Формулирование темы урока | Дети как вы думаете, кто был последователем Петра Великого? Так как вы думаете, о ком сегодня пойдет речь на нашем уроке? Правильно, а вы знаете, почему ее называют Великой? Правильно, а знаете, что многие историки сравнивают Екатерину и Петра. Один из ее современников описал суть ее правления: Петр Великий создал в России людей, Екатерина - вложила в них души. Екатерина Вторая «кротко и спокойно закончила, то что Петр Великий принужден был учреждать насильственно». Сегодня на нашем уроке мы поговорим с вами о Екатерине Второй, о том какие полководцы служили при ней и о том какой был Санкт-Петербург во времена правления Екатерины Второй. (1 слайд. Тема урока: «Екатерина Великая») | Ответы детей: Последователем Петра Великого была Екатерина Вторая. На нашем уроке речь пойдет о Екатерине Великой. Ее называют великой потому, что она поставила памятник Петру Первому, совершила много значимых реформ для Российской империи. Слушают учителя. |
Изучение нового материала | А сейчас я немного расскажу вам о самой Екатерине Великой и посему ее так прозвали. Когда в 14 лет Екатерина II переехала в Россию, здесь царствовала Елизавета Петровна. Острый и живой ум, красота немецкой принцессы обратили на себя внимание императрицы. Блистая при русском дворе красотою и умом, Екатерина весь свой досуг употребляла на самообразование. Она много читала. Русский язык Екатерина выучила так, что знала множество поговорок и писала на нем сочинения. После смерти супруга Петра III в 1762 году Екатерина стала императрицей. Она славилась искусством управлять государством и выбирать своих приближенных. В делах она принимала за образец Петра Великого и постоянно спрашивала себя: «Как бы поступил в таком случае Петр I?» Екатерина царствовала 34 года. Все это время наполнено громкими победами русских и мудрыми распоряжениями императрицы. Поэтому история дала ей имя Великой. (2-6 слайд. Картинки Екатерины Великой и ее мужа) Екатерина очень любила один город, а какой вы сейчас догадаетесь сами. (7 слайд. На экране появляются картинки Санкт-Петербурга) Правильно, и сейчас мы с вами отправимся в небольшое путешествие по городу Санкт-Петербургу. (На экране появляется видео о Санкт-Петербурге во времена правление Екатерины Второй). Вот мы и посетили Санкт-Петербург, а кто-нибудь из вас бывал в Санкт-Петербурге? Ребята в этом видео были сказаны, какие изменения произошли в Санкт-Петербурге в период правления Екатерины. А какие изменения вы запомнили? (8-10 слайд. Показываются картинки памятника «Медный всадник», Зимнего дворца, чугунных и каменных мостов) Как вы уже увидели Санкт-Петербург, как и вся Российская империя, потерпела большие изменения. Во времена правления Екатерины Российская империя ни разу не проиграла не одно сражение. Ее правление подарила нам такого великого полководца как Александр Васильевич Суворов и флотоводца Федора Федоровича Ушакова. И сейчас я немного расскажу вам о них. Федор Федорович Ушаков, флотоводец, адмирал, один из создателей российского Черноморского флота и с 1790 года его командующий. Разработал и применил маневренную тактику, одержав ряд крупных побед над турецким флотом в Керченском морском сражении. Он успешно провел Средиземноморский поход российского флота во время войны против Франции. Александр Васильевич Суворов. В 1729 году в семье офицера Василия Суворова родился сын. Мальчик был хилым и болезненным, но с ранних лет мечтал лишь об одном – служить в армии и стать полководцем. Отец не верил, что Александру удастся вынести тяготы и лишения военной службы – уж слишком слаб он был здоровьем. Но в 15 лет Александр Суворов поступил в военную школу. Десять лет он прослужил простым солдатом, а в 1754 году был произведен в офицеры. Суворов изнутри знал солдатскую службу, поэтому всегда в первую очередь заботился о солдатах. Они платили ему за это любовью и уважением. С именем Суворова связаны многие победы русской армии. Прямой и честный характер Суворова не позволял ему склонять голову даже перед императорами. В 1799 году Суворов стал генералиссимусом – это наивысшее воинское звание в русской армии. Умер Суворов в 1800 году, похоронили его в Александро-Невской Лавре. А после него, кроме памяти о трудных походах и замечательных победах, осталась книга «Наука побеждать». Суворов прославился тем, что не проиграл не одного сражения. А в особенности прославился взятием Измаила, непреступного города. (11-15 слайд. Картинки Ушакова и Суворова) | Слушают учителя. Ответы детей: Она любила город Санкт-Петербург. Нет, мы не бывали. Да, я был в Санкт-Петербурге. В Петербурге на главной площади возник памятник Петру I – «Медный всадник»; Нева оделась в каменные набережные, был возведен Зимний дворец, строились каменные и чугунные мосты. |
Закрепление изученного материала | Перед вами лежат таблицы, которые вы должны заполнить. Задание: Разделите события, которые произошли в России при Петре Первом и Екатерине Второй в два столбика. Запишите в таблице только номер, тех событий, которые соответствуют эпохе правления каждого из императоров. События при Петре Первом: Россия стала империей. Россия стала морской державой. Основание Санкт-Петербурга. События при Екатерине Второй: Открытие народных училищ и Воспитательного дома. На Черном море появился русский флот. В Санкт-Петербурге открылся Эрмитаж. Был учрежден орден Георгиевский крест. Оцените работу в ваших парах: У кого нет ошибок? (зеленый кружочек) У кого 1-2 ошибки? (желтый кружочек) У кого более 2 ошибок? (красный кружочек) А сейчас я проверю, на сколько правильно вы усвоили новый материал. Вопросы: Справедливо ли Екатерину Вторую называют Великой? – Какие перемены произошли в России в это время? – Чем прославились А. В. Суворов и Ф. Ф. Ушаков? | Выполняют задание в парах Оценивают свою работу и поднимают кружочки. Ответы детей: Да, справедливо. Ведь все время ее правления наполнено громкими победами русских и мудрыми распоряжениями императрицы Санкт - Петербург стал самым многолюдным городом Империи. На Сенатской площади установлен памятник Петру I «Медный всадник». - Набережные реки Невы одеваются в гранитные берега, строятся каменные и чугунные мосты через реки и каналы. - При Екатерине II возводится Эрмитаж. - В роскошное убранство оделась новая столица государства. Строятся прекрасные дворцы знати. В дни больших балов все площади перед дворцами запружены каретами. Толпы народа собираются поглядеть на роскошные экипажи, платья дам и костюмы кавалеров, усыпанные драгоценными камнями. которые и по сей день чаруют своей красотой. - В городах, по приказу императрицы появились народные училища. Воспитательный дом – приют для сирот и детей бедняков – был открыт в Москве. Ушаков прославился тем, что разработал и применил маневренную тактику, одержав ряд крупных побед над турецким флотом в Керченском морском сражении. Суворов прославился тем, что не проиграл не одного сражения. А в особенности прославился взятием Измаила, непреступного города. |