| I. Организационный момент Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. 1.Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо») 2. Организовать деятельность по установки тематических рамок («могу») 3. Создать условие для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»). | Начинаем урок: Учитель показывает девочкам лоскуты ткани. -Девочки, а что я вам сейчас показываю? Вспомните, как называется наука о тканях? Сегодня мы начнем изучение следующего раздела, который называется Материаловедение. Как вы уже знаете, материаловедение изучает свойства текстильных волокон. -На какие два больших класса делятся текстильные волокна? Отгадайте загадку. По горам, по долам, Ходит шуба да кафтан. -Овца – это кто? -Волокно, какого происхождения можно получить от овцы? Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? | Учащиеся смотрят, думают, делают выводы и обосновывают ответы. Предполагаемые ответы: Ткань, материал… Материаловедени Натуральные и химические. О волокнах. Овца. Животное. - От овцы можно получить волокна животного происхождения. | Л. Самоопределение, самоорганизация, - К. Планирование совместного сотрудничества со сверстниками и с учителем. Р. Способность прогнозировать деятельность на уроке | Устные ответы |
| Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | 1.Целеполагание и постановка задач. 2. Систематизация имеющиеся у учащихся знаний. 3.Актуализация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов. 4. Мотивация к пробному учебному действию «надо» - «могу»- «хочу». 5.Организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия. 6.Фиксация индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия. | - Верно, давайте приступим к уроку получения новых знаний и сформулируем тему нашего сегодняшнего урока «Натуральные волокна животного происхождения. Свойства шерстяных тканей» Вспомним…Опрос. ПРОБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ. Вспомним правила работы в группе. Учитель раздает образцы тканей шерсть, хлопок, лён и шёлк и предлагает детям найти шерстяную ткань. Поднимите выбранный вами лоскуток и покажите всему классу. У кого нет результата? Кто смог выполнить? У кого возникли трудности? | Повторяем то, что нам пригодится для открытия новых знаний. Хлопок, лён, лён, лён, ткачество, гладкокрашеная, ярче рисунок, осыпаемость, усадка, гигиенические, льняные, Пробное действие. Чтобы понять, что я не знаю и найти способ решения проблемы | П.извлечение необходимой информации из текстов Р.выполнение пробного учебного действия К.учёт разных мнений, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью | Устные ответы Выполнение задания |
| Выявление места и причины затруднения. | На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. 1.Востановить выполненные операции и зафиксировать место, где возникло затруднение. 2.Соотнести свои действия с используемым способом действия и выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднений, те конкретные знания, которых недостает для выполнения поставленной задачи. | В каком месте возникли затруднения? Почему? Чего не хватает? | ЗАТРУДНЕНИЕ Я не смог определить шерстяную ткань. Я не знаю её качеств и свойств. Нет необходимых знаний по данной проблеме. | П.анализ, синтез, обобщение. Формулировка проблемы. Структурирование знаний. К.выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. | Устные ответы |
| II. Изучение нового материала Реализация построенного проекта. | Построение и фиксация нового знания. 1.Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом. 2.Организовать нового способа действия речи. 3.Организовать фиксацию нового с помощью инструкционных карт. 4. Организовать уточнение общего характера нового знания. | Объяснение нового материала. -Ткани, изготовленные из натуральных волокон, положительно влияют на организм человека, поэтому с древних времен они используются для изготовления одежды -Чем же так хороши эти волокна, нам предстоит узнать на уроке. Историческая справка о шерсти. -Шерсть – волосяной покров животных. Этот покров состоит из разных видов волокон Шерстяной покров состригают ножницами или специальными машинками цельными неразрывными пластами. Эти пласты и называются руно -Чем же на самом деле является золотое руно? - Золотое руно – это качественная шерсть овец. -Почти 95% шерсти дают нам овцы, но используют и шерсть других животных - Назовите их. Перед отправлением на текстильную фабрику шерсть подвергают первичной обработке. -Ее сортируют – перебирают по качеству, треплют– разрыхляют и очищают от примесей и загрязнений; промывают – горячей водой с мылом содой, сушат – в сушильных машинах. -Затем изготавливают пряжу, а из нее на ткацких фабриках производят ткани, красят их в различные цвета и наносят рисунки. Свойства тканей зависят от свойств волокон, из которых они произведены. Каково волокно – таково и полотно, говорится в русской пословице. ШЕРСТЯНЫЕ ВОЛОКНА ТКАНИ Длина – 2 – 45 см Толщина – различная. Чем толще волокно, тем прочнее ткань. Цвет – белый, серый, рыжий черный. Обладают высокой гигроскопичностью (хорошо впитывают влагу и быстро сохнут), теплозащитными свойствами. Упругие, ткани малосминаемы. Недостатки: пылеемкость, усадка. После сгорания образуют черный комочек, растирается пальцами, остается запах жженого пера. - Стирают вручную при t 300 С, с моющими средствами, сушат в разложенном виде, утюжат при t 150 0-2000 С через проутюжильник. - Из шерстяных волокон изготавливают плательные, костюмные и пальтовые ткани: драп, габардин, кашемир. Из них шьют костюмы, платья, пальто, куртки. В них тепло даже в самый сильный мороз. - Шерсть замечательна и тем, что годится в виде бесформенной массы – войлока. Из войлока, сбив его плотнее, делали накидки, бурки. В них не промокали под дождем – вода скатывалась, их не пробивали пули – отскакивали или застревали Физ. минутка | Выступление обучающегося Затруднения. Называют животных | Л. смыслообразование, анализ, синтез, обобщение. П.классификация, познавательная инициатива, выдвижение гипотез, и их обоснование, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, построение логической цепи рассуждений, доказательство. К.формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений, достижение договорённостей и согласование общего решения. | Наблюдение |
| III. Творческая практическая деятельность. Первичное закрепление, практическая работа с самопроверкой по эталону | Применение нового знания в типовых заданиях. 1.Организовать освоение детьми нового способа действия при решении данного класса задач в группах. 2.Организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки. | Практическая работа №1 «Изучение волокон шерсти» Практическая работа №2. «Изучение свойств шерстяных тканей» Каждая группа защищает работу. | изучают, проговаривают о своих затруднениях Выполнение практической работы по группам | П.анализ, синтез, обобщение, классификация, выполнение действий по алгоритму, доказательство. К.формирование и аргументация своего мнения и позиции коммуникации, управление поведения партнёра. Л. Осознание ответственности за общее дело. | Выполнение задания |
| Включение в систему знаний и повторение. | Включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. 1.Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. | Чтобы закрепить, полученные знания,выполним тест | Выполняют тест | Л.нравственно-эстетическое оценивание усеваемого содержания. П. анализ, синтез, обобщение, классификация, аналогия. | Выполнение задания |
| IV. Итоги урока. Рефлексия учебной деятельности. | Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода повторения нового знания. 1.организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся. 2.организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке. 3.Организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности. | Подведём итог урока. Что нового вы сегодня открыли для себя. Пригодятся ли вам полученные знания? Оцените свою работу. . | Мы узнали многое о шерстяных тканях Я узнала… Я научилась…. Мне пригодится это… | П.рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата деятельности. Л. Самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности. К.планирование учебного сотрудничества. | Оценивание учащихся за работу на уроке. Устные ответы. |