СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока «Екатерина Великая»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке представлена тех карта.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока «Екатерина Великая»»

УМК «Школа России»

Класс: 4

Тема: «Екатерина Великая»

Цель: Сформировать у учащихся образ Екатерины 2, как Великой царицы, продолжательницы дел Петра Великого, разносторонне развитого человека, дать представление учащимся о деятельности Екатерины 2.

Задачи:

  1. Способствовать формированию чувства гордости за нашу Родину, умение общаться друг с другом, слушать и понимать речь других.

  2. Способствовать формированию представления о времени правления.

Оборудование: презентация, карточки, проектор, интерактивная доска.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формулирование темы урока

Дети как вы думаете, кто был последователем Петра Великого?




Так как вы думаете, о ком сегодня пойдет речь на нашем уроке?


Правильно, а вы знаете, почему ее называют Великой?




Правильно, а знаете, что многие историки сравнивают Екатерину и Петра. Один из ее современников описал суть ее правления: Петр Великий создал в России людей, Екатерина - вложила в них души. Екатерина Вторая «кротко и спокойно закончила, то что Петр Великий принужден был учреждать насильственно».

Сегодня на нашем уроке мы поговорим с вами о Екатерине Второй, о том какие полководцы служили при ней и о том какой был Санкт-Петербург во времена правления Екатерины Второй. (1 слайд. Тема урока: «Екатерина Великая»)


Ответы детей:

Последователем Петра Великого была Екатерина Вторая.

На нашем уроке речь пойдет о Екатерине Великой.


Ее называют великой потому, что она поставила памятник Петру Первому, совершила много значимых реформ для Российской империи.






Слушают учителя.

Изучение нового материала

А сейчас я немного расскажу вам о самой Екатерине Великой и посему ее так прозвали.

Когда в 14 лет Екатерина II переехала в Россию, здесь царствовала Елизавета Петровна. Острый и живой ум, красота немецкой принцессы обратили на себя внимание императрицы. Блистая при русском дворе красотою и умом, Екатерина весь свой досуг употребляла на самообразование. Она много читала. Русский язык Екатерина выучила так, что знала множество поговорок и писала на нем сочинения. После смерти супруга Петра III в 1762 году Екатерина стала императрицей. Она славилась искусством управлять государством и выбирать своих приближенных. В делах она принимала за образец Петра Великого и постоянно спрашивала себя: «Как бы поступил в таком случае Петр I?» Екатерина царствовала 34 года. Все это время наполнено громкими победами русских и мудрыми распоряжениями императрицы. Поэтому история дала ей имя Великой. (2-6 слайд. Картинки Екатерины Великой и ее мужа) Екатерина очень любила один город, а какой вы сейчас догадаетесь сами. (7 слайд. На экране появляются картинки Санкт-Петербурга)


Правильно, и сейчас мы с вами отправимся в небольшое путешествие по городу Санкт-Петербургу. (На экране появляется видео о Санкт-Петербурге во времена правление Екатерины Второй). Вот мы и посетили Санкт-Петербург, а кто-нибудь из вас бывал в Санкт-Петербурге?


Ребята в этом видео были сказаны, какие изменения произошли в Санкт-Петербурге в период правления Екатерины. А какие изменения вы запомнили? (8-10 слайд. Показываются картинки памятника «Медный всадник», Зимнего дворца, чугунных и каменных мостов)




Как вы уже увидели Санкт-Петербург, как и вся Российская империя, потерпела большие изменения.

Во времена правления Екатерины Российская империя ни разу не проиграла не одно сражение. Ее правление подарила нам такого великого полководца как Александр Васильевич Суворов и флотоводца Федора Федоровича Ушакова.

И сейчас я немного расскажу вам о них.

Федор Федорович Ушаков, флотоводец, адмирал, один из создателей российского Черноморского флота и с 1790 года его командующий. Разработал и применил маневренную тактику, одержав ряд крупных побед над турецким флотом в Керченском морском сражении. Он успешно провел Средиземноморский поход российского флота во время войны против Франции.

Александр Васильевич Суворов. В 1729 году в семье офицера Василия Суворова родился сын. Мальчик был хилым и болезненным, но с ранних лет мечтал лишь об одном – служить в армии и стать полководцем. Отец не верил, что Александру удастся вынести тяготы и лишения военной службы – уж слишком слаб он был здоровьем. Но в 15 лет Александр Суворов поступил в военную школу. Десять лет он прослужил простым солдатом, а в 1754 году был произведен в офицеры. Суворов изнутри знал солдатскую службу, поэтому всегда в первую очередь заботился о солдатах. Они платили ему за это любовью и уважением. С именем Суворова связаны многие победы русской армии. Прямой и честный характер Суворова не позволял ему склонять голову даже перед императорами. В 1799 году Суворов стал генералиссимусом – это наивысшее воинское звание в русской армии. Умер Суворов в 1800 году, похоронили его в Александро-Невской Лавре. А после него, кроме памяти о трудных походах и замечательных победах, осталась книга «Наука побеждать». Суворов прославился тем, что не проиграл не одного сражения. А в особенности прославился взятием Измаила, непреступного города. (11-15 слайд. Картинки Ушакова и Суворова)








Слушают учителя.

























Ответы детей:

Она любила город Санкт-Петербург.









Нет, мы не бывали.

Да, я был в Санкт-Петербурге.





В Петербурге на главной площади возник памятник Петру I – «Медный всадник»; Нева оделась в каменные набережные, был возведен Зимний дворец, строились каменные и чугунные мосты.

Закрепление изученного материала

Перед вами лежат таблицы, которые вы должны заполнить. Задание: Разделите события, которые произошли в России при Петре Первом и Екатерине Второй в два столбика. Запишите в таблице только номер, тех событий, которые соответствуют эпохе правления каждого из императоров.

События при Петре Первом:

Россия стала империей.

Россия стала морской державой.

Основание Санкт-Петербурга.

События при Екатерине Второй:

Открытие народных училищ и Воспитательного дома.

На Черном море появился русский флот.

В Санкт-Петербурге открылся Эрмитаж.

Был учрежден орден Георгиевский крест.


Оцените работу в ваших парах:

У кого нет ошибок? (зеленый кружочек)

У кого 1-2 ошибки? (желтый кружочек)

У кого более 2 ошибок? (красный кружочек)

А сейчас я проверю, на сколько правильно вы усвоили новый материал. Вопросы:

Справедливо ли Екатерину Вторую называют Великой?





– Какие перемены произошли в России в это время?


































– Чем прославились А. В. Суворов и Ф. Ф. Ушаков?

Выполняют задание в парах























Оценивают свою работу и поднимают кружочки.








Ответы детей:

Да, справедливо. Ведь все время ее правления наполнено громкими победами русских и мудрыми распоряжениями императрицы


Санкт - Петербург стал самым многолюдным городом Империи.

На Сенатской площади установлен памятник Петру I «Медный всадник».

- Набережные реки Невы одеваются в гранитные берега, строятся каменные и чугунные мосты через реки и каналы.

- При Екатерине II возводится Эрмитаж.


- В роскошное убранство оделась новая столица государства. Строятся прекрасные дворцы знати. В дни больших балов все площади перед дворцами запружены каретами. Толпы народа собираются поглядеть на роскошные экипажи, платья дам и костюмы кавалеров, усыпанные драгоценными камнями. которые и по сей день чаруют своей красотой.

- В городах, по приказу императрицы появились народные училища. Воспитательный дом – приют для сирот и детей бедняков – был открыт в Москве.

Ушаков прославился тем, что разработал и применил маневренную тактику, одержав ряд крупных побед над турецким флотом в Керченском морском сражении.

Суворов прославился тем, что не проиграл не одного сражения. А в особенности прославился взятием Измаила, непреступного города.

Домашнее задание

Прочитать материал в учебнике (стр. 105-110)

С помощью дополнительной литературы подготовить рассказ-биографию А.В. Суворова или Ф.Ф. Ушакова.

Записывают задание в дневник.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!