Организационный момент | - Начинаем урок русского языка. К нам на урок, ребята, пришли гости. Давайте поздороваемся с ними. Посмотрите на них сейчас, чтобы потом не отвлекаться. - Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. | Улыбаются друг другу, настраиваются на дальнейшую работу. | Регулятивные: волевая саморегуляция. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
Самоопределение к деятельности. Каллиграфическая минутка. | Подготовим руки к письму. Выполним пальчиковую гимнастику. Пальцы делают зарядку, - Чтобы меньше уставать. – А потом они в тетрадке Будут буковки писать. – - Положите тетрадочки правильно, запишите число , классная работа. - Урок начнем с минутки чистописания. - Внимательно посмотрите на доску. Сегодня мы прописываем малые строчные буквы: л а в т а ф и. (На доске) Л Ф А Т В А И (слайд 1) - Прописываем буквы до конца строчки. - Найдите буквы, которые у вас получились лучше всего. Подчеркните их. - Соберите буквы в слово и узнаете тему нашего урока. - Правильно, тема нашего урока АЛФАВИТ | сжимаем-разжимаем пальцы в кулачки пальцы в замок, вытягиваем руки вперед имитируем письмо 8 февраля. Классная работа. Алфавит | |
Актуализация знаний и фиксирование затруднения в деятельности. (работа в парах) | - Ребята, а что бы вы хотели узнать об алфавите? - что такое алфавит; - как образовалось слово «алфавит» - для чего он нужен; - где применяют алфавит. - Мы сегодня должны с вами повторить названия всех букв русского алфавита, научиться пользоваться алфавитом при выполнении различных заданий и понять, для чего же нам нужно знать русский алфавит. На доске план: Что такое алфавит? Как образовалось слово «алфавит»? 3. Для чего он нужен? 4. Где применяют алфавит? (на доске карточки с предполагаемыми вопросами детей) - Каково значение слова алфавит? - Где можно узнать точное значение этого слова? - Откройте толковые словари, найдите и прочитайте значение слова «алфавит». - Верно. Попробуйте определить ту группу букв, где они расположены по алфавиту А, М, К, Д, Я. О, П, Р, С - Что вам помогло выполнить задание? - Итак, мы узнали, что такое алфавит? (учитель прикрепляет звездочку к вопросу) - Маша провела поисковую работу и узнала: как образовалось слово «алфавит». - А кто составил славянскую азбуку? -Итак, мы узнали , как образовалось слово алфавит? (учитель прикрепляет звездочку к вопросу) - Кто может рассказать весь алфавит? - А сколько же букв в алфавите? - А зачем человеку нужен алфавит? (самоконтроль) - Значит, вы теперь умеете располагать буквы в алфавитном порядке, и , наверное, сможете расположить слова в алфавитном порядке? Молодцы! Тогда выполните, пожалуйста, задание. (карточки у детей на столах, слайд 4) - Покажите цифрами алфавитный порядок слов: пенал, альбом, карандаш, пальто | Узнаем , что такое алфавит ? Для чего нужно знать алфавит?(Слайд 8) Дети высказывают свои предположения. - В толковом словаре. Открывают толковые словари и читают: Алфавит- это последовательность букв русского языка ОПРС Знание алфавита. Да По- другому можно сказать «азбука». Кирилл и Мефодий Да Учащиеся считают количество букв в алфавите - Чтобы быстро найти в словаре нужное слово, в библиотеке – книгу, в журнале – фамилию ученика и т.д. (Степа) - При помощи алфавита можно поставить слова в определённом порядке,т.е. по алфавиту Работают в тетрадях. Задание вызывает затруднение | Коммуникативные УУД:Уметь оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные УУД: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. Коммуникативные УУД: соблюдать простейшие нормы речевого этикета, участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. Личностные УУД: проявлять уважение к своим одноклассникам в ходе дискуссии по теме урока. |
4. Выявление причины затруднения, поиск выхода из затруднения | -Вы смогли выполнить задание? Что вызвало затруднение? -Давайте попробуем вместе разобраться. Итак, что нужно было сделать? - Какие знания вы применили? - Над каким словом вы поставили цифру 1? 2? Слайд 5 Слайд 6 - Какое слово обозначили цифрой 3? - А задание было одно? -А как вы его выполнили? (Осознание проблемы) -Почему так получилось? Чего мы ещё не знаем? Побуждающий к гипотезам диалог. -Ваши предположения? Гипотезы? - А может быть нам поможет орфографический словарь? -Найдите слова на букву П. Сравните. Что интересного заметили? Как вы думаете, почему слова записаны именно в таком порядке (пальто, пенал)? (Предположение проверяется на словах другого столбика) Учитель. Итак, к какому выводу мы пришли? Молодцы! Мы открыли ещё одну тайну нашего языка. Возвращаемся к нашему заданию. В каком порядке будем записывать слова? (Проверка, презентация, слайд № 7) - Работаем в тетради по памятке, спишите слова. | - Два слова начинаются на одну букву, мы не знаем, как их расположить. - Расположить слова по алфавиту. - По первой букве определили место слова. 1- альбом 2- карандаш Влад. Мы слово пенал. Эллина. А мы над словом пальто. - Да - По-разному - Как расположить слова, которые начинаются с одинаковой буквы - Настя Я думаю, что надо записать пенал, оно короче, чем слово пальто. Эллина. А может быть, пальто; Влад. Причем тут то, что носят. Нам же надо просто по алфавиту расставить. Данил. Наверное, надо по ударению их расставить. Максим. А у этих слов ударение на втором слоге. Данил . Я догадался! Буква а первая в алфавите! Нужно слова расположить по второй букве! Если в словах первые буквы одинаковые, то смотреть надо на вторые. | Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий,ориентируясь на показ учителя Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят речевые высказывания; решать проблемные ситуации. Предметные: усвоить понятия «алфавит» и «азбука»; научится использовать алфавит на практике. Познавательные: научится работать с орфографическим словарем, научится находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
5. Обобщение затруднений во внешней речи. | - Давайте ещё раз вспомним, в каком месте возникло затруднение. -. Как же надо действовать, чтобы эти затруднения снять? Какой способ вы теперь знаете? -Итак, мы выяснили, для чего нужен алфавит? (учитель прикрепляет звездочку к вопросу) | - Расположение слов по алфавиту. -Если первые буквы одинаковы, то слова располагаются по второй. Если и она одинаковая, то по третьей букве. Да | |
6. Самостоятельная работа по эталону. Включение в систему знаний. (работа в группах) | Учитель. Как вы думаете, пригодится ли вам в жизни открытый новый способ расположения слов? У меня для вас есть очень интересное задание. Задание для первой группы План работы: 1. Выбери картинки с животными на буквы А, Е, Б, Г, Д алфавита; 2. Расставьте картинки с названиями животных в алфавитном порядке; 3. Представьте ответ классу, прочитав названия в алфавитном порядке. Задание для второй группы План работы: 1. Выбери картинки с животными на буквы З,К,И,М, П алфавита; 2. Расставьте картинки с названиями животных в алфавитном порядке; 3. Представьте ответ классу, прочитав названия в алфавитном порядке. Задание для третьей группы План работы: 1. Выбери картинки с животными на буквы Т,О ,Р,У,Я алфавита; 2. Расставьте картинки с названиями животных в алфавитном порядке; 3. Представьте ответ классу, прочитав названия в алфавитном порядке. ( Проверка по эталону, презентация, слайды № 9-14) - Итак, мы научились пользоваться алфавитом? (учитель прикрепляет звездочку к вопросу) | Воспроизведение полученных результатов каждой группой Да | Личностные УУД: Уметь самостоятельно выполнять учебные задания. Познавательные УУД: Закрепить навык расставлять слова в алфавитном порядке. Регулятивные УУД: Уметь действовать с учетом выделенных учителем ориентиров действия. |
7. Рефлексия деятельности | -. Итак, что же мы узнали сегодня на уроке? Чему научились? - У кого возникли затруднения? Кому удалось их преодолеть? Как? Над чем надо поработать? Кого из ребят вы похвалите за работу? С каким настроением вы заканчиваете урок? Молодцы! Я рада за вас. -Поднимите зеленые сигнальные карточки, кому понравилось на уроке и красные, кому не понравилось; - Поднимите зеленые сигнальные карточки, кому было легко на уроке и он все понял и красные, кому было трудно на уроке и он ничего не понял. | Узнали, что какое алфавит, как образовалось слово алфавит, научились располагать слова, начинающиеся с одинаковой первой буквой по второй и т.д. | Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные УУД: Дать оценку свою настроению к концу урока. Личностные УУД: Способность к самооценке Познавательные УУД:Рефлексия способов и условий действия, оценка процесса и результатов деятельности. |