Технологическая карта урока
Босова Л. Л. Информатика. 7 класс. ФГОС.
Раздел программы: Обработка графической информации
Тема урока: Создание графических изображений
Учитель: Григорьева Алевтина Анатольевна
Цель урока:
содержательная: сформировать и систематизировать знания о возможностях и особенностях графических редакторов и принципах работы в них,
деятельностная: учиться создавать графические изображения в растровом графическом редакторе KolorPaint,
-
воспитательная: подготовка учеников к активной жизни в информационно-технологическом обществе, формирование умения подбирать и использовать инструментарий для решения поставленной задачи; воспитать информационную культуру учащихся, аккуратность, усидчивость, дисциплинированность, воспитание информационной культуры, адекватной современным информационным технологиям, формирование желания работать на протяжении всего урока, воспитание трудолюбия, исполнительности, аккуратности при работе с компьютером, взаимопомощи;
-
развивающая: активизация логического, аналитического, комбинаторного мышления, развитие внимания, памяти и мышления. Расширение кругозора учеников, как в области компьютерных наук, так и в остальных сферах человеческих знаний, создание условий для развития интереса к изучению вопросов, связанных с компьютерной графикой. развитие мышления, памяти, внимания, умения сопоставлять факты и события, оценивать свои действия и действия других.
Задачи урока:
Предметные:
Метапредметные:
-
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
-
использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач;
-
структурирование знания;
-
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
Личностные:
-
Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов, учебных мотивов;
-
формирование умения наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы;
-
осуществление контроля и самоконтроля;
-
развитие находчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели;
Планируемые образовательные результаты:
-
Предметные: систематизированные представления об основных понятиях, связанных с обработкой графической информации на компьютере;
-
Метапредметные: основные навыки и умения использования инструментов компьютерной графики для решения практических задач;
-
Личностные: способность увязать знания об основных возможностях компьютера с собственным жизненным опытом; интерес к вопросам, связанным с практическим применением компьютеров;
Основные понятия темы:
-
графический редактор
-
растровый графический редактор
-
векторный графический редактор
-
интерфейс
-
палитра
-
инструменты графического редактора
Тип урока: изучения и закрепление ранее полученных знаний на практике
Форма проведения урока: комбинированный (урок-демонстрация и практикум)
Формы работы учащихся: фронтальный опрос, практическая работа, парная, индивидуальная, высказывание своих выводов, рефлексия – демонстрация полученных знаний
Методы, используемые на уроке: убеждения в значимости изучаемого материала, поощрения, наглядности, самостоятельной работы с ПК под контролем учителя, задания вопросов и оценки.
Оборудование/ресурсное обеспечение урока: компьютер учителя, мультимедийный проектор, доска, компьютеры для учащихся, презентация «Создание графических изображений».
План проведения урока:
-
Организационный момент (1 мин.)
-
Фронтальный опрос по теме прошлого урока, оглашение темы и постановка целей урока (5 мин.)
-
Объяснение новой темы (15 мин.)
-
графический редактор - это программа, позволяющая создавать и редактировать изображения с помощью компьютера. Растровый и векторный графический редактор
-
Интерфейс графических редакторов
-
Базовые инструменты графических редакторов
-
Приемы работы в графическом редакторе
-
Физкультминутка (1 мин.)
-
Практическая работа (12 мин.)
-
Мини-тест (3 мин.)
-
Д/з. Рефлексия. Итог урока (3 мин.)
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
-
Организационный момент | Создание благоприятного климата на уроке | Приветствует учащихся, проверяет готовность к учебному занятию, организует внимание детей | Приветствуют учителя, проверяют наличие учебного материала на столах, организует свое рабочее место | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками и учителем Личностные: психологическая готовность учащихся к уроку, самоопределение, формирование навыков самоорганизации, |
-
Актуализация опорных знаний (фронтальный опрос) и формулирование темы и целей урока На экране слайды № 1-9 презентации «Создание графических изображений» | Актуализация опорных знаний и способов действий | Проводится фронтальный опрос по изученному на прошлом уроке (слайды 1-4) -
Ребята, какую тему мы изучали на прошлом уроке? -
Что такое компьютерная графика? -
Перечислите основные сферы применения компьютерной графики. -
Как формируется изображение на экране монитора? -
Назовите виды компьютерной графики. -
Установить соответствие между определениями и терминами (растровая, векторная, фронтальная графики) -
Выбрать из предложенного списка графические форматы файлов -
Каким образом могут быть получены цифровые графические объекты? Переход к теме урока. Определение темы и целей урока (слайд 5-9) Вспомни, как создается рисунок? - Что нужно изменить в этом списке для создания рисунка на компьютере? Итак, вы, наверное, уже догадались, какова будет тема нашего урока? Назовите цели урока: - узнать: - учиться: Ключевые слова новой темы: -
графический редактор -
растровый графический редактор -
векторный графический редактор -
интерфейс -
палитра -
инструменты графического редактора | Отвечают на вопросы Компьютерная графика -
графические объекты, созданные или обработанные с помощью компьютера; -
Деятельность по обработке или созданию графических объектов с помощью компьютеров -
для наглядного представления результатов измерений и наблюдений -
при разработке дизайнов интерьеров и ландшафтов -
в тренажёрах и компьютерных играх -
при создании спецэффектов в киноиндустрии -
для творческого самовыражения человека - из пикселей, расположенных по горизонтали и вертикали; В зависимости от способа создания графического изображения различают растровую, векторную и фрактальную графику. 1-2 2-3 3-1 bmp, gif, jpeg, wmf Понимание того что теоретических знаний не достаточно, для работы с графикой, в связи с чем нужны еще и практические навыки. -
Разработать сюжет. -
Подготовить материалы для рисования. -
Выполнить наброски. -
Провести цветовое оформление. -
Выполнить корректировку. -
Открыть графический редактор. Создание графических изображений; о программах, предназначенных для создания и редактирования изображений; создавать изображения с помощью компьютерных программ. | Познавательные: структурирование знаний, рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, развитие познавательной активности, умение кратко формулировать мысль Регулятивные: развитие умения формулировать тему и цель урока, постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем, принятие учебной задачи Коммуникативные: формулирование собственного мнения (позиции), ориентация на партнера по общению, умение слушать собеседника, умение аргументировать свое мнение, убеждать и уступать Личностные: осмысление, развитие познавательных интересов, учебных мотивов, развитие логического мышления, развитие этических чувств и регуляторов морального поведения |
-
Усвоение новых знаний | Обеспечение восприятия, осмысления и запоминания детьми темы | -
Определение понятий «графический редактор», «растровый и векторный графический редактор» (Слайд 10); -
рассмотрение основных элементов окна растрового графического редактора Paint(Слайд 11); -
рассмотрение основных элементов окна векторного графического редактора CorelDraw(Слайд 12); Основные элементы интерфейса графического редактора: (Слайд 13) -
Строка заголовка -
Строка меню -
Панель инструментов -
Палитра -
Рабочая область -
Строка состояния -
Полосы прокрутки Базовые инструменты Paint, Gimp и CorelDraw (Слайды 15-17) | формулируют и записывают понятие «графический редактор», определяют особенности растрового и векторного графических редакторов и принципы работы с ним; Записывают Учитель показывает, а дети находят Рассматривают, делают выводы | Познавательные: извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, развитие познавательной активности Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата Личностные: развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, возможность самостоятельно осуществлять деятельность обучения Коммуникативные: развитие диалогической речи, навыков общения со сверстниками и взрослыми в процессе деятельности. |
-
Динамическая пауза | Эмоциональная разрядка | Физкультминутка для глаз (Слайд 20) | выполняют физкультминутку для снятия утомления | Здоровьесберегающая методика для снятия утомления |
-
Компьютерный практикум | Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков | Предлагает выполнить практическое задание со стр. 135 учебника, задание 3.5 (Слайд 21) | Выполняют практическую работу. | Личностные: формирование умения наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы; осуществление контроля и самоконтроля; развитие находчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели. Регулятивные: умение самостоятельно контролировать своё время |
-
Мини-тест (Слайд 22-26) | Проверка усвоения учащимися темы | 1. Векторным графическим редактором является: -
CorelDraw -
Paint -
Adobe Photoshop -
Gimp 2. Графический редактор – это: -
устройство для печати рисунков на бумаге -
программа для создания и редактирования рисунков -
устройство для создания и редактирования рисунков -
программа для создания и редактирования текстовых документов 3. Векторные изображения строятся из: -
Отдельных пикселей -
Отрезков и прямоугольников -
Графических примитивов -
Фрагментов готовых изображений 4. Элемент интерфейса графического редактора, обеспечивающий возможность выбора цвета – это: -
панель инструментов -
рабочая область -
полосы прокрутки -
палитра -
строка заголовка 5. Что не относится к базовым инструментам Paint? -
Ластик -
Кисть -
Линия -
Прямоугольник -
Звезда | Выполняют тест, для проверки меняются тетрадями с соседом | Личностные: осуществление контроля и самоконтроля; развитие находчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели. |
-
Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Задает домашнее задание Подготовка к самостоятельной работе с 140-142, § 3.1-3.3 | Работа с дневниками | Личностные: формирование навыков самоорганизации; формирование навыков письма. |
-
Итоги урока, рефлексия | Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых | Выполняется проверка работ учащимися, выставление оценок за работу. Задает вопросы: -Можете ли вы назвать тему урока? - Вам было легко или были трудности? - Что у вас получилось лучше всего и без ошибок? - Какое задание было самым интересным и почему? - Как бы вы оценили свою работу? (слайд 29) | Принимают полученный балл за проделанную работу. Отвечают на вопросы учителя | Познавательные: построение речевого высказывания в устной форме, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные: контроль и оценка своей деятельности в рамках урока. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, формулирование и аргументация своего мнения. Личностные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
Литература
-
Информатика. Методическое пособие для учителя. УМК для основной школы. 5-6, 7-9 классы. / М. Н. Бородин. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. - 108 с.
-
Информатика: учебник для 7 класса/ Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – 2-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. - 224 с. : ил.
-
Информатика: программа для основной школы 5-6 классы, 7-9 классы/ Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 88 с.
-
Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 7 класса. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л - http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor7.php
Все этапы взаимосвязаны между собой. (Пояснить устно по каждому этапу).
На уроке были использованы
методы по виду источника информации:
словесные (беседа на этапе самоопределения, при подготовке к акт. познав. деятельности, при анализе эпизодов, на этапе рефлексии, когда делали выводы, чему научились на уроке.)
наглядные (при подготовке к активной познавательной деятельности, при выводах урока, на основном этапе - как сопровождение)
по виду учебной деятельности:
самостоятельная работа (создание изображения в графическом редакторе)
Были включены методы логические, метод аналогий. Использовался метод контроля (при самопроверке).
Формы познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Задействованы на уроке наглядные, технические средства обучения.
Все эти методы, формы и средства помогали осуществлению триединой дидактической цели.
Содержание учебного материала и виды работы, используемые на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока.
Требования к современному уроку включают в себя обязательное использование информационных технологий. Поэтому была создана компьютерная презентация.
Урок поставленной цели достиг т.к. учащиеся с практическим заданием справились кроме этого в ходе проведения последнего этапа урока – рефлексии, ученики показали, что усвоили новый материал, ответив на тест по данной теме.