданием. Физминутка - Ребята, предлагаю отдохнуть и набраться сил. - Встаньте пожалуйста из-за парт, повторяйте движения за мной Из-за парт мы быстро встали И на месте зашагали. А потом мы улыбнулись, Выше-выше потянулись. Сели-встали, сели-встали За минутку сил набрались. Плечи ваши распрямите, Поднимите, опустите, Вправо, влево повернитесь И за парту вновь садитесь Творческая работа по произведению. Работа в группах. Заполните таблицу 1гр.-- А вы, какие эмоции ощущения испытали во время прослушивания? (тревога, беспокойство, волнение, отчаяние, радость, мужество, опытность, находчивость, смелость, мудрость). - Назовите героев этого рассказа. (артиллерист, мальчики, матросы) 2гр. – Из предложенных фразеологизмов подобрать те, которые подходят к данному рассказу. Объяснить, почему. Душа в пятки ушла (когда человек очень напуган, испугался) Лёгок на помине (о том, кто появился вскоре после того, как о нём подумали или упомянули в разговоре) Риск – благородное дело (Спасение людей и есть благородное дело.) Хлопот – полон рот (Очень много дел, забот) Задирать нос (обозначает сильно загордиться зазнаваться, ставить себя выше других.) Не робкого десятка (смелый, храбрый, не бояться) 3гр.- заполнить таблицу -Подобрать прилагательные Мальчики какие? (радостные, испуганные, беззаботные, беззащитные, безответственные) Моряки какие? ( добрые, отзывчивые, сочувствующие, переживающие за других, быстрые в решениях и действиях). 4 гр. - Какие качества старого артиллериста проявились в данном рассказе, выберите из перечисленных качеств. Трусость, мастерство, обидчивый, мужественный, подлость, слабохарактерный, храбрость, веселый, бедный, беззащитный, смелость, решительность, упрямый. -Ребята, давайте проверим как каждая группа справилась с заданиями. -Молодцы, все справились с заданиями. -Ребята, как вы думаете, что хотел показать нам автор этим рассказом? (Показать переживания отца, его любовь к сыну, показать опасности, подстерегающие детей.) -Какова идея этого рассказа? (В минуту опасности спасает мужество и решительность. Когда дети находятся на волоске от смерти, отцовские чувства всегда помогают решительно действовать, не терять самообладание. Родные люди всегда придут на помощь.) -Ребята, как вы думаете ради чего написан рассказ? (Чтобы у читателей вызвать те чувства, которые испытывают герои, чтобы вызвать сопереживание героям рассказа.) Артиллерист - сильный духом, смелый мужественный человек. Он спасает своего сына, проявляет находчивость в трагические моменты. - Есть ли в наше время необходимость в таких людях? (да, т.к. в нашей жизни очень часто возникают ситуации, в которых требуется проявить находчивость и решительность, в которых смелость и мужественность отдельных людей оказывает решающее значение в сложных экстремальных ситуациях). - В чем же тогда заключается основная мысль рассказа? (в том, что эти черты характера (решительность, находчивость, самообладание) помогают человеку в экстремальных ситуациях) | Знакомятся с биографией Л.Н.Толстого Отвечают на вопросы по биографии Толстого Слушают информацию об акуле. Отвечают на вопросы Слушают рассказ «Акула» Выделяют незнакомые слова. Отвечают на вопросы Ученик читает последнюю часть. Отвечают на вопросы, находя подтверждение в тексте. Работают в парах. Выполняют физминутку. Работают по группам. Проверяют выполненные задания. Отвечают на вопросы учителя | объяснять смысл слов в контексте произведения; объяснять смысл слов в контексте произведения; объяснять смысл слов в контексте произведения; учить передавать свое отношение к прочитанному. находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или для подтверждения собственного мнения; учить передавать свое отношение к прочитанному. | Регулятивные: планировать собственную учебную и читательскую деятельность в соответствии с поставленной целью; высказывать предположения о гипотезах, способах действий в процессе анализа и интерпретации текстов; строить устные высказывания с учетом учебной задачи. Познавательные: эмоционально и осознанно воспринимать текст; определять главное и второстепенное в источниках информации, находить незнакомые по смыслу слова и выражения, определять из значения. определять тему произведения. Коммуникативные: обосновывать строчками из текста заявленное «чужое» мнение; отвечать на вопросы по прочитанному произведению; аргументировать собственную позицию в момент общения в корректной форме; участвовать в диалоге. Личностные: - учащиеся способны понимать нравственные ценности автора, отраженные в его произведениях; - способны отзываться на авторскую точку зрения, обосновывая свое мнение о персонаже, поступках; | |