Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формирование УУД |
1. Мотивация к учебной деятельности . Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством эмоциональной обстановки (3 мин) | Приветствует учащихся, проверяют готовность к уроку, создает эмоциональный настрой и мотивирует учащихся на работу с помощью темы урока. | Взаимное приветствие, учащиеся настраиваются на работу, дают свое объяснение теме урока. | Личностные результаты: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать что-то новое, проявлять активность Регулятивные: осуществлять самооценку и самоконтроль. Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками. |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Цель: осознать потребность открытия новых знаний и умений. А пробное действие позволит каждому зафиксировать свои, индивидуальные затруднения. (6 мин) | Помогает определить учебную задачу, поставленную на данном этапе. Организует выполнение примеров коллективно во время фронтального опроса. - Ребята, у вас на столах лежат карточки с кроссвордом. Разгадав кроссворд, вы определите тему урока. Она прочитается по вертикали. По горизонтали: Задание с условием, решением и ответом. (Задача) Часть прямой, ограниченная одной точкой. (Луч) Арифметическое действие. (Сложение) Наименьшее натуральное число. (Единица - Попробуйте догадаться, какое слово можно прочитать по вертикали? - Определите тему нашего сегодняшнего урока. - Чем же мы будем сегодня заниматься на уроке? - Какие еще арифметические действия вы знаете? | Участвуют во фронтальном опросе. Отвечают на вопросы учителя. 1. Задача ; 2.Луч; 3.Сложение; 4. Единица. | Регулятивные: учитывать правила при решении устных заданий, осознавать качество и уровень усвоения; Познавательные: понимать поставленную учебную задачу, ориентироваться на разнообразие способов решения поставленной задачи; Коммуникативные: формулироватьречевые высказывания, контролировать действие одноклассников. |
3. Выявления места и причины затруднений Цель: дать возможность ученикам осознать, в чем именно состоит затруднение, каких знаний, умений и навыков им не хватает для решения пробного задания. (3 мин) | - А какое действие вызывает наибольшее затруднение? Давайте попробуем сформулировать тему и цель нашего сегодняшнего урока. | Учащиеся самостоятельно формулируют тему урока «Деление» и цель урока «Научиться решать уравнения деление, используя действие деления.». Записывают в тетради дату и тему урока. | Познавательные результаты : научиться решать уравнения с использованием действия деления ; умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. |
4. Построение проекта выхода из создавшейся ситуации Цель: формулировка главных целей и темы урока, выбор способа разрешения проблемы, выбор метода и средств. (3 мин) | Чтобы справиться с поставленной задачей, предлагаю вам самостоятельно, с помощью учебника, ответить на следующие вопросы: Как найти неизвестный множитель? Как найти неизвестное делимое? Как найти неизвестный делитель? Открываем учебник на странице 121, читаем §18 и ищем ответы на поставленные вопросы. | Самостоятельно, с помощью учебника, отвечают на вопросы: 1. «Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель» 2. « Чтобы найти неизвестное делимое, надо делитель умножить на частное». 3. «Чтобы найти неизвестный делитель , надо делимое разделить на частное» | Регулятивные: выполнять план, осуществлять самооценку и самоконтроль. Познавательные:закрепляют навыки и умения применять правило деления при решении задач, систематизируют знания, обобщают и углубляют знания, выбирают и формулируют познавательную цель. |
5.Реализация построенного проекта Цель : ученики сами создают проект выхода и пробуют применить его на практике. Здесь важно, чтобы выбранное новое действие было способно разрешить не только то затруднение, которое было уже зафиксировано, но решать все задачи подобного типа. (10мин) | 1. Как найти неизвестный множитель? Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель Пример 1. Решите уравнение 12x =84. Назовите в этом уравнение компоненты умножения. 12 - множитель, x –неизвестный множитель, 84 – произведение. Имеем : x =84 : 12 ; x=7. Ответ : 7. 2.Как найти неизвестное делимое? Чтобы найти неизвестное делимое, надо делитель умножить на частное. Пример 2. Решите уравнение x : 21 = 16. Назовите в этом уравнение компоненты деления. x – неизвестное делимое, 21 – делитель, 16 – частное . Имеем: x = 21 · 16; x= 336. Ответ : 336. 3. Как найти неизвестный делитель? Чтобы найти неизвестный делитель , надо делимое разделить на частное. Пример 3. Решите уравнение 576 : x = 18. Назовите в этом уравнение компоненты деления. 576 –делимое, x – неизвестный делитель, 18– частное .Имеем: x =576: 18 ; x= 32. Ответ : 32. | Учащиеся озвучивают найденные в учебнике ответы на вопросы. Ученики делают записи в тетради. | Коммуникативные: Планировать учебное сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. Познавательные: закрепляют навыки и умения применять правило деления при решении задач УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера |
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. На данном этапе ученикам предлагается несколько типовых задач по новой теме. Теперь ученики (в парах, в группах) решают задания по новому, выработанному проекту и обязательно проговаривают каждый этап, объясняют и аргументируют свои действия. (12 мин) | Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи: - фронтально; - в парах или группах. Теперь, когда мы ответили на все поставленные вопросы, посмотрим, как можно использовать полученные знания на практике. Для этого выполним № 457 . Решите уравнение: 1) 13x =195 Как найти неизвестный множитель x ? «Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель» Решение: x = 195 : 13; x = 15. Ответ: 15. 2) x · 18 =468; Как найти неизвестный множитель x ? «Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель» Решение: x = 468 : 18; x = 26. Ответ: 26. 3) 11x + 6x =408; Прежде чем решить упростите выражение. Что можно упростить? Сумму, 11x + 6x Есть общий множитель? x. x(11+6) = 408 Получаем 17x = 408. Что нужно найти ? Неизвестный множитель . Как найти неизвестный множитель x ? «Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель» Решение: x =408 :17 x = 24. Ответ: 24. 4) 33m – m = 1 024; Прежде чем решить упростите выражение. Что можно упростить? Разность, 33m – m. Назовите компоненты разности? Уменьшаемое, вычитаемое, разность. Какое число стоит в вычитаемом? 1. Коэффициент 1 мы не пишем, но знаем что там 1. Общий множитель m ·( 33 -1) = 1024. Мы упростили 32m =1024 Как найти неизвестный множитель x ? «Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель» Решение: x = 1024 : 32 x = 32. Ответ: 32. 5) x : 19 = 26; Как найти неизвестное делимое ? « Чтобы найти неизвестное делимое, надо делитель умножить на частное». Решение: x =19 ·26; x =494 Ответ: 494. 6) 476 : x = 14; Как найти неизвестный делитель ? «Чтобы найти неизвестный делитель , надо делимое разделить на частное» Решение : x = 476: 14 x = 34. Ответ: 34. | Один ученик работает у доски, выполняет деление, проговаривая правило вслух, остальные – в тетрадях. № 457 | Личностные результаты: проявлять способность к волевому усилию; адекватно реагировать на трудности и не бояться сделать ошибку. Регулятивный результат: осознать, что усвоено, что подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения. |
Физкультминутка Буратино потянулся, Раз нагнулся, два нагнулся Руки в стороны развел Видно ключик не нашел Чтобы ключик нам достать На носочки надо встать | | Коммуникативные результаты: интегрироваться в работу группы, осуществлять продуктивное взаимодействие с детьми и взрослыми, слушать, следить за действием партнера, сотрудничать с партнером. |
7.Этап включения в систему знаний и повторенияЦель: зафиксировать полученное знание, рассмотреть, как новое знание укладывается в систему ранее изученного, при возможности довести полученный навык до автоматизированности использования и подготовить учеников к дальней-шему погружению в тему. (4 мин) | Вопрос: Ребята, а давайте вспомним, какие арифметические действия мы теперь умеем выполнять? Сейчас мы с вами будем решать номера для повторения изученного материала . Учебник, стр. 124, № 458 Если остается свободное время, решаем задачу 459, стр.124. | Ответ: Сложение, вычитание, умножение, деление. Учащиеся по очереди работают у доски, в процессе решения еще раз повторяют теоретический материал. № 458 | Регулятивные: прогнозировать . Коммуникативные: планировать учебное сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. |
7а. Промежуточный этап, на котором формулируется домашнее задание. (1 мин) | Доска: Домашнее задание: - повторить, - № 456, 461 (1),460. | Записывают домашнее задание. | |
8. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке На данном этапе ученики соотносят цели, которые они ставили на уроке и результаты своей деятельности. (3 мин) | Акцентирует внимание на основных моментах урока. 1. На все ли поставленные в начале урока вопросы мы ответили? 2. Сформулируйте правило деления дробей. 3. Как выполняется деление смешанных чисел? 4. Давайте оценим собственную работу на уроке с помощью карточек, которые лежат на ваших партах: - поднимите зеленую, если вы всё поняли, - желтую, если есть небольшие недочеты и есть над чем работать., - красную, если не совсем разобрались в теме. Спасибо за урок! | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, их соответствие. | Личностные результаты: принимают и сохраняют учебную цель, планируют будущую деятельность, развивают критичность мышления Регулятивный результат: осуществлять самооценку и самоконтроль, адекватная самостоятельная оценка правильности выполнения действий и внесение корректив Коммуникативный результат: выслушивают одноклассников, строят понятные высказывания, озвучивают. |