СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока: "Алфавит"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока:  Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цель:  познакомить детей с русским алфавитом и объяснить его значение.

Задачи:

Образовательные: систематизировать знания учащихся об алфавите;

формировать умения пользоваться алфавитом.

Развивающие: формировать  умения анализировать звучащую речь; развивать   речь, мышление, воображение;

Воспитывающие: воспитывать навыки самостоятельной работы, умения работать в группе.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока: "Алфавит"»

Тема урока: Алфавит.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цель: познакомить детей с русским алфавитом и объяснить его значение.

Задачи:

Образовательные: систематизировать знания учащихся об алфавите;

формировать умения пользоваться алфавитом.

Развивающие: формировать умения анализировать звучащую речь; развивать речь, мышление, воображение;

Воспитывающие: воспитывать навыки самостоятельной работы, умения работать в группе.

Оборудование урока. Раздаточный материал:

  • карточки с заданием для парной работы;

  • карточки с заданиями групповой работы;

  • сигнальные карточки у каждого ученика;

  • компьютер, видеопроектор, программа Microsoft Power Point (Презентация).


Планируемые результаты

Личностные:

- проявление творческого отношения к процессу обучения.

-понимание причины успеха в учебной деятельности.


Метапредметные:

Познавательные:

-учащиеся научатся правильно располагать буквы и слова в алфавитном порядке;

- перерабатывать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

- давать оценку своим действиям, оценивать результат;

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.


Регулятивные:

-определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- формулировать вопрос, проблему, затруднение, с которыми столкнулись учащиеся; оценивать сложившуюся учебную ситуацию.


Коммуникативные:

-слушать и понимать речь других;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками.


Предметные

- усвоение для чего нужен алфавит и его роль в жизни людей;

-умение использовать алфавит на практике, правильно расставлять слова по алфавиту;

Ход урока:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД, формируемые на данном этапе

  1. Организационный момент

- Начинаем урок русского языка. К нам на урок, ребята, пришли гости. Давайте поздороваемся с ними. Посмотрите на них сейчас, чтобы потом не отвлекаться.

- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

Улыбаются друг другу, настраиваются на дальнейшую работу.

Регулятивные: волевая саморегуляция. Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

  1. Самоопределение

к деятельности.


Каллиграфическая минутка.


Подготовим руки к письму. Выполним пальчиковую гимнастику.


Пальцы делают зарядку, 



- Чтобы меньше уставать. – 



А потом они в тетрадке

Будут буковки писать. – 

- Положите тетрадочки правильно, запишите число , классная работа.

- Урок начнем с минутки чистописания.

- Внимательно посмотрите на доску. Сегодня мы прописываем малые строчные буквы: л  а  в  т  а  ф  и.


(На доске) Л  Ф  А  Т  В  А  И (слайд 1)

- Прописываем буквы до конца строчки.

- Найдите буквы, которые у вас получились лучше всего. Подчеркните их.


- Соберите буквы в слово и узнаете тему нашего урока.


- Правильно, тема нашего урока АЛФАВИТ



сжимаем-разжимаем пальцы в кулачки

пальцы в замок, вытягиваем руки вперед


имитируем письмо




8 февраля.

Классная работа.
















Алфавит


  1. Актуализация знаний и фиксирование затруднения в деятельности.































































(работа в парах)






- Ребята, а что бы вы хотели узнать об алфавите?

 что такое алфавит;

- как образовалось слово «алфавит»

- для чего он нужен;

где  применяют алфавит.


- Мы сегодня должны с вами повторить названия всех букв русского алфавита, научиться пользоваться алфавитом при выполнении различных заданий и

понять, для чего же нам нужно знать русский алфавит.

На доске план:

  1. Что такое алфавит?

  2. Как образовалось слово «алфавит»?

3. Для чего он нужен?

4. Где применяют алфавит?

(на доске карточки с предполагаемыми вопросами детей)


- Каково значение слова алфавит?


- Где можно узнать точное значение этого слова?


- Откройте толковые словари, найдите и прочитайте значение слова «алфавит».


- Верно. Попробуйте определить ту группу букв, где они расположены по алфавиту

А, М, К, Д, Я.

О, П, Р, С

- Что вам помогло выполнить задание?


- Итак, мы узнали, что такое алфавит?

(учитель прикрепляет звездочку к вопросу)

- Маша провела поисковую работу и узнала: как образовалось слово «алфавит».











- А кто составил славянскую азбуку?


-Итак, мы узнали , как образовалось слово алфавит?

(учитель прикрепляет звездочку к вопросу)

- Кто может рассказать весь алфавит?

- А сколько же букв в алфавите?






- А зачем человеку нужен алфавит?










(самоконтроль)

- Значит, вы теперь умеете располагать буквы в алфавитном порядке, и , наверное, сможете расположить слова в алфавитном порядке? Молодцы! Тогда выполните, пожалуйста, задание.

(карточки у детей на столах, слайд 4)

- Покажите цифрами алфавитный порядок слов:

пенал, альбом, карандаш, пальто


Узнаем , что такое алфавит ?

Для чего нужно знать алфавит?(Слайд 8)


















Дети высказывают свои предположения.


- В толковом словаре.


Открывают толковые словари и читают: Алфавит- это последовательность букв русского языка




ОПРС


Знание алфавита.



Да



По- другому можно сказать «азбука».

Кирилл и Мефодий


Да




Учащиеся считают количество букв в алфавите



- Чтобы быстро найти в словаре нужное слово, в библиотеке – книгу, в журнале – фамилию ученика и т.д.


(Степа)

- При помощи алфавита можно поставить слова в определённом порядке,т.е. по алфавиту


Работают в тетрадях.









Задание вызывает затруднение

Коммуникативные УУД:Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

Коммуникативные УУД:

соблюдать простейшие нормы речевого этикета,

участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.



Личностные УУД:

проявлять уважение к своим одноклассникам в ходе дискуссии по теме урока.

4. Выявление причины затруднения, поиск выхода из затруднения

-Вы смогли выполнить задание? Что вызвало затруднение?



-Давайте попробуем вместе разобраться. Итак, что нужно было сделать?

- Какие знания вы применили?





- Над каким словом вы поставили цифру 1? 2?

Слайд 5

Слайд 6

- Какое слово обозначили цифрой 3?

- А задание было одно?

-А как вы его выполнили?

(Осознание проблемы)

-Почему так получилось? Чего мы ещё не знаем?

Побуждающий к гипотезам диалог.

-Ваши предположения? Гипотезы?













- А может быть нам поможет орфографический словарь?


-Найдите слова на букву П. Сравните. Что интересного заметили? Как вы думаете, почему слова записаны именно в таком порядке (пальто, пенал)?

(Предположение проверяется на словах другого столбика)

Учитель. Итак, к какому выводу мы пришли?


Молодцы! Мы открыли ещё одну тайну нашего языка. Возвращаемся к нашему заданию. В каком порядке будем записывать слова? (Проверка, презентация, слайд № 7)


- Работаем в тетради по памятке, спишите слова.



- Два слова начинаются на одну букву, мы не знаем, как их расположить.

- Расположить слова по алфавиту.

- По первой букве определили место слова.


1- альбом

2- карандаш



Влад. Мы слово пенал.

Эллина. А мы над словом пальто.

- Да


- По-разному



- Как расположить слова, которые начинаются с одинаковой буквы

- Настя Я думаю, что надо записать пенал, оно короче, чем слово пальто.

Эллина. А может быть, пальто;

Влад. Причем тут то, что носят. Нам же надо просто по алфавиту расставить.

Данил. Наверное, надо по ударению их расставить.

Максим. А у этих слов ударение на втором слоге.



Данил . Я догадался! Буква а первая в алфавите! Нужно слова расположить по второй букве!

Если в словах первые буквы одинаковые, то смотреть надо на вторые.

Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий,ориентируясь на показ учителя



Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят речевые высказывания; решать проблемные ситуации.



Предметные: усвоить понятия «алфавит» и «азбука»; научится использовать алфавит на практике.



Познавательные: научится работать с орфографическим словарем, научится находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.


5. Обобщение затруднений во внешней речи.

- Давайте ещё раз вспомним, в каком месте возникло затруднение.

-. Как же надо действовать, чтобы эти затруднения снять? Какой способ вы теперь знаете?



-Итак, мы выяснили, для чего нужен алфавит?

(учитель прикрепляет звездочку к вопросу)

- Расположение слов по алфавиту.

-Если первые буквы одинаковы, то слова располагаются по второй. Если и она одинаковая, то по третьей букве.

Да


Физкультминутка

6. Самостоятельная работа по эталону. Включение в систему знаний.




(работа в группах)

Учитель. Как вы думаете, пригодится ли вам в жизни открытый новый способ расположения слов? У меня для вас есть очень интересное задание.

Задание для первой группы

План работы:

1. Выбери картинки с животными на буквы А, Е, Б, Г, Д алфавита;

2. Расставьте картинки с названиями животных в алфавитном порядке;

3. Представьте ответ классу, прочитав названия в алфавитном порядке.

Задание для второй группы

План работы:

1. Выбери картинки с животными на буквы З,К,И,М, П алфавита;

2. Расставьте картинки с названиями животных в алфавитном порядке;

3. Представьте ответ классу, прочитав названия в алфавитном порядке.

Задание для третьей группы

План работы:

1. Выбери картинки с животными на буквы Т,О ,Р,У,Я алфавита;

2. Расставьте картинки с названиями животных в алфавитном порядке;

3. Представьте ответ классу, прочитав названия в алфавитном порядке.


( Проверка по эталону, презентация, слайды № 9-14)

- Итак, мы научились пользоваться алфавитом?

(учитель прикрепляет звездочку к вопросу)






















Воспроизведение полученных результатов каждой группой













Да

Личностные УУД: Уметь

самостоятельно выполнять учебные задания.



Познавательные УУД:

Закрепить навык расставлять слова в алфавитном порядке.



Регулятивные УУД: Уметь действовать с учетом выделенных учителем ориентиров действия.


7. Рефлексия деятельности

-. Итак, что же мы узнали сегодня на уроке? Чему научились?



- У кого возникли затруднения?

Кому удалось их преодолеть? Как? Над чем надо поработать?

Кого из ребят вы похвалите за работу? С каким настроением вы заканчиваете урок? Молодцы! Я рада за вас.

-Поднимите зеленые сигнальные карточки, кому понравилось на уроке и красные, кому не понравилось;

- Поднимите зеленые сигнальные карточки, кому было легко на уроке и он все понял и красные, кому было трудно на уроке и он ничего не понял.

Узнали, что какое алфавит, как образовалось слово алфавит, научились

располагать слова, начинающиеся с одинаковой первой буквой по второй и т.д.


Коммуникативные УУД:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД: Дать оценку свою настроению к концу урока.

Личностные УУД: Способность к самооценке

Познавательные УУД:Рефлексия способов и условий действия, оценка процесса и результатов деятельности.

8. Домашнее задание

(Задание на дом детям предложено в трёх вариантах по выбору).

а) записать имена членов семьи в алфавитном порядке;

б) творческое: составить задание для товарища (по теме урока).