СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока биологии в 6 классе

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

данная разработка предназначена для урока биологии в 6 классе на тему: "Ткани растений"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока биологии в 6 классе»

Приложение 1.

Информационный лист 1.

Покровная ткань располагается на поверхности органов растения: корней, стеблей, листьев. Покровная ткань, кожица располагаются на листьях, однолетних побегах. Она образована живыми  прозрачными клетками, плотно прилегающими друг к другу. Кожица свободно пропускает солнечный свет. Среди её прозрачных клеток расположены парные зелёные клетки, которые называются замыкающими и образуют устьица. Через устьица происходит испарение воды. Покровная ткань, пробка,  располагается на поверхности многолетних побегов. Она состоит из мёртвых клеток с утолщёнными оболочками. Все разновидности покровной ткани выполняют защитную функцию.  Они предохраняют растения от различных повреждений, высыхания и проникновения микробов.

 

 

Информационный лист 2.

Проводящая ткань образована вытянутыми клетками, расположенными друг над другом. Клетки этой ткани внутри полые. Они могут быть мёртвыми и живыми. Мёртвые клетки, накладываясь  друг на друга, образуют сосуды. По сосудам проводящей ткани происходит транспорт воды и минеральных веществ из корня вверх, в другие органы растения. Живые клетки проводящей ткани также полые, но между ними есть перегородки со множеством мелких отверстий, напоминающих сито. Поэтому они называются ситовидные трубки. По ситовидным трубкам  вода и растворы органических веществ поступают из листьев в другие органы растения. Таким образом, все проводящие ткани  являются уникальным «трубопроводом» внутри растительного организма, по которому постоянно осуществляется транспорт воды и питательных веществ.

 

 

Информационный лист 3.

Образовательная ткань состоит из мелких клеток с тонкими оболочками и крупными ядрами. Клетки образовательной ткани всё время делятся. За счёт этого происходит рост растения в высоту и толщину, а также восстановление повреждённых участков растения. Образовательная ткань универсальна и уникальна, т.к. только она способна к делению  (клетки других тканей не делятся), только она может дать начало любой другой растительной ткани.

 

 

Информационный лист 4.

Основная ткань может располагаться в разных органах растения между покровной, механической и проводящей тканью. Существует несколько видов основной ткани. Например, в листьях располагается основная фотосинтезирующая ткань, клетки которой содержат большое количество хлоропластов. В них происходит фотосинтез, в результате которого образуются органические вещества, необходимые для питания растения. В стебле растения находится основная запасающая ткань, клетки которой содержат большое количество питательных веществ, т. к. здесь они откладываются про запас. В корне растения располагается основная всасывающая ткань, которая поглощает из почвы воду и минеральные соли. Таким образом, основная ткань может выполнять  роль «кухни» и роль «продуктового склада».

 

 

 

Информационный лист 5.

Механическая ткань встречается в различных органах растения. Особенно хорошо она развита в стебле. Клетки механической ткани имеют толстостенные оболочки, которые часто одревесневают. Благодаря этому механическая ткань обеспечивает растению прочность и упругость. В листьях растений механическая ткань расположена в жилках, а в стеблях она представлена древесинными и лубяными волокнами. Механическая ткань в растениях выполняет роль своеобразной арматуры, без которой растение не смогло бы выдержать собственной тяжести, действия ветра, дождя и пр.

Приложение 2.

Клише для рекламы покровной ткани.

Наш отдел №1 предлагает вашему вниманию … (покровную) ткань. Эта ткань состоит из клеток, которые … … … … … (плотно прилегают друг к другу). Наша ткань может быть тоненькой и прозрачной, и тогда она называется … (пробка). Среди прозрачных клеток покровной ткани вы без труда сможете увидеть парные зелёные клетки, которые образуют … (устьица). Купите для вашего растения эту ткань, ведь без неё оно будет беззащитным перед различными … (повреждениями), не сможет получать … (кислород) и … … (углекислый газ), солнечный … (свет).

 

 

Клише для рекламы проводящей ткани.

Наш отдел №2 предлагает вашему вниманию … (проводящую) ткань. Эта ткань состоит из клеток, которые расположены … … … (друг над другом). Клетки нашей ткани внутри … (полые). Они могут быть мёртвыми и живыми. Если клетки мёртвые, то они называются … (сосудами), а если живые – то … … (ситовидные трубки). Приобретите нашу ткань, ведь без неё по растению не смогут передвигаться … (вода) и питательные вещества. По сосудам ваше растение мгновенно доставит из корня в листья воду и … … (минеральные соли), а по ситовидным трубкам оно сможет быстро транспортировать из листьев в другие органы воду и … (органические) вещества.

 

 

Клише для рекламы образовательной ткани.

Наш отдел №3 предлагает вам  приобрести … (образовательную) ткань. Она  состоит из … (мелких)  клеток, которые постоянно … (делятся). Клетки имеют тонкие оболочки и крупные … (ядра). Наша ткань уникальна, т. к. без неё не сможет … (расти) ни одно растение. Наша ткань универсальна, потому что она сможет образовать … (любую ткань).

 

 

Клише для рекламы образовательной ткани.

Наш отдел №4 предлагает вашему вниманию  … (основную) ткань. Она бывает … (фотосинтезирующей), … (всасывающей) и … (запасающей). Если клетки содержат хлоропласты, то основная ткань называется …( фотосинтезирующей). Если крупные клетки содержат много питательных веществ, то основная ткань называется … (запасающей). Ваше растение не сможет обойтись без основной ткани, т. к. станет невозможен процесс … (фотосинтеза) и запасания … (питательных веществ).

 

 

Клише для рекламы образовательной ткани.

Наш отдел №5 предлагает вам  приобрести … (механическую) ткань. Она  состоит из клеток с … (толстыми) оболочками. Эти клетки образуют волокна, которые располагаются и в корне, и в стебле, и в жилках листьев. Купите нашу ткань, ведь она понадобиться вашему растению для … (прочности) и … , … (упругости, опоры). Чем больше будет развита механическая ткань в растении, тем она будет … (прочнее).

 

Приложение №3

Самооценка

ФИО

Оценка

Пояснение











Таблица в готовом виде:

Тип тканей

Где расположена

Форма и размеры клеток

Внутреннее строение

Особенности жизнедеятельности

Функции

образовательная

Верхушка корня, стебля.

Округлые, мелкие.

Крупные ядра, нет вакуолей.

Постоянное деление.

Рост корня и стебля.

основная

Мякоть листа, плодов.

Середина корня, стебля

Мягкие части цветка

Главная масса коры

Округлые,

крупные и средние

Хлоропласты.

Ядро у стенки, крупные вакуоли.

Хорошо развито межклеточное вещество

Образуются органические вещества из неорганических

Превращение и накопление веществ.

Фотосинтез

Запас питательных веществ

Механическая

Жилки листа

Волокна стебля

Косточка абрикоса

Скорлупа грецкого ореха

вытянутые

Оболочка утолщена, одревесневела, цитоплазма часто отсутствует

Мёртвые клетки

Опора,

Защита.

Покровная

Кожица листа, кора дерева.

Мелкие и средние

Плотно прилегают друг к другу

Мёртвые и живые клетки. Оболочка одревесневает

Защита.

Связь с внешней средой

Проводящая

Жилки листа, в корне, стебле

вытянутые

Остались оболочки клеток, между ними есть отверстия

Сосуды – мёртвые клетки

Ситовидные трубки - живые

Передвиже-

ние веществ









Технологическая карта

Дата: 10.10.2019 г.

урока по биологии в 6 классе на тему «Растительные ткани»

Тема урока

«Растительные ткани»




Цель урока

Формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. 




Задачи урока

задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие умения работать в группах.

задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

 - формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи;

- развитие умения работать с информацией;

- развитие операций мышления: сопоставления, анализа, обобщения, классификации;

- формировать умения оценивать свою деятельность;

-формирование умения грамотно строить речевые высказывания;

- формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения;

- формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах

задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

объяснять сущность понятия «Ткань»

- сформировать представление о  видах тканей растений, характеризовать особенности их строения в связи с выполняемыми функциями




Оборудование  

Микроскоп, готовые микропрепараты «ткани растений», учебник, таблица «ткани растений»




Этапы урока

ЭОР, используемые на уроке

Деятельность


УУД



учителя

ученика


Мотивационно - ориентировочный блок





Этап актуализации


Организует  деятельность учащихся по подготовке к изучению нового материала. Организует беседу по вопросам

- какие ассоциации возникают когда вы слышите слово ткань?

- что такое ткань?

Актуализация  необходимых знаний

Построение ассоциаций к понятию «Ткань»


Личностные – формирование мотива учебной деятельности на урок.

Коммуникативные -умение  грамотно выражать свои мысли

Этап проблематизации

  «Натуральные текстильные волокна»


Демонстрирует образцы натуральных тканей

-какие существуют виды тканей?

- из чего состоит ткань? (волокна)

- почему ткани разные?

-одежду из какой ткани вы использовали бы в жаркую погоду?

- в морозную погоду? почему?

- а что вы знаете о тканях растительного организма?

1.Рассматривают образцы натуральных  тканей (шерсть, хлопок, лен,  шелк), отделяют волокна.

Коммуникативные - умение слушать и вступать в диалог

Познавательные - осознание, что такое свойства предмета – общие, различные, существенные, несущественные.

- выбор оснований для сравнения

Регулятивные-  умение выделять свойства в изучаемых объектах и дифференцировать их

Этап целеполагания


Совместно с учащимися формулирует задачи урока

Предлагают формулировки задач урока

- определить из чего состоят ткани растений

- выяснить какие существуют виды тканей

-  определить какое значение они имеют для растений

Коммуникативные - умение  грамотно выражать свои мысли

Познавательные – самостоятельное формулирование познавательных задач

Организационно-оценочный блок





Этап моделирования

 Теоретический модуль «Разнообразие тканей растений»


Организует работу по изучению нового материала с помощью

Фиксируют в тетради определение понятия «Ткань»

Заполняют 1 колонку таблицы «Ткани растений»

Познавательные – умения выделять необходимую информацию,

структурировать знания

Этап конструирования


Организует индивидуальную работу учащихся с материалами учебника (текст, рисунки)

Организует работу в малых группах (предварительное обсуждение результатов заполнения таблицы)

Анализ результатов выполнения учащимися задания

Индивидуальная работа с  учебником работа в малых группах (обсуждение результатов заполнения таблицы)

Личностные – осознание индивидуальной ответственности за коллективный продукт

Коммуникативные - совершенствование навыков работы в группе, умение осуществлять продуктивное сотрудничество со сверстниками

-владение монологической и диалогической формами речи

Познавательные – поиск и выделение необходимой информации в тексте

Регулятивные - работа по алгоритму, ориентирами по формированию общих приёмов учебной деятельности (работа с таблицей)

Первичное закрепление знаний

Контрольный модуль «Разнообразие тканей растений


 Анализ результатов выполнения учащимися задания

Выполняют задание № 2   дальнейшее заполнение таблицы (фронтальная письменная  работа с последующей устной проверкой и внесение коррективы в выполненное задание)

Регулятивные -овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного

Рефлексия.

Формулирование выводов урока


Формулирует выводы совместно с учениками

Раздает задания этапа рефлексии (лист с вопросами)

  1. До начала урока я не знал…

  2.  На уроке я узнал и научился ..

  3.  Хочу еще узнать и научиться .

Фиксируют выводы

Определяют уровень усвоения темы.

Личностные – умение осознавать собственные достижения в процессе учения Коммуникативные умение грамотно выражать свои мысли

Познавательные – умение соотносить цель и результат

Регулятивные – осознание учащимся,  что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование

Домашнее задание


Знакомит учащихся с заданием:

-изучить материал «Ткани»

 -задание «Посмотри вокруг себя»

 (приведи  3 примера растений и их органов, в которых наиболее явно представлен тот или иной вид ткани  (по возможности принеси объекты в класс на следующий урок)

Фиксируют задание в дневнике

Познавательные – умение применять знания в новых ситуациях

Комуникативные умение воспринимать текст с учетом поставленной задачи, выбирать вид пересказа с учетом поставленной цели.




Таблица №2

Ткани растительного организма

Название ткани

Функции (значение)

Особенности строения (особенности клеток, межклеточного вещества)

Покровная



Образовательная



Основная



Проводящая



Механическая






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!